Реорганизация акционерного общества в форме слияния
Реорганизация акционерного общества в форме слияния - это добровольное объединение двух или нескольких акционерных обществ, в результате которого образуется новое акционерное общество. Для осуществления слияния решение о его проведении должно быть принято общими собраниями акционеров всех акционерных обществ, участвующих в объединении. При этом должны учитываться интересы каждого из них. Правовую основу реорганизации акционерного общества составляет Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Федеральный закон от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации. Статья 15 Закона N 208-ФЗ регламентирует общие вопросы, посвященные реорганизации акционерного общества. В статье 16 закреплены положения, касающиеся реорганизации именно в форме слияния. В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона N 208-ФЗ слиянием обществ признается возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением последних. Согласно пункту 2 статьи 16 Закона N 208-ФЗ общества, участвующие в слиянии, заключают договор о слиянии. Совет директоров (наблюдательный совет) каждого общества, участвующего в слиянии, выносит для решения общим собранием акционеров каждого такого общества вопрос о реорганизации в форме слияния, а также вопрос об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, создаваемого в результате слияния (смотрите, например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14 июля 2008 года по делу N А28-8185/2007-260/21; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14 августа 2008 года N Ф04-4137/2008(7698-А27-11) по делу N А27-8123/2007-1).
Общее собрание акционеров каждого общества, участвующего в слиянии, принимает решение по вопросу о реорганизации каждого такого общества в форме слияния, включающее в себя утверждение договора о слиянии, передаточного акта общества, участвующего в слиянии, и устава общества, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, а также принимает решение по вопросу об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) создаваемого общества в количестве, установленном проектом договора о слиянии для каждого общества, участвующего в слиянии, если уставом создаваемого общества в соответствии с данным Федеральным законом не предусматривается осуществление функций совета директоров (наблюдательного совета) создаваемого общества общим собранием акционеров этого общества. Отношение количества членов совета директоров (наблюдательного совета) создаваемого общества, избираемых каждым обществом, участвующим в слиянии, к общему количеству членов совета директоров (наблюдательного совета) создаваемого общества должно быть пропорционально отношению количества акций создаваемого общества, подлежащих размещению среди акционеров соответствующего общества, участвующего в слиянии, к общему количеству подлежащих размещению акций создаваемого общества. Рассчитанное таким образом количество членов совета директоров (наблюдательного совета) создаваемого общества, избираемых каждым обществом, участвующим в слиянии, округляется до целого числа в соответствии с действующим порядком округления. Пункт 3 статьи 16 Закона N 208-ФЗ определяет, что договор о слиянии должен содержать: - наименование, сведения о месте нахождения каждого общества, участвующего в слиянии, а также наименование, сведения о месте нахождения общества, создаваемого путем реорганизации в форме слияния;
- порядок и условия слияния; - порядок конвертации акций каждого общества, участвующего в слиянии, в акции создаваемого общества и соотношение (коэффициент) конвертации акций таких обществ; - указание о количестве членов совета директоров (наблюдательного совета) создаваемого общества, избираемых каждым обществом, участвующим в слиянии, если уставом создаваемого общества в соответствии с Законом N 208-ФЗ не предусматривается осуществление функций совета директоров (наблюдательного совета) создаваемого общества общим собранием акционеров этого общества; - список членов ревизионной комиссии или указание о ревизоре создаваемого общества; - список членов коллегиального исполнительного органа создаваемого общества, если уставом создаваемого общества предусмотрено наличие коллегиального исполнительного органа и его образование отнесено к компетенции общего собрания акционеров; - указание о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа создаваемого общества; - наименование, сведения о месте нахождения профессионального участника рынка ценных бумаг, осуществляющего деятельность по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг создаваемого общества (далее - регистратор), если в соответствии с федеральным законом ведение реестра акционеров создаваемого общества должно осуществляться регистратором. В соответствии с пунктом 3.1 статьи 16 Закона N 208-ФЗ договор о слиянии может содержать указание: - об аудиторе общества, создаваемого путем реорганизации в форме слияния; - о регистраторе создаваемого общества; - о передаче полномочий единоличного исполнительного органа создаваемого общества управляющей организации или управляющему; - об иных данных о членах ревизионной комиссии или указание о ревизоре создаваемого общества; членах коллегиального исполнительного органа создаваемого общества, если уставом создаваемого общества предусмотрено наличие коллегиального исполнительного органа и его образование отнесено к компетенции общего собрания акционеров; о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа создаваемого общества.
Договор о слиянии может содержать и другие положения о реорганизации, не противоречащие федеральным законам. При слиянии обществ акции общества, принадлежащие другому обществу, участвующему в слиянии, а также собственные акции, принадлежащие участвующему в слиянии обществу, погашаются (пункт 4 статьи 16 Закона N 208-ФЗ). При слиянии обществ все права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему обществу в соответствии с передаточным актом (пункт 5 статьи 16 Закона N 208-ФЗ). В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона N 208-ФЗ акционерное общество может быть добровольно реорганизовано в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом. Другие основания и порядок реорганизации общества определяются ГК РФ и иными федеральными законами (смотрите, например, статью 23 Федерального закона от 2 декабря 1990 года N 395-1 "О банках и банковской деятельности"; главу 4 Федерального закона от 25 февраля 1999 года N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"; статью 9 Федерального закона от 29 ноября 2001 года N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (далее - Закон N 156-ФЗ)). Так, согласно статье 9 Закона N 156-ФЗ реорганизация акционерного инвестиционного фонда в форме слияния допускается при условии, что в результате такой реорганизации будет создан (будут созданы) акционерный инвестиционный фонд (акционерные инвестиционные фонды). Согласно статье 2 Закона N 156-ФЗ акционерный инвестиционный фонд - открытое акционерное общество, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты, предусмотренные данным федеральным законом, и фирменное наименование которого содержит слова "акционерный инвестиционный фонд" или "инвестиционный фонд". О принятом решении о реорганизации или ликвидации акционерный инвестиционный фонд должен уведомить Банк России не позднее пяти рабочих дней с даты принятия указанного решения.
К данному уведомлению прилагается копия (копии) принятого решения (решений) о реорганизации в форме слияния, копия (копии) устава (уставов) вновь создаваемого (создаваемых) акционерного инвестиционного фонда (акционерных инвестиционных фондов), заверенные уполномоченным органом акционерного инвестиционного фонда. Размещение дополнительных акций созданных путем реорганизации акционерных инвестиционных фондов, в том числе в форме слияния, может осуществляться только после государственной регистрации выпуска акций таких фондов и получения лицензии акционерного инвестиционного фонда вновь созданными акционерными обществами. В случае рассмотрения судом иска о реорганизации акционерного инвестиционного фонда Банк России может быть привлечен судом к участию в деле или вступать в дело по своей инициативе либо по инициативе лиц, участвующих в деле. В соответствии со статьей 104 ГК РФ акционерное общество может быть реорганизовано добровольно по решению общего собрания акционеров. Однако законом могут быть определены иные основания и порядок реорганизации акционерного общества. Так, в пункте 3 статьи 57 ГК РФ закреплено, что в случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов. В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) только с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются такие действия по реорганизации, как: - слияние коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления ходатайства, превышает семь миллиардов рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, превышает десять миллиардов рублей, а также если одна из таких организаций включена в реестр; - слияние финансовых организаций или присоединение одной или нескольких финансовых организаций к другой финансовой организации, если суммарная стоимость их активов по последним балансам превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации (при слиянии или присоединении финансовых организаций, не поднадзорных Центральному банку Российской Федерации, такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации).
В силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 мая 2007 года N 334 "Об установлении величин активов финансовых организаций (за исключением кредитных организаций) в целях осуществления антимонопольного контроля" установлены следующие величины активов финансовых организаций по бухгалтерским балансам на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи ходатайства, при превышении которых требуется получение предварительного согласия антимонопольного органа на совершение сделок и действий, предусмотренных статьями 27 и 29 Закона N 135-ФЗ: а) 3 млрд. рублей - в отношении лизинговых компаний и микрофинансовых организаций; б) 2 млрд. рублей - в отношении негосударственных пенсионных фондов; в) 1 млрд. рублей - в отношении фондовых бирж и валютных бирж; г) 500 млн. рублей - в отношении обществ взаимного страхования, кредитных потребительских кооперативов; д) 200 млн. рублей - в отношении страховщиков (за исключением страховых медицинских организаций), страховых брокеров, профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний инвестиционных фондов, управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, управляющих компаний негосударственных пенсионных фондов, специализированных депозитариев инвестиционных фондов, специализированных депозитариев паевых инвестиционных фондов, специализированных депозитариев негосударственных пенсионных фондов; е) 100 млн. рублей - в отношении страховых медицинских организаций и ломбардов. Отмечаем, что порядок формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2007 года N 896 "Об утверждении Правил формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов". Обратите внимание, что включение субъекта хозяйственной деятельности в реестр хозяйствующих субъектов с долей участия на товарном рынке более 35% накладывает на него дополнительные обязанности и ограничения в осуществлении хозяйственной деятельности. При принятии решения о включении организации в данный реестр антимонопольный орган обязан принимать во внимание все обстоятельства, в частности, должны быть правильно определены географические границы товарного рынка и доля субъекта на рынке, исследована структура рынка и состав участвующих в нем хозяйствующих субъектов и так далее. В соответствии с пунктом 6 статьи 32 Закона N 135-ФЗ ходатайство о даче согласия на слияние коммерческих организаций либо уведомление о таком слиянии подписывается заявителем, а также иными лицами, участвующими в слиянии. В течение тридцати дней от даты получения данного ходатайства антимонопольный орган обязан его рассмотреть и сообщить в письменной форме заявителю о принятом решении с указанием мотивов его принятия. Указанный срок может быть продлен в связи с необходимостью дополнительного рассмотрения ходатайства, получения дополнительной информации для принятия решения, при условии что заявленное в ходатайстве действие может привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения лица (группы лиц). Максимальный срок продления составляет два месяца. В случае принятия такого решения антимонопольный орган на своем официальном сайте в сети Интернет размещает сведения о действии, заявленном в ходатайстве о даче согласия на его осуществление. Заинтересованные лица при этом вправе представить в антимонопольный орган сведения о влиянии на состояние конкуренции такого действия. Антимонопольный орган принимает решение об отказе в удовлетворении ходатайства, если действие, заявленное в ходатайстве, приведет или может привести к ограничению конкуренции (в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения заявителя либо доминирующего положения лица, которое будет создано в результате осуществления заявленного в ходатайстве действия) или если при рассмотрении представленных документов антимонопольный орган обнаружит, что информация, содержащаяся в них и имеющая значение для принятия решения, является недостоверной, либо если заявителем по ходатайству не представлены имеющиеся у него и запрошенные антимонопольным органом сведения, при отсутствии которых не может быть принято решение об ограничении конкуренции или об отсутствии ограничения конкуренции по рассматриваемому ходатайству. В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Закона N 135-ФЗ коммерческая организация, созданная без получения предварительного согласия антимонопольного органа, в том числе в результате слияния коммерческих организаций, ликвидируется либо реорганизуется в форме выделения или разделения в судебном порядке по иску антимонопольного органа. Антимонопольный орган обращается с такими исками только в случае, если ее создание привело или может привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|