Вопрос 71. Специальные виды промышленного транспорта
К специальным видам промышленного транспорта относят конвейерный, канатно-подвесной, трубопроводный, монорельсовый и другие. Наибольшее распространение при перемещении массовых сыпучих грузов получили конвейеры. По данным экспертов, общая протяженность эксплуатируемых в России конвейерных линий превышает 5 тыс. км. Большой объем перевозок выполняют конвейеры на предприятиях черной и цветной металлургии, угольной промышленности и промышленности строительных материалов. Особенно эффективно их использование при доставке сыпучих материалов от вагоноопроки-дывателей или приемных бункеров к цехам и складам полезных ископаемых и вскрышных пород — на открытых горных разработках. Например, на Оскольском металлургическом комбинате 70% всего объема межцеховых перевозок обеспечивает конвейерный транспорт и только 30% — автомобильный. Широкое применение конвейеров обусловлено их высокой производительностью, возможностью преодолевать естественные и искусственные преграды, подъемы до 20°, что обеспечивает транспортирование грузов по кратчайшему расстоянию. Эксплуатация конвейерного транспорта на карьерах диктует необходимость применения бункеров-питателей с дробильно-грохо-тильными установками. Они служат для дробления крупнокусковых грузов, чтобы избежать повреждения ленты конвейеров. Существуют различные виды ленточных конвейеров. Одним из таких видов являются канатно-ленточные конвейеры, в которых функции несущего и тягового органа распределены между лентой и канатом. У таких конвейеров лента меньше подвержена изнашиванию, чем у чисто ленточных. На мельницах и шахтах получили применение вибрационные конвейеры (рис. 32, а). Они представляют горизонтальный или наклонный транспортный желоб или трубу, по которым под действием вибрации перемещаются сыпучие материалы. Длина одного става виброконвейера до 100 м и более.
К конвейерному транспорту относят конвейерные поезда (рис. 32, б), которые объединяют в себе преимущества рельсового транспорта и ленточных конвейеров. Грузовые подвесные канатные дороги применяют во многих отраслях промышленности как на внешних, так и на межцехо- вых перемещениях. В ряде случаев, например при сильно пересеченной местности, они эффективнее железнодорожного и автомобильного транспорта. Общая протяженность линий канатно-подвесно-го транспорта (включая пассажирские) составляет в России 380 км. Максимальная производительность канатно-подвесных дорог до 1 тыс. т/ч. Монорельсовые подвесные дороги наиболее широко используют на внутрицеховых и межцеховых перевозках машиностроительных предприятий. Длина этих дорог на территориях автомобильных заводов нередко превышает 40 км. ; Трубопроводный транспорт подразделяют на внешний (для доставки сырья на предприятия и готовой продукции потребителям) и внутренний (для перемещения сырья и полуфабрикатов в пределах предприятия). К этому виду транспорта относят гидравлический, пневматический и пневмоконтейнерный. Гидравлический транспорт успешно применяют в черной и цветной металлургии (например для удаления в отвалы шлака и золы), в угольной и горнорудной промышленности (для перемещения отходов обогатительных фабрик). Его производительность до 1 тыс. Т/ч. В России системами напорного гидротранспорта за год перемещается большое количество различных твердых сыпучих материалов. Трубопроводы гидротранспорта подвержены быстрому изнашиванию материалами, которые по ним транспортируют. Пневматический транспорт (общая протяженность его трубопроводных линий в России около 500 км) служит для доставки таких материалов, как цемент, зерно, мука, древесные и металлические опилки, отходы бумаги на расстояния до 200—300 м. Основной недостаток этого транспорта — его большая энергоемкость.
Разновидностью пневматического транспорта является трубопроводный пневмоко}1тейнерный транспорт, обеспечивающий перемещение по трубопроводам груженых и порожних контейнеров на колесах под действием создаваемого перепада воздушного давления в трубопроводе. Его можно использовать на внутрицеховых, межцеховых и внешних перевозках самых разнообразных грузов.
1. Основной особенностью специальных видов промышленного транспорта является их стационарность (за редким случаем есть переносные устройства), более узкая специализация по виду груза и односторонность потока, поэтому на территории предприятия целесообразно использовать различные виды промышленного транспорта в комплексе. Издержки на транспортировку грузов при этом значительно ниже, чем на других видах транспорта. Технические характеристики специальных видов транспорта представлены в табл. 1.
Канатно-подвесной транспорт отличается от других специальных и универ-сальных видов транспорта многими положительными особенностями, основными из которых являются:
ü малая зависимость от рельефа местности; ü большие допустимые уклоны пути (до 50о) и пролеты между опорами (свыше 500 м), позволяющие прокладывать трассу дорог по кратчайшему рас-стоянию и пересекать естественные и искусственные преграды без устройства до-рогостоящих искусственных сооружений; ü гибкость трассы дорог в плане (радиусы кривых до 5 м и углы поворотов трассы до 180о); ü малая зависимость от атмосферных условий; ü возможность полной автоматизации погрузки, транспортировки и вы-грузки грузов. Схемы транспортировки. Анализ движения массовых сыпучих грузов от мест добычи к пунктам потребления показывает, что применение специальных видов транспорта наиболее целесообразно на перевозках: F сырой руды от рудников и железорудных карьеров на обогатительные, агломерационные, дробильно-сортировочные фабрики и фабрики окомкования. В зависимости от величины грузопотока ее можно транспортировать конвейерным, канатно-подвесным и пневмоконтейнерным транспортом. Гидротранспорт сырой руды в расчетах сравнительной эффективности специальных видов транспорта не предусматривается, так как применение его требует сооружения дополнительных устройств по обезвоживанию руды; F железорудного концентрата от обогатительных фабрик на металлурги-ческие заводы. Применение на этих грузопотоках гидравлического транспорта обеспечивает высокую эффективность и соответствует технологическому процессу глубокого мокрого обогащения концентрата, вследствие чего отпадает необхо-димость его обезвоживать, а следовательно, исключает затраты на сооружение соответствующих устройств; F угля от гидрошахт на обогатительные фабрики и от них обогащенного угля (концентрата) на коксохимические заводы. На этих грузопотоках наиболее целесообразен гидротранспорт, так как он соответствует не только технологии добычи угля гидравлическим способом, но, как и на грузопотоках железорудного концентрата, технологическому процессу мокрого обогащения угля. Известно, что измельчение последнего - непременное условие эффективной гидротранспор-тировки. Степень измельчения угля играет важную роль и в коксохимическом производстве. Это определяет тщательность смешения различных компонентов шихты, ее насыпную массу и связанную с ней усадку коксового пирога, а также структуру кокса. В связи с этим и с ростом использования в шихте тощих и сла-боспекающихся углей (что существенно расширяет ресурсы углей для коксова-ния) особенно возрастает значение их тонкого дробления, а следовательно, и це-лесообразность применения гидротранспорта для доставки угля от гидрошахт на обогатительные фабрики и от них на коксохимические заводы;
F угля от гидрошахт, шахт и карьеров на ГРЭС; транспортировка его мо-жет осуществляться всеми специальными видами транспорта, включая и гидро-транспорт. Применение последнего с учетом опыта отечественных и зарубежных методов непосредственного сжигания гидропульпы в циклонных топках является весьма перспективным. Как показывают расчеты, некоторое снижение тепловой экономичности вследствие высокой влажности угля компенсируется исключени-ем больших капитальных затрат и эксплуатационных расходов на обезвоживание угольной пульпы и подсушку угля, причем все сооружения системы гидротранс-порта весьма упрощаются; F песка, щебня и песчано-гравийной смеси от песчаных и гравийных карь-еров на заводы железобетонных изделий и различные объекты строительства. Для транспортировки этих сыпучих грузов могут применяться все специальные виды. транспорта, которые учитываются во всех расчетах. Однако при прочих равных условиях предпочтителен тот из них, который соответствует применяемой техни-ке - гидротранспорт при гидромеханизации разработки рыхлых и несвязанных пород (песок и песчано-гравийные грунты) и конвейерный транспорт; F агломерата, окатышей и мелкой сортированной руды соответственно от аглофабрик, фабрик окомкования и дробильно-сортировочных фабрик на метал-лургические заводы. На этих грузопотоках можно применять все специальные ви-ды транспорта, за исключением гидротранспорта, который не может обеспечить неизменности свойств агломерата и окатышей н наибольшей эффективности при транспортировке руды, если необходимо ее последующее обезвоживание.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|