Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правила автоматизации звуков 4 глава




Ход игры. Взрослый бросает мяч ребенку, называя любое существительное. Малыш, воз­вращая мяч, должен назвать это слово в умень­шительно-ласкательной форме. Например:

мяч — мячик;

стол — столик;

ключ — ключик;

шар — шарик;

кукла — куколка;

коса — косичка;

вилка — вилочка;

голова — головка;

яблоко — яблочко и т. д.

 

Игра «Не зевай, правильное слово называй»

Цель игры: закрепить у ребенка знания об обобщающих по­нятиях, расширить словарный запас, развить логическое мышление, память.

Оборудование: мяч.

Ход игры. В игру могут играть как с группой детей, так и с одним ребенком. Дети становятся в круг, а взрослый, перебрасывая мяч, просит их называть слова определенной группы, например: цветы, животные, имена, города. Тот ребенок, который поймал мяч, но не смог придумать слово, из игры выбывает. Участники игры не должны повторять слова друг за другом.

 

Игра «Она –оно -он»

Цель игры: закрепить у ребенка знания о роде предметов, расширить словарный запас, развить память, внимание, мышление.

Оборудование: предметные картинки, на которых изображены предметы мужского, женского и среднего рода.

Ход игры. Взрослый выкладывает перед ребенком на столе картинки и начи­нает раскладывать их на три стопки, объясняя при этом, что в одну стопку следу­ет класть предметы, которые можно назвать сло­вом «он», во вторую — «она», а в третью — «оно». После этого он предлагает малышу разложить кар­тинки самостоятельно. При необходимости взрос­лый может помогать ребенку, задавая наводящие вопросы: «кукла — это оно или она?», «Дом — это он или она?», «Колесо — это оно или он?» и т. д.

 

 

Игра «Родственные слова»

Цель игры: дать ребенку представления о родственных словах, т. е. словах, которые обра­зованы от одного исходного слова, развить память, внимание, мышление. Оборудование: предметные картинки.

Ход игры. Перед началом игры взрослый объясняет ребенку, что в русском языке есть слова, похожие друг на друга определенной частью, поэтому их назы­вают родственными. После этого он приводит в пример несколько таких слов и показывает соответствующие картинки, выделяя голосом схожую часть слов. Например, главное слово дом — домик — домишко — домище — домашний — до­мовой.

После этого взрослый предлагает ребенку самостоятельно подобрать и при­думать родственные слова к заданным словам, используя при этом картин­ки-подсказки. Например, можно предложить ребенку следующие слова: зима, заяц, весна, солнце и т. д.

 

Игра «Один или много»

Цель игры: совершенствовать грамматический строй речи, учить ребенка правильно употреблять в речи существительные в единственном и множественном числе, развить па­мять, внимание, мышление.

Оборудование: пары предметных картинок, на которых изображены один и множество предметов, мяч.

Ход игры. Взрослый выкладывает перед ребенком парные картинки и назы­вает предмет по картинке в единственном числе, а ребенок — во множественном.

При необходимости взрослый должен исправлять ошибки ребенка, если он не правильно называет окончания слов во множественном числе.

По мере усвоения игры ее можно проводить без картинок, просто перебрасы­вая мяч.


 

Игра «Ласковое слово»

Цель игры: научить ребенка образовывать и употреблять в речи слова-существительные в уменьшительно-ласкатель­ной форме, обогатить словарный запас, развить память, внимание, мышление.

Оборудование: предметные картинки с изображением больших и маленьких предметов, мяч.

Ход игры. Взрослый показывает ребенку предметную картинку и называет по ней большой и маленький предметы. После этого он начинает называть боль­шой предмет, а ребенок должен образовать слово для обозначения маленького предмета с уменьшительно-ласкательным значением. Например, стол — столик, стул — стульчик, рука — ручка, мяч — мячик.

По мере усвоения игры ее можно проводить без картинок, перебрасывая мяч и называя слова.

 

Игра «Чьи детеныши?»

Цель игры: закрепить в активной речи ребенка названия животных и птиц и их детенышей, обогатить словарный за­пас, развить память, внимание.

Оборудование. Картинки с изображением животных и птиц и их детенышей, мяч.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть картинки и подобрать к изображенным животным и птицам детенышей, накладывая при этом маленькие картинки с изображениями детены­шей на большие. Как только ребенок правильно раз­ложит картинки, он должен назвать детенышей.

Например: «У коровы — теленок», «У кошки — котенок», «У собаки—-щенок», «У козы — козленок» и т. д.

По мере тренировки игру можно проводить без картинок, перебрасывая мяч.

 

Игра «Один-Одна-Одно»

 

Цель игры: научить ребенка различать предметы по родам, правильно употреблять их с числительными, развить па­мять, внимание, обогатить словарный запас.

Оборудование: предметные картинки с изображением предметов мужского, женского и среднего рода.

Ход игры. Взрослый перемешивает и выкладывает на столе перед ребенком картинки, а затем начинает раскладывать их на три кучки в зависимости от рода существительного и соответствующего ему числительного. Например: «Это ябло­ко, оно одно», «Это карандаш, он один», «Это ложка, она одна» и т. д. Затем взрослый предлагает ребенку самостоятельно разло­жить оставшиеся картинки, согласуй при этом су­ществительные и числительные в роде.

 

Игра «Кому что необходимо?»

Цель игры: научить ребенка правильно употреблять в речи существительные в дательном падеже, обогатить словарный запас, развить па­мять, мышление.

Оборудование: предметные картинки с изобра­жением людей знакомых ребенку профессий, а также необходимых для каждой профессии инст­рументов и предметов.

Ход игры. Взрослый показывает ребенку картинки с изображением человека какой-либо профессии, а тот при этом выбирает среди разложенных на столе картинок с изображениями предметов и инструментов, нужные для нее. Напри­мер, парикмахер — ножницы, расческа, фен; учитель — доска, мел, указка; врач — градусник, шприц, лекарство и т. д.

 

 

Имя прилагательное

 

Игра «Я люблю сок»

Цель игры: научить ребенка образовывать прилагательные от названий фруктов, овощей и ягод, развить внимание, па­мять, мышление, связную речь, обогатить словарный запас.

Оборудование: предметные картинки с изображением овощей и фруктов.

Ход игры. Взрослый дает ребенку образец на примере какого-либо овоща или фрукта. Например, «Мой любимый сок из слив — сливовый сок». После этого можно предложить ребенку образовать прилагательные от слов: яблоко, апель­син, картофель, крыжовник, морковь, капуста, малина, свекла, груша, вишня, смородина и т. д.

 

Игра «Чьи вещи?»

Цель игры: научить ребенка образовывать и употреблять в речи притяжательные прилагательные с суффиксом -ИН, которые отвечают на вопросы чей — чья — чье — чьи, развить память, внимание, обогатить словарный запас.

Оборудование: предметные картинки с изображением членов семьи, предме­тов обихода, одежды, а также сюжетная картинка с изображением семьи.

Ход игры. Взрослый показывает ребенку общую сюжетную картину и назы­вает членов семьи. Затем к картинкам, изображающим отдельных членов семьи, он подбирает те предметы, которые к ним относятся, сопровождая свои действия объяснением. Например, это бабушкины очки, папина газета, мамино платье, дочкина кукла и т. д. Дав несколько примеров, ведущий просит ребенка продол­жить раскладывать картинки и давать объяснения.

 

Игра «Опиши, но не смотри»

Цель игры: научить ребенка узнавать предметы, не глядя на них, а ощупывая, расширить словарный запас, научить со­гласовывать существительные и местоимения с прилагательными.

Оборудование: игрушки, овощи и фрукты, детская посуда, платок.

Ход игры. В эту игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой де­тей. Перед началом игры все предметы нужно показать детям. Пусть они внима­тельно их разглядят, потрогают. Далее взрослый завязывает одному из детей глаза и дает ощупать какой-нибудь предмет, а затем просит угадать, что это, и назвать его. Ре­бенок должен давать полный ответ, например, «Это яблоко, оно круглое, сочное, зеленое, твер­дое» или «Это ключ, он стальной, большой, хо­лодный» и т. д.

 

 

Игра «Угадай, кто это?»

Цель игры: расширить сло­варный запас, развить па­мять, внимание, мышление, связную речь.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый называет несколько слов, лучше использовать прилага­тельные, которые довольно точно описывают каких-нибудь животных. Ребенок же должен внимательно послушать слова и постараться угадать, о ком идет речь. Например:

беленький, длинноухий, трусливый, маленький (зайчик);

рыжая, хитрая, пушистая, проворная (лиса);

добрая, домашняя, ласковая, черная (кошка);

колючий, ушастый, трудолюбивый, маленький (ежик);

большой, бурый, косолапый (медведь);

злой, серый, холодный, зубастый (волк) и т. д.

 

Игра «Листья и деревья»

Цель игры: научить ребенка образовывать и употреблять от­носительные прилагательные (названия листьев и веток) от существительных (названий деревьев), расширить словарный запас, развить память, внимание, мышление.

Оборудование: предметные картинки, на которых изображены различные деревья и их листья.

Ход игры. Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, на которых изображены деревья, и просит назвать их. После этого он дает малышу картинки с изображениями листьев, которые нужно подобрать к соответствующему дере­ву. Как только ребенок справится с заданием, ему можно предложить правильно назвать их, образуя слова-прилагательные от существительных — названий де­ревьев. Например, лист березы — березовый, лист клена — кленовый, ветка ели — еловая и т. д.

 

Игра «Послушай и подбери картинку»

Цель игры: закрепить умение уз­навать предметы по признакам, развить слуховую память внимание, мышление, обогатить словарный запас.

Оборудование: предметные картинки с изобра­жением животных, людей, овощей, фруктов и т. д.

Ход игры. Взрослый, раскладывая перед ребен­ком картинки, предлагает поиграть в игру и дает сле­дующую инструкцию: «Сейчас я буду описывать тебе предмет, а ты слушай его описание внимательно и по­старайся угадать, о каком предмете я тебе говорю.

Если ты догадался, то не кричи, а молча подними картинку с изображенным предметом». После этого взрослый начинает называть несколько признаков, а ребенок искать подходящую для каждого ряда картинку и повторять словосоче­тания целиком.

Например: зеленый, овальный, хрустящий — огурец; круглый, деревянный, обеденный — стол; толстая, красочная, интересная — книга; стеклянный, высо­кий, прозрачный — стакан и т. д.

 

Игра «Что каким бывает?»

Цель игры: расширить словарный запас ребенка, развить память, внимание, воображение, ловкость.

Оборудование: мяч, фишки.

Ход игры. В игру можно играть как с одним ре­бенком, так и с группой детей. Взрослый перебрасы­вает детям, которые сидят на стульчиках или стоят в кругу, мяч и задает вопрос, на который ребенок, пой­мавший мяч, должен ответить и вернуть мяч взрос­лому. Взрослый в свою очередь, перекидывает мяч другому ребенку и ждет ответа от него.

Например:

Что может быть высоким? (дом, человек, гора, де­рево, шкаф и т. д.);

Что может быть глубоким? (озеро, лужа, море, сон и т. д.);

Что может быть круглым? (колесо, мяч, шар, яблоко, солнце и т. д.);

Что может быть холодным? (погода, вода, лед, мороженое, камень, ночь и т д.);

Что может быть мягким? (подушка, шарф, диван, одеяло и т. д.);

Что может быть сладким? (булочка, торт, пирожное, вафля, ананас и т. д.);

Что может быть деревянным? (стол, стул, дом, пол и т. д.);

Что может быть острым? (нож, стекло, клинок, ножницы и т. д.).

 

Игра «Что из чего?»

Цель игры: закрепить у ребенка умение употреблять отно­сительные прилагательные, умение их образовывать, обога­тить словарный запас, развить память, мышление, внимание.

Оборудование: мяч.

Ход игры. Перед началом игры ребенку следует напомнить о том, что если предмет сделан из дерева, то он деревянный, из железа, то он железный, из стек­ла, то он стеклянный и т. д. Затем, взрослый бросает ребенку мяч и говорит: «Если сапоги из кожи, то они...», а ребенок, возвращая мяч, должен ответить: «Сапоги из кожи — кожаные». Например:

варежки из шерсти — шерстяные варежки;

ключ из стали — стальной ключ;

пальто из драпа — драповое пальто;

ведро из меди — медное ведро;

игрушка из плюша — плюшевая игрушка;

ваза из хрусталя — хрустальная ваза и т. д.

 

Игра «Мяч лови, цвет говори»

Цель игры: закрепить у ребенка умение подбирать к прила­гательным, которые обозначают цвета, существительные, закрепить знания об основных цветах, развить память, воображение, мышление. Оборудование: мяч.

Ход игры. Взрослый кидает ребенку мяч, называя при этом прилагательное, которое обозначает цвет, ребенок же в свою очередь, возвращая мяч обратно дол­жен назвать существительное, которое подходит к этому слову. Например:

Желтый (-ая) — цыпленок, одуванчик, солнце, фломастер и т. д.

Красный(-ая) — цветок, галстук, огонь, помидор и т. д.

Синий (-ая) — море, небо, василек и т. д.

 

Игра «Чья у зверя голова?»

Цель игры: расширить словарный запас ребенка, закрепить знания об употреблении в речи притяжательных прилага­тельных.

 

Оборудование: мяч.

Ход игры. Взрослый бросает ребенку мяч и говорит: «У вороны голова...», а ребенок, воз­вращая мяч, должен сказать: «воронья». На­пример:

у собаки голова — собачья;

у коровы голова — коровья;

у кролика голова — кроличья;

у кошки голова — кошачья;

у барана голова — баранья;

у лошади голова — лошадиная и т. д.

 

 

Глагол

 

Игра «Случилось сейчас или было раньше?»

Цель игры: научить ребенка изменять глаголы единственно­го и множественного числа в зависимости от времени, рас­ширить словарный запас, развить память, внимание.

Оборудование: предметные картинки с изо­бражением животных и птиц, игрушки.

Ход игры. Взрослый показывает ребенку картинку с изображением птицы или животного, называет ее, а затем вместе с ним придумывает действия, подходящие изображаемому предме­ту. Взрослый направляет ответы ребенка, зада­вая наводящие вопросы о времени выполнения действия. Например, «Кошка сейчас ест, а рань­ше — ела», «Собака сейчас гуляет, а раньше — гуляла», «Волки сейчас бегут, а раньше — бежа­ли» и т. д.

 

Игра «Кто чем занят?»

Цель игры: научить ребенка правильно соотносить действия с тем или иным предметом, называть их нужным глаголом, расширить словарный запас, развить память, внимание.

Оборудование: мяч.

Ход игры. Играть можно как с одним ребенком, так и с группой детей. Участ­ники встают в круг, а взрослый, стоящий внутри него, бросает кому-то из детей мяч, называя при этом какой-либо предмет (животное, имя мальчика или девоч­ки, человека с любой профессией и т. д.). Ребенок, который поймал мяч, в свою очередь должен вернуть его взрослому и назвать подходящее действие для этого предмета. Например: лиса — бежит, кошка — спит, собака — лает, девочка Лиза — играет, мальчик Саша — рисует, парикмахер — стрижет, продавец — прода­ет, повар — варит и т. д.

 

Игра «Слушай не зевай, действия выполняй»

Цель игры: научить ребенка понимать и употреблять в речи глаголы-антонимы в повелительном наклонении расширить словарный запас, развить память, внимание, мышление.


Оборудование: игрушки, различные небольшие предметы.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку выполнить противоположные дей­ствия с игрушками или любыми другими предметами, а ребенок слушает внима­тельно и выполняет их.

Например: «Подойди к столу» — «Возьми чашку» — «Отойди от стола» — «Положи чашку на стул» и т. д.

 

Игра «Выполни — выполните»

Цель игры: научить ребенка различать и употреблять в речи глаголы повелительного наклонения в единственном и мно­жественном числе, расширить словарный запас, развить память, внимание.

Оборудование. Специального оборудования не требуется.

Ход игры. Игру лучше проводить с небольшой группой детей. Играющие расходятся на две стороны: справа — остается один ребенок, слева — двое-трое де­тей. Взрослый отдает игрокам команды, используя повелительное наклонение в единственном и множественном числе, т. е. команда предназначается одному или

нескольким детям. На начальном этапе взрослый сопровождает команду обращением, называя ре­бенка справа по имени или объединяя словом «дети, ребята» двоих—троих. Например, «Сережа, сядь». — «Дети, встаньте». «Миша, подойди к пол­ке». — «Дети, подойдите ко мне».

 

Игра «Подумай и доскажи»

Цель игры: совершенствовать у ребенка навык словообразования, тренировать в запоми­нании и повторении слов-глаголов, которые образованы путем изменения при­ставки, расширить словарный запас. Оборудование: мяч.

Ход игры. Взрослый кидает ребенку мяч и произносит начало слова — при­ставку, а ребенок, возвращая мяч обратно, договаривает недостающую, заранее условленную часть слова — корень, и повторяет слово целиком. Например, принести - унести-вне­сти - занести-вынести - перенести; ехать -уехать-приехать - выехать- въехать- заехать- объехать- отъехать- переехать- доехать и т. д.

 

Игра «Что плывет, что летит, а что бежит?»

Цель игры: научить ребенка придумывать предметы, кото­рые подходят к тому или ино­му действию, расширить словарный запас.

Оборудование: мяч.

Ход игры. Участники игры встают в круг. Взрослый бросает мяч кому-либо из детей, называя при этом действие. Тот из детей, кто поймает мяч, возвращает его взрослому и называет предмет, который может это действие выполнять.

Например: летает — самолет, комар, бабочка, воздушный шар и т. д.

 

Имя числительное, местоимение и наречие

 

Игра «Посчитай и найди»

Цель игры: тренировать ребенка в прямом счете до 10, научить различать изображения цифр, соотносить количество предметов с соответствующими ему цифрами, совершенст­вовать навыки согласования существительных с числительными, расширить словарный запас, развить память, внимание.

Оборудование: парные картинки, на одной из которых изображены предме­ты, а на другой — числа, обозначающие количество предметов.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть картинки и подобрать к каждой из них число, которое соответствует количеству изобра­женных предметов. При этом можно попросить ребенка объяснять свой выбор. Например: «На картинке нарисовано 5 груш, значит, этой картинке соответству­ет цифра 5» и т. д.

 

Игра «Вчера, сегодня, завтра»

Цель игры: закрепить в речи детей наречия, расширить словар­ный запас.

Оборудование: мяч.

Ход игры. В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Дети становятся по кругу, взрослый бро­сает мяч одному из них, начиная фразу, а ребенок, возвращая мяч, должен ее закон­чить. Например, «Вчера мы ходили в кино, гуляли...». Затем следует перейти к фразам о происходящем сегодня и планах на завтра.

 

Игра «Я — мы»

Цель игры: закрепить у ребенка умение употреблять в речи местоимения, расширить словарный запас, развить память, внимание.

Оборудование: игрушки и предметы обихода.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку поиграть в магазин. Он раскладыва­ет перед малышом игрушки и другие предметы. После этого ребенок подходит к столу, выбирает понравившийся ему предмет и отвечает на вопрос взрослого: «Что ты купил?» — «Я купил куклу», «Я купил тарелку» и т. д. Затем взрослый с малышом подходят к столу, вместе выбирают предмет. После этого взрослый за­дает вопрос: «Что мы купили?», а ребенок отвечает: «Мы купили зайца» или «Мы купили 3 яблока».

 

Игра «Разложи по порядку»

Цель игры: расширить словарный запас, закрепить в речи ребенка слова-наречия, развить внима­ние, память.

Оборудование: сюжетные картинки, на которых изображены ситуации из жиз­ни детей в разное время суток.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку разложить перемешанные картин­ки в три ряда: утро, день и вечер. Например, в ряд «Утро» ребенок должен поло­жить картинки, на которых изображено как дети встали, умываются, делают за­рядку и т. д. В ряд «День» — картинки с изображениями играющих, читающих, гуляющих, рисующих детей, а в ряд «Вечер» — картинки, на которых дети ужи­нают, умываются перед сном или ложатся спать. После того, как ребенок верно разложит картинки, взрослый может задать ему вопросы: «Когда дети ложатся спать?», «Когда дети рисовали?», «Когда дети делали зарядку?» и т. д. Ребенок должен отвечать на вопросы полными ответами. Например, «Дети легли спать ве­чером» или «Мальчик и девочка рисовали днем» и т. д.

 

Игра «Попробуй, сосчитай»

Цель игры: тренировать ребенка в количественном счете предметов и правильном употреблении окончаний в словах, расширить словарный запас, развить память, внимание, мышление.

Оборудование: предметные картинки, на которых изображены один — пять предметов.

Ход игры. Взрослый называет ребенку число от 1 до 5 и показывает картинку, на которой изображено соответствующее количество предметов, а ребенок дол­жен назвать изображенный предмет с этим числом.

Например, одна груша — две груши — три груши — четыре груши — пять груш; одно яблоко — два яблока — три яблока — четыре яблока — пять яблок и т. д.

 

Игра «Моя- мое- мой»

Цель игры: научить ребенка различать предметы по ро­дам и правильно употреб­лять их с притяжательными местоимениями, расширить словарный запас.

Оборудование: личные вещи ребенка, мешо­чек.

Ход игры. В эту игру можно играть как с од­ним ребенком, так и с группой детей. Перед нача­лом игры взрослый должен незаметно для них сложить в мешочек несколько предметов, кото­рые принадлежат каждому из малышей. После этого, доставая из мешка по одной вещи, он спра­шивает: «Чья это майка (кукла, машина)? А это чей шарф, (ботинок, самолет)? Чье это платье?» и т. д. Дети должны отвечать на вопросы полными ответами. Например, «Это платье мое», «Это мой самолет (ботинок)» и т. д.

 

Игра «Еще»

Цель игры: тренировать детей в образовании сравнительной степени прилагательных и наречий, обогатить словарный запас.

Оборудование: мяч.

Ход игры. Перед началом игры взрослый объясняет ребенку, что часто при­знаки предметов можно сравнивать между собой и выражать это в слове «еще». Затем взрослый бросает ребенку мяч, называет признак предмета и слово «еще», а малыш должен вернуть мяч и правильно образовать сравнительную степень.

Например, короткий — еще короче, мало — еще меньше, длинный — еще длиннее, хорошо — еще лучше и т. д.

 

Игры на развитие связной речи

 

Игра «Назови слова и посчитай их»

Цель игры: закрепить у ребенка понятие «слово», научить его отделять слова друг от друга и считать их по порядку в предложениях, обогатить словарный запас, развить память, внимание, мышление.

Оборудование: различные предметы: книга, машина, тетрадь, яблоко и т. д., заранее подготовленные предложения из двух — пяти слов.

Ход игры. Взрослый показывает ребенку предметы и объясняет, что каждый из них обозначается своим словом, т. е. все предметы имеют свои названия. После этого он просит малыша назвать показан­ные предметы и сосчитать, сколько он на­звал слов. Затем взрослый просит ребенка повторить первое слово, второе, третье и т. д., придумать и назвать слова, обозначаю­щие тот или иной предмет самостоятельно.

Далее взрослый произносит предложе­ние и просит ребенка посчитать и сказать, сколько в этом предложении слов. При этом во время проговаривания предложения можно отхлопывать или отстукивать, а также выкладывать на каждое слово какие-либо предметы (кубики, палочки и т. п.), для того чтобы потом их сосчитать.

 

Игра «Полосочки»

Цель игры: научить ребенка различать такие понятия как «слово» и «предложение», расширить словарный запас, раз­вить память, внимание.

Оборудование: короткие и длинные полоски бумаги разных цветов.

Ход игры. Играть лучше всего вдвоем с ребенком, однако по необходимости игру можно проводить и в группе.

I вариант. Взрослый показывает ребенку полоски бумаги и объясняет, что короткая полоска обозначает слово, а длинная — предложение, при этом в пред­ложении может быть несколько Слов, а значит, оно будет состоять из нескольких коротких полосок. После этого взрослый по очереди произносит слова и предло­жения, а ребенок, в зависимости от того, что он услышал, слово или предложение, показывает длинную или короткую полоску.

Например, машина, солнце, яблоко — ребенок показывает короткую полос­ку; Наступила зима. Девочка катает коляску — длинные полоски.

II вариант. По мере усвоения игры взрослый предлагает ребенку посчитать, сколько слов в том или ином предложении, и составить из коротких полосок бумаги схему этого предложения. Например: Кот спит — ребенок выкладывает две полоски. Митя читает книгу — три полоски. Мама варит вкусный суп — четыре полоски.

 

Игра «Путаница»

Цель игры: научить ребен­ка понимать смысл предло­жений, преобразовывать запутанную фразу, развить память, внимание, мышление, связную речь, обогатить словарный запас.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый произносит запутан­ные предложения, предлагая ребенку внима­тельно их прослушать, понять смысл и сказать, все ли было сказано правильно. Ребенок при этом должен заметить ошибку и изменить предложения так, чтобы оно звучало правильно. Например, использовать можно следующие фразы:

Шарик ловит Аню.

Петя позавтракала и пошла гулять.

Лена лег спать поздно.

Дети гуляет в парке.

Мама купила в магазине два яблока, одно ананас и одна торт.

 

Игра «Почемучки- потомучки»

Цель игры: научить ребенка задавать вопрос «почему?» и отвечать на него, используя союз «потому что», обогатить сло­варный запас, развить связную речь, память, мышление. Оборудование: сюжетные картинки, на основе которых будут задаваться во­просы.

Ход игры. Взрослый показывает ребенку картинки и задает по ним вопросы. Например: «Почему зимой носят шубы? Почему медсестра делает уколы? Поче­му люди открывают зонты?» и т. д. А ребенок отвечает на эти вопросы, используя союз «потому что». После этого малыш пробует задавать свои вопросы взросло­му, используя союз «почему?»

 

Игра «Договори предложение»

Цель игры: тренировать ребенка в подборе нужного по смыслу слова», учить правильно согласовывать существительные и глаголы, обогатить словарный запас, развить речь.

Оборудование: предметные картинки с изображением недостающего слова для каждо­го предложения.

Ход игры. Взрослый произносит предложе­ния и предлагает ребенку их закончить с помо­щью показанной картинки. После того, как кар­тинка будет подобрана, ребенок должен повторить все предложение целиком. Например: В корзине лежат... (грибы). На поляне растут... (грибы). Девочка игра­ет в...(куклу) и т. д.

По мере тренировки игра может проводиться на слух без использования кар­тинок, но взрослый должен подобрать фразы так, чтобы ребенок легко смог дога­даться, какое слово следует добавить.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...