Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Реорганизация унитарных предприятий в форме преобразования




В АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО ПРИ ПРИВАТИЗАЦИИ -

ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ С ДЕЙСТВИЯМИ ПО ДАТАМ

 

В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение. Преобразование же унитарного предприятия в организации иной организационно-правовой формы осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации. Об особенностях реорганизации унитарных предприятий в форме преобразования в акционерное общество при приватизации читайте в данной статье.

Правовую основу норм, посвященных реорганизации унитарных предприятий в форме преобразования, составляет определенный пласт нормативно-правовых актов Российской Федерации. Большинство правовых норм, регулирующих эти вопросы, закреплено в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральном законе от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ), Федеральном законе от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ), Федеральном законе от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

В соответствии со статьей 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

Согласно пункту 5 статьи 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

Согласно пункту 1 статьи 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Согласно пункту 1 статьи 29 Закона N 161-ФЗ унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника его имущества в порядке, предусмотренном ГК РФ, данным Законом и иными федеральными законами.

В соответствии с пунктом 5 статьи 29 Закона N 161-ФЗ при преобразовании казенного предприятия в государственное или муниципальное предприятие собственник имущества казенного предприятия в течение шести месяцев несет субсидиарную ответственность по обязательствам, перешедшим к государственному или муниципальному предприятию.

В соответствии со статьей 34 Закона N 161-ФЗ унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение (смотрите, например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23 марта 2009 года по делу N А56-3872/2008).

Преобразование же унитарного предприятия в организации иной организационно-правовой формы осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации.

В соответствии со статьей 1 Закона N 178-ФЗ под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Согласно пункту 1 статьи 13 Закона N 178-ФЗ одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества является преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество.

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона N 178-ФЗ приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия, в случае если размер уставного капитала, определенный в соответствии со статьей 11 данного Закона, превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества, установленный законодательством Российской Федерации (смотрите статью 26 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ)), может осуществляться только путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество. В иных же случаях приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия осуществляется другими предусмотренными в пункте 1 статьи 13 рассматриваемого Закона способами.

Подготовительным этапом приватизации является подготовка прогнозного плана (программы) приватизации федерального (муниципального) имущества.

Решения об условиях приватизации федерального имущества можно рассматривать как акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей. Это подтверждается тем, что статья 15 Закона N 178-ФЗ требует обязательного опубликования в информационном сообщении о продаже имущества наименования государственного органа или органа местного самоуправления, принявших решение об условиях приватизации такого имущества, реквизиты указанного решения.

На основе прогнозного плана собственник имущества (публично-правовое образование) принимает решение о приватизации. В нем согласно пункту 2 статьи 14 Закона N 178-ФЗ указываются:

- состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия;

- перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия.

Отметим, что согласно пункту 1 статьи 11 Закона N 178-ФЗ состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте. На основании этого документа все права и обязанности преобразованного унитарного предприятия переходят в открытое акционерное общество (пункт 4 статьи 58 ГК РФ). Передаточный акт составляется на основе данных инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, документов о земельных участках и правах на них.

При подготовке решения о приватизации осуществляются следующие мероприятия:

- инвентаризация имущества и обязательств. Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов производится с учетом рыночных цен, при необходимости - на основании отчета об оценке, составленного в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации";

- составление промежуточного баланса и его аудиторская проверка. Промежуточный баланс и иные отчетные документы унитарного предприятия составляются в объеме и по формам годовой бухгалтерской отчетности.

Также при необходимости оформляются план земельного участка и документы на иные объекты недвижимости. В силу пункта 1 статьи 28 Закона N 178-ФЗ приватизация зданий без одновременной приватизации земельных участков, на которых они расположены, невозможна (кроме земель, изъятых из оборота или ограниченных в обороте).

При приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий переходят в частную собственность земельные участки:

- находящиеся у унитарного предприятия на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды;

- занимаемые объектами недвижимости, входящими в состав приватизируемого имущественного комплекса унитарного предприятия, и необходимые для использования этих объектов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Закона N 178-ФЗ при приватизации унитарного предприятия может передаваться не весь комплекс имущества. В силу прямого указания Закона приватизации не подлежат:

- объекты, изъятые из оборота (пункт 3 статьи 3 Закона N 178-ФЗ);

- социально-культурные и коммунально-бытовые объекты, используемые по назначению (пункт 1 статьи 30 Закона N 178-ФЗ);

- объекты, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности (пункт 3 статьи 3 Закона N 178-ФЗ). Согласно пункту 6 статьи 43 Закона N 178-ФЗ к такому имуществу относятся объекты, в отношении которых установлен запрет на приватизацию.

Согласно пункту 16 письма Минимущества Российской Федерации от 6 июня 2002 года N АБ-2/10099 "О приватизации имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий" перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП, составляется в произвольной форме, позволяющей однозначно идентифицировать такое имущество с указанием его стоимости.

Расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия производится на основе данных промежуточного бухгалтерского баланса (пункт 2 статьи 11 Закона N 178-ФЗ) и оформляется в произвольном виде (пункт 18 письма Минимущества Российской Федерации от 6 июня 2002 года N АБ-2/10099). Согласно части 2 пункта 2 статьи 11 Закона N 178-ФЗ балансовая стоимость подлежащих приватизации активов унитарного предприятия определяется как сумма стоимости чистых активов унитарного предприятия, исчисленных по данным промежуточного бухгалтерского баланса, и стоимости земельных участков за минусом балансовой стоимости объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия.

В Законе N 178-ФЗ отсутствует алгоритм расчета величины уставного капитала образуемого акционерного общества, поэтому следует руководствоваться общими положениями действующего законодательства при расчете этого показателя, и прежде всего нормами ГК РФ и Закона N 208-ФЗ. Правила определения размера уставного капитала акционерного общества также разъяснены в пунктах 19, 20 письма Минимущества Российской Федерации от 6 июня 2002 года N АБ-2/10099.

На основании акта об инвентаризации, промежуточного баланса, подтвержденного аудиторским заключением, результатов инвентаризации земельных участков, расчета балансовой стоимости имущественного комплекса составляется передаточный акт.

Процедура составления передаточного акта в соответствии с Законом N 178-ФЗ предусматривает:

- расчет (объявление) размера уставного капитала в случае преобразования унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью;

- наличие информации о количестве и номинальной стоимости акций при преобразовании унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью;

- составление описи подлежащего приватизации имущества и передаваемых новому собственнику обязательств (долгов) унитарного предприятия;

- подготовку заключительной бухгалтерской отчетности приватизируемого унитарного предприятия, а также итоговых материалов акта инвентаризации;

- проведение ряда других мероприятий.

В передаточном акте указываются все виды подлежащего приватизации имущества унитарного предприятия:

- здания, строения, сооружения, оборудование - составляют основные средства предприятия;

- инвентарь, сырье, продукция - составляют оборотные средства предприятия;

- права требования, долги, в том числе обязательства унитарного предприятия по выплате повременных платежей гражданам, перед которыми унитарное предприятие несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, - составляют финансовые активы;

- права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование), товарные знаки, знаки обслуживания) и другие исключительные права - относятся к основным средствам.

Передаточный акт должен быть подписан принимающей стороной. В соответствии с Законом N 208-ФЗ принимающей стороной является единоличный исполнительный орган общества с ограниченной ответственностью. Следовательно, передаточный акт подписывается только после государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью (пункт 29 письма Минимущества Российской Федерации от 6 июня 2002 года N АБ-2/10099).

В уставе акционерного общества, созданного путем преобразования унитарного предприятия, должны быть учтены требования Закона N 208-ФЗ и определенные Законом N 178-ФЗ особенности (пункт 2 статьи 37 Закона N 178-ФЗ).

В уставе акционерного общества в обязательном порядке определяются цели и предмет деятельности создаваемого акционерного общества.

Размер уставного капитала акционерного общества, созданного путем преобразования унитарного предприятия, определяется в порядке, предусмотренном статьей 11 Закона N 178-ФЗ.

Согласно пункту 5 статьи 37 Закона N 178-ФЗ до первого собрания акционеров руководитель государственного или муниципального унитарного предприятия, преобразованного в акционерное общество, назначается директором (генеральным директором) акционерного общества (смотрите, например, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 19 июля 2004 года по делу N Ф03-А51/04-2/838).

Одновременно с утверждением устава акционерного общества определяется количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) и назначаются члены совета директоров (наблюдательного совета) и его председатель, а также члены ревизионной комиссии (ревизор) общества до первого общего собрания акционеров (пункт 6 статьи 37 Закона N 178-ФЗ).

Следует подвести небольшой итог.

В целом можно говорить о том, что реорганизация унитарных предприятий в форме преобразования в акционерное общество при приватизации должна включать в себя следующие этапы:

- проведение инвентаризации имущества;

- составление промежуточной отчетности;

- проведение аудиторской проверки промежуточной отчетности;

- оформление плана земельного участка, а также документов на иные объекты недвижимости и исключительные права, принадлежащие предприятию;

- проведение контрольных проверок наличия и состояния имущества и обязательств организации;

- определение порядка деятельности дочерних унитарных предприятий;

- определение состава подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия;

- определение объектов, в числе прочего исключительных прав, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса организации, и порядок их дальнейшего использования;

- выявление обременений (ограничений);

- определение балансовой стоимости подлежащих приватизации активов;

- определение размера уставного капитала, количества и номинальной стоимости акций, состава совета директоров и ревизионной комиссии;

- разработка устава общества.

В зависимости от ситуации и наличия определенных видов имущества в реализации некоторых из указанных этапов нет необходимости.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...