Теоретико-множественный смысл частного натуральных чисел
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 В аксиоматической теории деление определяется как операция, обратная а-Ь = с умножению, поэтому между делением а- с:г) и умножением устанавливается тесная взаимосвязь. Если а× b = с, то, зная произведениес и один из множителей, можно при помощи деления найти другой множитель. Выясним теоретико-множественный смысл полученных частных с: b и с: а. Произведение а × b =с с теоретико-множественной точки зрения представляет собой число элементов в объединенииb попарно непересекающихся множеств, в каждом из которых содержитсяаэлементов, т.е. а× b = n(А₁È А₂È...ÈАb), где n(А₁) = n(А₂)=…= n(Аb). Так как множества попарно не пересекаются, а при их объединении получается множество - назовем егоА, - в которомс элементов, то можно говорить о разбиении множестваА на равночисленные подмножестваА₁, А₂,...,Аb. Тогда частноес: а - это число подмножеств в разбиении множества А, а частное с:b - число элементов в каждом подмножестве этого разбиения. Мы установили, что с теоретико-множественной точки зрения деление чисел оказывается связанным с разбиением конечного множества на равночисленные попарно непересекающиеся подмножества и с его помощью решаются две задачи: отыскание числа элементов в каждом подмножестве разбиения (деление на равные части) и отыскание числа таких подмножеств (деление по содержанию). Таким образом, если а = п(А) и множество А разбито на попарно непересекающиеся равночисленные подмножества и если: b - число элементов в каждом подмножестве, то частноеа:b - это число таких подмножеств; b - число подмножеств, то частноеа:b- это число элементов в каждом подмножестве. Взаимосвязь деления натуральных чисел с разбиением конечных множеств на классы позволяет обосновывать выбор действия деления при решении задач, например, такого вида: «12 карандашей разложили в 3 коробки поровну. Сколько карандашей в каждой коробке?»
В задаче рассматривается множество, в котором 12 элементов. Это множество разбивается на 3 равночисленных подмножества. Требуется узнать число элементов в каждом таком подмножестве. Это число, как установлено выше, можно найти при помощи деления – 12:3. Вычислив значение этого выражения, получаем ответ на вопрос задачи -в каждой коробке по 4 карандаша. Если дана задача: «В коробке 12 карандашей, их надо разложить в коробки, по 3 карандаша в каждую. Сколько коробок понадобится'?», - то для решения выбор действия деления можно обосновать следующим образом. Множество из 12 элементов разбивается на подмножества, в каждом из которых по 3 элемента. Требуется узнать число таких подмножеств. Его можно найти при помощи деления - 12:3. Вычислив значение этого выражения, получаем ответ на вопрос задачи - понадобится 4 коробки. Используя теоретико-множественный подход к действиям над целыми неотрицательными числами, можно дать теоретико-множественное истолкование правила деления суммы на число: если частные а:с иb:с существуют, то (а +b):с = а:с + b:с. Пустьа =п{А) иb =п(В), причемА Ç В =Æ. Если множестваА и В можно разбить на равночисленные подмножества, состоящие изс элементов каждое, то и объединение этих множеств допускает такое же разбиение. Если при этом множествоА состоит иза: с подмножеств, а множествоВ - изb: с подмножеств, тоА È В состоит иза:с + b:сподмножеств. Это и значит, что(а + b):с =а:с + b:с. Аналогично проводятся рассуждения и в случае, когда с рассматривается как число равночисленных подмножеств в разбиении множествА иВ. С теоретико-множественной точки зрения можно рассмотреть и смысл отношений «больше в» и «меньше в», с которыми младшие школьники встречаются при решении текстовых задач.
В аксиоматической теории определение этих отношений вытекает из определения деления натуральных чисел: если а:b = с, то можно говорить, что «абольшеb в с раз» или что«bменьшеа вс раз». И чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо большее число разделить на меньшее. Если же а =п(А), b =п(В) и известно, что«а меньшеb вс раз», то посколькуа < b, то в множествеВ можно выделить собственное подмножество, равномощное множествуА, но так кака меньшеb вс раз, то множествоВ можно разбить нас подмножеств, равномощных множествуА. Так как с - это число подмножеств в разбиении множестваВ, содержащегоb элементов, а в каждом подмножестве -а элементов, то с= b:а. Теоретико-множественным смыслом отношения «а больше (меньше)b в с раз» можно воспользоваться при обосновании выбора действий при решении задач. Рассмотрим, например, такую задачу: «На участке растут 3 ели, а берез в 2 раза больше. Сколько берез растут на участке?» В задаче речь идет о двух множествах: множестве елей (А) и множестве берез(В). Известно, чтоп(А) = 3 и что в множествеВ элементов в 2 раза больше, чем в множествеА. Требуется найти число элементов в множестве В, т.е.п(В). Рис. 116 Так как в множестве В элементов в 2 раза больше, чем в множестве А, то множествоВ можно разбить на 2 подмножества, равномощных множествуА (рис. 116). Поскольку в каждом из подмножеств содержится по 3 элемента, то всего в множествеВ будет 3 + 3 или 3×2 элементов. Выполнив вычисления, получаем ответ на вопрос задачи: на участке растет 6 берез.
Теоретико-множественное истолкование можно дать и делению с остатком. Напомним, что разделить натуральное число а на натуральное числоbс остатком - ото значит найти такие натуральные целые неотрицательные числаq иr,чтоа=bq +r, где 0£r<b. Пусть а=n(А)и множество А разбито на множестваА₁, А₂,..., Аq, R, так, что множестваА₁, А₂,..., Аq равночисленны, а множествоRсодержит меньше элементов, чем каждое из множествА₁, А₂,...,Аq. Тогда, еслиn(А₁)= n(А₂)=…= n(Аq) = b, аn(R) = r, где 0£r<b, причем числоqравночисленных множеств является неполным частным при деленииа наb, а число элементов вR- остатком при этом делении
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|