Структура экономики Беларуси по численности занятых
⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16 Структура экономики Беларуси по численности занятых
· производство продукции, необходимой для внутреннего потребления, базирующейся на местных видах сырья (лесного, сельскохозяйственного, минерального) и использовании трудовых ресурсов и квалифицированных кадров; · проведение активной реконструкции предприятий с изменением техники и технологий, сокращением материало- и энергоемкости производства; · ускорение институциональных преобразований, разгосударствления и приватизации предприятий, развитие предпринимательства. Второй по значимости отраслью экономики Беларуси является сельское хозяйство (см. табл. 13, 14). Накануне распада СССР Беларусь была крупным поставщиком в общесоюзный фонд мясо-молочной продукции, картофеля, плодоовощных консервов и льноволокна. Имея около 1, 7 % сельхозугодий Союза, Беларусь производила около 6 % мяса, 17 % молока, 15 % картофеля, свыше 25 % льноволокна от общесоюзного производства. За годы кризиса переходного периода потенциал сельского хозяйства республики существенно пострадал. По объему производимой продукции отрасль до сих пор не достигла уровня докризисного 1990 г. (ниже на 30 %), количество занятых в отрасли сократилось на 37 %, снизились поголовье скота и его продуктивность, обеспеченность техникой и количество вносимых удобрений.
Несмотря на это в сельском хозяйстве Беларуси сохранены крупнотоварное общественное производство и его специализация на молочно-мясном скотоводстве, свиноводстве, картофелеводстве и льноводстве. В 2000 г. Беларусь произвела по 7, 7 % молока и мяса, 13, 3 % картофеля, 6, 7 % яиц в общем объеме производства стран СНГ. Это дает надежду на то, что последовательная реализация целого ряда принятых программ развития АПК и его отдельных отраслей позволит решить задачу обеспечения продовольственной безопасности страны и восстановления ее экспортных позиций по традиционной сельскохозяйственной продукции на рынках России. Тенденции и характеристики производственного потенциала промышленности и сельского хозяйства прослеживаются и в остальных отраслях производственного комплекса. Идет трудный противоречивый процесс восстановления и трансформации всего производственно-экономического потенциала страны с учетом требований принятой модели социально-ориентированной рыночной экономики, мировых тенденций устойчивого развития, глобализации и регионализации мирохозяйственной системы. В процессе трансформации производственного потенциала определяющее значение имеет перевод всех отраслей хозяйства на современные технику и технологии. В свою очередь это означает необходи-
Таблица 15 Отраслевая структура промышленности Беларуси по объему выпускаемой продукции (в %)
мость восстановления и развития научно-технического потенциала страны, который существенно пострадал из-за невостребованности в годы кризиса. Достаточно сказать, что количество занятых в науке и научном обслуживании сократилось почти в 2, 5 раза (см. табл. 14). В настоящее время определены приоритетные направления научных исследований, разработаны и реализуются меры по реформированию системы научных учреждений и развитию инновационной деятельности и предпринимательства в этой сфере, созданию национальной инновационной системы: технологических парков и инновационных центров. К 2005 г. намечается довести наукоемкость ВВП до 1, 8 %, т. е. уровень внутренних затрат на исследования и разработки повысится в 1, 9–2 раза по сравнению с 2000 г. Значительно больше средств будет направляться на развитие опытно-экспериментальной базы науки, приобретение оборудования, повышение оплаты труда научных работников и специалистов.
Важным фактором повышения эффективности хозяйственного комплекса является оптимизация его территориальной организации. Литература 1. Концепция и программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998–2015 гг. // БЭЖ. 1998. № 2. С. 4 –25. 2. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь. Мн., 1997. С. 56–60. 3. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 годы. Мн.: Беларусь, 2001. 168 с. 4. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2001. Мн.: Минстат РБ, 2001. 606 с. 6. Экономика Беларуси: тенденции и проблемы развития // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. Экономический бюллетень НИЭИ Мин-экономики РБ. 2000. № 8. 56 с. Л Е К Ц И Я 8 Территориальная организация производства и ее роль как фактора эффективности экономики. Размещение и уровень территориальной концентрации промышленности. Особенности размещения сельского хозяйства. Экономические оси, экономический каркас страны. Концепция “полярности” территориальной организации Беларуси. Экономический потенциал любой страны в существенной мере определяется тем, какова его территориальная структура, как он организован в пространстве, насколько рационально размещены по территории страны все его элементы, в каком сочетании они находятся. От этого зависит эффективность взаимодействия трех основных сфер на любой территории – населения, производства, природы. Собственно, проблема эффективного развития хозяйственного комплекса страны не может быть решена в отрыве от его территориальной организации. Территориальная организация хозяйства – это прежде всего его территориальная структура, сочетание, соотношение форм пространственной организации всех отраслей производственной и непроизводственной сфер, схема размещения всех элементов хозяйственного комплекса. Кроме того, сущностными признаками территориальной организации любой географической системы являются также комплексность хозяйства, системность расселения, управляемость.
Определяющее влияние на формирование сложившейся территориальной структуры хозяйства Беларуси оказало размещение трех его основных отраслей – промышленности, сельского хозяйства и транспортной инфраструктуры, которые в совокупности дают почти 57 % внутреннего валового продукта (1999 г. ) и формируют территориальный каркас хозяйственного комплекса страны. Особенно велика в территориальной организации экономики роль размещения промышленности – ее ведущей отрасли. Этот вывод можно сделать на основе анализа условий и факторов размещения различных отраслей промышленности, динамики уровня ее территориальной концентрации в пределах Беларуси за многолетний период. Анализ показывает, что в Беларуси представлены практически все основные, выделяемые географами формы территориальной организации промышленности – промышленные пункты, промышленные центры и промышленные узлы. Однако вследствие того, что в структуре промышленности преобладают обрабатывающие отрасли (их удельный вес в общем объеме промышленной продукции около 95 %), и особенно такие, предприятия которых не имеют жесткой привязки к локализованным природным источникам сырья, основной формой территориальной организации промышленности в республике являются промышленные центры. При этом характерно сочетание сравнительно небольшого числа крупных многоотраслевых центров с большим количеством малых. С одной стороны, наблюдается высокий уровень территориальной концентрации наиболее крупных современных предприятий разных отраслей (главным образом машиностроения, химической, легкой, пищевой промышленности) в немногих центрах, а с другой – рассредоточение средних и небольших предприятий (в основном металлобработки, деревообработки, легкой, пищевой промышленности, промышленности стройматериалов) в большом количестве средних и малых городов и городских поселений. Так, на долю 10 наиболее крупных по объему выпускаемой продукции промышленных центров (Минск, Гомель, Могилев, Бобруйск, Витебск, Новополоцк, Гродно, Мозырь, Брест, Борисов) в конце 80-х гг., когда страна находилась на пике своего социально-экономического развития, приходилось 2/3 всей промышленной продукции республики, в том числе на долю Минска – самого крупного промышленного центра – около 25 %. Всего к числу крупных промышленных центров с числом занятых в промышленности свыше 10 тыс. человек в республике в конце 80-х гг. относилось 22 центра (см. табл. 16). В них был сосредоточен основной промышленный потенциал республики – они давали более 80 % всей валовой промышленной продукции Беларуси, на их долю приходилось более 70 % всех работающих в промышленности при общем количестве в стране около 400 промышленных центров и пунктов.
Следует отметить очень высокую степень корреляции между численностью занятых в промышленности самых крупных центров и численностью их населения: перечень промышленных центров с численностью промышленно-производственного персонала более 10 тыс. чел. в 1988 г. полностью совпадал с перечнем городов с численностью населения 50 тыс. чел. и более. При этом суммарная численность населения этих 22-х городов составляла 75 % численности всего городского населения страны (табл. 16). В 1998 г., через 10 лет, включивших в себя самые кризисные для промышленности и всего хозяйства страны годы, территориальная структура промышленного комплекса существенно не изменилась. По-прежнему основным промышленным центром страны остается г. Минск. Его удельный вес в общем объеме промышленной продукции республики составляет около 24 %, а в численности занятых в промышленности – 24, 4 %. По-прежнему на 22 вышеупомянутых крупных промышленных центра приходится около 70 % всех занятых в промышленности (хотя абсолютное количество занятых в промышленности страны за эти 10 лет уменьшилось на 20 %) и по-прежнему эти центры являются основными опорными городами национальной системы расселения – в них сосредоточено 75 % всего городского населения страны. Можно с уверенностью утверждать, что территориальная структура промышленности в условиях Беларуси является на протяжении всего послевоенного времени ведущим фактором формирования системы городских поселений, играющих определяющую роль в системах расселения разного уровня: национальной, региональных и местных. Что касается размещения промышленных центров и пунктов по территории Беларуси, то характерной его особенностью является относительно равномерное распределение небольших (до 10 тыс. занятых) центров и расположение крупных центров (свыше 50 тыс. занятых) главным образом в центральной части и на востоке республики – крупнейшими многоотраслевыми промышленными центрами являются Минск, Гомель, Могилев, Витебск. Сложившаяся к настоящему времени территориальная структура промышленности может быть объяснена как территориальной дифференциацией в пределах республики природных и социально-экономических условий для размещения производств различных отраслей, так и историческими факторами, а именно тем, что западные районы республики вступили на путь индустриализации значительно позже (практически в послевоенные годы), чем восточные. В западных областях республики (Брестской и Гродненской) не только меньше крупных центров, но и общий уровень промышленного развития этих областей, оцениваемый объемом производимой промышленной продукции на 1 жителя (или на 1 кв. км территории), ниже среднереспубликанского и восточных областей. Если проанализировать многолетние тенденции в размещении промышленности по территории республики, начиная с 60-х гг., когда ее промышленный потенциал быстро возрастал за счет крупных новостроек, и заканчивая 90-ми гг., когда наблюдался высокий спад промышленного производства, то можно сделать вывод, что территориальная структура промышленности в стране обладает высокой инерционностью. Таблица 16 Крупнейшие промышленные центры Беларуси и их роль в формировании экономического каркаса страны
* ++++ – город европейского значения; +++ – город национального значения; ++ – город регионального значения; + – прочие опорные города национальной системы расселения. Несмотря на то, что республиканские органы планирования и управления стремились проводить и в определенной мере проводили политику активизации развития промышленности в малых и средних городах, а также в западных областях, все же более высокими темпами развивались уже сложившиеся промышленные центры, расположенные на важнейших железнодорожных и автомагистралях и в узлах их пересечения. В результате не удалось административно-командными методами ограничить рост крупнейших центров, существенно уменьшить дифференциацию уровней промышленного развития западных и восточных регионов и изменить индустриальный каркас республики. По-прежнему в территориальной структуре промышленности ведущую роль играет небольшое количество крупных многоотраслевых центров, большую часть которых с полным правом можно рассматривать в качестве промышленных узлов. Их структура постоянно совершенствовалась за счет строительства предприятий, дополняющих отрасли специализации необходимыми вспомогательными и обслуживающими производствами, развивалась и создавалась общая инфраструктура, расширялись и углублялись производственно-экономические связи между предприятиями в пределах самих центров, а также с предприятиями в близко расположенных центрах и пунктах. Так, многоотраслевые развитые промузлы (Минский, Гомельский, Могилевский, Витебский, Гродненский, Брестский) сформированы и формируются на базе крупнейших промышленных центров, и важнейшими факторами их образования стали возможности кооперирования и комбинирования размещаемых предприятий с уже действующими в них предприятиями, совместное использование развитой инфраструктуры (особенно транспортной, инженерной, научно-исследовательского потенциала), а также местного сельскохозяйственного сырья, лесных ресурсов прилегающих территорий и почти во всех случаях – трудовых ресурсов. По существу, названные факторы комплексообразования указывают на основную движущую силу формирования крупных промышленных центров и промузлов в Беларуси – эффект территориальной концентрации производства, или, как его часто называют, агломерационный эффект. Сосредоточение в пределах ограниченной территории предприятий любых отраслей позволяет им экономить единовременные и текущие затраты на обеспечение производственной, социальной и экологической инфраструктурой. Быстро развивавшимися благодаря высокой интеграционной способности новостроек химической, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности в Беларуси стали промузлы Слуцко-Солигорский, Полоцко-Новополоцкий, Мозырский, Бобруйский. На основе использования выгодного транспортно-географического положения и трудовых ресурсов, местного лесного и сельскохозяйственного сырья интенсивно развивались Барановичский, Пинский, Молодечненский, Жодино-Борисовский, Лидский, Оршанский промузлы. В результате действия уже упоминавшегося эффекта агломерации (закона территориальной концентрации) подавляющее количество промузлов республики, крупных и средних промышленных центров оказались сконцентрированными вдоль важнейших транспортных магистралей, образуя экономический каркас страны. Экономический каркас – это концентрация хозяйственной деятельности в высокоурбанизированных зонах вдоль “жгутов” инфраструктуры – железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения, а также инженерных коммуникаций (линий электропередач, трубопроводов и т. п. ). Сосредоточив основной производственно-экономический и социально-демографический потенциал, экономический каркас (часто называемый планировочным) выступает в роли главного организующего элемента территориальной структуры хозяйства страны (региона). Согласно Генеральной схеме комплексной территориальной организации (ГСКТО) БССР, разработанной БелНИИП градостроительства в 80-х гг., планировочный каркас страны образуют экономические оси трех уровней (категорий), играющие разную роль в организации территории республики. При этом главная роль в организации производственного потенциала принадлежит осям, соединяющим наиболее развитые в промышленном отношении (с числом занятых в промышленности свыше 60 %) территории, ядрами которых являются 20 наиболее крупных многоотраслевых промышленных центров и 37 – средних. Что касается размещения сельского хозяйства, то для Беларуси характерна сплошная сельскохозяйственная освоенность территории, хотя доля занятых в сельскохозяйственном производстве и его интенсивность значительно колеблются по областям и районам. Они выше в западных (Брестской и Гродненской) областях, в некоторых “глубинных”, удаленных от крупных центров районах, а также в зонах высокоразвитого пригородного хозяйства. Сельскохозяйственные территории располагаются в основном в зонах между экономическими осями, а самые крупные предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции размещаются в промышленных центрах и узлах. Между осями экономического каркаса расположены, наряду с сельскохозяйственными, лесохозяйственные предприятия и крупные природные комплексы – заповедники, заказники, национальные парки, рекреационные территории, которые в совокупности образуют, как уже отмечалось выше, экологический каркас страны. Обеспечивать в масштабе всей республики сбалансированность функционирования и развития урбанизированных, сельскохозяйственных и природных территорий призвана разрабатываемая по заказу Совета Министров страны и утверждаемая им ГСКТО РБ. Именно она является тем управляющим (регулирующим) документом, который определяет на макроуровне территориальную структуру хозяйственного комплекса страны, приоритетность в использовании ее территории для различных видов хозяйственной деятельности. Согласно последней по срокам разработки ГСКТО РБ, утвержденной СМ РБ в 2000 г., для всех 118 административных районов Беларуси определены приоритеты в использовании их территорий (т. е. их урбанизированная, сельскохозяйственная или природная функция в общереспубликанском контексте), а для каждого городского поселения определено его место в системе расселения страны (см. табл. 17). Как следует из таблицы функционального зонирования территории страны, новые геополитические и социально-экономические условия требуют обновления подходов к территориальной организации хозяйства, и эти новые подходы постепенно вырисовываются и проявляются, хотя как уже отмечалось выше, территориальная структура хозяйственного комплекса – это одна из самых инерционных структур. Быстро изменить территориальную организацию хозяйства нельзя, однако можно прогнозировать направления ее трансформации, используя выявленные устойчивые закономерности в процессе формирования внутриреспубликанских ТПК и социально-экономических территориальных систем, а также учитывая новые тенденции, связанные с особенностями двойного переходного периода страны – к суверенному развитию и к рыночной модели экономики. Важнейшей устойчивой закономерностью в формировании территориальной структуры хозяйства республики можно считать неослабевающий процесс территориальной концентрации производства и населения в средних, больших, крупных и крупнейших городах – промышленных центрах, расположенных на магистральных транспортных коммуникациях и в узлах их пересечения. Об этом свидетельствуют вышеприведенные данные о динамике территориальной концентрации промышленности. Количество таких центров в республике колеблется (в зависимости от принятых критериев) от 18 до 24. В соответствии с ГСКТО-2000 к числу урбанизированных административных районов, возглавляемых крупными, большими и средними городами, образующих экономический каркас страны, отнесено 27 районов, к числу сельскохозяйственных – 38, с крупными природными комплексами – 39. Особо выделяются 14 районов с высоким уровнем радиоактивного загрязнения территорий. Следует подчеркнуть, что тенденция к концентрации экономической деятельности в уже сложившихся метрополитенских (урбанизированных) ареалах является общемировой тенденцией. Причем речь идет не о концентрации в пределах региональных территориальных систем, а именно о сосредоточении в локальных центрах. Так, например, польские исследователи региональных проблем делают вывод, что в современных условиях “возрастает роль самых сильных звеньев пространственной системы: крупных городов – центров научной, академической жизни, где сосредоточены финансовые институты и специализированные услуги”. Исходя из сказанного, можно ожидать, что процесс выравнивания уровней экономического развития регионов страны будет замедленным, а дифференциация уровня развития центров регионов и их периферийных территорий будет возрастать. В этом же направлении будет влиять и фактор кризисного состояния экономики в переживаемом переходном периоде. Необходимость повышения эффективности хозяйства в сочетании с ограниченными инвестиционными ресурсами еще длительное время будут определять концентрацию средств в тех районах, где они могут дать ско-
рейшую и большую отдачу, а это возможно именно в уже развитых многоотраслевых хозяйственных центрах. Как показывает современный ход событий, не только крупные инвестиции стремятся в развитые центры, но и вновь формирующийся малый и средний бизнес сегодня сконцентрирован в основном в Минске, областных центрах и других крупных городах. Следует ожидать также повышения концентрации хозяйственной деятельности в зонах влияния трансъевропейских транспортно-коммуникационных коридоров № 2 (Брест–Минск–граница с Россией), № 9 (Гомель–Могилев–Витебск–граница с Россией) с ответвлением № 9 В (Гомель–Жлобин–Минск–граница с Литвой), № 5 (Сарны– Лунинец–Барановичи). Эти транспортные магистрали с расположенными на них крупными центрами и узлами уже сегодня являются осями экономического каркаса страны. Но в связи с повышением роли транспорта как отрасли специализации, использующей выгодность транзитного географического положения Беларуси и экспортирующей транспортные услуги на международный рынок, потребуется реконструкция и модернизация дорожного хозяйства, организация современного, дорожного сервиса, что в свою очередь будет способствовать притяжению в транспортные коридоры инвестиций, сосредоточению здесь разных производств экспортной ориентации, а также обслуживающих отраслей. В итоге усилится степень поляризации в территориальной организации хозяйства страны: с одной стороны, увеличится концентрация экономической деятельности и населения в пределах урбанизированного каркаса, а с другой – возрастут возможности формирования уравновешивающего его экологического каркаса, что должно обеспечить устойчивость всей макротерриториальной системы в целом. Однако это обострит и без того актуальную проблему территориальной дифференциации уровня и качества жизни населения республики, проживающего на территориях, разноудаленных от центров сосредоточения социально-экономического потенциала и особенно проживающих в городской и сельской местности, в больших городах и малых. Чтобы обеспечить благоприятную, комфортную среду жизнедеятельности для населения и на урбанизированных территориях, и на сельскохозяйственных, и на природных, необходимо осуществление как обоснованной государственной региональной политики на национальном уровне, так и квалифицированного местного управления и самоуправления по обеспечению комплексного сбалансированного развития каждого территориального подразделения страны. Для выработки оптимальной региональной политики и повышения эффективности территориальной организации хозяйственного комплекса страны в изменившихся социально-экономических условиях большое значение имеет оценка степени проблемности развития и степени инвестиционной привлекательности всех территориальных подразделений. Это еще совсем не освоенный белорусскими экономико-географами, но очень перспективный прикладной аспект экономико-географических региональных исследований. Чтобы решить те или иные общереспубликанские проблемы в регионах, необходимо повысить их инвестиционную привлекательность, оценить возможности и средства привлечения инвесторов, в том числе возможности создания новых современных форм пространственной организации высокотехнологичных производств – свободных экономических зон (СЭЗ), технопарков, технополисов, бизнес-инкубаторов, бизнес-центров, инновационных центров и др. · Таким образом, переход страны как нового независимого государства к социально-ориентированной рыночной модели экономики ставит перед социально-экономической географией в области научного обеспечения повышения эффективности территориальной организации хозяйственного комплекса республики следующие задачи: · обоснование предложений по совершенствованию АТД республики на основе выявления и учета объективно складывающихся и перспективных внутриреспубликанских территориальных социально-экономических систем разного уровня; · осуществление комплексной экономико-географической диагностики социально-экономических территориальных систем разного уровня (областей, районов, городов) для оценки как степени проблемности их развития, так и степени их инвестиционной привлекательности; · выявление и обоснование границ и типологии проблемных регионов для разработки государственных целевых комплексных программ развития этих регионов; · выявление и обоснование мест локализации “полюсов роста” – СЭЗ, технопарков, технополисов, бизнес-инкубаторов и других прогрессивных форм пространственной организации производства. Литература 1. Александрович Я. М. Региональное планирование. Вопросы развития и размещения производительных сил БССР. Мн.: Наука и техника, 1982. 2. Государственная схема комплексной территориальной организации Республики Беларусь: Основные положения. Мн.: Министерство архитектуры и строительства РБ, 2001. 70 с. 3. Козловская Л. В. Территориальная концентрация промышленности (экономические и социальные аспекты). Мн.: Наука и техника, 1975. 4. Козловская Л. В. Территориальная организация хозяйственного комплекса и экономико-географическое районирование Беларуси // Выбраныя навуковыя працы Беларускага дзяржаунага унiверсiтэта ў сямi тамах. VII том: Бiялогiя, Геаграфiя. Мн., 2001. С. 462- 481. 5. Рекомендации по совершенствованию территориальной организации Белорусской ССР. Формирование и развитие комплексных территориальных систем. Мн.: Полымя, 1986. 80 с.
[1] Национальный отчет о человеческом развитии ‘1998. С. 117 [2] Национальный отчет о человеческом развитии ‘1999. С. 94 [3] Национальный отчет о человеческом развитии ‘2000. С. 112 [4] Звязда. 11 лiпеня 2001 г. [5] 1994 г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|