Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность и задачи управления качеством

 

С термином качество продукции неразрывно связано такое понятие, как управление качеством продукции, под которым понимается деятельность, осуществляемая при создании и эксплуатации или потреблении продукции с целью установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества. Управление качеством не всегда означает обеспечение его совершенства, так как ориентировано на уровень качества, предполагаемый рынком.

Современный подход к управлению качеством отличает eго нацеленность на постоянное совершенствование процессов и результатов труда во всех подразделениях предприятия. Отличительными элементами этого подхода являются ориентация управления на контроль качества процессов и предотвращение возможности дефектов (вместо контроля качества продукции), полное возложение ответственности за качество результатом труда на непосредственных исполнителей, а также активное использование человеческого фактора, развитие творческого потенциала рабочих и служащих путем мотивации их труда. Важным элементом управления качеством служат также детальное исследование и анализ возникающих проблем обеспечения качества на всех этапах разработки, производства и эксплуатации продукции по принципу восходящего потока, т.е. от последующей операции этого процесса к предыдущей.

Как всякое управление, управление качеством продукции представляет процесс, осуществляемый поэтапно, в том числе:

разработка плана повышения качества, включая разработку новых требований к качеству продукции и мероприятия, обеспечивающие создание новой продукции с желаемыми (проектируемыми) свойствами;

оценка соответствия свойств изготовляемой продукции требованиям, которые были предусмотрены в плане;

принятие необходимых мер воздействия на процесс создания ценности (качества) продукции в тех случаях, когда не удалось обеспечить соответствие;

изучение условий эксплуатации (или потребления продукции) с целью определении направлений дальнейшего повышения качества продукции.

В мировой практике сегодня выделяют четыре уровня деятельности, направленной на достижение гарантированного качества продукции.

1. Управление качеством (quality control) как деятельность оперативного характера для выполнения установленных требований по качеству.

2. Обеспечение качества (quality assurance) как деятельность, направленная на достижение уверенности в том, что требования по качеству будут выполнены как внутри предприятия, так и вне его - у потребителя, в том числе в процессе всех видов деятельности, соответствующих модели «петли качества».

3. Общее руководство качеством (quality management) включает деятельность по управлению качеством и обеспечению качества, а также предусматривает разработку и реализацию политики предприятия в области качества. Осуществляется такая деятельность через функционирование системы качества (системы обеспечения качества).

4. Всеобщее управление качеством (total quality management) подразумевает долговременную стратегию общего руководства и управления предприятием, направленную на обеспечение качества и эффективной деятельности предприятия в целом с участием в этом процессе всех заинтересованных лиц - сотрудников предприятия и его партнеров, потребителей и общества в целом.

Анализ особенностей деятельности на выделенных уровнях позволяет сделать следующие выводы. Первые три уровня применимы как к предприятию в целом, так и к его подразделениям, всеобщее управление качеством (четвертый уровень) - только к предприятию в целом. Уровни деятельности, начиная с обеспечения качества, затрагивают общие вопросы управления и относятся к сфере менеджмента. При этом обеспечение качества становится одним из базовых элементов менеджмента, делая его эффективным.

Процесс управления качеством включает основные направления деятельности в области качества и осуществляется путем реализации управленческих функций. В состав функций входят: планирование, организация, мотивация и контроль обеспечения качества продукции, производственных (технологических) процессов и работы предприятия в целом. Эти функции тесно связаны между собой, и их последовательная реализация в рамках основных направлений деятельности предприятия по качеству охватывает все этапы исследований, разработки, производства и эксплуатации продукции. Этот процесс может быть представлен в виде обобщенной модели основных направлений деятельности в области качества и «петли качества», приведенной на рис.1.

На рис.1. приведены типичные этапы жизненного цикла продукции, учитываемые при функционировании системы управления качеством.

     
 

 


 

 


Рисунок 1. Система качества и петля качества.

Примечание. Источник [1, с.454, рис 16.2]

Понятие петли качества является центральным в организации всей деятельности предприятия по качеству, что нашло отражение в стандартах ИСО 9000. Игнорирование или недостаточное внимание к качеству на любом из этапов петли качества неминуемо приводит к потере конкурентоспособности выпускаемой продукции и предприятия в целом.

Характерной особенностью приведенной модели является то, что деятельность по управлению качеством начинается с маркетинга (исследования рынка) и, пройдя все этапы жизненного цикла продукции, приходит к оценке результата и новому циклу работ, начинающемуся также с маркетинга, но уже с учетом возможного изменения требований рынка (предпочтений и пожеланий покупателей).

Следовательно, главным в обеспечении качества, обеспечивающего эффективную работу предприятия, является правильный выбор направления его деятельности и позиции на мировом рынке, а также принятие необходимых мер, чтобы его продукция оставалась конкурентоспособной как можно более длительное время.

Возвращаясь к направлениям деятельности предприятия в области качества следует рассмотреть их специфические особенности, имея ввиду, что эта деятельность носит интегрированный характер и в сущности может рассматриваться как основные функциональные элементы (подсистемы) управления качеством.

Планирование качества предусматривает определение целей и требований к качеству, а также обоснованный выбор конкретной модели системы качества на предприятии. Планирование включает: идентификацию и оценку качества с учетом требований покупателей (в том числе прогнозируемых), формулирование целей и нормативных требований к необходимому качеству продукции и процессов, а также разработку программы качества, конкретных мероприятий по его улучшению и внедрение (совершенствование) конкретной модели системы качества на предприятии.

Управление качеством охватывает все виды деятельности и методы оперативного характера, направленные на выполнение требований к качеству и реализацию планов его совершенствования. Управление качеством предусматривает контроль качества, выявление отклонений и разработку мероприятий по их устранению и недопущению повторных отклонений и дефектов, а также организацию и контроль их реализации.

Обеспечение качества охватывает и включает в себя все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества на предприятии, которые проводятся для создания и подтверждения достаточной уверенности как внутри предприятия, так и во внешней среде, что выпускаемая продукция или услуги, а также производственные и иные технологические процессы удовлетворяют всем сформулированным требованиям к качеству.

Улучшение качества представляет деятельность предприятия, включающую все виды конкретных действий (мероприятий), непосредственно влияющих или способствующих повышению его эффективности и результативности с целью получения выгоды для него и покупателей. Эта деятельность направлена на достижение постоянного и непрерывного улучшения качества продукции и всей деятельности предприятия для получения результатов, лучших по сравнению с достигнутыми, что в конечном итоге принесет пользу потребителям, предприятию и его сотрудникам, а также обществу в целом.

При рассмотрении направлений деятельности и функций управления качеством следует иметь в виду, что в международном стандарте по терминологии особо выделены два аспекта управления качеством: «общее» руководство качеством (quality management) и управление качеством как оперативная деятельность (quality control). При этом к «общему» руководству качеством принято относить планирование качества с учетом определенной направленности деятельности по его обеспечению, организацию работы для достижения целей системы управления качеством, обучение и мотивацию персонала, принятие необходимых стратегических решений для достижения качества, требуемого потребителем, и взаимодействие с внешней средой. Контроль достижения установленного уровня и плана работ по обеспечению качества, информацию об уровне качества производства и обслуживания продукции, разработку мероприятий и принятие оперативных решений по их реализации обычно относят к «оперативному» управлению качеством.

 

Распределение функций по указанным направлениям управления представлено на рис.2.

 

Рисунок 2. Основные направления и функции управления качеством

Примечание. Источник [1, с.456, рис 16.3]

 

Важнейшей задачей управления качеством продукции и услуг является обеспечение оптимального уровня качества через определение экономического эффекта от его повышения как на стадии производства и реализации, так и на стадии потребления и эксплуатации.

Различают стратегическое и оперативное управление качеством.

Оперативное управление качеством всегда увязано со стратегическим управлением качества [4, c.58].

Отсюда следует, что улучшение качества продукции в рамках эффективного управления качеством оказывает положительное воздействие на многие другие области фирмы. Качество становится средством обеспечения управленческого «рычага», позволяющего повысить уровень эффективности деятельности фирмы в целом.

При оперативном управлении качеством продукции могут быть обнаружены различные отклонения и, соответственно, приниматься различные регулирующие воздействия. Из приложения А видно, что основные решения и порядок их принятия могут быть представлены в виде многоконтурного управления [7, c.374].

Главное в управлении качеством не контроль, а бездефектная работа. Основные идеи такого подхода состоит в том, чтобы все усилия направлять на ликвидацию самой возможности появления брака в процессе производства и их сборки. Непроизводительная работа по проверке качества и устранению выпуска новых деталей взамен бракованных отвлекает от 15 до 40% производственных мощностей предприятия. Причем затраты на эти работы составляют от 20 до 40% на каждую условную единицу продаж [8, c.608].

Одним из подходов, который дает возможность решать эти проблемы, является разработанная система организации производства, получившая название «точно вовремя». Все материалы и детали должны подаваться потребителям по соответствующим запросам в определенное время.

В настоящее время не только японские компании с успехом применяют эту систему, но и европейские и американские («Моторола», «Интел»).

Необходимы постоянные усовершенствования, а не ожидание авральной ситуации. «Мозговой штурм» может обеспечить получение ценных результатов при проведении научных разработок, однако для повышения качества товаров и услуг необходима ежедневная и кропотливая работа.

Эта работа требует участия всех работников компании, делегирования ответственности и полномочий, готовности взять на себя ответственность и инициативу, проявить творческий подход.

В традиционной системе управления препятствием является действующая на многих предприятиях система бухгалтерского учета. Эти системы фиксируют все издержки и потери, которые уже произошли, но не учитывают тех средств, которые были сэкономлены. То есть повышение эффективности не стимулируется [8, c.611]. Для того чтобы решить эту проблему, передовые компании разрабатывают свои собственные критерии оценки эффективности работы в области качества. Например, можно использовать следующие три показателя:

1. Количество дефектов на миллион (сто тысяч) поступающих деталей.

2. Количество деталей на сто готовых изделий для потребителей.

3. Процент оборудования, установленного без дефектов и работающего без аварий.

Каждый работник предприятия должен постоянно повышать свою квалификацию [8, c.614].

В основе организации процесса подготовки кадров и постоянном повышении их квалификации должны лежать следующие принципы:

руководители высшего уровня руководства нуждаются в специальной подготовке по управлению качеством, необходимо, чтобы каждый на основе теоретических знаний был готов с ними справиться на рабочем месте,

работники низовых звеньев должны иметь возможность использовать новые знания, новый опыт и новые навыки.

Например, в японских компаниях курс переподготовки высшего управленческого состава, решивших внедрить систему качества включает: роль высшего руководства в использовании концепции «кружков качества», «кружки качества» и совершенствование выпускаемой продукции, управление «кружками качества».

Целью и содержанием работ таких кружков является групповой анализ изложения дел на конкретном участке и выработке предложений по улучшения качества и роста производительности труда. Эти кружки объединяют 6-10 человек одного уровня иерархии. Каждая группа имеет своего лидера и докладывает руководству о полученных решениях. В состав используемых инструментов входят разнообразные статистические данные в производстве [8, c.617].

Большое внимание уделяется деятельности кружков качества. Это добровольные объединения работающих различного уровня и различных областей деятельности, собирающихся вне рабочего времени с целью поиска мероприятий по улучшению качества. Подобные кружки работают под девизами «Качество определяет судьбу предприятия», «Думай о качестве ежеминутно». Основные правила работы кружков качества: регулярность собраний, добровольность участия, решение конкретных проблем, выявление, исследование и оценка проблем качества в ходе обсуждения.

В ходе работы кружка качества обеспечивается проведение причинно-следственного анализа, самообучение членов кружка, укрепляются связи между работниками, выявляются мероприятия по сокращению затрат и отходов производства. Для такой формы деятельности необходимы понимание целей деятельности фирмы, знание методов сбора данных, знание методов анализа.

На японских предприятиях популярна программа «пяти нулей»: не создавать условия для появления дефектов, не передавать дефектную продукцию на следующую стадию, не принимать дефектную продукцию с предыдущей стадии, не изменять технологические режимы, не повторять ошибок.

Японская система выделяет четыре уровня качества: соответствие стандарту (удовлетворение требованиям стандарта), соответствие использованию (удовлетворение требованиям эксплуатации), соответствие требованиям рынка, соответствие скрытым потребностям (потребитель не подозревает, что ему хочется) [2, с.146].


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...