Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Реорганизация акционерного общества в форме присоединения




 

Присоединение акционерных обществ - это прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех прав и обязанностей другому обществу. При присоединении одного акционерного общества к другому к последнему переходят все права и обязанности присоединяемого общества в соответствии с передаточным актом. Способ размещения акций - конвертация. Конвертация акций присоединенного акционерного общества может осуществляться в акции, приобретенные и (или) выкупленные акционерным обществом, к которому осуществляется присоединение, и (или) поступившие в распоряжение этого акционерного общества, и (или) в его дополнительные акции.

По статистическим данным, присоединение является одной из лидирующих форм реорганизации на западе. Исторически оно возникло ранее иных известных российскому правопорядку форм изменения организации бизнеса, однако на начальном этапе своего существования присоединение рассматривалось как вид слияния. Основной целью присоединения является укрупнение одной компании за счет активов другой с полным уничтожением (поглощением) последней. В современной России все более популярным становится такой способ устранения конкурентов, как их поглощение. При этом юридически такое поглощение оформляется именно как присоединение.

Правовую основу реорганизации акционерного общества составляет Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Федеральный закон от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Федеральный закон N 208-ФЗ) и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона N 208-ФЗ присоединением акционерного общества признается прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу.

Присоединяемое общество и общество, к которому осуществляется присоединение, заключают договор о присоединении.

Совет директоров (наблюдательный совет) каждого общества, участвующего в присоединении, выносит для решения общим собранием акционеров каждого такого общества вопрос о реорганизации в форме присоединения. Совет директоров (наблюдательный совет) общества, к которому осуществляется присоединение, выносит также для решения общим собранием акционеров такого общества иные вопросы, если это предусмотрено договором о присоединении (смотрите Постановление ФАС Уральского округа от 23 декабря 2011 года N Ф09-8730/11 по делу N А50-4765/2011).

Общее собрание акционеров общества, к которому осуществляется присоединение, принимает решение по вопросу о реорганизации в форме присоединения, включающее в себя утверждение договора о присоединении, а также принимает решения по иным вопросам (в том числе решение о внесении изменений и дополнений в устав такого общества), если это предусмотрено договором о присоединении. Общее собрание акционеров присоединяемого общества принимает решение по вопросу о реорганизации в форме присоединения, включающее в себя утверждение договора о присоединении, передаточного акта (пункт 2 статьи 17 Федерального закона N 208-ФЗ) (смотрите, например, Постановление ФАС Уральского округа от 23 декабря 2011 года N Ф09-8730/11 по делу N А50-4765/2011).

В соответствии со статьей 59 ГК РФ передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного акционерного общества в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого акционерного общества, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.

Передаточный акт утверждается учредителями (участниками) акционерного общества или органом, принявшим решение о реорганизации, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации акционерных обществ, создаваемых в результате реорганизации, или внесения изменений в учредительные документы существующих акционерных обществ.

Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, отсутствие в нем положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации акционерного общества, создаваемого в результате реорганизации.

Согласно пункту 3 статьи 17 Федерального закона N 208-ФЗ договор о присоединении должен содержать:

- наименование, сведения о месте нахождения каждого общества, участвующего в присоединении;

- порядок и условия присоединения;

- порядок конвертации акций присоединяемого общества в акции общества, к которому осуществляется присоединение, и соотношение (коэффициент) конвертации акций таких обществ.

Пункт 3.1 статьи 17 Федерального закона N 208-ФЗ закрепляет, что договор о присоединении может содержать перечень изменений и дополнений, вносимых в устав общества, к которому осуществляется присоединение, другие положения о реорганизации, не противоречащие федеральным законам.

Согласно пункту 4 статьи 17 Федерального закона N 208-ФЗ при присоединении общества погашаются:

1) собственные акции, принадлежащие присоединяемому обществу;

2) акции присоединяемого общества, принадлежащие обществу, к которому осуществляется присоединение;

3) принадлежащие присоединяемому обществу акции общества, к которому осуществляется присоединение, если это предусмотрено договором о присоединении.

В случае если собственные акции, принадлежащие обществу, к которому было осуществлено присоединение, не подлежат погашению в соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 17 Федерального закона N 208-ФЗ, такие акции не предоставляют право голоса, не учитываются при подсчете голосов, по ним не начисляются дивиденды. Такие акции должны быть реализованы обществом по цене не ниже их рыночной стоимости и не позднее одного года после их приобретения обществом, в ином случае общество обязано принять решение об уменьшении своего уставного капитала путем погашения таких акций.

При присоединении одного общества к другому к последнему переходят все права и обязанности присоединяемого общества в соответствии с передаточным актом.

В соответствии со статьей 104 ГК РФ Акционерное общество может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по решению общего собрания акционеров.

Однако законом могут быть определены иные основания и порядок реорганизации акционерного общества.

Так в пункте 3 статьи 57 ГК РФ закреплено, что в случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме присоединения может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) в данном случае с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются определенные действия:

- присоединение одной или нескольких коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций) к иной коммерческой организации (за исключением финансовой организации), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по последним балансам превышает семи миллиардов рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году присоединения, превышает десять миллиардов рублей либо если одна из таких организаций включена в реестр;

- присоединение одной или нескольких финансовых организаций к другой финансовой организации, если суммарная стоимость их активов по последним балансам превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации (при слиянии или присоединении финансовых организаций, не поднадзорных Центральному банку Российской Федерации, такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации).

В силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 мая 2007 года N 334 "Об установлении величин активов финансовых организаций (за исключением кредитных организаций) в целях осуществления антимонопольного контроля" установлены следующие величины активов финансовых организаций по бухгалтерским балансам на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи ходатайства, при превышении которых требуется получение предварительного согласия антимонопольного органа на совершение сделок и действий, предусмотренных статьями 27 и 29 Закона N 135-ФЗ:

а) 3 млрд. рублей - в отношении лизинговых компаний и микрофинансовых организаций;

б) 2 млрд. рублей - в отношении негосударственных пенсионных фондов;

в) 1 млрд. рублей - в отношении фондовых бирж и валютных бирж;

г) 500 млн. рублей - в отношении обществ взаимного страхования, кредитных потребительских кооперативов;

д) 200 млн. рублей - в отношении страховщиков (за исключением страховых медицинских организаций), страховых брокеров, профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний инвестиционных фондов, управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, управляющих компаний негосударственных пенсионных фондов, специализированных депозитариев инвестиционных фондов, специализированных депозитариев паевых инвестиционных фондов, специализированных депозитариев негосударственных пенсионных фондов;

е) 100 млн. рублей - в отношении страховых медицинских организаций и ломбардов.

Для осуществления антимонопольного контроля над присоединением кредитных организаций Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2007 года N 335 "Об установлении величин активов кредитных организаций в целях осуществления антимонопольного контроля" установлена следующая величина активов кредитных организаций:

- суммарная стоимость активов кредитных организаций по бухгалтерским балансам на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подаче ходатайства, при превышении которой требуется получение предварительного согласия антимонопольного органа на присоединение кредитных организаций, установлена в размере 24 млрд. рублей.

Отметим, что такая величина активов для данных целей в отношении кредитных организаций установлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 N 1263 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации". Ранее она была зафиксирована в размере 22 млрд. рублей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...