Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образование как важный аспект качества человека




 

Главной целью политики качества российского государства в сфере образования, в том числе в сфере высшего профессионального образования, является опережающее развитие качества человека. Проблема моделирования качества человека лежит в основе процесса целеполагания в управлении качеством образования на всех уровнях (на государственном, региональном уровнях и уровней образовательного учреждения). Формирование идеала качества человека представляет собой одну из приоритетных задач в стратегии развития российского образования в XXI веке, от уровня решения которой зависит и качество актуализации компетентностного подхода.

Как справедливо отмечает А.И. Субетто, методологический вопрос состоит в том, можно ли спроектировать «модель качества человека» как цель образования или образовательных реформ. Любой «проект» тогда реален, когда методология его проектирования (и прогнозирования) сочетает генетический (системогенетический) и целенормативный подходы. В образовательных программах, в программах воспитания, в выбранном приоритетном ряду ценностей, которые «образование» собирается воспитать в человеке, имплицитно отражена соответствующая модель качества человека [20].

А.И. Субетто подчеркивает, что в системогенетическом контексте модель качества человека постоянно рефлексируется национальной культурой. В каждой «локальной цивилизации», если исходить из разнообразия «локальных цивилизаций», в логике которых развивается человечество (цивилизационный подход к концу XX века получил свое оформление, благодаря вкладу научного творчества Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, П.А. Сорокина, А.Дж. Тойнби и других, в том числе современных отечественных ученых), формируется свой человек, своя культура, свой «идеал человека», как отражение закономерностей, особенностей бытия, жизни, исторического и культурного опытов. Исходя из этого принципиального положения, автор утверждает, что в каждой «цивилизации» формируется свой «идеал человека», переходящий в «модель качества человека» в национальной системе образования. Таким идеалом служат модели «идеального американца», «идеального немца», «идеального японца», «идеального китайца», «идеального русского» и т.д. Не последнее место в этом процессе занимает доминирующая религия, ее ценностные ориентации и требования к духовному строю человека. Таким образом, действует закон социо-, нацио (этно)-, государство-морфности образования, определяющий разнообразие образовательных систем в мире, отражающее разнообразие «цивилизаций», «этносов», «культур», «национальных государств», «географических и климатических условий жизни» [3].

Поэтому адекватная экспликация требований к качеству человека в российском образовательном пространстве, подчеркивает А.В. Субетто, возможна только тогда, когда она опирается на многовековой опыт рефлексии русской культуры, в частности «русской философии» и философии «русского космизма» [19].

А.И. Субетто также отмечает, что предприимчивость, энергетизм личности, ее деятельностное начало не отрицаются. Их отличие от «американской модели качества человека» состоит в том, что они формируются на основании философии «общего дела», идее соборности», на кооперативных началах организации жизни, на принципах солидарности, кооперации, взаимопомощи, любви (П.А. Кропоткин, Ф.М. Достоевский, А.В. Чаянов, С.Г. Кара-Мурза и др.) а не на принципе конкуренции [19].

Таким образом, генетический подход требует осознания качества человека в России, как оно отражено культурой и философией в России и как оно реально воплощается в качестве человека как некоего «зеркала» особенностей существования и развития «российской цивилизации» и ее общества. Главными свойствами личности в России являются ее соборность, общинность, коллективизм, выносливость, терпимость, правдолюбие, всечеловечностъ, открытость, доверчивость, мужество, широта души, совестливость, склонность к самокритике, готовность помочь другому, тяга к знаниям, к образованию, к культуре, готовность к самопожертвованию, примат духовного над материальным и др. [17].

А.И. Субетто утверждает, что целенормативный подход не отрицает генетический подход, а из него вытекает. Целенормативная компонента в модели качества человека связана с идеологией ноосферного учения, с императивом установления ноосферного общества в России, обеспечения управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и образовательного общества.

В разные времена качество человека понимали по-разному, в настоящее время также существует немало разногласий по этому вопросу. На основе таблицы 1.1, рассмотрим различные формулировки этого понятия и требования, предъявляемые термину модель качества человека.

 

Таблица 1.1

Требования к модели качества человека в образовательном процессе.

Формулировки требований к модели качества человека в образовании Источник
1. Обладающий аналитическими способностями, критически мыслящий, умеющий учиться и самостоятельно воспринимать знания, успевать за изменениями. [«Выступление Президента Российской Федерации В. В. Путина …», 2001, с. 1]
2. Образованный, нравственный, предприимчивый, самостоятельно принимающий решения в ситуации выбора, способный к сотрудничеству, отличающийся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовый к межкультурному взаимодействию, обладающий чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание, умеющий не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их. [«Образовательная политика России на современном этапе»/Доклад Госсовета РФ, 2001, с. 4,5].
3. Не только знающий человек, но прежде всего человек подготовленный к жизни и испытаниям. [В.М. Розин, 1991].
4. Ноосферный человек: человек, отвечающий за социоприродную гармонию, гармонию развития Природы и Человечества, и вооруженный соответствующими знаниями, чтобы реализовать эту ответственность. Ставящий духовные начала над всеми другими жизненными благами, подчиняющийся законам Природы и сохраняющий ее, думающий о будущем будущих поколений людей, человек с экологическим сознанием, профессионал, не нарушающий в своей профессиональной деятельности равновесия отдельных экосистем и поддерживающий его, создающий свое благополучие не за счет и не в ущерб другим людям и Природе, человек с космопланетарным пространством сознания. [Н.Н. Моисеев, 1993; А.И. Субетто, 1990, 1992, 1999, 2000, 2001; Н.Н. Лукъянчиков, А.А. Улитин, 2001].
5. Не провидение и одаренность определяет качество и развитие разума, а сами процессы развития и образования. Жан Буто (J. Boutaud, 1981)
6. Человек совокупный - это мужчина и женщина в их единстве, два «образа проявления» - «женский и мужской образ». П.А. Бакунин, [«Русское самосознание», 2000].
7. «Корневой человек» по П.А. Флоренскому, т.е. человек укоренный в родных языке и литературе, в истории отечества. [А.И. Субетто, 1995, 1999, 2000].
8. Человек, включенный в космопланетарные, мировые процессы (требование к человеку в «русском космизме» как совокупном течении русско-космической мысли) [В.П. Казначеев, Е.А. Спирин, 1991; В.П. Казначеев, 1996, 1997; А.И. Субетто, 1991, 1995, 1999, 2000, 2001].
9. Человек, вооруженный знаниями человековедения и геополитики. [В.П. Казначеев, 1997; А.И. Субетто, 1995, 1997, 1999, 2000].
10. Человек, подготовленный к жизни в условиях быстро меняющегося мира, обладающий свойствами коммуникативности и толерантности, обладающий профессиональной мобильностью, готовый к сознательному политическому выбору, способный к сотрудничеству, отличающийся мобильностью, конструктивностью, готовый к межкультурному взаимодействию, обладающий чувством ответственности за судьбы страны. [«Образовательная политика России» (проект по состоянию на 19 июня 2001 г.)/ Госсовет РФ, 2001, с.3, 4].

 

В таблице обобщены формулировки требований к модели качества человека в образовании, представленных как в нормативно-правовых документах, так и в ряде работ. Они несут в себе противоречие между либеральной и государственно-общественной, коммунитарной моделями качества человека.

Таким образом, модель качества человека, «эталон качества человека», эталон его духовно-нравственного воспитания, ценностных ориентации, уровня профессионализма является не только вопросом того, как образование удовлетворяет потребности личностного развития и выбора нужной профессиональной специализации (в пределах парадигмы личностно ориентированного образования), но и вопросом того, какая нужна личность, какие компетенции, компетентности должны быть сформированы в образовательном процессе, чтобы и Россия, и человечество выжили в XXI веке.

Качество населения

 

Основополагающей целью развитых государств является повышение качества жизни населения. Однако здесь важно отметить влияния качества населения. Качество населения (КН) - распространенное в демографии и социологии понятие. Но существуют разные его трактовки. Наиболее обоснованной представляется трактовка КН, предложенная Я.И. Рубиным [15, c.87]. Он считает, что КН складывается из трёх компонентов: характеристики, структуры, потенциалы.

Характеристики - это здоровье, уровни общеобразовательной подготовки, профессиональной и общей культуры (с множеством “подкультур” - нравственной, трудовой, языковой, политической и др.).

Структуры населения: демографическая, экономическая, социальная и др.

Потенциалы - комплексные свойства, формирующиеся из характеристик и структур, и образующие, в зависимости от комбинаций, разные потенциалы населения: созидательный, духовный и др.

Таким образом, качество населения можно рассматривать как его интегральное свойство, создающее потенциальную возможность осуществлять жизнедеятельность

Более содержательно понятие потенциала населения раскрыто в концепции жизненного (или “человеческого”) потенциала [11, c.7].

Жизненный потенциал - интегральное свойство индивида или социума, лежащее в основе его способности к продуктивной жизнедеятельности, то есть, такой жизнедеятельности, которая обеспечивает сохранение жизни и повышение её качества в расширяющихся границах внутренних и внешних условий.

Жизненным потенциалом обладает каждый отдельный человек и любой социум - от производственного коллектива или слоя общества до населения Земли в целом. Применительно к социумам следует использовать термин “популяционный потенциал”.

Жизненный потенциал складывается из базового и духовнодеятельностного потенциалов. Первый включает в себя анатомо-физиологический статус и здоровье, второй - психофизиологический и культурный потенциалы.

Под популяционным психофизиологическим потенциалом (ППП) понимается системное свойство социума, возникающее на базе интеграции психологических и физиологических свойств людей, образующих данный социум. ППП включает в себя личностную, интеллектуальную и адаптивно-ресурсную составляющие.

Личностная составляющая складывается из потребностей, темперамента и характера.

Культурный потенциал является “надстройкой” над ППП и включает в себя общую и специфическую (например, национальную, религиозную, корпоративно-профессиональную) культуру.

Жизненный потенциал - устойчивое, весьма инертное свойство, можно сказать, типологическое свойство населения. Но возможность реализации потенциала в актуальной жизнедеятельности существенно зависит от более динамичного свойства - психического состояния населения.

Таким образом, для построения показателей качества жизни и определения взаимоотношений качества жизни и качества населения следует рассматривать четыре компонента в составе интегрального показателя качества населения (или жизненного потенциала населения): показатели потребностей человека, популяционного анатомо-физиологического статуса и здоровья, духовно-деятельностного потенциала и психических состояний.

В этом перечне структура потребностей поставлена на первое место потому, что именно она, так сказать, по определению, задаёт весь спектр показателей и критериев качества жизни человека.

Нормальный анатомо-физиологический статус и здоровье являются основной универсальной потребностью и одновременно условием для существования и реализации духовно-деятельностного потенциала.

Духовно-деятельностный потенциал создаёт возможность специфически человеческой жизнедеятельности, в том числе, лежит в основе активного формирования людьми того или иного уровня качества жизни.

Психические состояния играют роль либо регулятора жизнедеятельности в форме функциональных состояний, определяющих ситуационную дееспособность человека (населения), либо оценщика качества жизни в форме субъективного отражения и переживания процесса жизнедеятельности.

Таким образом, качество человека неразрывно с понятием качества жизни. Качество жизни мы определили как интегральное свойство жизнедеятельности людей - уровень соответствия характеристик жизненных процессов и их текущих результатов позитивным потребностям индивидов или их сообществ - социумов), а качество человека как его соответствие природной среде, культуре, обществу, экономике, технологиям, профессиональной деятельности, государству, биосфере, Земле, космосу, с учетом происходящих изменений как по независимым от человечества, общества причинам, так и по антропогенным причинам.

Мы выяснили, что уровень развития страны зависит от уровня качества жизни населения.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...