Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образование структуры личности




 

Первоначально решающее значение в создании структуры личности имеет структура потребностей и их проявление.

Все потребности включены в определенные качества личности и имеют внешнюю и внутреннюю стороны.

Ведущими отношениями, формирующими качества личности, являются:

отношение к природе;

связь личности с обществом;

отношение к истории, культуре, усвоение ценностей цивилизации;

отношение к деятельности;

отношение к себе как способ самопознания внутреннего мира;

восприимчивость педагогических влияний [8, c.264].

Все виды отношений связаны между собой целями личности и деятельностью по их достижению. Отсюда и наличие подструктуры направленности личности.

Формировать личность - значит воспитывать в ней способность к выстраиванию перспективных линий развития на основе ценностных ориентаций, целей жизни.

Поскольку внутренний мир личности - результат взаимодействия ее психики с окружающим миром, его изменение всегда порождено двумя факторами: характером и содержанием внешних условий и уровнем развития и состояния психики.

Компоненты (подструктуры) целого связаны между собой разнобразными видами жизнедеятельности.

Сам процесс образования структуры строится на взаимосвязи, взаимном переходе внешнего во внутреннее, на саморазвитии последнего.

Таким образом, структура личности включает в себя основанные на потребностях подструктуры, их взаимодействие между собой, их внешнее и внутреннее развитие в виде реакций, психических процессов, состояний, деятельности, поведения, отношений.

Функции структуры:

.Фиксирует существенные результаты отражения в психики которые происходят в окружающем мире процессов и явлений.

. Обеспечивает взаимодействие врожденного и приобретенного, образование новых психических процессов и явлений с прежним опытом, тем самым создает преемственность в развитии индивида.

.Способствует накоплению социально-ценного опыта эффективной деятельности в отношениях с окружающей действительностью.

.Отражает результаты внутреннего психического развития, самодвижения, саморазвития духовного мира людей, согласует между собой на основе иерархии и самодвижения взаимодействие отдельных элементов и подструктур в единое целое [12, c.63].

Все это определяет и структуру воспитательного процесса, ее подструктуры: цели воспитания, диагностику, педагогические средства и методы.

Рассмотрим основные подструктуры личности.

Социально-нравственная подструктура, родовой характер человека.

Устанавливается тесная взаимосвязь в развитии общественной морали и нравственного самосознания личности.

В структуре нравственности основным звеном является взаимосвязь нравственного сознания, самосознания и поведения.

Развитие морали индивида неразрывно с развитием его социального существа.

Содержательные нравственные качества характеризуются тремя основными признаками:

Коллективизм - условие социальной ответственности и солидарности;

Трудолюбие - фундамент работоспособности и жизненного опыта человека;

Принципиальность - нетерпимое отношение к безнравственному поведению окружающих.

Коллективизм - основа дружбы и товарищества, солидарности, ответственности, гражданского долга, чести и достоинства. Он является приоритетным качеством для человека.

Трудолюбие обеспечивает активное влияние деятельности и коллектива на формирование всего духовного мира личности.

Честность выступает и как принцип поведения, одно из ведущих качеств нравственности.

Ответственность и свободолюбие выполняют важную функцию: они связывают воедино интегративные качества личности и одновременно входят составными элементами в структуру воли и чувств. Базисные качества - коллективизм и гуманность.

Подструктура интеллектуальных качеств обеспечивает человеку ориентировку в мире и самом себе, высокую результативность его деятельности.

Эмоциональная подструктура обеспечивает взаимодействие с окружающей средой. Появление эмоций и было качественно новым уровнем развития восприимчивости, чувства обеспечивают адекватную связь человека с окружающим его миром.

Нравственность невозможна без единства сознания и чувств, структура личности связывается в единое целое через чувства.

Чувства играют важную роль в интеллектуальной жизни человека.

Эмоциональная восприимчивость психики определяет, какая информация будет воспринята в каком объеме и насколько качественно. Ведущие качества разума - сообразительность, объективность, связываются между собой благодаря восприимчивости.

Роль чувств и эмоций в формировании нравственности огромна, как источник жизненного опыта, как стимулятор нравственного развития.

Переживание же отношения к окружающей действительности зависит от мировоззрения человека.

Оптимистичность - базисное качество эмоциональной сферы личности. Выражает удовлетворенность жизнью в целом. Эстетичность - чувство гармонии и красоты.

Воля - явление функциональное. Она часть целостной системы, выполняющая функцию: внутреннюю организованность личности в ее деятельности по изменению окружающей действительности и себя в соответствии с поставленными целями. Ее высшее развитие - целеустремленность, решительность, самообладание и требовательность.

Функции воли:

обеспечивает необходимую активность личности в ее ведущих видах деятельности;

координацию функций сознание и нравственности, а интеллекту - необходимую организованность, направленность и мотивацию[4, c.73].

Воля - есть психическое отражение физиологической системы саморегуляции, как мышление есть психическое проявление деятельности коры головного мозга. Обеспечивает самоуправление поведением внутренними переживаниями, организует и направляет силы и способности человека в соответствии.

Содержательным качеством воли является также самообладание. С помощью самообладания мы управляем своими переживаниями, силами и способностями. Самообладание связано с регулированием, таких качеств как любознательность, трудолюбие, эмоциональная любознательность.

Качества личности - а их насчитывается от 1700 до 2200, являются составными элементами интегративных качеств, из них 90% положительных качеств.

При структурном анализе каждого, самого сложного, увидим в основе то или иное интегративное качество в сочетании с другим, сопутствующим ему в других подструктурах.

Функции сферы сознания и самосознания обеспечивают:

познавательную активность в усвоении понятий, законов, теории науки, имеющих существенную значимость для понимания природы, общества, мышления;

глубину мышления, т.е. принципиальность в оценке сущности социальных процессов и явлений на основе ведущих идей и науки, идеологии, морали;

идеологическую позицию в философских подходах к явлениям современности (убежденность);

самостоятельность в усвоении духовных ценностей общества;

устойчивость позиции личности в отношении к гуманистической идеологии, морали;

терпимое отношение к иной философии, идеологии, морали (терпимость, толерантность, компромиссность) [2, c.70].

Каждое интегративное качество выступает как результат взаимодействия природных (внутренних) и социальных (внешних) предпосылок (факторов).

Противоположности существуют в самой сущности качества (свободолюбие-самоограничение, смелость-осторожность). Противоречие в ядре качества и порождают противоречия сознания и поведения.

Итак, все интегративные качества являются основными качествами личности, из которых состоит ее целостная структура.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...