Организация работ ОТК, управление качеством и сертификация на предприятии
Одним из элементов системы управления качеством является организация технического контроля. Под техническим контролем подразумевается проверка соблюдения требований, предъявляемых к качеству продукции на всех стадиях ее изготовления и всех производственных условий, обеспечивающих его. Основной задачей технического контроля является обеспечение выпуска высококачественной и комплексной продукции, соответствующей стандартам и техническим условиям. Контроль качества на предприятии осуществляется в соответствии с техническими условиями на продукцию и является частью общей системы управления качеством, которая охватывает все стороны деятельности предприятия. Контроль качества продукции осуществляется на всех стадиях производства, начиная с входного контроля, сырья, материалов и комплектующих изделий, контроля испытаний в процессе производства и заканчивая контролем за упаковкой и отправкой потребителям. Технический контроль над качеством продукции производится, централизовано, через отдел технического контроля (ОТК), который является самостоятельным структурным подразделением. По назначению контроль различают: - входной, определяющий соответствие закупаемых для производства сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий требованиям научно-технической документации. Во время процесса проверяется наличие закупаемых материалов, комплектующих сертификатов качества. При этом контролируются комплектность поставок, правильность оформления сопроводительной документации и маркировки продукции; - промежуточный контроль осуществляется в процессе изготовления какого-либо объекта по отдельным операциям. Контроль осуществляется с целью предотвращения поступления в производство бракованных предметов труда.
- окончательный контроль производится при приемке готовых изделий для выявления некачественной продукции. Он сопровождается специальными испытаниями и анализом уровня качества в соответствии со стандартами и те Нормоконтроль ТД и извещений об изменении осуществляют нормоконтролёр ОКиТ. При проведении нормоконтроля ТД нормоконтролер руководствуется действующими СТП, ГОСТами и другой нормативной документацией, действующей на предприятии. Содержание нормоконтроля должно соответствовать требованиям ГОСТ 3.1116. нормоконтролер возвращает документы разработчику без рассмотрения в следующих случаях: - отсутствие обязательных подписей; - небрежного выполнения документа; - отсутствия комплектности документов. Основными требованиями, предъявляемыми к рациональной организации технического контроля, являются: - профилактичность, т.е. организация технического контроля с целью предупреждения выпуска некачественной продукции; - достаточная степень точности и объективности определения качества продукции и выявления брака; - оптимальные затраты труда и средств на проведение технического контроля; - широкое привлечение рабочих и специалистов к выполнению функций технического контроля. Карта процедуры управления технологической документацией представлена в табл.7.
Примечания: 1. Источник [36, с.10] 2. В таблице 2. использовались следующие сокращения и обозначения: ППРК – полномочный представитель руководства по качеству; АТКИ – автотракторные комплектующие изделия; ПУ – производственный участок; РД – руководящий документ предприятия; РПП – руководитель подразделения-пользователя; СМК – система менеджмента качества; ТД – технологическая документация; ТИ – технологическая инструкция; ТП – технологический процесс; Р – разработчик технологического процесса; О – отвечает за действие; У – участвует в выполнении; И – получает информацию. Для описания процедуры применяются следующие графические символы: - начало/конец; - проверка/согласование;
- действие; - доработка;
- документ; - линия связи;
- принятие решения; - точка передачи;
- разрыв связи.
Основными функциями ОКиТ на предприятии являются следующие: Контроль за качеством и комплектностью изготавливаемых предприятием деталей, узлов и готовых изделий, за стандартам, эталонам и чертежам, клеймение принятой и забракованной продукции... 2. Предъявление принятой продукции представителям заказчика, если это предусмотрено техническими условиями или договором. 3. Анализ и технический учет брака и дефектов продукции предприятия. 4. Организация получения от потребителей и систематизация информации по качеству и надежности изделий. 5. Контроль за качеством сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий с заводов-поставщиков. 6. Контроль за комплектованием, и консервацией готовой продукции. 7. Контроль за своевременной подготовкой и проведением мероприятий, связанных с введением новых стандартов, технических условий и нормалей. 8. Контроль за наличием товарного знака (марки предприятия) на готовых изделиях. 9. Систематический контроль за состоянием контрольно-измерительных средств на предприятии их для государственной проверки. 10. Контроль за качеством изготовления изделий и инспектирование состояния находящихся в эксплуатации на предприятии инструмента и производственной оснастки. 11. Составление и представление директору предприятия на утверждение и своевременное выполнение графиков периодических (повторных) типовых испытаний серийных изделий в соответствии с требованиями ГОСТов, МРТУ, ТУ. 12. Инспекторский контроль за соблюдением условий хранения на складах и в цехах предприятия комплектующих изделий, сырья, материалов и готовой продукции. 13. Осуществление учета показателей качества выпускаемой продукции по всем подразделением производств, работающим по системе бездефектного изготовления продукции и сдачи ее ОКиТ и заказчику с первого предъявления. 14. Организация и внедрение прогрессивных методов контроля и оценки качества продукции. 15. Проведение не предусмотренных утвержденным технологическим процессом выборочных проверок качества готовой продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий.
16. Участие в испытаниях новых и модернизированных образцов продукции, а также в согласованиях технической документации на эту продукции с целью обеспечения условий для эффективного контроля ее качества. 17. Участие в работах по подготовке продукции к аттестации и по техническому обеспечению проведения аттестации, осуществление контроля за соблюдением условий аттестации в процессе производства продукции. 18. Участие в подготовке договоров на поставку предприятию предназначенных для основного производства сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и инструмента в части согласования условий приемки их по качеству. 19. Разработка предложений о повышении требований к качеству изготовляемой и потребляемой предприятием продукции. Работы по стандартизации на предприятии проводятся целенаправленно и системно. ОКиТ все шире применяет средства и методы стандартизации для проведения единой политики управления производством, повышения качества работ, обеспечения безопасности и охраны здоровья трудящихся, охраны среды и ресурсосбережения. ОКиТ ежегодно разрабатывается перспективный план работ, согласно которому устанавливается ряд мероприятий по проведению работ по стандартизации на нашем предприятии, который включает в себя: первое – внедрение нормативных документов и контроль за выполнением мероприятий по их внедрению - это введение в действие общетехнических нормативных документов, проверка соблюдения межгосударственных, республиканских стандартов, стандартов предприятий и рабочих инструкций; второе - разработку, переработку нормативных документов; третье - нормоконтроль документации, подготовку отзывов на проекты нормативных документов и проверку учтенных пунктов хранения нормативных документов и документов системы менеджмента качества согласно разработанного графика, а также ведение работ по сертификации продукции, совершенствованию системы менеджмента качества, совершенствованию документального обеспечения качества продукции и ряд других работ. Главная цель нашей деятельности – выпуск конкурентоспособной продукции, удовлетворяющей требованиям потребителей, поддержание репутации поставщика АТКИ высокого качества. Разработка и внедрение системы менеджмента качества (далее – СМК) в соответствие с СТБ ИСО 9001 на Производственном частном унитарном предприятии «Универсал Бобруйск» Общественного объединения «Белорусское общество глухих» (ЧУП «Универсал Бобруйск») по производству Автотракторных комплектующих изделий в соответствии с требованиями CТБ ИСО 9001 версии 2001г. является стратегическим решением руководства, направленном на повышение конкурентоспособности продукции путем внедрения системы менеджмента качества, ориентированной на потребителя, и обеспечение на этой основе устойчивой прибыли.
Разработка, внедрение и развитие СМК на ЧУП «Универсал Бобруйск» осуществляется с учетом требований рынка, конкретных целей в области производства, применяемых процессов, размера и структуры ЧУП «Универсал Бобруйск» (далее – предприятия). Модель системы менеджмента качества ЧУП «Универсал Бобруйск», основана на процессном подходе. Действующая на предприятии СМК направлена на установление требований к качеству продукции, и выполнение этих требований путем осуществления менеджмента качества в соответствие с требованиями СТБ ИСО 9001. При разработке СМК были учтены принципы менеджмента качества, установленные в СТБ ИСО 9001: 1. Ориентация на потребителя, 2. Лидерство руководителя, 3. Вовлечение работников, 4. Процессный подход, 5. Постоянное улучшение, 6. Принятие решений основанных на фактах, 7. Взаимовыгодные отношения с поставщиками, Порядок разработки, реализации, анализа и актуализации политики в области качества содержится в Положении о политике в области качества. Положение является обязательным для применения высшим руководством и во всех подразделениях предприятия. В 2003 году на ПЧУП «Универсал Бобруйск» ОО «БелОГ» руководством принято решение о сертификации основной продукции по стандартам ИСО 9000 версии 2000 года. Установление оценочных критериев для сертификации можно считать довольно полезной стороной этих стандартов. Сертификация – это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Она осуществляется третьей, независимой организацией. Сертифицированная продукция внушает гораздо больше доверия покупателям, нежели несертифицированная. Сертификат – это своеобразный пропуск на рынки сбыта. На нашем предприятии сертифицированы все виды шлангов и зеркал – основные АТКИ выпускаемые на нашем предприятии. Сертификация данных видов изделий необходима для доверия клиентов и их уверенности в нашем предприятии. Однако, с моей точки зрения, соблюдение требований стандартов ИСО 9000: 2000 или сертификация на соответствие им не гарантирует предприятию занятие лидирующих позиций в области качества. Так в 2004 году ПЧУП «Универсал Бобруйск» ОО «БелОГ» освоило выпуск шлангов высокого давления (до 100МРа). Данные шланги на тот момент не были сертифицированы. Был необходим сравнительный анализ новой продукции с аналогичной продукцией предприятий, зарекомендовавшей себя на рынке уже давно. Анализу подвергался шланг РВД 12.25. 20. 2000, и результаты (см. табл.8) этого анализа показывают, что у нас нет оснований утверждать, что сертификация на соответствие стандартам ИСО 9000 влечет за собой достижение наилучших результатов и уменьшает% отказов при испытаниях.
Таблица 8. Анализ качественных характеристик шланга РВД
Примечание. Источник: собственная разработка
На мой взгляд, сертификация является только ступенью к вершине желаемого качества продукции, новым этапом жизненного цикла предприятия, результатом которого и станет удовлетворенность потребителя.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|