Сделки без реального товара. Фьючерсные сделки.
Фьючерсные сделки (с 1765 г. Чикаго) – это основной вид сделок на современной бирже, которая представляет передачу прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов, в отношении биржевого товара. Являются развитием форвардных сделок. Но фьючерсные сделки не предусматривают обязательства сторон поставить или принять реальный товар, а предлагают куплю-продажу на товар. Фьючерсный контракт – стандартный биржевой договор купли-продажи биржевого актива в определенный момент в будущем по цене, установленной сторонами сделки в период ее заключения. Это те же форвардные контракты + дополнительные свойства: 1. это биржевые контракты, т.е. могут заключаться только на бирже; 2. это стандартные контракты по всем параметрам (вид, сорт, количество, место, сроки поставки, сроки и формы расчетов, штрафы), кроме цены; 3. исполнение и все расчеты гарантированы биржей, так как биржа является не только посредником между продавцом и покупателем; 4. форвардные заключаются, чтобы купить\продать товар и его невыполнение, следовательно, штраф, а фьючерсный имеет целью получения прибыли благодаря механизму досрочного прекращения обязательств любой из сторон. 5. форвардные – на любые биржевые товары, а фьючерсные – на ограниченный круг биржевых товаров, главная особенность которых - непредсказуемость цен. Параметры фьючерсного контракта: 1. покупатель (сторона, имеющая длинную позицию) 2. продавец (сторона, имеющая короткую позицию)
Ликвидация фьючерсного контракта Отличительной особенностью фьючерсных контрактов является наличие двух способов их урегулирования (ликвидации): 1. поставка товара; 2. заключение обратной сделки.
Поставкой товара завершаются 2-3% фьючерсных сделок. Описание процедуры поставки имеется в правилах каждой биржи. Общая схема поставки следующая: За 2-3 недели до истечения срока действия контракта продавец подготавливает нотис (извещение) о своем намерении осуществить поставку. Продавец присылает нотис в расчетную палату биржи, которая распределяет нотисы среди держателей длинных позиций. После получения нотиса через 1-2 дня осуществляется реальная поставка товара на склад. Существуют нотисы переводимые и непереводимые. Переводимый нотис - покупатель должен принять, но если он не хочет принимать товар, то он должен закрыть длинную позицию, т.е. продать фьючерсный контракт и передать нотис новому покупателю. При этом на передачу нотиса дается ограниченное время, т.к. товар находится на складе и готов к поставке. Однако, если нотис остается на руках покупателя сверх установленного времени, то покупатель обязан принять товар. Если покупатель получает непереводимый нотис, то он может подать контракт до наступления последнего дня торговли. При этом прежний покупатель должен выписать новый нотис и передать его в расчетную палату биржи. При этом складские расходы оплачивает первый покупатель. Таким образом, покупатель имеет на своем счету 2 сделки: одну по фьючерсному контракту, другую по реальному товару (фьючерсная сделка). Большинство бирж используют непереводимый нотис. Подавляющее большинство фьючерсных контрактов ликвидируется путем совершения обратной сделки. Для ликвидации обязательств по контракту дается приказ брокеру. Держатель длиной позиции дает приказ на продажу такого же контракта, а держатель короткой позиции дает приказ на покупку такого же контракта. Разница в стоимости контракта в момент его заключения и в момент ликвидации составляет либо прибыль участника сделки, которая поступит на его счет; либо убыток, который будет списан с его счета. Для держателя длиной позиции прибыль возникает при повышении цен, для держателя короткой позиции прибыль будет при падении цен.
Клиринговые расчеты Для расчетов по фьючерсным сделкам применяется специальный клиринговый механизм. Основой клиринговых расчетов является система депозитов (гарантийных взносов), которые требуются от участников фьючерсных операций независимо от выбранной позиции. Депозиты – маржа. Фьючерсная маржа представляет собой гарантированный депозит, назначение которого защитить продавца от неисполнения контракта покупателем, если цены возросли. Различают первоначальную и вариационную виды маржи. Первоначальная маржа - депозит, который взносится на моржевой счет клиента при открытии фьючерсного контракта. Обычно биржа устанавливает сумму первоначальной маржи в размере от 2 до 10 % стоимости фьючерсного контракта. Эти средства служат гарантией исполнения контракта. После открытия позиции и внесения первоначальной маржи, стоимость фьючерсного контакта меняется. Соответственно уменьшается или увеличивается стоимость позиции клиента. Если ситуация изменяется в благоприятном направлении (цены для покупателя повышаются, для продавца снижаются), то сумма денег на счете увеличивается на величину потенциального выигрыша. Если же ценовые колебания неблагоприятны, то первоначальная маржа уменьшается.
Для поддержания на счете клиента суммы не ниже заданной устанавливают вариационную маржу, которая позволяет восстанавливать на счете клиента сумму до уровня первоначальной маржи. Обычно вариационная маржа составляет 75% от уровня первоначальной маржи. Если сумма средств клиента становится меньше вариационной маржи, то брокерская фирма просит клиента внести сумму, восстанавливающую его средства до первоначального уровня, или ликвидировать позицию. Вариационная маржа вносится только наличными, а первоначальная может быть внесена ценными бумагами. В этом их отличие.
Если клиент имеет длинную позицию, а цены возрастают, то сумма его средств увеличивается за счет перевода денежных средств со счетов держателей коротких позиций, если цены понижаются, то деньги со счетов покупателей переводятся на счета продавцов, при этом сумма прибыли одних будет равна сумме убытков других.
6. 8 Опционные сделки Опционы являются логическим продолжением фьючерсных сделок. Опционная сделка – это особая биржевая сделка, содержащая условие, в соответствии с которым один из участников (держатель опциона) приобретает право покупки или продажи определенной ценности по фиксированной цене в течение установленного периода, выплачивая другому участнику (подписчику опциона) денежную премию за обязательства обеспечения при необходимости реализации этого права. Держатель опциона может либо исполнить контракт, либо не исполнить, либо продать его другому лицу. Понятие опциона определяется как право, но не обязанность купить или продать определенную ценность (товар, фьючерсный контракт) на особых условиях в обмен на уплату премии. По технике осуществления различают 3 вида опциона: 1. опцион на покупку/опцион с правом покупки; 2. опцион на продажу/опцион с правом продажи; 3. двойной опцион – комбинация опциона на покупку и на продажу. Опцион на покупку дает его покупателю право, но не обязывает купить определенный фьючерсный контракт по соответствующей цене в течение срока действия этого опциона в обмен на уплату премии. Опцион на продажу дает его покупателю право, но не обязывает продать определенный фьючерсный контракт по соответствующей цене в течение срока действия этого опциона в обмен на уплату премии. Двойной опцион дает его покупателю право, но не обязывает купить или продать определенный фьючерсный контракт по соответствующей цене в течение срока действия этого опциона в обмен на уплату премии. Цена, по которой покупатель опциона с правом покупки имеет право купить фьючерсный контракт, а покупатель опциона с правом продажи имеет право подать контракт, называется ценой исполнения.
Покупатель опциона, уплатив премию, не предпринимает никаких действий пока не решит исполнить опцион, а исполняет он в том случае, если ему будет выгодно. Выгода для покупателя опциона на покупку будет в том случае, если текущие цены по фьючерсному контракту выше цены исполнения. При покупке опциона на продажу выгода будет в том случае, если цена текущего фьючерсного контракта ниже цены опциона. В случае реализации опцион становится обычным фьючерсным контрактом. Если держатель опциона отказывается от его реализации, то его потери ограничиваются уплаченной продавцу премии. Таким образом, у покупателя опциона нет финансовых рисков, после того как выплачена премия, их убытки не превышают размера премии, а прибыль может быть неограниченной. У продавцов опционов наоборот, прибыль не может быть больше величины премии, а убытки могут быть любые. Продавец опциона получив премию, обязан продать товар при опционе на покупку или купить товар при опционе на продажу по заранее согласованной цене. Опцион, дающий его покупателю прибыль, называется опционом при деньгах; не приносящий прибыль – опцион без денег. Если текущие цены фьючерсного контракта совпадают с ценой исполнения, то такой опцион называется нулевым или паритетным. Тема 7: Хеджирование 7 .1 Взаимосвязь наличных и фьючерсных цен. Базис. Реальные товары можно купить или продать на 2-х отдельных, но взаимосвязанных рынках: на наличном и фьючерсном. Наличный рынок – это место, где происходит купля/продажа реального товара по текущим ценам. В каждый момент времени на наличном рынке существует множество наличных цен в зависимости от качества товара, места, объема поставки. При этом поставка может быть осуществлена сразу после заключения сделки. В условия фьючерсного рынка сделка заключается на поставку товара в определенные соки в будущем, при этом в условиях фьючерсного рынка на определенный момент времени существует только один набор цен. Фьючерсная цена является ориентиром того, сколько будет стоить товар на момент поставки. Разница между наличными и фьючерсными ценами получила название базис (Б= Цн - Цф) В конце каждого месяца может быть 3 ситуации: 1. Б>0, Цн > Цф – модель перевернутого рынка 2. Б<0, Цн < Цф – модель нормального рынка 3. Б=0, Цн = Цф – модель конвергенции Изменение базиса, при котором наличная цена повышается в течение определенного времени относительно фьючерсной цены, называется сужением или усилением базиса. Пример. Усиление
Ослабление
Продавец выигрывает при усилении базиса, а покупатель при ослаблении. Важным свойством базиса является повторяемость его поведения. Изучение динамики базиса позволяет определять, когда и как лучше всего продать или купить товар.
Сущность хеджирования Хеджирование – это биржевое страхование от неблагоприятных изменений цен, основанное на различиях динамики цен фьючерсных контрактов во времени и цен реальных товаров. Суть хеджирования заключается в дополнении обычных коммерческих сделок на рынке реального товара фьючерсными. Хеджирование предполагает одновременное проведение двух разнонаправленных сделок с одинаковым количеством одного и того же товара на рынке реального товара и на фьючерсной бирже с целью компенсировать снижение или рост цен на рынке реального товара соответствующим ростом или снижением цен на фьючерсной бирже. Принцип страхования построен следующим образом: если участник сделки теряет как продавец реального товара, то он выигрывает как покупатель фьючерсных контрактов на то же количество товаров, и наоборот. Хеджирование – это процесс, состоящий из 2 этапов. На 1 этапе хеджир, оценив ситуацию на реальном рынке, покупает или продает фьючерсный контракт. На 2 этапе хеджир страхует открытую позицию до времени исполнения фьючерсного контракта, заключая вторую сделку, обратную первой. Контракт по первой позиции, открывающей и контракт по второй, закрывающей, должен быть на один и тот же товар, в том же количестве и в том же месяце. Для проведения хедживых операций открывается специальный хедживый счет. При этом хеджиры подписывают свидетельство о хедживом счете, в котором указывают, что сделки по фьючерсным или по опционным контрактам являются хедживыми операциями и поддерживаемые позиции являются хедживыми позициями. Хеджирование преследует цель получения дополнительной прибыли по сравнению с прибылью от реализации или приобретения товара на рынке реального товара. Хеджирование имеет ряд достоинств и недостатков. К достоинствам относят: снижение ценового риска участников рынка реального товара; обеспечение гибкости в планировании; получение дополнительной прибыли путем проведения операций внутри хеджа, когда часть контракта откупается раньше срока и затем снова продается, если цены стали повышаться. К недостатком можно отнести, что хедживые операции не могут в полой мере защитить от ценовых колебаний на наличном рынке; издержки, связанные с операционными, клиринговыми и маржевыми расходами.
Виды хеджирования
1. Хеджирование с помощью фьючерсных контрактов: - Короткое - Длинное хеджирование 2. Хеджирование помощью опционов: - Покупка опционов - Продажа опционов Короткое хеджирование используют производители, посредники, дилеры, имеющие заказы на поставку реального товара, т.е. те, кто продает товар и опасающиеся снижения наличных цен к моменту поставки. Не прибегая к хеджированию, они понесут убытки, чтобы избежать потерь или свести риск к минимуму, им необходимо провести хеджирование продажи. Т.е. продать на бирже фьючерсные контракты, предусматривая поставку того же количества товара. В случае снижения цен торговец терпит убытки на реальном рынке, но т.к. он одновременно выкупает фьючерсные контракты, цена на которые тоже снизилась, он получает прибыль на фьючерсном рынке, которая должна компенсировать недополученную им выручку на рынке реального товара. Длинное хеджирование применяют компании переработчики, а также посреднические фирмы, имеющие заказы на закупку в будущем. Покупатели биржевых товаров, стремясь застраховать себя от предполагаемого повышения цен должны провести хеджирование покупкой, т.е. купить на бирже фьючерсные контракты на заданное количество товаров. В случае повышения цен на реальном рынке, покупатель терпит убытки, но он одновременно ликвидирует контракты по более высоким ценам и получает прибыль, которая идет на компенсацию убытков, полученных на реальном рынке. Общее правило хеджирования предписывает заключать фьючерсные контракты с несколько ранним сроком действия по отношению к дате закупки на реальном рынке. Хеджирование с помощью опционов: 1. покупка опциона на продажу подобно короткому хеджированию и обеспечивает защиту от понижения цен. Однако в отличии от фьючерсного хеджирования опцион на продажу позволяет выигрывать в случае более высокой продажной цены. Покупка опциона на покупку осуществляется в целях страхования от повышения цен подобно длинному хеджированию. Но в отличии от него позволяет выигрывать при более низкой цене покупки. 2. Продажа опционов на продажу дает возможность получить большую прибыль, если цены повысятся, но защищает лишь от небольшого повышения цен. Продажа опционов на покупку обеспечивает большую прибыль, если цены понизятся, но защищает лишь от небольшого снижения цен.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|