Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Собственных детей в качестве подопытных кроликов - жестоко и неэтично.




Но кто носитель Истины? Кто точно знает - когда, что, в каких

количествах? Наверное, никто. Никто не может быть однозначно убежден в своей

правоте, но есть вполне определенный резон в том, чтобы попытаться ввести

некоторые рамки, сузить диапазон экспериментов, если уж не научить

"правильности", то подсказать - чего уж точно делать нельзя.

Было бы неплохо попытаться найти некоторые критерии, позволяющие

ответить на вопросы про хорошо и плохо. Поэтому предпримем некоторые

рассуждения. Итак, человек, как биологический вид существует многие

тысячелетия. За эти тысячелетия он не только выжил, но и стал "царем

природы" - скорее всего потому, что следовал законам Природы. Логично

предположить следующее - если питание человека, как биологического вида,

сопровождается возникновением определенных проблем, то такие проблемы

являются для человека естественными, а значит, существуют природные

механизмы, позволяющие эти проблемы решать. Проиллюстрируем это положение

двумя простенькими примерами.

* Приходилось ли человеку голодать? Конечно да, как, впрочем, и любому

другому биологическому виду (зайцу, волку, карасю, оленю) из тех, что

существуют в живой природе в настоящее время. Вывод - голодание для человека

естественно. Можно рассуждать о чувстве меры, можно обосновывать

рациональность голодания рассуждениями о выведении шлаков, но природная

целесообразность явно существует.

* Вегетарианство. Ели или не ели рыбу и мясо наши предки? С точки

зрения автора книги, очень даже ели. А некоторые народы вообще не ели ничего

кроме рыбы и мяса - например, эскимосы. Вывод - вегетарианство может быть и

хорошо, но, с точки зрения Природы, оно естественным не является.

Становится понятным, что если по каким-то причинам ребенок останется

без еды, то естественные (эволюционные, физиологические) механизмы адаптации

не дадут ему пропасть. Но отсутствие в рационе белков животного

происхождения неминуемо приведет к нарушениям роста и развития, поскольку

вышеупомянутых механизмов адаптации к такому варианту питания не существует.

Приступая, наконец, к конкретным рекомендациям подчеркнем, что в

необъятной теме следует, во-первых, выделить 3 основных направления: а)

питание детей раннего возраста; б) питание здоровых детей и в) взаимосвязь

питания и болезней. Во-вторых, отметим, что наша задача вовсе не состоит в

том, чтобы дать ответы на частные, тактические вопросы - как варить овсяную

кашу и как кормить ребенка, заболевшего вирусным гепатитом. Наша цель -

общая стратегия - формулировка принципов - чего нельзя, что хорошо, что

плохо, а что и вовсе не имеет значения.

 

T T T

 

К теме питания детей раннего возраста мы возвращаться не будем, -

адресуем читателей к главе "Кормление" в первой части этой книги и считаем

тему исчерпанной. Поговорим о детях, вышедших из младенчества и дошедших до

"общего стола" - о тех, кто ест все или почти все из того, что едят

взрослые.

Принципиально важный момент:

питание ребенка ни при каких обстоятельствах не должно стать смыслом

жизни взрослых. Мудрый совет "не делать культа из еды", применительно к

детям, актуален, как никогда.

 

2.2.1. АППЕТИТ

 

Самая "волнующая" тема, имеющая, тем не менее, самую прямую и самую

тесную связь с достатком семьи.

По большому счету, аппетит - стремление к приему пищи - является

эквивалентом затраченной ребенком энергии. На что тратит энергию ребенок? На

рост и развитие, на двигательную активность, на поддержание температуры

тела. Много ли может потратить энергии умный, начитанный и всегда тепло

одетый ребенок, который вместо активных игр на свежем воздухе изучает

иностранный язык? Вопрос риторический, но вот очевидность ответа не

способствует почему-то принятию адекватных решений. Сплошь и рядом,

отсутствие у ребенка аппетита - признак лени или занятости его родителей. В

любом случае, мобилизовать всю семью и с песнями, танцами, уговорами и

обещаниями подарков накормить несчастное голодающее дитя гораздо легче и

проще, чем провести пол дня на свежем воздухе.

В целом, наличие аппетита - свидетельство готовности организма к тому,

чтобы принятую пищу должным образом усвоить, а, следовательно, еда помимо

воли - не имеет особого смысла.

 

2.2.2. КОРМЛЕНИЕ ПО ЧАСАМ

 

В основе рекомендаций - учение знаменитого физиолога Павлова. Суть

такова: если принимать пищу в одно и то же время, то к этому моменту

начинают вырабатываться желудочный и кишечный соки, а это очень полезно,

поскольку улучшает процесс пищеварения. Не учитывается, однако, тот факт,

что у человека не всегда имеется возможность есть в одно и то же время.

Опыты Павлов проводил на собаках, а образ жизни собаки слегка отличен от

образа жизни наших детей. Павлов не надевал на собак носочки и шапочки, его

звери не нервничали в связи с полученной двойкой и не имели возможности

смотреть телевизор. Короче говоря, на нормального современного ребенка

воздействует множество факторов, каждый из которых может повлиять на

аппетит. Похоже, вывод однозначен - кормление не по часам, а по аппетиту, но

все не так просто, как может показаться на первый взгляд.

Не просто, прежде всего, потому, что произнесенная ребенком фраза

"кушать хочу" в тысячах семей однозначно воспринимается как призыв к

немедленному действию - дитя голодное!!! Но, кормление по аппетиту ни коим

образом не должно превращать родителей и всяких других бабушек в жертв.

Проблемы здесь больше педагогические, чем медицинские. Если ребенок

отказался от еды, то еду он должен получить не тогда, когда захочет, а

тогда, когда у мамы появится время для кормления. И нет ничего страшного в

том, что дитя подождет. Пришел со школы и есть отказался, а через час

захотел - ну что ж, подождет еще часик пока папа придет с работы. Короче

говоря, проблемы кормления в определенное время не существует. Есть лишь два

принципиально значимых фактора - 1. Аппетит и 2. Наличие готовой еды. И если

еда есть, а аппетита нет, то не следует насиловать ребенка. Главное вовремя

ему объяснить, что наличие аппетита вовсе не повод для того, чтобы взрослые,

забыв про все дела, бросались на кухню. Кстати, совпадение пунктов 1 и 2

вполне может рассматриваться как основной критерий, отсутствия в семье

проблем с питанием ребенка.

 

2.2.3. ЭТО ХОЧУ, ЭТО НЕ ХОЧУ

 

Обозначенная тема в 99% случаев имеет в своей основе педагогические

проблемы. Голодный человек ест то, что дают. Да, для большинства людей

жареная картошка лучше, чем перловая каша. Но, когда с раннего возраста

родители положительно реагируют на детские требования - ситуация очень

быстро заходит в тупик. Если с помощью криков и воплей ребенок может

получить не то, что дают, а то, что хочется именно ему - то это вовсе не

медицинская проблема.

Любовь к детям ни коим образом не должна способствовать формированию

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...