Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Размещение обществом акций и иных ценных бумаг




 

Порядок размещения акций акционерным обществом регулируется Федеральным Законом от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) и принятыми в соответствии с ним Стандартами эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденные Приказом ФСФР Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 13-55/пз-н. В данной статье рассмотрим порядок размещения акционерным обществом акций и иных ценных бумаг.

Как вы знаете, уставный капитал акционерного общества разделен на определенное число акций и акционеры не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества только в пределах стоимости принадлежащих им акций, что установлено пунктом 1 статьи 96 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Общие правила об акциях определены статьями ГК РФ и детализированы в Федеральном законе от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ), согласно которому акция - это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации (статья 2 Закона N 39-ФЗ). Все акции общества являются именными эмиссионными ценными бумагами, которые могут выпускаться только в бездокументарной форме, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (статья 16 Закона N 39-ФЗ).

Положения статьи 36 Закона N 208-ФЗ позволяют обществу размещать по подписке дополнительные выпуски акций по цене, которая определяется или порядок определения которой устанавливается советом директоров (наблюдательным советом) общества в соответствии со статьей 77 Закона N 208-ФЗ, но не ниже их номинальной стоимости.

Как установлено в пункте 1 статьи 77 Закона N 208-ФЗ, в случаях, когда цена (денежная оценка) имущества, а также цена размещения или цена выкупа эмиссионных ценных бумаг общества определяются решением совета директоров (наблюдательного совета) общества, они должны определяться исходя из их рыночной стоимости.

Цена размещения дополнительных акций, размещаемых посредством подписки, или порядок ее определения должны содержаться в решении об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций, если только указанным решением не предусмотрено, что такие цена или порядок ее определения будут установлены советом директоров (наблюдательным советом) общества не позднее начала размещения дополнительных акций.

В соответствии со статьей 2 Закона о рынке ценных бумаг размещение - это отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом (обществом) первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок. Порядок определения рыночной стоимости акций установлен в статье 77 Закона N 208-ФЗ.

Отметим, что нижний предел стоимости акций при их размещении определяется номинальной стоимостью акций (пункт 1 статьи 36 Закона N 208-ФЗ), и если рыночная цена на акции окажется ниже номинальной, то размещение может не состояться.

В статье 37 Закона N 208-ФЗ установлена возможность конвертации в акции эмиссионных ценных бумаг акционерного общества. Порядок конвертации в привилегированные акции иных эмиссионных ценных бумаг устанавливается уставом общества, а решение об их размещении принимает общее собрание акционеров, если в уставе это право не закреплено за советом директоров (статья 33 Закона N 208-ФЗ).

В решении о выпуске эмиссионных ценных бумаг общества и облигаций, конвертируемых в акции, устанавливается порядок конвертации, определяющий, какие виды эмиссионных ценных бумаг конвертируемых облигаций, предполагаемых к размещению, в какие типы акций конвертируются.

Эмиссионные ценные бумаги и конвертируемые облигации акционерного общества могут конвертироваться как в обыкновенные, так и в различные типы привилегированных акций в пределах, установленных уставом общества и Законом N 208-ФЗ (статья 25 Закона N 208-ФЗ). Порядок конвертации также предусматривает условия, обстоятельства и сроки, наступление которых влечет за собой возможность конвертации.

Пункт 2 статьи 27 Закона N 208-ФЗ устанавливает правило, согласно которому акционерное общество, выпуская эмиссионные ценные бумаги, подлежащие затем конвертации в акции определенной категории, должно предусмотреть такое же количество объявленных акций этой же категории. Акционерное общество обязано разместить дополнительные акции, объявленные в пределах акций определенной категории, только путем конвертации в них ранее выпущенных конвертируемых ценных бумаг общества. Акционерное общество не вправе разместить дополнительные акции в пределах объявленной категории акций, в которые должны быть конвертируемы ранее выпущенные ценные бумаги, иным способом, например путем открытой подписки или конвертации привилегированных акций.

Законом о рынке ценных бумаг установлена обязательная регистрация акций и других ценных бумаг, размещаемых обществом, каким бы способом это размещение ни происходило. Требования, предъявляемые к решению о выпуске конвертируемых в акции эмиссионных ценных бумаг акционерного общества, установлены в разделе VIII Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 13-55/пз-н.

Способы размещения обществом акций и иных эмиссионных ценных бумаг общества установлены статьей 39 Закона N 208-ФЗ. К этим способам относятся:

- распределение среди учредителей при создании общества;

- распределение между акционерами общества;

- подписка (открытая и закрытая);

- конвертация.

В соответствии с пунктом 2 статьи 39 Закона N 208-ФЗ открытое акционерное общество вправе проводить размещение акций и эмиссионных ценных бумаг общества, конвертируемых в акции, посредством как открытой, так и закрытой подписки. Уставом общества и правовыми актами Российской Федерации может быть ограничена возможность проведения закрытой подписки открытыми обществами.

Закрытое общество не вправе проводить размещение акций и эмиссионных ценных бумаг общества, конвертируемых в акции, посредством открытой подписки или иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.

Размещение акций посредством закрытой подписки осуществляется только по решению общего собрания акционеров об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций (о размещении эмиссионных ценных бумаг общества, конвертируемых в акции), принятому большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров, если необходимость большего числа голосов для принятия этого решения не предусмотрена уставом общества.

В силу пункта 1 статьи 40 Закона N 208-ФЗ акционеры общества, голосовавшие против или не принимавшие участия в голосовании по вопросу о размещении посредством закрытой подписки акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, имеют преимущественное право приобретения дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, размещаемых посредством закрытой подписки, в количестве, пропорциональном количеству принадлежащих им акций этой категории (типа). Указанное право не распространяется на размещение акций и иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, осуществляемое посредством закрытой подписки только среди акционеров, если при этом акционеры имеют возможность приобрести целое число размещаемых акций и иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, пропорционально количеству принадлежащих им акций соответствующей категории (типа) (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11 марта 2008 года N А19-10348/07-Ф02-733/08 по делу N А19-10348/07).

Размещение посредством открытой подписки обыкновенных акций, составляющих более 25% ранее размещенных обыкновенных акций, осуществляется только по решению общего собрания акционеров, принятому большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров, если необходимость большего числа голосов для принятия этого решения не предусмотрена уставом общества (Постановление ФАС Поволжского округа от 2 сентября 2008 года по делу N А12-18905/06-С58).

Размещение посредством открытой подписки конвертируемых в обыкновенные акции эмиссионных ценных бумаг, которые могут быть конвертированы в обыкновенные акции, составляющие более 25% ранее размещенных обыкновенных акций, осуществляется только по решению общего собрания акционеров, принятому большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров, если необходимость большего числа голосов для принятия этого решения не предусмотрена уставом общества.

В соответствии с пунктом 2.7.1 Стандартов N 13-55/пз-н размещение ценных бумаг включает в себя:

- совершение сделок, направленных на отчуждение ценных бумаг их первым владельцам;

- внесение приходных записей по лицевым счетам (счетам депо) первых владельцев (в случае размещения именных ценных бумаг или документарных облигаций с обязательным централизованным хранением);

- выдачу сертификатов документарных облигаций их первым владельцам (в случае размещения документарных облигаций без обязательного централизованного хранения).

Размещение ценных бумаг должно осуществляться в течение срока, указанного (определенного в соответствии с порядком, установленным) в решении о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг.

В случае внесения изменений в решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг и (или) в проспект ценных бумаг после начала размещения ценных бумаг и до его завершения эмитент с момента принятия решения о внесении таких изменений уполномоченным органом управления эмитента, а если такие изменения затрагивают условия, определенные решением о размещении ценных бумаг, - с момента принятия уполномоченным органом управления эмитента решения об изменении условий размещения ценных бумаг, определенных решением о размещении ценных бумаг, - обязан приостановить размещение ценных бумаг.

В целях обеспечения стабильности работы акционерного общества и большей заинтересованности акционеров в результатах его деятельности статьей 40 Закона N 208-ФЗ закреплено преимущественное право акционеров - держателей голосующих акций на приобретение дополнительных акций и иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, размещаемых обществом путем открытой подписки.

Закон N 208-ФЗ предоставляет всем акционерам общества (держателям как привилегированных, так и обыкновенных акций) преимущественное право приобретения размещаемых акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции любого типа.

Акционеры не обязаны воспользоваться предоставленным им преимуществом: они могут выбирать, использовать его или нет. Общество не может обязать акционеров участвовать в открытой подписке, оно должно лишь обеспечить акционерам возможность реализовать свое преимущественное право приобретения размещаемых акций и иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции.

Используя право преимущественного приобретения акций или иных эмиссионных ценных бумаг, акционер вправе приобрести такие ценные бумаги только в соответствии с количеством принадлежащих ему акций. Данное количественное ограничение не ухудшает положение акционеров, но позволяет поддерживать баланс интересов в обществе.

 

ПРОЦЕДУРА ЭМИССИИ АКЦИЙ

 

Эмиссия ценных бумаг представляет собой установленную законом последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг, то есть их отчуждению первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок. Подробнее об этом читайте в настоящей статье.

В первую очередь отметим, что в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации ценными бумагами являются документы, соответствующие установленным законом требованиям и удостоверяющие обязательственные и иные права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении таких документов (документарные ценные бумаги).

Ценные бумаги можно классифицировать по различным признакам, в том числе в зависимости от способа их выпуска, в соответствии с которым различают эмиссионные и неэмиссионные ценные бумаги.

Правовые отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, регламентируются Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ).

Согласно Закону N 39-ФЗ к эмиссионным ценным бумагам относятся акции, облигации и опционы эмитента. Они закрепляют совокупность имущественных и неимущественных прав, размещаются выпусками и при этом имеют равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени их приобретения.

В соответствии со статьей 19 Закона N 39-ФЗ процедура эмиссии включает в себя следующие этапы:

- принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг;

- утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг;

- государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг;

- размещение эмиссионных ценных бумаг;

- государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг (в случае оказания брокером услуг по размещению эмиссионных ценных бумаг путем открытой подписки и осуществления фондовой биржей их листинга).

При учреждении акционерного общества размещение эмиссионных ценных бумаг осуществляется до государственной регистрации их выпуска, а государственная регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска эмиссионных ценных бумаг.

Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 13-55/пз-н утверждены Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг. Размещение ценных бумаг включает в себя:

- совершение сделок, направленных на отчуждение ценных бумаг их первым владельцам;

- внесение приходных записей по лицевым счетам или по счетам депо первых владельцев (в случае размещения именных ценных бумаг) либо по счетам депо первых владельцев в депозитарии, осуществляющем централизованное хранение документарных облигаций с обязательным централизованным хранением (в случае размещения документарных облигаций с обязательным централизованным хранением);

- выдачу сертификатов документарных облигаций их первым владельцам (в случае размещения документарных облигаций без обязательного централизованного хранения).

Государственная регистрация выпусков (дополнительных выпусков) ценных бумаг осуществляется регистрирующим органом. До недавнего времени таким органом являлась Федеральная служба по финансовым рынкам. Но в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2013 года N 645 с 1 сентября 2013 года Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) упразднена. Полномочия ФСФР Российской Федерации по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков с 1 сентября 2013 года переданы Банку России (Федеральный закон от 23 июля 2013 года N 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков").

По информации ЦБ РФ от 22 августа 2013 года для обеспечения исполнения Банком России функций по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков с 1 сентября 2013 года образована Служба Банка России по финансовым рынкам, которая будет осуществлять функции упраздняемой ФСФР Российской Федерации.

Согласно пункту 2.4.2 Стандартов для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг в регистрирующий орган представляются:

- заявление на государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, составленное в соответствии с приложением N 1 (2) Стандартов, а в случаях, когда в соответствии с Стандартами государственная регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска ценных бумаг, - составленное в соответствии с приложением N 1 (3) Стандартов;

- анкета эмитента, составленная в соответствии с приложением N 2 (1) Стандартов;

- копия документа, подтверждающего государственную регистрацию эмитента;

- решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, которое в зависимости от способа их размещения должно быть составлено в соответствии с приложениями N 4 (1) - 4 (6) Стандартов;

- копия (выписка из) протокола собрания (заседания) уполномоченного органа управления эмитента (приказа, распоряжения или иного документа уполномоченного лица), которым принято решение о размещении ценных бумаг, с указанием, в случае если данное решение принято коллегиальным органом управления, кворума и результатов голосования за его принятие;

- копия (выписка из) протокола собрания (заседания) уполномоченного органа управления эмитента (приказа, распоряжения или иного документа уполномоченного лица), которым утверждено решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, с указанием, в случае если решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг утверждено коллегиальным органом управления, кворума и результатов голосования за его утверждение;

- копия устава (учредительных документов) эмитента в действующей редакции со всеми внесенными в них изменениями и (или) дополнениями;

- документ, содержащий расчет стоимости чистых активов коммерческой организации, предоставляющей поручительство по облигациям, с указанием единицы измерения, в которой произведен такой расчет;

- платежное поручение (квитанция установленной формы в случае наличной формы уплаты), которым подтверждается факт уплаты эмитентом государственной пошлины, взимаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах за государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг (за исключением государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) акций, размещаемых в целях увеличения уставного капитала на величину переоценки основных фондов, производимой по решению Правительства Российской Федерации);

- опись представленных документов, составленная в соответствии с приложением N 3 Стандартов;

- иные документы, предусмотренные Стандартами.

Пунктом 4.2.4 Стандартов установлено, что для государственной регистрации выпуска акций и отчета об итогах выпуска акций, размещенных при учреждении акционерного общества, в регистрирующий орган дополнительно представляются:

- копия решения единственного учредителя об учреждении акционерного общества - эмитента (протокола учредительного собрания, которым принято решение об учреждении акционерного общества - эмитента);

- копия договора о создании акционерного общества - эмитента в случае учреждения акционерного общества двумя и более лицами;

- отчет об итогах выпуска акций, который должен быть составлен в соответствии с приложением N 8 (1) Стандартов;

- копия (выписка из) протокола собрания (заседания), уполномоченного органа управления эмитента (приказа, распоряжения или иного документа уполномоченного лица), которым принято решение об утверждении отчета об итогах выпуска акций, с указанием в случае, если данное решение принято коллегиальным органом управления, кворума и результатов голосования за его принятие.

Регистрирующий орган обязан предварительно рассмотреть представленные документы и принять решение об их соответствии или несоответствии требованиям законодательства Российской Федерации в течение 30 дней с даты их получения.

В случае принятия решения о несоответствии документов, представленных в соответствии с Стандартами для их предварительного рассмотрения, требованиям законодательства Российской Федерации регистрирующий орган обязан в течение 3 дней с даты принятия соответствующего решения выдать (направить) эмитенту уведомление регистрирующего органа о несоответствии документов, необходимых для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, требованиям законодательства Российской Федерации, содержащее перечень выявленных несоответствий.

Регистрирующий орган запрашивает документы, представление которых требуется для проверки достоверности сведений, содержащихся в проспекте ценных бумаг и иных документах, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг (пункт 2.5.9 Стандартов).

В случае выявления устранимых нарушений после окончания срока, предусмотренного для проведения проверки достоверности сведений, содержащихся в проспекте ценных бумаг и (или) иных документах, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, регистрирующим органом принимается решение о приостановлении эмиссии ценных бумаг.

В случае осуществления проверки достоверности сведений, содержащихся в проспекте ценных бумаг и иных документах, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, или приостановления эмиссии ценных бумаг регистрирующий орган направляет эмитенту соответствующее уведомление с указанием допущенных нарушений (признаков нарушений), срока для их устранения (в случае выявления нарушений) и (или) необходимости представления эмитентом исправленных документов. В случае выявления устранимых нарушений после принятия регистрирующим органом решения о приостановлении эмиссии ценных бумаг регистрирующий орган направляет эмитенту соответствующее уведомление с указанием допущенных нарушений, срока для их устранения, необходимости представления эмитентом исправленных документов.

При представлении эмитентом исправленных документов в регистрирующий орган представляются только те документы, в которые вносились изменения. Указанные документы представляются в установленном Стандартами количестве экземпляров, с сопроводительным письмом и описью представляемых документов.

В случае принятия решения о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг регистрирующий орган обязан в течение 3 дней с даты принятия соответствующего решения выдать (направить) эмитенту:

- уведомление регистрирующего органа о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг;

- два экземпляра решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг с отметкой о его регистрации и государственным регистрационным номером выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг;

- два экземпляра проспекта ценных бумаг с отметкой о его регистрации и государственным регистрационным номером выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг (в случае регистрации проспекта ценных бумаг).

В случае принятия решения об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг регистрирующий орган обязан в течение 3 дней с даты принятия соответствующего решения выдать (направить) эмитенту уведомление регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, содержащее основания отказа, с приложением заверенной регистрирующим органом копии решения (приказа) регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.

При отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг представленные для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг документы не возвращаются (пункт 2.5.20 Стандартов).

Банк России, руководствуясь пунктом 3 статьи 20 Закона N 39-ФЗ, обязан осуществить государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в его государственной регистрации в следующий срок:

1) в течение 20 дней или, если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, в течение 30 дней с даты получения документов, представленных для государственной регистрации;

2) в течение 10 рабочих дней с даты получения документов, представленных для государственной регистрации, в случае их предварительного рассмотрения в соответствии с пунктом 2.1 статьи 20 Закона N 39-ФЗ, если:

- Банком России было принято решение о соответствии таких документов требованиям законодательства Российской Федерации;

- эмитентом устранены все несоответствия требованиям законодательства Российской Федерации, выявленные регистрирующим органом по результатам предварительного рассмотрения представленных документов.

Размещение ценных бумаг согласно пункту 2.7.1 Стандартов включает в себя, в частности:

- совершение сделок, направленных на отчуждение ценных бумаг их первым владельцам;

- внесение приходных записей по лицевым счетам (счетам депо) первых владельцев (в случае размещения именных ценных бумаг или документарных облигаций с обязательным централизованным хранением).

В соответствии со статьей 22 Закона N 39-ФЗ государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, размещаемых путем подписки, должна сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг. Проспект ценных бумаг должен быть составлен по форме согласно приложению N 2 к Положению о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценный бумаг, утвержденному Приказом ФСФР от 4 октября 2011 года N 11-46/пз-н.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...