Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Причина и следствие действий




В комментарии к “Основе всех совершенств” (Дзонг-ка-бы) говорится:

“После того, как мы приняли прибежище в Трех Драгоценностях, очень важно создать веру в закон причины и следствия (карму), ибо он является источником всего благополучия. Принимая во внимание этот закон. Будда изложил следующее, общего характера, учение в “Сутре по Многим Видам Поступков” (тдо еде лас бргья ба)”:

Поступки облеченных в тела существ
Никогда не потеряются даже в сотне эонов —
Они просто дадут свои результаты,
Когда их время и условия придут.

Будда сказал в “Сутре Великой Нирваны” (мья нган лас дас па чен по ‘U мдо, махапаринирванасутра):

Те, кто всегда хотят счастья
Для себя и для других, не совершают никакого греха.
Когда невинные, желающие счастья,
Совершают грех, они должны страдать от последствий.

ДЕСЯТЬ НЕДОБРОДЕТЕЛЕЙ 49

Великие ученые написали, что
Значение учения
Причины и следствия действий
В том, что мы отказываемся от недобродетелей
И выбираем добродетели.
Существуют только два вида перерождения — Счастливое и несчастливое.
Мы должны анализировать наши добродетели
и недобродетели, Так как только они вызывают такие
перерождения;
Мы не завершаем свой путь здесь волею случая.
“Стремись отказаться от недобродетели,
И развивай добродетель”,- убеждают великие
учителя.
Недобродетелей десять:
Лишить жизни живые существа,
Взять то, что не дано,
И развратное поведение —
Это три физические недобродетели.
Ложь, клевета, грубость и пустая болтовня — Четыре словесные недобродетели.
Зависть, вредное намерение и ложные
взгляды —
Умственные недобродетели.
Объясняя более подробно, Убийство может быть мотивировано Ненавистью, привязанностью или невежеством. Из всех убийств
Убийства родителей и Архатов — Ужасные грехи. Сказано, что Для таких убийц нет наказаний, Только немедленное перерождение В несчастливых состояниях.
Полный акт убийства
Имеет четыре компонента:
Объект, мотив, деятельность и завершение.
Объект — любое чувствующее существо;
Мотив — намерение убить;
Деятельность — исполнение убийства;
Завершение — смерть существа.
Но люди убивают без причин.
Видеть, как человек убивает человека
Таким множеством разных способов,
Разбивает сердца
Тех, у кого есть сострадание.
Воровство означает брать без разрешения. Три его вида, это:
Взять с помощью силы, сокрытия или обмана. Воровство с применением силы совершают не только
грабители,
Но также солдаты и террористы.
Сокрыть — означает взять без ведома владельца,
Обман – взять обманным путем.
Развратное поведение отличается
Для мирян и монахов.
Если это недобродетельное действие
Запрещено даже мирянам,
Что же тогда говорить о монахах,
Которые дали обет освобождения?
Это серьезная недобродетель,
Потому что это веская причина
Нарушения чьих-либо обетов.
Монахи должны быть особенно осторожны.
Те, кто дал мирской обет упаваса,
Должны воздерживаться по своим особым дням.
Жить половой жизнью с больными
Запрещено всем.
Три вида лжи – это
Обычная, великая и религиозная.
Лгать, чтобы обмануть других,
Называется обычной ложью.
Обманывать других посредством небуддийских
утверждений, Называется великой ложью — например, Будто добродетель не приносит блага, Будто недобродетель не приносит страдания, Будто рай не полон блаженства — Ибо ничего более лживого нельзя сказать.
Духовная ложь — это утверждать,
Что достиг ступеней пути,
Еще не достигнутых.
Некоторые заявляют о ясновидении,
О том, что видят будущее и прошлое.
Ясновидение может быть запятнанное или чистое;
Не полагайтесь на обладающих первым, Так как они иногда правы, иногда нет.
Только есть ясновидение святых,
Но его никогда не найти у обыкновенного
человека.
Те, кто говорят, что они видели
Бога или дьявола,
Чтобы обмануть других,
Также говорят духовную ложь.
Великие ученые учили, как важно
Не доверять такому обману
И должным образом различать правду.
Клевета может быть открытой или скрытой. Когда, в присутствии обоих друзей, Третий, могущественный человек, Обвиняет одного в нанесении ущерба другому,— Он или она виновны в открытой клевете. Разговаривать лично с одним или с другим, Чтобы вызвать разногласия у обоих,— Называется скрытой клеветой.
Самая серьезная из них
Вызывает раздоры
Среди последователей Будды
Или между учителем и учеником.
Отделение мужа от жены или близких друзей —
Это еще одна серьезная недобродетель.
Называть другого “безобразным”,
Даже если тот и некрасив,
Или насмехаться, называя “слепцом”
невидящего,
Или хромого — “калекой”,
И любые подобные пересуды о недостатках
других,
Даже если звучат они слащаво,—
Считаются грубой речью,
Если делают людей несчастными.
У браминов Индии есть мантры, Которые уничтожают их врагов; Утверждать, что это — религиозная работа, Значит заниматься пустой болтовней.
Петь песни с желанием,
Говорить об армиях, грабителях и тому подобном,
Если это только вызывает желание и ненависть,
Тоже является праздным,
И служит только, чтобы сбить с толку.
Мы должны читать молитвы вместо этого.
Зависть — это жадность
К имуществу других:
“Как прекрасно иметь это самому!”.
Это желание порождает планы
Получить богатство других.
Вредное намерение — это злобное желание, Такое, как “Я хочу причинить кому-либо
неприятности”,
Или, испытывая раздражение при виде богатства
другого, думать “Было бы здорово, если бы они разорились”, Или получать удовольствие от несчастья другого — Все это служит примером вредного ума. Любой вредный поступок вообще Рассматривается как эта недобродетель.
Ложные взгляды включают
И веру в то, что действия не влекут за собой
последствий,
Или что в проступке нет ничего грешного,
Как и в приверженности к любому
Из этих двух крайних взглядов —
Нигилизму и теории вечности.
Все взгляды,
Отрицающие причинно-следственную связь,
Есть ложные взгляды.
Комментарии насчитывают много
Небуддийских мыслей, но вкратце
Их можно назвать либо нигилистическими,
либо признающими вечность.
Сторонники вечности полагают,
Что личность есть неизменная сущность,
Что мир создан
Неизменным божеством, таким,
Как Вишну или Махешвара.
Нигилисты не признают создателя,
Говоря, что никто не создал
Восхода солнца,
Потока воды,
Округлость бобов,
Остроту шипов,
Чудесные переливы
В оперении павлина.
Нигилисты говорят, что все это
Никогда не будучи созданным,
Просто возникло само по себе.
Так как ничто не имеет причин, прошлые и будущие жизни не существуют,
И нет у действий последствий,
Поэтому нет освобождения.
Чтобы понять их взгляды,
Изучайте их трактаты.
Ложные взгляды и убийство — самые серьезные
Среди десяти недобродетелей.
То, что убийство серьезно,
Легко понять.
Но отчего ложные взгляды?
Потому что тот, кто так думает,
Не может воспринять слово Будды,
А также дать обет.
Стоит только попасть под влияние ложных взглядов,
Даже и развивая добродетель,
Вы не придете к освобождению.
Признание не помогает,
Если человеку не хватает веры.
Это есть десять недобродетелей.
Отказываясь от них,
Человек, разумеется, совершает добродетель.

Бог как-то задал Будде вопрос в стихах:

Что есть острое оружие?
Что есть сильный яд?
Что есть сверкающий огонь?
И что есть глубокая темнота?

Будда ответил:

Ядовитые слова — вот что такое оружие;
Желание есть сильный яд;
Ненависть – это сверкающий огонь;
И невежество — глубокая темнота.
В священном писании также сказано:
Нет большего болота, чем желание,
И большего вреда, чем ненависть.
Ничего нет более обширного, чем невежество,
Нет длиннее реки, чем страстное желание.

Однажды, стоит только хорошо осознать недостатки циклического существования, особенно размышляя над непостоянством, причиной и следствием действий — последователь вызывает в себе желание освободиться от этого вида существования.

Стремление к освобождению

В комментарии к “Основе всех совершенств” (Дзонг-кабы) говорится:

“Прилагать усилия, прежде всего для того, чтобы помнить о смерти, и далее для того, чтобы продолжать совершать верные поступки и отвергать неверные,— этим мы добьемся перерождения в качестве счастливого существа. Все же и на этом этапе мы все еще очень зависимы от действий и омраченных настроений, и в будущем мы определенно отступим в низшие состояния несчастливых существ. В тюрьме трех уровней циклического существования нас будут продолжать подвергать пытке трех видов страдания. Поэтому мы должны выработать в себе желание освободиться и затем продвигаться по пути к освобождению. В отношении первого, Дзонг-ка-ба говорит в “Основе всех совершенств” (йю тан гзхир гьюр ма)”:

Путь ко всем страданиям есть неудовлетворенность наслаждениями.
Осознав несчастья мирских чудес, опасность всех несчастий,
Которые не дают нам никакой уверенности,
Да буду я сильно стремиться к блаженству освобождения, (т. 5)

Так же, как мать заботится о своих детях, так и Будда пришел в этот мир, чтобы освободить все живые существа от страданий циклического существования.50 Такое освобождение от бремени циклического существования известно как свобода. Перед тем, как можно будет развивать стремление к освобождению, сначала необходимо понять весь вред страдания, который присущ всему циклическому существованию, а затем — причинный процесс, с которого начинается циклическое существование.

Чтобы помочь живым существам понять это, Будда в своем первом рассуждении объяснил, четыре благородные истины. Также как желание утолить жажду зависит от нашего нежелания мучиться от жажды, так и желание освобождения от циклического существования зависит от нежелания подвергаться страданиям, которые вы испытываете там. Поэтому, хотя даже и хронологически источники страданий предшествуют страданию, Будда изложил сначала истину страдания, а затем причины его: “Бхикшу — это есть благородная истина страданий. Это есть благородная истина источника страданий”.

Последовательность этого учения соответствует ступеням практики. Таким образом, очень важно, что Будда объяснил первые две истины в последовательности, противоречащей их действительному возникновению. Ибо, вначале ученики были осквернены темнотой невежества и ошибочно представляли себе мир,— который на самом деле был местом страданий,— как что-то, доставляющее удовольствие. До тех пор, пока они не выработают в себе источник освобождения,— несомненное желание освободиться от циклического существования,— Будда не мог повести их за собой. Поэтому Будда прежде всего изложил истину страдания. Ибо после того, как вы узнаете о разнообразии страданий, у вас возникнет отвращение к ним.

Потом, как только его слушатели поняли, каким образом они погрузились в океан страданий и пожелали освободиться от него, они поняли необходимость преодоления страданий и осознали, что этого нельзя сделать без устранения причин страдания. Следовательно, учение об истине страдания ведет к размышлению над тем, что могло бы быть источником этого страдания. По этой причине, Будда затем изложил истину источников страдания. Их можно понять в соответствии с учением Будды: “Страдание циклического существования вызывается оскверненными действиями; эти действия вызываются омраченными настроениями. Главную причину их, в свою очередь, следует видеть в понятии внутренне присущего “я”.

Как только вы поймете, что это понятие “я” можно преодолеть, вы увидите, что осуществить прекращение страданий вполне возможно. Кто-то, возможно, подумает, что Будда мог бы сделать это второй истиной, поскольку, как только ученики услышали об истине страданий и выработали в себе желание освободиться от циклического существования, готовы слушать о пресечении страдания. Тем не менее, Будда был прав, когда назвал истину пресечения третьей истиной, а не второй. Ибо после того, как вы только услышите об истине страдания, даже если вы желаете освобождения и намерены достигнуть подлинного пресечения, то есть исключения страданий, вы еще не определили действительный источник страдания и таким образом, не увидели возможность устранить этот источник. Трудно представить объект, нуждающийся в освобождении, одновременно с развитием намерения действительно прекратить страдания.

То же самое, как только появится желание осуществить это пресечение, то есть освобождение, как человек начнет интересоваться, какой путь ведет к этой цели. Поскольку такая мысль является началом к осознанию истины пути, Будда завершил учение о четырех истинах объяснением истины пути. Майтрея в “Возвышенном “Континууме Махаяны” говорит:

Что быть известным — это болезнь,
Что быть покинутым — ее причина,
Что быть достигнутым — это счастье,
Что быть опорой — есть медицина.
Как раз такими являются страдание и его источник,
Его пресечение и этот путь.

Учение о четырех благородных истинах неоднократно встречается как в священных писаниях Хинаяны, так и в священных текстах Махаяны. В этом учении Ушедший Так изложил основополагающие законы, объясняющие, как человек попадает в круговорот бытия и как его покинуть. Следовательно, такая последовательность изложения очень важна для достижения действительного освобождения. Необходимо вести практикующих по ступеням к этой наиболее достойной практике. Если у вас нет подлинного отвращения к круговороту бытия, обретенного размышлением над истиной страдания, стремление к освобождению останется только на словах, и все, что бы вы ни делали, станет источником страдания. Если вы точно не определите свои действия и омраченные настроения,— которые являются источником круговорота бытия,— посредством размышления над истиной причин страдания, то будете похожи на нацеливающего стрелу и не видящего мишени. То есть, вы не достигли бы основного понимания пути, думая, что это и есть путь к освобождению, на самом деле не являющийся таковым. Впоследствии ваши усилия были бы бесполезны. В конечном счете, если вы не понимаете, что надо отказаться от страдания и его источников, вы не сможете определить то освобождение, которое искореняет их. Таким образом, хотя вы, возможно, и желаете освобождения, вы просто занимаетесь обманом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...