Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация ассортимента товаров по сферам общественного воспроизводства




В общественном воспроизводстве выделяют ассортимент товаров на мировом уровне и отдельных стран. В государствах выделяют ассортимент товаров на уровне общества в целом и в соответствии с фазами общественного воспроизводства выделяют производственный, торговый и потребляемый ассортимент изделий. При рассмотрении участия в международном разделении труда выделяют ассортимент экспортируемых и импортируемых товаров.

На уровне общ воспроизводства асс-т потребительских товаров - совокупность всех предметов потребления, имеющихся в обществе и находящихся во всех сферах общ воспроизводства. Указанная совок-сть является самой большой, сложной и трудно поддающейся оценке, поскольку включает не только изделия, имеющиеся в производстве и торговле, но и в сфере потребления. Совокупность всех потреб благ, по сути, определяет уровень жизни людей и, в конечном итоге, уровень достигнутого прогресса общества. Главный принцип – удовлетворение потребностей – выступает как исходное условие формирования ассортимента потребительских товаров при его производстве, товародвижении, торговле и потреблении. Проблемы формирования ассортимента потребительских товаров многочисленны, разнообразны и многогранны. Они различаются по масштабам, имеют специфику рассмотрения и решения в отраслевом, товарно-групповом, региональном разрезах. Они решаются постоянной деятельностью людей на разных уровнях их функционирования в соответствии с разделением труда в общественном воспроизводстве.

Производственный ассортимент – совокупность товаров, образующих систему, вырабатываемую предприятиями отраслей производства. Асс-т производимых товаров составляет материальную основу удовл-ния потребностей и спроса населения, обеспечивая непрерывность общественного воспроизводства. Уровень развития общ-го производства товаров предопределяет круг предметов, функц-щих для удовлетворения потребностей, их состав, структуру, качественное состояние. Предметы, созданные в производстве, оказывают решающее влияние на форм-ние потребностей. Основу производственного асс-та образует промышленный ассортимент товаров, вырабатываемых различными отраслями промышленности. Определенную роль в его образовании имеет сельскохозяйственное производство, а также заготовки, осуществляемые в сельском хозяйстве.

Промышленный ассортимент товаров может рассматриваться по подсистемам и по иерархии в разрезе отрасли, подотрасли промышленности и в соответствии со структурными образованиями: концерн, объединение, фирма, предприятие, цех, участок. Промышленный ассортимент товаров выступает как товарное предложение и основа формирования торгового ассортимента товаров.

Торговый ассортимент товаров – совокупность товаров, образующих систему и реализуемых в торговле. Он, функционируя в структурах сферы обращения, может рассматриваться по различным подсистемам: формам торговой деятельности – оптовой, розничной; формам собственности - государственной, акционерной, кооперативной, частной; типам торговых организаций, фирм, предприятий и их структурных образований – отделов, секций, пунктов продажи. Основой образования ассортимента товаров в торговле является производственный ассортимент, а также совокупность товаров, закупаемых по импорту.

Высокая значимость классификации товаров в общественном воспроизводстве вызывает необходимость ее разработки на международном, государственном, отраслевом уровнях а также в учебных целях. К числу международных классификаций относится статистическая классификация производимой продукции в Европейском экономическом сообществе, а также товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТД ВЭД СНГ). На государственном уровне экономико-статистическая классификация представлена в общегосударственном классификаторе Республики Беларусь промышленной и сельскохозяйственной продукцией (ОКП РБ)

6. Виды ассортимента по широте охвата товаров, по степени удовлетворения потребностей, по характеру потребностей, по характеру взаимосвязи между товарами.

Ассортимент товаров – набор товаров разных видов и разновидностей, формируемый по определенным признакам с целью удовлетворения потребностей покупателей.

По широте охвата товаров, образующих ассортимент, различают простой и сложный. Товары простого ассортимента отличаются ограниченным количеством признаков, характеризующих их потребительские свойства, а соответственно, разнообразие изделий. Товары сложного ассортимента различаются большим количеством потребительских признаков, выражающих их своеобразие и индивидуальные особенности (например, предметы одежды вина и др.).

В торговой практике выделяют также такие понятия, как развернутый, смешанный, сопутствующий ассортимент товаров, ассортимент товаров повседневного спроса, ассортимент товаров длительного пользования.
Развернутый ассортимент характеризуется большим количеством видов и разновидностей товаров, отличающихся разнообразными потребительскими свойствами. Он может включать одну или несколько групп товаров, объединенных единством потребительского назначения и позволяющим удовлетворять широкий диапазон потребительских предпочтений.
Смешанный ассортимент в торговой практике рассматривается как совокупность продовольственных и непродовольственных товаров разных групп, позволяющий удовлетворять разнообразные потребности в одном торговом предприятии (сельском магазине, супермаркете).

При рассмотрении ассортимента товаров в соответствии с особенностями спроса и поведения потребителей, а также особенностями приобретения и потребления товаров выделяют ассортимент:
Товаров повседневного спроса - жизненно важные товары, удовлетворяющие постоянно проявляющиеся потребности. Это известные потребителю товары, которые покупаются без раздумий и с минимальными усилиями на их сравнение (средства гигиены, канцелярские принадлежности, хозяйственные мелочи и др.). Среди товаров повседневного спроса особое место занимают товары импульсной покупки, часто приобретаемые без предварительного планирования, под воздействием товарного предложения (например: журналы, жевательная резинка, карандаши, зажигалки и др.).
Товары тщательного выбора - товары, характеризующиеся многообразием потребительских признаков, своеобразием условий потребления. Приобретая такие товары, потребитель сравнивает товары между собой по показателям их конструктивного решения, потребительским свойствам, ценам, условиям потребления, внешнего их оформления и т.д. (Пример: предметы одежды, мебель, бакалейные товары, и т.д.)
Товары особого спроса - товары, обладающие особыми характеристиками и специфическими свойствами и являющиеся уникальными, индивидуально своеобразными, престижными (напр, ювелирные драг товары, особо модные эксклюзивные товары, особые марки изделий и др.).

В соответствии с характером потребления выделяют: Товары краткосрочного потребления являются изделиями полностью расходуемые за один или несколько циклов потребления (например моющие средства, косметические товары и др.) Товары разового потребления рассчитаны на однократное использование по типу использовал -(выбросил например, салфетки, пеленки, одноразовая посуда). Товары длительного потребления служат в течение длительного периода (например бытовая техника, мебель и др.)

При анализе и оценке состояния и развития ассортимента товаров используют понятия:

Реальный ассортимент - фактическая совокупность товаров,имеющихся в соответствующей сфере общественного воспроизводства или конкретной организации изготовителя, продавца, структуре домашних хозяйств.

Нормируемый ассортимент - совокупность товаров, определенная соответствующими перечнями или расчетами, отражающими потребительские желания или рациональность ассортимента с позиций сложившегося спроса населения.

Прогнозируемый ассортимент - совокупность товаров, которую следует образовать с целью удовлетворения предполагаемых потребностей и достижения коммерческого успеха.

По степени удовлетворения потребностей ассортимент может быть низкого уровня соответствия и рациональным. Низкий уровень соответствия потребностям и спросу проявляется при дисбалансе между ними. В этом случае ассортимент товаров по составу, количеству, качеству и структуре не соответствует требованиям потребителей. Рациональный ассортимент – это ассортимент товаров, способный наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности населения по составу, количеству и качеству товаров.

По характеру взаимосвязи в ассортименте товары могут быть взаимозаменяемыми, совместимыми, взаимодополняемыми. Взаимозаменяемыми могут быть товары одного потребительского назначения, но различающиеся отдельными частными признаками. Например, минеральные воды, разные сорта яблок, швейные и трикотажные платья. Совместимыми являются товары, не воздействующие отрицательно друг на друга, или образующие единый комплекс. Взаимодополняющие товары – требующие совместного использования с другими товарами (зубная щетка и паста)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...