Образование как важный аспект качества человека
Главной целью политики качества российского государства в сфере образования, в том числе в сфере высшего профессионального образования, является опережающее развитие качества человека. Проблема моделирования качества человека лежит в основе процесса целеполагания в управлении качеством образования на всех уровнях (на государственном, региональном уровнях и уровней образовательного учреждения). Формирование идеала качества человека представляет собой одну из приоритетных задач в стратегии развития российского образования в XXI веке, от уровня решения которой зависит и качество актуализации компетентностного подхода. Как справедливо отмечает А.И. Субетто, методологический вопрос состоит в том, можно ли спроектировать «модель качества человека» как цель образования или образовательных реформ. Любой «проект» тогда реален, когда методология его проектирования (и прогнозирования) сочетает генетический (системогенетический) и целенормативный подходы. В образовательных программах, в программах воспитания, в выбранном приоритетном ряду ценностей, которые «образование» собирается воспитать в человеке, имплицитно отражена соответствующая модель качества человека [20]. А.И. Субетто подчеркивает, что в системогенетическом контексте модель качества человека постоянно рефлексируется национальной культурой. В каждой «локальной цивилизации», если исходить из разнообразия «локальных цивилизаций», в логике которых развивается человечество (цивилизационный подход к концу XX века получил свое оформление, благодаря вкладу научного творчества Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, П.А. Сорокина, А.Дж. Тойнби и других, в том числе современных отечественных ученых), формируется свой человек, своя культура, свой «идеал человека», как отражение закономерностей, особенностей бытия, жизни, исторического и культурного опытов. Исходя из этого принципиального положения, автор утверждает, что в каждой «цивилизации» формируется свой «идеал человека», переходящий в «модель качества человека» в национальной системе образования. Таким идеалом служат модели «идеального американца», «идеального немца», «идеального японца», «идеального китайца», «идеального русского» и т.д. Не последнее место в этом процессе занимает доминирующая религия, ее ценностные ориентации и требования к духовному строю человека. Таким образом, действует закон социо-, нацио (этно)-, государство-морфности образования, определяющий разнообразие образовательных систем в мире, отражающее разнообразие «цивилизаций», «этносов», «культур», «национальных государств», «географических и климатических условий жизни» [3].
Поэтому адекватная экспликация требований к качеству человека в российском образовательном пространстве, подчеркивает А.В. Субетто, возможна только тогда, когда она опирается на многовековой опыт рефлексии русской культуры, в частности «русской философии» и философии «русского космизма» [19]. А.И. Субетто также отмечает, что предприимчивость, энергетизм личности, ее деятельностное начало не отрицаются. Их отличие от «американской модели качества человека» состоит в том, что они формируются на основании философии «общего дела», идее соборности», на кооперативных началах организации жизни, на принципах солидарности, кооперации, взаимопомощи, любви (П.А. Кропоткин, Ф.М. Достоевский, А.В. Чаянов, С.Г. Кара-Мурза и др.) а не на принципе конкуренции [19]. Таким образом, генетический подход требует осознания качества человека в России, как оно отражено культурой и философией в России и как оно реально воплощается в качестве человека как некоего «зеркала» особенностей существования и развития «российской цивилизации» и ее общества. Главными свойствами личности в России являются ее соборность, общинность, коллективизм, выносливость, терпимость, правдолюбие, всечеловечностъ, открытость, доверчивость, мужество, широта души, совестливость, склонность к самокритике, готовность помочь другому, тяга к знаниям, к образованию, к культуре, готовность к самопожертвованию, примат духовного над материальным и др. [17].
А.И. Субетто утверждает, что целенормативный подход не отрицает генетический подход, а из него вытекает. Целенормативная компонента в модели качества человека связана с идеологией ноосферного учения, с императивом установления ноосферного общества в России, обеспечения управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и образовательного общества. В разные времена качество человека понимали по-разному, в настоящее время также существует немало разногласий по этому вопросу. На основе таблицы 1.1, рассмотрим различные формулировки этого понятия и требования, предъявляемые термину модель качества человека.
Таблица 1.1 Требования к модели качества человека в образовательном процессе.
В таблице обобщены формулировки требований к модели качества человека в образовании, представленных как в нормативно-правовых документах, так и в ряде работ. Они несут в себе противоречие между либеральной и государственно-общественной, коммунитарной моделями качества человека.
Таким образом, модель качества человека, «эталон качества человека», эталон его духовно-нравственного воспитания, ценностных ориентации, уровня профессионализма является не только вопросом того, как образование удовлетворяет потребности личностного развития и выбора нужной профессиональной специализации (в пределах парадигмы личностно ориентированного образования), но и вопросом того, какая нужна личность, какие компетенции, компетентности должны быть сформированы в образовательном процессе, чтобы и Россия, и человечество выжили в XXI веке. Качество населения
Основополагающей целью развитых государств является повышение качества жизни населения. Однако здесь важно отметить влияния качества населения. Качество населения (КН) - распространенное в демографии и социологии понятие. Но существуют разные его трактовки. Наиболее обоснованной представляется трактовка КН, предложенная Я.И. Рубиным [15, c.87]. Он считает, что КН складывается из трёх компонентов: характеристики, структуры, потенциалы. Характеристики - это здоровье, уровни общеобразовательной подготовки, профессиональной и общей культуры (с множеством “подкультур” - нравственной, трудовой, языковой, политической и др.). Структуры населения: демографическая, экономическая, социальная и др. Потенциалы - комплексные свойства, формирующиеся из характеристик и структур, и образующие, в зависимости от комбинаций, разные потенциалы населения: созидательный, духовный и др. Таким образом, качество населения можно рассматривать как его интегральное свойство, создающее потенциальную возможность осуществлять жизнедеятельность Более содержательно понятие потенциала населения раскрыто в концепции жизненного (или “человеческого”) потенциала [11, c.7]. Жизненный потенциал - интегральное свойство индивида или социума, лежащее в основе его способности к продуктивной жизнедеятельности, то есть, такой жизнедеятельности, которая обеспечивает сохранение жизни и повышение её качества в расширяющихся границах внутренних и внешних условий. Жизненным потенциалом обладает каждый отдельный человек и любой социум - от производственного коллектива или слоя общества до населения Земли в целом. Применительно к социумам следует использовать термин “популяционный потенциал”.
Жизненный потенциал складывается из базового и духовнодеятельностного потенциалов. Первый включает в себя анатомо-физиологический статус и здоровье, второй - психофизиологический и культурный потенциалы. Под популяционным психофизиологическим потенциалом (ППП) понимается системное свойство социума, возникающее на базе интеграции психологических и физиологических свойств людей, образующих данный социум. ППП включает в себя личностную, интеллектуальную и адаптивно-ресурсную составляющие. Личностная составляющая складывается из потребностей, темперамента и характера. Культурный потенциал является “надстройкой” над ППП и включает в себя общую и специфическую (например, национальную, религиозную, корпоративно-профессиональную) культуру. Жизненный потенциал - устойчивое, весьма инертное свойство, можно сказать, типологическое свойство населения. Но возможность реализации потенциала в актуальной жизнедеятельности существенно зависит от более динамичного свойства - психического состояния населения. Таким образом, для построения показателей качества жизни и определения взаимоотношений качества жизни и качества населения следует рассматривать четыре компонента в составе интегрального показателя качества населения (или жизненного потенциала населения): показатели потребностей человека, популяционного анатомо-физиологического статуса и здоровья, духовно-деятельностного потенциала и психических состояний. В этом перечне структура потребностей поставлена на первое место потому, что именно она, так сказать, по определению, задаёт весь спектр показателей и критериев качества жизни человека. Нормальный анатомо-физиологический статус и здоровье являются основной универсальной потребностью и одновременно условием для существования и реализации духовно-деятельностного потенциала. Духовно-деятельностный потенциал создаёт возможность специфически человеческой жизнедеятельности, в том числе, лежит в основе активного формирования людьми того или иного уровня качества жизни. Психические состояния играют роль либо регулятора жизнедеятельности в форме функциональных состояний, определяющих ситуационную дееспособность человека (населения), либо оценщика качества жизни в форме субъективного отражения и переживания процесса жизнедеятельности. Таким образом, качество человека неразрывно с понятием качества жизни. Качество жизни мы определили как интегральное свойство жизнедеятельности людей - уровень соответствия характеристик жизненных процессов и их текущих результатов позитивным потребностям индивидов или их сообществ - социумов), а качество человека как его соответствие природной среде, культуре, обществу, экономике, технологиям, профессиональной деятельности, государству, биосфере, Земле, космосу, с учетом происходящих изменений как по независимым от человечества, общества причинам, так и по антропогенным причинам. Мы выяснили, что уровень развития страны зависит от уровня качества жизни населения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|