София (гроховская), монахиня. София (жук Серафима андреевна), монахиня. София (жукова), монахиня. София (короленчук), инокиня
София (ГРОХОВСКАЯ), монахиня
(10. 09. 1891 г. ‑ 23. 11. 1981 г. ) Проживала в США. Была похоронена на кладбище Успенского женского монастыря «Ново‑ Дивеево» в мест. Нанет (рядом со Спринг‑ Вэлли, шт. Нью‑ Йорк, США). Источники и литература: Фотография могилы.
София (ЖУК Серафима Андреевна), монахиня
(29. 07. 1888 г., Минская губ., Российская империя –? г. ) Известно, что на о. Валаам прибыла в качестве паломницы. После революции в России в связи с изменением государственных границ вместе с братией Валаамского монастыря оказалась в эмиграции в Финляндии. Из‑ за закрытия финско‑ советской границы осталась жить и трудиться при монастыре. Впоследствии приняла монашеский постриг. 20. 12. 1939 г. в самый разгар советско‑ финской войны вместе с монахами, трудниками и грудницами обители была эвакуирована финскими властями вглубь Финляндии. 10. 11. 1941 г. переехала в монастырь на Новый Валаам (усадьба Папинниеми, муниципалитет Хейнявеси). Источники и литература: VLA. Aktit 1919. Еа: 82, д. 21, л. 81 об.; Aktit 1939. Еа: 102, д. 13, л. 41 – 41 об.; Aktit 1941. Еа: 104, д. 3, л. 37 – 37 об.; Aktit 1953. Еа: 116, д. 2.
София (ЖУКОВА), монахиня
(25. 09. 1899 г. ‑ 06. 05. 1981 г. ) Проживала в США. Была похоронена на кладбище Успенского женского монастыря «Ново‑ Дивеево» в мест. Нанет (рядом со Спринг‑ Вэлли, шт. Нью‑ Йорк, США). Источники и литература: Фотография могилы.
София (КОРОЛЕНЧУК), инокиня
(1900 г., с. Таутини, Румыния –? г. ) Обучалась в школе. В 1920 г. поступила в Леснинский женский монастырь, с которым впоследствии на время разлучилась. В 1929 г. посвящена в рясофор. Снова поступила в обитель в 1934 г., когда она находилась в эмиграции в мест. Хопово (Югославия). Несла послушание певчей в монашеском хоре и чтицы. Состояла в юрисдикции СПЦ.
Источники и литература: АЛЖМ. Указ сестер монастыря Хопова по 1 января 1938 г.
София (САПУНОВА Акилина Феодоровна), монахиня
(12. 06. 1872 г., с. Потиясский острог, Староверхисенская вол., Инсарский уезд, Пензенская губ., Российская империя – 06. 03. 1947 г., Палокки, муниципалитет Хейнявеси, Финляндия) В 1894 г. поступила в Линтульский Свято‑ Троицкий женский монастырь. После революции в России в связи с изменением государственных границ оказалась в эмиграции в Финляндии. Во время советско‑ финской войны 1939–1940 гг. была эвакуирована вглубь Финляндии. В 1940 г. монахини Линтульской обители вместе с сестрой Софией временно поселились в крестьянской усадьбе в селе Пунтари, в вол. Кухмалахти. В 1946 г. они переехали в мест. Палокки (муниципалитет Хейнявеси), где был основан женский монастырь с русскими иноческими традициями. Источники и литература: VLA. Aktit 1944. Еа: 107, д. 4.
Софроний (ИВАНОВ Сергей), монах
(15/28. 09. 1879 г. ‑? г. ) После революции в России оказался в Финляндии. Входил в число братии Валаамского монастыря. Пострижен в монашество. Получил финское гражданство. Во время советско‑ финской войны 1939–1940 гг. был эвакуирован вглубь Финляндии. Поселился с братией на Новом Валааме (усадьба Папинниеми, муниципалитет Хейнявеси). Источники и литература: VLA. Aktit 1939. Еа: 102, д. 13, л. 36 об.; Aktit 1952. Еа: 115, д. 3.
Софроний (ПРОКОФЬЕВ Сергий Иванович), иеродиакон
(24. 09/07. 10. 1871 г., Диановская сельское общество и выселка, Шмаковская вол., Курганский уезд, Тобольская губ., Российская империя – 24. 11. 1940 г., Pü spalankoulu (в районе селения Каннонкоски), Финляндия) Происходил из крестьян. В 1899 г. поступил в Валаамский монастырь, в 1906 г. зачислен в послушники. В 24. 03. 1910 г. пострижен в монашество. Окончил курс монастырской богословской школы.
После революции в России в связи с изменением государственных границ оказался в эмиграции в Финляндии. В ноябре 1920 г. переведен в братство Коневского монастыря. 12. 06. 1923 г. рукоположен во иеродиакона. 14. 07. 1926 г. Высший Церковный Суд постановил запретить иеродиакона Софрония в священнослужении (вероятно, за отстаивание в календарном вопросе старого стиля). Во время советско‑ финской войны 1939–1940 гг. со всеми насельниками обители был эвакуирован вглубь Финляндии. Вскоре после этого скончался от «хронического воспаления сердца». Погребен на кладбище в Каннонкоски. Источники и литература: VLA. Aktit 1919. Еа: 82, д. 21, л. 72 об.; Aktit 1940. Еа: 103, д. 6.
Софроний (САХАРОВ Сергей Семенович), схиархимандрит
(22. 09. 1896 г., гор. Москва, Российская империя – 11. 07. 1993 г., Малдон, графство Эссекс, Великобритания) Происходил из купеческой семьи. Получил среднее образование в гор. Москве. Принял участие в Первой мировой войны в чине младшего офицера инженерных войск. Занимался живописью и в 1915 г. поступил в академию художеств. После большевитского революционного переворота дважды арестовывался органами ЧК. В 1921 г. эмигрировал из России в Италию, затем в гор. Берлин. В 1922 г. переехал в гор. Париж, где работал художником и выставлял свои картины в художественных салонах. В 1924 г. принял решение посвятить свою жизнь служению Богу. В 1925 г. он поступил на подготовительные курсы Свято‑ Сергиевского богословского института в гор. Париже, но вскоре уехал сначала в Югославию. Через некоторое время переехал на Афон, где был принят в русский монастырь св. великомученика Пантелеймона. 18. 03. 1927 г. пострижен в монашество с именем Софроний. В 1930 г. познакомился с известным афонским старцем, схимонахом Силуаном (Антоновым), который стал его духовным руководителем. В этот период монах Софроний был рукоположен в сан иеродиакона. В 1935 г. тяжело заболел, но выжил и 01. 12. 1935 г. был пострижен в великую схиму. После кончины духовного наставника – старца Силуана – схииеродиакон Софроний в 1938 г. ушел в более уединенные места: сначала в Карулию, а затем в некоторые другие афонские скиты. В 1941 г. он был рукоположен в сан священника. В 1942 г. стал духовником греческого монастыря св. Павла на Афоне.
В годы Второй мировой войны немцы дошли до греческого полуострова Афон. Для того, чтобы вести переговоры с представителями Вермахта, требовался монах, знающий немецкий язык, а на Афоне в то время образованных монахов, владевших несколькими языками, было очень мало. Отец Софроний Сахаров знал немецкий, поэтому его попросили сопровождать офицеров, чтобы убедить их в необходимости сохранения Святой горы от разрушения. Так, в сопровождении о. Софрония Сахарова, группа посетила русский монастырь св. великомученика Пантелеймона и другие монастыри. В 1946 г. иеросхимонах Софроний (Сахаров) перешел из греческого монастыря св. Павла в русский Свято‑ Андреевский скит. Вынужденное общение с немцами вызывало отрицательную реакцию монахов после войны. По политическим соображениям иеросхимонах Софроний вместе с группой других русских монахов был выслан с Афона и в 1947 г. приехал во Францию. Поступил в Свято‑ Сергиевский богословский институт, но ввиду перехода в клир Московского патриархата был исключен из этого учебного заведения. Служил помощником настоятеля Никольской церкви при Русском старческом доме в гор. Сент‑ Женевьев‑ де‑ Буа (per. Иль‑ де‑ Франс). В 1948 г. опубликовал первое ручное издание книги «Старец Силуан», а в 1952 г. в Париже вышло первое типографское издание этой книги. 25. 04. 1954 г. был возведен в сан архимандрита. По архивным сведениям, отец Софроний хотел уехать в Советский Союз, чтобы поселиться в одном из строгих русских монастырей. В частности, он просил перевести его в Троице‑ Сергиеву лавру. Однако в середине 1950‑ х гг монаху белоэмигранту вернуться на Родину в СССР было крайне непросто. Ситуация же с о. Софронием была еще сложнее, т. к. его репутация была испорчена подозрением в сотрудничестве с нацистами на Афоне. В 1956 г. на ферме Колара (близ гор. Сент‑ Женевьев‑ де‑ Буа) схиархимандрит Софроний учредил монашескую общину. Но организовать полноценный монастырь в этой стране ему не удалось. В 1959 г. о. Софроний переехал в Великобританию, где основал монастырь св. Иоанна Предтечи в графстве Эссекс. Перешел в юрисдикцию КПЦ. До 1974 г. был первым настоятелем обители, а затем был ее духовником до конца своих дней. Скончался в июле 1993 г. в монастыре св. пророка Иоанна Предтечи в Эссексе.
Сочинения: Старец Силуан. 1948. Об основах православного подвижничества. 1952. Видеть Бога как Он есть. 1985. О молитве. 1991. Источники и литература: ГАРФ, ф. 6991, он. 1, д. 581, л. 8 – 11; он. 2, д. 166, л. 131, 135; д. 169, л. 29, 59, 83, 84; д. 192, л. 136. Софроний (Сахаров), архимандрит. Письма в Россию. М., 2002. ШкаровскийМ. В. История русской церковной эмиграции. СПб., 2009. С. 170, 174, 182, 351–352.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|