Правила автоматизации звуков 2 глава
3. Проблемы со слухом. Плохо развитый слух ребенка может неблагоприятно сказаться на умственном развитии малыша. Здесь важно вовремя диагностировать недостаточный слух, в противном случае можно потерять время для стимуляции слуховых проходов, ведущих к слуховым центрам мозга.
Существует несколько признаков, благодаря которым можно установить, что у ребенка имеются проблемы со слухом. 1. Если новорожденный ребенок не вздрагивает при хлопке руками в 1—2 м от него и не успокаивается при звуке голоса матери. 2. Если в 3—4 месяца ребенок не отвечает на улыбку взрослого, т. е не улыбается. 3. Если в 7 месяцев ребенок не лопочет и не повторяет простые звуки. 4. Если в 7—12 месяцев он не поворачивает голову на знакомые звуки и не подает голос в ответ на обращенную к нему речь.
Когда нужно начинать беспокоиться? 1.Если в словарном запасе ребенка менее 20 слов, и он не может комбинировать их между собой. «Слово» в данном случае обозначает не полноценные слова, а скорее принадлежность одного звука одному объекту. Так звук [ба] всегда означает «бабушка». 2.Ребенок произносит слова невнятно, и понять можно только половину из них. 3. Ребенок не взаимодействует с другими детьми, не вступает в игру. 4. Если ребенок не понимает или не может ответить на простые вопросы. 5.Ребенок не узнает и не называет простые предметы, не может назвать некоторых членов семьи. Если у двухлетнего ребенка обнаружен один или несколько признаков, нужно обязательно, не откладывая, обратиться к педиатру, который проверит слух малыша. Нарушения слуха могут возникнуть после перенесенной ушной инфекции, что может значительно затормозить развитие речи.
Если со слухом все нормально, то врач может предположить, что у ребенка наблюдается незначительное отставание в развитии. В этом случае он предложит понаблюдать за малышом в течение 6 месяцев или года. За это время родители должны помочь ребенку развить навыки, ведь даже если малыш занимается с логопедом, упражнения дома могут оказать существенную помощь. Следует помнить о том, что у мальчиков в отличие от девочек речевое развитие может запаздывать, также у мальчиков гораздо чаще наблюдаются нарушения речевого развития и слуха.
Важно помнить 1. Ребенок не глупее взрослого. Он может обидеться или посмотреть с недоумением. 2. Объясните малышу, что если он хочет рассказать о том. что происходило, ему обязательно необходимо употреблять слова, так как жестами тут не обойтись. Это упражнение очень полезно для детей, которых легко понимают в семье, а потому они «ленятся» говорить. 3. Важно развивать мелкую моторику ребенка. Он должен больше лепить, рисовать, нанизывать бусины и пуговицы на нитку, складывать пазлы, так как речевой центр и центр тонкой моторики находятся рядом. В заключение следует сказать, что родители не должны легкомысленно относиться к задержке развития речи у ребенка. Несмотря на индивидуальные особенности, есть определенные нормы, отклонения от которых могут стать поводом для начала серьезной работы. А чем раньше она будет начата, тем лучше будут результаты. Согласно статистике, если к 5 годам речь ребенка развита хуже, чем у сверстников, то в 80% случаев это отставание проявится и в школе, что будет мешать нормальному обучению письму и чтению, а в дальнейшем отразится на успеваемости по всем школьным предметам. Глава 2. Игры с детьми 3 лет Игры включают в себя различные последовательные движения, которые сопровождаются стихами или потешками. Комплексы пальчиковой гимнастики обязательно должны подбираться индивидуально с учетом возраста ребенка, уровня развития движений его рук и пальцев. Обычно детям 3—4 лет предлагается выполнение небольших комплексов, которые включают в себя 4—5 движений, позволяющих отработать гибкость и дифференцированность движений каждого пальца, сгибание и разгибание.
Игры на развитие речевого и фонематического слуха
Игра «Кто так говорит?» Цель игры: научить ребенка отличать животных по голосам и подражать им. Оборудование: мяч. Ход игры. В игре может участвовать 4—5 человек. Дети встают полукругом, в центре которого становится воспитатель с мячом в руках. Он бросает мяч кому-нибудь из детей и называет любое животное. Ребенок должен поймать мяч, вспомнить, как «разговаривает» названное животное, и изобразить его. Эту же игру можно проводить и по-другому: воспитатель бросает мяч ребенку и говорит: «Покажи, как гавкает собака (или мяукает кошка)».
Игра «Угадай, кто тебя позвал» Цель игры: научить ребенка узнавать другого человека по голосу. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. В игре должны принимать участие не менее 3 детей. Один из них становится в центре и закрывает глаза. Воспитатель (взрослый) указывает на кого-то из остальных и просит, не называя своего имени, позвать стоящего в центре. Ребенку нужно угадать, кто его позвал. Если он угадывает, то встает в круг, а тот, кого угадали, — в центр.
Игра «Хлопай на счет «пять» Цель игры: научить ребенка считать до 5 и выполнять действия по просьбе взрослого. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. В игру можно играть как вдвоем, так и группой. Ребенок садится напротив взрослого, который говорит, что сейчас он начнет считать до 5 и как только произнесет «пять», малышу нужно один раз хлопнуть в ладоши. Он должен вместе со взрослым считать от 1 до 5, приближая ладони друг к другу, но не хлопая.
Цель игры: научить ребенка отличать одни звуки от других, а так же заданный звук в начале слова. Оборудование: картинки, на которых написаны слова, известные ребенку, и в которых содержится определенный гласный или согласный звук. Ход игры. В игру вполне можно играть вдвоем или с 3—5 детьми. Игроки садятся за стол, а взрослый говорит, что будет показывать им картинки и называть их. Дети должны внимательно слушать и попытаться отгадать, какой звук есть во всех названиях. Сначала несколько картинок можно разобрать и произнести вместе. Найденный звук должен произноситься четко.
Игра «Слушай внимательно» Цель игры: развить у ребенка остроту слуха, Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. В игру можно играть вдвоем. Взрослый и ребенок встают друг от друга на расстоянии 1,5—2 м. Взрослый шепотом произносит слова, известные ребенку, например, дом, кот, мама, стол и т. п. Ребенок должен повторить, что он услышал. Потом можно поменяться ролями. Игру можно провести иначе, с участием 4—5 человек, которые становятся в шеренгу. Водящий находится на определенном расстоянии от них и четким шепотом отдает детям команды, например, присесть, встать на цыпочки, попрыгать и т. п. Задача детей правильно услышать команду и выполнить ее.
Игра «Слушай внимательно и выполняй» Цель игры: научить ребенка выполнять просьбы и задания, Оборудование: игрушки и предметы, знакомые ребенку. Ход игры. Играть можно вдвоем или группой. Взрослый садится от ребенка пли детей на определенном расстоянии и дает задания, например, принести игрушку, отнести чашку, посадить куклу в коляску и т. п. Если играет группа детей, то задания даются конкретному ребенку, а остальные должны сидеть тихо и не подсказывать.
Игра «Выбери картинку» Цель игры: научить ребенка находить картинку, название которой содержит определенный звук. Оборудование: картинки, известные ребенку. Ход игры. Взрослый показывает ребенку картинки на определенный звук, например, [п] папа, поле и т. п., а ребенку нужно повторять за ним слова. Потом взрослый должен объяснить, что все названные слова начинаются на звук [п], и перемешать картинки с другими, в названии которых этого звука нет. Задача малыша — вспомнить и выбрать из них те, которые были показаны.
Игра «Лото»
Цель игры: научить ребенка соотносить слова с изображением на картинке. Оборудование: детское лото. Ход игры. Игру лучше всего проводить с группой детей из 4—5 человек. Взрослый раздает детям игровые карты, которые поделены на несколько сегментов с изображением какого-то конкретного предмета в каждом, а сам показывает маленькие карточки, называя данное изображение. Если у ребенка в игровой карте есть этот предмет, то он называет его и забирает карточку у ведущего. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту.
Игры на развитие голоса Игра «Протяни звук» Цель игры: помочь ребенку развить речевое дыхание. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. В игру нужно играть, разбившись на пары. Дети становятся лицом друг к другу и по сигналу взрослого глубоко вдыхают и начинают тянуть определенный гласный звук (а, о, у, и, э). Выигрывает тот, кто дольше протянул звук, не делая дополнительного вдоха.
Игра «Повтори за мной» Цель игры: научить ребенка подражать, выразительности речи и мимике. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. В эту игру можно играть как вдвоем, так и разбившись на пары. Взрослый изображает поочередно сначала веселого, потом грустного, сердитого и удивленного человека, при этом произнося с определенной интонацией «ах-ах-ах», «ай-ай-ай», «о-го-го», «ох-ох-ох», «ой-ой-ой» и выражая эмоции мимикой. Задача ребенка — догадаться какое настроение передает взрослый, а потом попробовать повторить слова с той же интонацией.
Игра «Уложи куклу Цель игры: развить плавность голоса ребенка, спать» Оборудование: коляска и кукла. Ход игры. Ребенок стоит рядом с коляской и держит на руках куклу. Взрослый объясняет малышу: «Кукла устала, плачет и хочет спать. Покачай ее немного. Но сначала посмотри, как это нужно делать». После этих слов взрослый берет куклу на руки и напевает: «А-а-а!». а уже затем эти действия выполняет ребенок.
Игра «Эхо» Цель игры: развить силу голоса ребенка. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. В игру можно играть вдвоем или с большим числом игроков, главное, чтобы участников было с четное количество. Игроки разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу. Одна шеренга громко произносит сочетания гласных звуков, например, ау, оу, ио, аи и пр., а вторая тихо их повторяет.
Игры на развитие слоговой структуры слова Игра «Повтори по порядку»
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый называет ребенку в определенной последовательности 2—3 гласных звука, например, [у-и-а] или [а-о-у]. Задача ребенка заключается в том, чтобы запомнить в каком порядке произносились звуки и повторить их.
Игра «Повтори по слогам». Цель игры: научить ребенка проговаривать слова по слогам. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Взрослый называет ребенку слова, которые он знает и звуки в которых произносит правильно. Малыш должен повторить названные слова, соблюдая при этом деление на слоги. Например, ок-но (2 слога), кош-ка (2 слога), дом (1 слог) и т. д.
Игры на расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя
Имя существительное
Игра «Что это такое?» Цель игры: пополнить словарный запас ребенка словами, которые обозначают предметы, их признаки и действия. Оборудование: игрушки и различные предметы, знакомые ребенку, картинки, на которых изображены действия с предметами. Ход игры. В эту игру можно играть вдвоем или группой. Взрослый показывает ребенку разные игрушки и предметы и задает вопросы: кто это или что это? В ответ ребенок должен назвать предмет. Потом взрослый показывает ребенку картинки и опять задает вопросы: кто это или что это? Что он (она) делает? Какого это цвета?
Игра «Разложи правильно» Цель игры: научить ребенка сравнивать. Оборудование: картинки из лото, известные ребенку, например игрушки, посуда, мебель, одежда и т. д. Ход игры. Взрослый показывает и называет маленькую карточку с изображением, если она подходит ребенку он берет ее себе. Игра ведется до тех пор, пока не закроются карты.
Игра «Выбери правильно» Цель игры: пополнить словарный запас ребенка словами, которые обозначают предметы мужского и женского гардероба. Оборудование: карточки с изображениями предметов мужской и женской одежды, обуви, головных уборов. Ход игры. Игру можно проводить как соревнование. В таком случае, выбираются двое детей: мальчик и девочка. Девочке нужно выбирать картинки с мужской одеждой, а мальчику — с женской.
Игра «Животные» Цель игры: научить ребенка различать диких и домашних животных. Оборудование: карточки, на которых изображены животные, две картинки большего размера с изображениями леса и дома. Ход игры. Взрослый раскладывает карточки перед ребенком и просит отложить картинки с домашними животными к картинке с домом, а диких — к картинке с лесом. В эту игру можно играть и с группой детей.
Игра «Ответь на вопрос» Цель игры: пополнить словарный запас ребенка новыми существительными на темы «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Деревья» и т. д. Оборудование: мяч. Ход игры. Взрослый и ребенок становятся друг к другу лицом и выбирают любую тему. Затем взрослый бросает ребенку мяч и задает вопрос, например: Что растет в саду? Кто живет в лесу? и т. д. Ребенок должен поймать мяч и ответить на вопрос. Игра «Назови предмет» Цель игры: научить ребенка находить подходящие по смыслу предметы и развивать фразовую речь. Оборудование: любые предметы, знакомые ребенку. Ход игры. Взрослый предлагает ребенку найти и назвать предмет, из которого едят, пьют, которым открывают дверь, режут и т. п. Если ребенок правильно называет и показывает предметы, то можно переходить к составлению предложений, например: «Из чашки пьют чай», «Ключом открывают дверь» и т. д.
Игра «Отгадай загадку» Цель игры: расширить словарный запас ребенка, развить его сообразительность. Оборудование: игрушки или картинки. Ход игры. Взрослый выставляет игрушки или раскладывает картинки по количеству загадок. Затем он зачитывает понятные и простые для ребенка загадки. Если ребенок отгадал, он выбирает необходимую игрушку или картинку.
Имя прилагательное Игра «Назови предметы» Цель игры: научить ребенка согласовывать прилагательные с существительными. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей. Игроки договариваются называть предметы одного цвета или размера, которые находятся вокруг, но не рядом. Предметы нужно называть вместе с их признаком, например, желтый цветок, зеленый мяч и т. д.
Игра «Какого это цвета» Цель игры: научить ребенка различать цвета, оттенки; согласовывать существительные и прилагательные. Оборудование: карточки с изображением знакомых ребенку предметов и квадратиков (кружочков) разных цветов, которые соответствуют цветам и количеству предметов. Ход игры. Картинки и квадратики взрослый распределяет между собой и ребенком поровну. После чего он называет предмет, а малыш находит квадратик подходящего цвета и вместе с взрослым проговаривает словосочетания, например, красная ягода, зеленый лист, синий мяч и т. д. Глагол
Игра «Что я делаю?» Цель игры: пополнить словарный запас ребенка новыми глаголами. Оборудование: специального оборудования не требуется.
Игра «Выполни последовательно» Цель игры: научить ребенка употреблять в речи глаголы повелительного наклонения в единственном числе. Оборудование: любимая игрушка ребенка. Ход игры. Взрослый говорит ребенку: «Вот твоя любимая игрушка. А ты умеешь с ней играть? Давай уложим ее спать, а потом накормим и поиграем с ней». В том случае, если ребенку сложно выполнить ряд последовательных действий, то взрослый должен показать ему от начала и до конца, а потом инструктировать ребенка.
Игра «Домашние животные» Цель игры: научить ребенка различать голоса домашних птиц и животных, подражать им. Оборудование: карточки с изображением домашних птиц и животных (гусь, кошка, собака, петух, курица, корова, лошадь). Ход игры. Взрослый показывает ребенку картинку с домашним животным или птицей, а ребенок должен показать как они «разговаривают». Например, «кря-кря-кря» — крякает утка.
Игра «Кто что делает» Цель игры: научить ребенка правильно использовать в речи глаголы III лица единственного числа настоящего времени. Оборудование: мяч. Ход игры. В игру можно играть как вдвоем, так и с группой детей. Игроки становятся в круг, взрослый, находящийся в его центре, бросает мяч любому ребенку и называет животное или имя. Ребенок, который поймал мяч, называет действие, которое соответствует животному или имени. Например: кошка — мяукает; собака — гавкает; Петя — играет; Света — рисует и т. п.
Игра «Выполни действие» Цель игры: научить ребенка использовать в речи глаголы повелительного наклонения. Оборудование: игрушки и предметы, окружающие ребенка. Ход игры. Взрослый дает ребенку задания, которые быстро следуют друг за другом, например: иди — садись — встань — прыгай — стой и т. п.
Имя числительное, местоимение, наречие
Игра «Подбери слово»
Оборудование: мяч. Ход игры. Взрослый бросает ребенку мяч и называет одно полное нераспространенное предложение и начало следующего: я стою — ты..., мы идем — они..., ты сидишь — я... и пр. Задача ребенка — поймать мяч и назвать нужное действие.
Игра «Посчитай» Цель игры: научить ребенка порядковому счету до 5 и обратно, согласовывать количественные числительные с существительными. Оборудование: детское лото Ход игры. Взрослый дает ребенку игровые карты, а сам берет маленькие карточки и начинает задавать вопросы: «У тебя есть одно ведро?», «Две куклы?» и т. д. Ребенок должен увидеть на своих картинках то же изображение, что помещено на маленькой карточке, и ответить, например: «У меня одно ведро».
Игра «Слова» Цель игры: пополнить словарный запас ребенка. Оборудование: мяч. Ход игры. Взрослый бросает мяч ребенку и называет действие или признак действия. Задача малыша поймать мяч и назвать слово, противоположное по значению. Например, взрослый говорит «быстро», ребенок должен сказать «медленно». Если ребенку трудно сразу ответить, можно ему помочь.
Глава 3. Игры с детьми 4-5 лет.
Игры на развитие фонематического слуха
Игра «Послушай и назови» Цель игры: научить ребенка отличать друг от друга звуки, которые издают окружающие предметы, развить фонематический слух. Оборудование: металлические и деревянные ложки, мяч, бумага, книга, стакан с водой, пустой стакан, колокольчик, ключи. Ход игры. В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Дети вместе с взрослым рассматривают различные предметы, которые разложены на столе. Затем играющие садятся спиной к взрослому, который в это время издает звуки различными предметами, которые дети рассматривали до этого, а играющие в свою очередь должны отгадать, что звучит и ответить полным предложением. Например, они могут сказать так: «Это звенит колокольчик» или «Это льется вода» и т. д.
Цель игры: развить фонематический слух, обратить внимание детей на то, что разные музыкальные инструменты имеют свои «голоса», научить отличать их друг от друга. Оборудование: детские музыкальные инструменты, например металлофон, гармошка, барабан и т. д. Ход игры. В игру можно играть вдвоем с взрослым или с группой детей. Перед началом игры взрослый демонстрирует детям инструменты, дает их внимательно рассмотреть и прослушать, какие звуки они издают. После этого взрослый ставит между собой и детьми ширму, за которой и производит звуки различными инструментами. Дети внимательно слушают и отгадывают, какой музыкальный инструмент звучит в данный момент.
Игра «Слушай внимательно» Цель игры: развить фонематический слух, остроту слуха, Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Игра проводится с группой детей из 4—5 человек, которые садятся по кругу. Взрослый обычным голосом просит выполнить какое-либо задание или действие, а затем шепотом называет имя того, кто будет его выполнять. Если ребенок не услышал свое имя, ведущий называет имя другого ребенка.
Игра «Какое настроение?» Цель игры: развить зрительное и слуховое внимание, выразительность речи, мимику, подражательность. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. В игре могут принимать участие несколько детей, каждый ребенок водит по очереди. Он изображает человека с разным настроением: веселого, грустного, счастливого, удивленного, злого и т. д., придумывая для каждого настроения свою мимику и произнося при этом короткие слова с нужной интонацией: «ай-ай-ай», «ой-ой-ой», «ох-ох-ох» и т. д. Остальные дети должны по выражению лица, мимике и интонации угадать, кого хотел изобразить водящий. При этом они должны постараться назвать настроение подХодящим словом и объяснить причину того или иного настроения.
Игра «Хлопочки» Цель игры: развить фонематический слух, память, внимание, научить ребенка выполнять действия по словесной инструкции взрослого.
Ход игры. В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Дети садятся напротив взрослого, который говорит им, что сейчас будет считать до 10, но как только он назовет число 10 все дети должны хлопнуть в ладоши. На другие числа хлопать не нужно. Затем дети вместе со взрослым начинают считать от 1 до 10, приготавливая при этом ладошки для хлопка. 2—3 раза считать следует правильно, а затем взрослый должен начать «путаться», т. е. при произнесении любого числа, но не 10, следует быстро приближать ладони так, словно он хочет хлопнуть. Те дети, которые были не очень внимательны и хлопали в ладоши не на условленное число, из игры выбывают.
Игра «Как услышишь, хлопни» Цель игры: научить ребенка выделять среди других заданный звук, развить фонематический слух, память, внимание. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Взрослый объясняет ребенку, что он должен хлопнуть в ладоши, если услышит какой-либо определенный звук. После этого взрослый начинает четко произносить сначала звуки, затем слоги и слова, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, как только он услышит заданный звук. Например, взрослый предлагает ребенку выделить звуки в таком порядке: [С], [А], [О], [С], [М], [Н], [С], [О], [А], [С], [У], [С], [Т], [С] и т. д. Слоги: СО, ОН, СА, МА, ЛО, АС, НА, ОС, СА и т. д. Слова: сон, аист, автор, дорога, соль, утро, снег и т. д.О
Игра «Какой звук первый?» Цель игры: научить ребенка выделять первый звук в слове (гласный и согласный), развить фонематический слух, память, внимание. Оборудование: специального оборудования не требуется.
Например: нос — звук [н], аист — звук [а], Аня — звук [а], луна — звук [л] и т. д.
Игра «Назови последний звук» Цель игры: научить ребенка выделять последний звук в слове, развить память, внимание, обогатить словарный запас. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Взрослый называет простые слова, выделяя при этом голосом и интонацией последний звук. Если слово оканчивается на гласный звук, то его нужно специально долго протянуть, если конечный звук согласный, взрослый должен произнести его с силой, чтобы он отличался от других звуков в составе слова. Например: сон — звук [н], ложка — звук [а], стол — звук [л], молоко — звук [о] и т. д. Игра «Не зевай, слова скорее называй» Цель игры: развить фонематический слух, научить отличать начальный звук слова от других звуков и соотносить его с таким же звуком в других словах, обогатить словарный запас ребенка. Оборудование: Картинки с предметами, названия которых начинается на согласный или ударный гласный звук. Ход игры. В эту игру лучше всего играть с ребенком после предварительной работы, т. е. после того, как ребенок научится определять начальный звук в слове. Взрослый показывает малышу картинки с предметами и предлагает назвать звук, с которого начинается то или иное слово. А затем просит его называть еще 2—3 слова, которые начинаются с этого звука.
Игра «Повтори» Цель игры: развить слуховое внимание, фонематический слух, память. Оборудование: бубен или барабан. Ход игры. В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Ребенок сидит на стульчике с закрытыми глазами, а взрослый в это время задает определенный ритм, отстукивая его по барабану или бубну. После этого взрослый просит повторить ребенка только что услышанный ритм, прохлопав его в ладоши.
Игра «Помоги закончить слово» Цель игры: развить фонематический слух, научить ребенка добавлять недостающий звук в слове, закрепить правильное произношение звуков. Оборудование: предметные картинки. Ход игры. Взрослый по одной выкладывает перед ребенком картинки, а затем начинает произносить слова, не договаривая при этом последний звук. Ребенок должен посмотреть внимательно на картинку, догадаться, что это за слово, и назвать его полностью. Как только ребенок усвоит эту игру, ее правила можно усложнить и попросить малыша заканчивать слова без картинок, давая при этом ребенку задание добавлять в конце слова какой-то определенный звук и называть слово полностью. Например, закончи слова звуком [н] — бараба(н), бара(н), нага(н) и т. д. или же слогом ка — бан(ка), лож(ка), соба(ка) и т. д.
Игра «Где спрятался звук?» Цель игры: развить фонематический звук, научить ребенка определять местоположение звука в слове, обогатить словарный запас, развить память, внимание, мышление. Оборудование: специального оборудования не требуется.
После этого взрослый предлагает ребенку внимательно послушать слова и сказать где находится тот или иной заданный звук, т. е. стоит он в начале, середине или конце. Например, нужно определить местоположение звука [л]: лодка — звук [л] в начале, молоко — звук [л] в середине, стол — звук [л] в конце.
Игра «Цепочка»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|