Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правила автоматизации звуков 3 глава




Цель игры: научить ребенка выделять первый и последний звук в словах обогатить его словарный запас, развить слухо­вое внимание, память, мышление.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Один из играющих называет любое слово, а другой придумывает и называет сло­во на его последний звук и т. д. В итоге должна получиться цепочка. Например: луна — ананас — собака — апельсин — нога и т. д.

 

Игра «Подбери картинку»

Цель игры: научить ребенка подбирать картинку к заданному слову, которое начинается на определенный звук, развить внимание, память, мышление, обогатить словарный за­пас.

Оборудование: предметные картинки со словами, начинающимися на задан­ный звук, несколько картинок, начинающихся на другие звуки.

Ход игры. Перед началом игры на столе нужно разложить все предметные картинки и дать возможность ребенку их рассмотреть. Затем взрослый объясня­ет малышу, что ему нужно выбрать те картинки, на которых изображены слова на заданный звук, например, звук [Б]. После этого взрослый начинает четко называть все картинки, а ребенок должен выбрать из них подходящие (бак, собака, ложка, батон, слон и т. д.)

 

Игра «Разложи картинки»

Цель игры: научить ребенка выделать в словах первый звук, обогатить словарный запас, развить память, внимание, мышление.

Оборудование. Предметные картинки со словами, начинающимися на раз­ные звуки, по несколько картинок на каждый из них.

Ход игры. Взрослый выкладывает перед ребенком картинки, называет то, что на них изображено, а затем просит его сложить изображения в несколько ку­чек, объединяя их по первому звуку. Например:

[П] — палка, палатка, подушка, попугай и т. д.;

[С] — собака, слон, силач, стол, стул и т. д.;

[Л] — лампа, лошадь, ложка, ларец и т. д.;

[У] — улитка, удочка, утюг, утка и т. д.;

[М] — малина, молоко, машина, мак, муха и т. д.;

[И] — игла, ива, игрушка, индюк и т. д.;

[Р] — роза, ромашка, ракета и т. д.

 

Игра «Найди звук»

Цель игры: научить ребенка слышать первый и последний звук в словах, развить слуховое внимание, закрепить пра­вильное произношение.

Оборудование: предметные картинки, в названиях которых есть определен­ный звук.

Ход игры. Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой де­тей. Взрослый показывает картинки и называет предметы, которые на них изо­бражены. Дети внимательно слушают и говорят, какой звук есть во всех этих сло­вах. Например, взрослый показывает и называет картинки, на которых изобра­жены слова, начинающиеся со звука [К]: кофе, кофта, колокол, коньки, колесо и т. д., а дети должны ответить полным ответом: «Во всех этих словах есть звук [К]». Далее они должны вспомнить названные взрослым слова со звуком [К] и приду­мать несколько своих примеров с этим звуком.

 

Игры на развитие голоса

Игра «Пароход»

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить различать звуки, произносить их тихо и громко.

Оборудование: рисунок парохода.

Ход игры. В игру можно играть как вдвоем с ребенком, так и с группой из 3—4 детей. Все участники рассаживаются за столом. Взрослый показывает картинку с изображением парохода и спрашивает, что это такое, а как он гудит, а затем изображает гудок парохода, когда он находиться далеко, и просит повторить де­тей. Затем взрослый изображает гудок приближающегося парохода. Дети повто­ряют. И, наконец, взрослый имитирует гудок парохода, который находиться со­всем близко. Дети снова повторяют. Необходимо следить за тем, чтобы дети пра­вильно произносили звук парохода, находящегося вблизи, вдали и совсем близко.

Эту игру можно провести как подвижную. В этом случае предложите детям двигаться как пароходы и сигналить, приближаясь к пристани или удаляясь от нее или друг от друга.

 

Игра «Вездеход»

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить звуки.

Оборудование: рисунок вездехода.

Ход игры. В игру можно играть как вдвоем с ребенком, так и с группой из 3—4 детей. Все участники рассаживаются за столом. Взрослый показывает картинку с изображением вездехода и спрашивает, что это такое. Затем предлагает детям выучить небольшое стихотворение про вездеход:

 

Вы сегодня что, проспали?

И на поезд опоздали!

Вы садитесь в вездеход.

Самый лучший вездеход.

Всюду он вас довезет.

 

Стихотворение следует произносить немного нараспев. Взрослому необходи­мо следить за тем, чтобы дети правильно выговаривали все звуки.

 

Игра «Поход в лес»

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить гласные звуки.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Декламируют стихотворение, одновременно выполняя соответствующие движения:

 

Мы сегодня в лес идем (поднять руки вверх)

И друзей с собой зовем: «Ау! Ау!» (сделать ладони рупором)

В этот солнечный денек (руки опустить вниз)

Я залезу на пенек: «Ух!» (прижать ладони к щекам)

Следить за тем, чтобы все слова произносились на выдохе и нараспев.

 

Игра «Коровка»

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить сонорные звуки.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Глубоко вдохнуть, на одном выдохе протяжно произнести слоги: «Моо, муу».

Чтобы игра проходила веселее, можно читать различные забавные стишки, например:

«Му» — коровка по утру

Замычала на лугу.

Травку там она жует,

А дома молочко дает.

 

Или:

Рано утром пастушок

Весело трубит в рожок,

Коровы смотрят вслед ему

И мычат протяжно: «Мууу» (сложить руки рупором).

 

Игра «Дом»

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить звуки.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети вместе со взрослым стоят в кругу, делают глубокий вдох, а при выдохе протяжно произносят слоги: «Динн, донн, бимм, бомм». Затем декла­мируют стихотворение, одновременно делая движения.

 

Бим — бом! Бим — бом! (стоять на месте)

Дружно строим вместе дом (положить руки на пояс, наклоняться вперед).

Бим — бом! Бим — бом! (хлопать в ладоши)

Как хорош будет наш дом! (поднять руки вверх)

***

Дин — дон! Дин — дон! (стоять на месте)

Просыпается наш слон (поднять руки вверх и потянуться).

Старый, добрый, серый слон (положить руки на пояс).

Дин — дон! Дин — дон! (шагать на месте)

 

Игра «Кто дольше»

Цель игры: развивать у детей длительность и устойчивость звучания голоса. Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети сидят на диванчике, делают глубокий вдох. При выдохе про­тяжно произносят слоги, которые состоят из согласных «м» и «н» и различных гласных: «Маммм, миммм, муммм, моммм» и т. д. Произносить слоги следует как можно дольше.

 

Игра «Самолет»

Цель игры: развить у детей силу голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети вместе с взрослым становятся по кругу. Затем разводят руки в стороны и покачивают ими, представив себя самолетом, и протяжно произносят звук [у]. Потом быстро опускают руки вниз и, присев, коротко говорят [у].

 

Игра «Тихо — громко»

Цель игры: развить у детей силу голоса.

Оборудование: бубен или барабан.

Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Под звуки бубна или бараба­на они начинают шагать по кругу. Если взрослый ударяет в барабан громко, то шатать нужно, высоко поднимая ноги и громко говоря: «топ — топ». При тихих ударах шагать надо как обычно и говорить тихо. Также при громких ударах сле­дует громко хлопать в ладоши, а при тихих ударах — тихо. В это время произно­сить следующие слова:

Мы идем и топаем:

«Топ — топ — топ».

Мы идем и хлопаем:

«Хлоп — хлоп — хлоп».

 

Игра «Спуск с горы»

Цель игры: учить детей изменять силу голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети сидят на диванчике и представляют, что они спускаются с горы вниз и считают до десяти, постепенно понижая голос. Начинать считать надо громко, а закончить уже шепотом. Затем расскажите детям, что вы поднимаетесь назад в гору и снова считаете. Только теперь начинать надо шепотом, по­степенно повышая голос.

 

Игра «Котята»

Цель игры: развить у детей силу голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети сидят на диванчике и читают вслух стихотворение, изменяя силу голоса в зависимости от смыслового содержания:

 

Тише, тише

Кот на крыше, (говорить следует почти без голоса).

И котята чуть-чуть выше (произнести шепотом).

Кот пошел за молоком (произнести с обычной громкостью)

А котята кувырком.

Кот принес всем молока, (говорить следует громко)

Прилег довольный: «Ха! Ха! Ха!» (произнести очень громко)

В игре можно использовать другие стихотворения, читая которые также сле­дует менять силу голоса.

 

Игра «Жук»

Цель игры: развить у детей силу голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Ведущий предлагает им изо­бразить жука. Для этого нужно опустить руки вниз, а затем разводить ими в сто­роны и произносить «жу» низким голосом, как будто жук только расправляет крылья и собирается взлететь. Постепенно следует поднимать руки вверх и од­новременно повышать голос. Когда руки будут на уровне груди надо произнести «жу» нормальным голосом. Далее поднять руки вверх, а слог «жу» произнести высоким голосом, ведь наш жук полетел.

Можно разрешить детям немного покружиться.

 

Игра «Ракета»

Цель игры: развить у детей умение изменять высоту голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Ведущий предлагает детям представить, что они превратились в ракеты. И вот ракета взлетает! Дети начи­нают протяжно произносить низким голосом звук [у], руки немного разведены в стороны. Наша ракета летит на Луну. Малыши поднимают руки вверх и протяж­но произносят высоким голосом звук [у]. Ракета приземляется на Луне. Нужно опустить руки и присесть, затем протяжно произнести низким голосом звук [у]. А теперь ракета летит домой. Выполнить все движения еще раз в том же порядке.

 

Игра «Поезд»

Цель игры: развить у детей умение изменять высоту голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят, выстроившись по цепочке, взрос­лый впереди. Все вместе начинают читать стихотворение, изменяя высоту голоса и одновременно перемещаясь по кругу, делая круговые движения согнутыми в локтях руками, изображая поезд.

Поезд мчится во весь дух:

 

— Ух! Ух! Ух! (произносить высоким голосом) Едет — едет паровоз:

«У-у-у-у! Я домой вас повезу» (произносить низким голосом).

 

Игра «Ножки»

Цель игры: развить у детей умение изменять высоту голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети сидят за столами и читают стихотворение, изменяя высоту голоса и одновременно стуча пальчиками по столу:

 

Бегут по дорожке

Нашей Маши ножки.

Топ! Топ! Топ! (произносить высоким голосом и быстро и легко постукивать пальцами по столу).

А вот папины ноги

Идут по дороге.

Топ! Топ! Топ! (произносить низким голосом, медленно и громко стучать по столу).

 

Игра «Клоун»

Цель игры: развить у детей умение изменять высоту и тембр голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети сидят за столом. Предложите им поиграть в клоуна, который изображает различных животных и предметы. Каждый ребенок по очереди ста­новиться клоуном и изображает звуки, которые издает какое-нибудь животное. Остальные дети должны угадать это животное и повторить действия ведущего. Взрослому следует помочь ведущему изобразить животное или предмет. Начи­нать игру должен взрослый, для того чтобы показать детям, как правильно изо­бражать животное или предмет. Можно предложить детям изобразить вой волка, шипение гуся, жужжание комара, мухи, пчелы, свист чайника, плачь ребенка, вой ветра, паровозный гудок, лопающиеся пузыри, крик вороны, кукушки и т. д.

 

Игра «Сказочник»

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети сидят на диванчике. Предложите малышам рассказать из­вестную им сказку. Если они затрудняются, можно подсказать им такие сказки, как «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Пых», «Машенька и медведь» и др. Нужно рассказывать сказки по ролям, изменяя интонацию и тембр голоса. Сле­дует следить за правильным произношением всех звуков. Также необходимо следить за тем, чтобы дети, рассказывая сказку, делали вдох на паузах между фразами, а не между словами.

 

Игра «Дождик»

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети становятся по кругу вместе со взрослым и декламируют сти­хотворение, одновременно выполняя соответствующие движения:

Дождик, дождик, лей, скорей! (стоять прямо, согнуть руки в локтях, повер­нув их внутренней стороной ладоней вверх)

Хорошо меня полей!

Хочется мне вырасти! (встать на носочки и поднять руки вверх)

И не страшно сырости!

 

Игра «Гром»

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети сидят за столами и декламируют стихотворение, одновре­менно выполняя соответствующие движения:

 

Гром гремит: Бух! Бах! (ударить ладошкой по столу)

Все дрожит от страха (обнять себя за плечи).

Дождь закапал: кап, кап, кап (постучать кончиками пальцев по столу).

Нужно спрятать нам ребят (убрать руки со стола).

 

Игра «Божья коровка»

Цель игры: развить у детей силу и подвижность голоса,

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети сидят за столами и читают стишок, постепенно увеличивая темп речи:

Божья коровка,

Полети на облачко,

Принеси нам с неба,

Чтобы были летом:

В огороде бобы,

В лесу ягоды, грибы,

В роднике водица,

Во поле пшеница.

 

Игра «Дружные ребята»

Цель игры: развить у детей силу и подвижность голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети становятся по кругу вместе со взрослым. Декламируют сти­хотворение, одновременно выполняя соответствующие движения и постепенно ускоряя темп речи:

 

Мы по кругу идем, (идти по кругу медленно и так же медленно читать стихо­творение)

Дружно песню поем.

Поскакали по дорожке, (бежать, высоко поднимая колени, темп речи уско­рить) поднимая ножки.

Скачем, скачем: скок да скок (говорить очень быстро).

А потом встали и молчок! (встать и замолчать)

 

Игра «На велосипеде»

Цель игры: развить у детей силу и подвижность голоса,

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети сидят на диване и произносят фразы сначала медленно, затем постепенно ускоряя темп речи до очень быстрого. Затем темп речи опять посте­пенно замедляется до медленного:

Сели и поехали все быстрей,

Быстрей, быстрей,

Быстро съехали с горы.

Снова в гору едем мы,

Вот па гору поднялись,

И довольно смотрим вниз.

 

Игры на развитие слоговой структуры слова

 

Игра «Будь внимателен»

Цель игры: научить ребенка запоминать и последовательно повторять слоги, слова, обогатить словарный запас ребенка, закрепить правильное произношение звуков.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Взрослый последовательно называет слоги или слова, а ребенок повторяет их. На первых порах взрослый может называть 2—3 слога, но по мере усвоения игры ко­личество слогов может увеличиваться до 5. Если ребенок хорошо справился с за­данием, то можно предложить ему запомнить и последовательно повторить ряд слов. При этом нужно помнить о том, что слова должны состоять из 2—3 слогов и иметь похожую структуру.

Например, для повторения можно предло­жить такие слоги: [ПА—ПО—ПУ], [ДА—ДЫ—ДО], [КА-КЫ—КО], [ЛА—ЛУ—ЛЫ] и т. д.

Слова: Брошка — кошка — окошко; мешок — пушок — петушок и т. д.

 

Игра «Хлопушки»

Цель игры: научить ребенка делить слова на слоги, раз­вить память, внимание, обога­тить словарный запас.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Перед началом игры взрослый дол­жен объяснить ребенку, что все слова делятся на слоги, а количество слогов в слове зависит от того, сколько в нем гласных звуков, т. е. сколько глас­ных, столько и слогов. Затем взрослый произносит слово по слогам и одновременно с этим отхлопывает каждый слог. После этого ре­бенок пробует самостоятельно отхлопать слоги в слове, а затем сказать, сколько слогов в том или ином слове.

На начальном этапе освоения игры ребенку нужно предлагать для отхлопывания слова, состоящие из 2 слогов, а затем можно переходить к более длинным словам.

 

Игра «Назови слоги»

Цель игры: научить ребенка выделять и называть слоги в слове, обогатить словарный запас, развить память, внимание.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. В игру можно играть как с группой детей, так и с одним ребенком. Взрослый произносит по слогам слово, а затем просит назвать ребенка первый и второй слоги. Например, ма-ма, лу-на, ру-ка и т. д. По мере освоения игры взрос­лый может предлагать ребенку более сложные слова, состоящие из 3 и более сло­гов. Например, го-ло-ва, ма-ши-на, а также слова со стечением согласных: ста-кан, мед-ведь, лис-ток и т. д.

 

Игра «Ты услышал и сложил»

Цель игры: развить навыки фонематического анализа, память, внимание, совершенствовать мелкую моторику.

Оборудование: горох или фасоль.

Ход игры. В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Взрослый медленно и отчетливо произносит слоги, в состав которых входят звуки, произносимые ребенком правильно, а затем предлагает ему выложить этот слог из фасоли или гороха.

 

Игра «Переставь слоги»

Цель игры: научить ребенка переставлять слоги в слове и образовывать новое слово, расширять словарный запас.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый называет ребенку слова и предлагает поменять в них слоги так, чтобы получи­лось новое слово. Например, зако — коза, налу — луна, мод — дом и т. д.

 

Игра «Перевертыши»

Цель игры: тренировать детей в преобразовании слогов путем замены твердого звука на мягкий или наоборот.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Перед началом игры взрослый объясняет ребенку, как можно пре­вратить твердый слог в мягкий и наоборот. Для этого нужно заменить в слоге гласный звук. Например, ло — лю, ма — мя, па — пя и т. д. Затем ребенок пробует преобразовывать слоги самостоятельно, а взрослый подбирает их так, чтобы они содержали звуки, которые ребенок произносит правильно.

 

 

Игра «Назови ударный слог»

Цель игры: научить ребенка определять ударный слог с словах, обогатить словарный запас.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый произносит слова, выделяя голосом ударный слог, а ребенок должен услышать и повторить его. На начальном этапе ребенку можно предлагать слова из двух слогов, а по мере усвоения использовать слова с тремя и более слогами.

 

Игра «Запутанные слова»

Цель игры: расширить словарный запас, научить ребенка переставлять слоги в словах и образовывать новые слова.

Оборудование: предметные картинки.

Ход игры. Взрослый раскладывает перед ребенком картинки и называет сло­ва, в которых все слоги переставлены. Ребенок должен найти соответствующую картинку и назвать слово правильно. Например, можно предложить малышу следующие слова: рел-ка-та — тарелка, ши-на-ма — машина, ре-бе-же-нок — жеребенок и т. д.

 

 

Игры на расширение словарного запаса и совершенствование грамматического строя речи

 

Имя существительное

Игра «Съедобное - несъедобное»

Цель игры: обогатить словарный запас, развить слуховое внимание, память, мышление.

Оборудование: мяч.

Ход игры. В эту игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой де­тей. Дети становятся в круг, в центре которого находится взрослый (ведущий). Он бросает ребенку мяч, называя при этом любое слово. Тот, кому кидается мяч, дол­жен подумать и решить поймать мяч или отбросить его. Думать слишком долго нельзя, отвечать следует быстро. Если ребенок допустил ошибку и поймал мяч, когда был назван несъедобный предмет, он выходит из игры на 1—2 круга.

 

Игра «Живое — неживое»

Цель игры: закрепить у детей понятие об одушевленных и неодушевленных предметах, обогатить словарный запас, развить память, внимание.

Оборудование: мяч.

Ход игры. Играть можно с одним ребенком или группой детей.

Вариант 1. Взрослый объясняет детям, что одни предметы, которые нас ок­ружают, могут двигаться, дышать и расти. Это одушевленные, или живые, пред­меты, они отвечают на вопрос «Кто?». Другие предметы — неподвижные, никаких действий они сами не совершают. Это неодушевленные, или неживые, предметы, они отвечают на во­прос «Что?». После этого взрослый называет слова, а дети должны сказать, живыми или не­живыми являются эти предметы. Например, ложка, стол, машина — это неживые предметы, а белка, кошка, девочка — живые.

Вариант 2. Играющие договариваются, что услышав живые предметы ловят мяч, а нежи­вые — не ловят (можно придумать и другое дей­ствие). Затем взрослый называет слова, а дети выполняют соответствующие действия.

 

Игра «Что это?»

Цель игры: закрепить в речи детей обобщающие понятия, расширить словарный запас. Оборудование: мяч.

Ход игры. Участники игры встают в круг. Взрослый называет любой предмет и бросает мяч одному из детей. Тот ребенок, который его поймал, должен вернуть его взрослому и назвать обобщающее понятие, к которому относится названный предмет. Например, яблоко — фрукт, юбка — одежда, стакан — посуда, мото­цикл — транспорт, туфли -— обувь и т. д.

 

Игра «Кто или что?»

Цель игры: расширить словарный запас, закрепить у детей понятие об одушевленных и неодушевленных предметах, знать вопросы, на которые они отвечают.

Оборудование: предметные картинки, на которых изображены одушевлен­ные и неодушевленные предметы, уже знакомые ребенку.

Ход игры. Сначала взрослый начинает раскладывать ряды картинок с оду­шевленными и неодушевленными предметами, а затем предлагает ребенку про­должить эти ряды самостоятельно. При этом взрослый может помогать малышу, задавая вспомогательные вопросы. Например, «Кто это?» — «Это девочка» — «Она живая?» — «Да» и т. д.

 

Игра «У меня один, а у тебя много»

Цель игры: расширить словарный запас, научить правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе.

Оборудование: пары картинок, на которых изо­бражены предметы в единственном и множественном числе.

Ход игры. Взрослый показывает и называет ре­бенку картинку, на которой изображен предмет в единственном числе, а ребенок подбирает и называет картинку, на которой изображен этот же предмет, но во множественном числе. Например, «У меня одно яб­локо», — говорит взрослый, «А у меня много яблок» — отвечает ребенок.

 

Игра «Он — она»

Цель игры: обогатить словарный запас, научить ребенка различать существительные мужского и женского рода.

Оборудование: предметные картинки, на которых изображены знакомые ре­бенку предметы мужского и женского рода.

Ход игры. Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой де­тей. Взрослый начинает раскладывать картинки в две стопки, объясняя при этом, что в одной стопке лежат предметы, которые можно обозначить словом «он», а в другой — «она». После этого он предлагает детям разобрать картинки самостоя­тельно.

 

Игра «Подбери действия»

Цель игры: совершенствовать грамматический строй речи детей, учить подбирать подходящие действия к предметам и предметы к действиям, расширить словарный запас. Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый называет ребенку слово-предмет и предлагает ему хлопнуть в ладоши тогда, когда он услышит подходящее для него действие. На­пример, собака — бегает, лает, Ходит, ест и т. д.

После подбора действий к нескольким предметам, взрослый может назвать любое действие и попросить ребенка, подобрать к нему подходящий предмет. На­пример, плавает — корабль, утка, лодка, рыба, мальчик и т. д.

 

Игра «Что лишнее?»

Цель игры: научить ребенка вы­делять на слух из ряда слов лиш­нее, обогатить словарный запас, развить память, внимание, мышление.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый, медленно и четко прогова­ривая, называет 4 слова, а ребенок должен внима­тельно выслушать слова, запомнить их и назвать то слово, которое не подходит к остальным, а затем объ­яснить свой выбор. Например, яблоко, груша, бакла­жан, апельсин — лишний баклажан, так как это овощ, -а все остальное — фрукты; вертолет, автомобиль, ракета, самолет — лишний автомобиль, так как это наземный транспорт, а все остальное воздушный.

 

Игра «Назови отгадку»

Цель игры: научить ребенка отгадывать загадки, добавляя пропущенные, но подходящие по смыслу слова, развить мышление, внимание, память, обогатить словарный запас.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый четко проговаривает загадку, стараясь при этом голосом и интонацией выделить слово, к которому нужно подобрать рифму-отгадку.

***

По утрам кричит он громко,

Крыльями он хлопает звонко,

Курочек верный пастух,

Как зовут его?., {петух).

***

Под дождем она гуляет,

Кушать травку обожает,

Кря кричит, вот это шутка,

Ну, конечно, это —... {утка).

***

У меня к тебе вопрос —

Кто испачкал рот и нос?

Кто в луже целый день сидит?

Подскажите мне друзья —

Как зовут ее —... {свинья).

***

Каждый вечер, так легко,

Она дает нам молоко.

Говорит она два слова,

Как зовут ее —... {корова).

***

Ночью он совсем не спит,

Дом от мышек сторожит,

Молоко из миски пьет,

Ну, конечно, это —... (кот).

***

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки,

Белые...(снежинки).

 

Игра «Разложи картинки»

Цель игры: обогатить словарный запас, развить логическое мышление, память, внимание, научить располагать картинки последовательно, ориентируясь на признаки.

Оборудование: сюжетные картинки, на которых изображены времена года.

Ход игры. Взрослый показывает ребенку картинки, на которых изображены времена года, предлагает их внимательно рассмотреть и разложить по порядку: зима — весна — лето — осень. После этого, малыш может объяснить, почему он именно так разложил картинки.

 

Игра «Назови ласковым словом»

Цель игры: закрепить умение образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме, обогатить сло­варный запас, развить ловкость и быстроту реакции. Оборудование: мяч.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...