Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава III Анализ результатов




Результаты уровня освоения техники волейбола и теоретической подготовки.

Ожидалось, что использование данной обучающей системы на практических занятиях позволит повысить качество образовательного процесса, проявляющегося, в частности, в овладении школьниками техники волейбола и теоретическими знаниями о технике на более высоком уровне. Статистический анализ полученных данных производился при помощи расчета t-критерия Стьюдента для зависимых и независимых выборок. Объем сведений зависел от того, насколько тщательно учителя физической культуры соблюдали план экспериментальной деятельности.

Результаты тестирования техники учащихся 6-го класса до начала эксперимента представлены в приложении 3 и на рисунке 2.1. Оценка была выполнена на первом занятии. Установлено, что ни по одному игровому приему статистических достоверных различий между группами ЭГ-1 и ЭГ-2, ЭГ-1 и КГ, ЭГ-2 и КГ не выявлено (p>0,05).

 

Рисунок 2.1 – Результаты тестирования техники учащихся 6-х классов до эксперимента

Примечание. Цифра перед названием технического действия указывает на номер тестирования.

 

После завершения цикла экспериментальных уроков была выполнена повторная оценка качества освоения техники игровых приемов (см. рисунке 2.2). Установлено существование статистических различий (p<0,05) между ЭГ-1 и КГ в технике стоек и перемещений (8,53 и 7,33 соответственно), а также между ЭГ-2 и КГ в технике стоек и перемещений (8,38 и 7,33 соответственно).

 

Рисунок 2.2 – Результаты тестирования техники учащихся 6-х классов после эксперимента

Примечание. Цифра перед названием технического действия указывает на номер тестирования.

Уровень знаний о технике игровых приемов волейбола представлен на рисунке 2.3. Всего было выполнено две оценки – на первом занятии и после завершения цикла экспериментальных уроков. Статистических достоверных различий между группами ЭГ-1 и ЭГ-2, ЭГ-1 и КГ, ЭГ-2 и КГ ни до ни после эксперимента не выявлено (p>0,05).

Рисунок 2.3 – Результаты тестирования теории учащихся 6-х классов

Данные, полученные в ходе тестирования техники волейбола в группе учащихся 7-х классов до начала экспериментальных занятий, представлены на рисунке 2.4. Результаты расчетов находятся в приложении 3. Установлено, что на момент начала исследования были зафиксированы статистически достоверные различия по технике передачи двумя руками снизу в парах (p<0,05) между группами ЭГ-1 и ЭГ-2 (7,18 и 6, 74 соответственно), ЭГ-1 и КГ (7,18 и 6, 67 соответственно). По другим игровым приемам статистических достоверных различий между группами ЭГ-1 и ЭГ-2, ЭГ-1 и КГ, ЭГ-2 и КГ не выявлено (p>0,05).

Рисунок 2.4 – Результаты тестирования техники учащихся 7-х классов до эксперимента

Примечание. Цифра перед названием технического действия указывает на номер тестирования.

Указанное различие в технике передачи двумя руками снизу в парах (p<0,05) между группами ЭГ-1 и ЭГ-2 (8,54 и 7, 61 соответственно), ЭГ-1 и КГ (8,54 и 8,0 соответственно) сохранилось и к моменту завершения эксперимента (см. рисунок 2.5). Установлено существование статистических различий (p<0,05) между ЭГ-1 и ЭГ-2 в технике передачи мяча двумя руками сверху над собой (9,27 и 8,50 соответственно) и в технике нижняя прямая подача с шага (8,44 и 7,72 соответственно), а также между ЭГ-1 и КГ передачи мяча двумя руками сверху над собой (9,27 и 8,47 соответственно) и в технике передачи мяча двумя руками сверху через сетку (8,9 и 8,29 соответственно). По игровым приемам волейбола статистических достоверных различий между группами ЭГ-2 и КГ не выявлено (p>0,05).

Рисунок 2.5 – Результаты тестирования техники учащихся 7-х классов после эксперимента

Примечание. Цифра перед названием технического действия указывает на номер тестирования.

Результаты оценки уровня знаний о технике игровых приемов волейбола представлены на рисунке 2.6. Всего было выполнено две оценки – на первом занятии и после завершения цикла экспериментальных уроков. Установлено существование статистически достоверных различий (p<0,05) между ЭГ-1 и ЭГ-2 в уровне знаний после эксперимента (9,0 и 8,5 соответственно). Статистических достоверных различий между группами ЭГ-1 и КГ, ЭГ-2 и КГ ни до ни после эксперимента не выявлено (p>0,05).

Рисунок 2.6 – Результаты тестирования теории учащихся 7-х классов

Среди учащихся 10-х классов также удалось организовать только две экспериментальных группы. Полученные данные представлены на рисунке 2.7 и в приложении 3. Установлено наличие достоверных отличий (p<0,05) на момент начала эксперимента в оценке техники стойки и перемещения и остановки (ЭГ-1 – 7,47, КГ – 5,44), в технике передачи двумя руками сверху (ЭГ-1 – 6,58, КГ – 5,56), в технике верхней прямой подачи (ЭГ-1 – 6,64, КГ – 5,55), в технике блокирования (ЭГ-1 – 6,64, КГ – 5,66).

Рисунок 2.7 – Результаты тестирования техники учащихся 10-х классов до эксперимента

Примечание. Цифра перед названием технического действия указывает на номер тестирования.

Установлено наличие достоверных отличий (p<0,05) на момент начала эксперимента в оценке техники стойки и перемещения и остановки (ЭГ-1 – 7,47, КГ – 5,44). Полученные данные представлены на рисунке 2.8. Указанные различия на начало эксперимента сохранились, по итогам второго тестирования, только в оценке техники стойки и перемещения и остановки (ЭГ-1 – 8,41, КГ – 7,00). По другим игровым приемам статистических достоверных различий между группами ЭГ-1 и КГ не выявлено (p>0,05).

Рисунок 2.8 – Результаты тестирования техники учащихся 10-х классов после эксперимента

Примечание. Цифра перед названием технического действия указывает на номер тестирования.

Полученные данные результатов оценки уровня знаний о технике игровых приемов волейбола представлены на рисунке 2.9. Установлено наличие достоверных отличий между ЭГ-1 и КГ (p<0,05) на момент начала эксперимента (ЭГ-1 – 9,64, КГ – 8,66). Такое же различие сохранилось по итогам второго тестирования (ЭГ-1 – 8,88, КГ – 7,94).

 

Рисунок 2.9 – Результаты тестирования теории учащихся 10-х классов

Следует отметить, что во всех экспериментальных группах и в 6-х, и в 7-х, и в 10-х классах внутригрупповой сдвиг (см. приложение 3) по всем оцениваемым игровым приемам оказался статистически достоверным (p<0,05).

 

Выводы.

Результаты педагогического эксперимента по апробации ЭСО «Волейбол. 5-11 классы» указывают на принципиальную возможность применения ЭСО в процессе организации и проведения уроков физической культуры и здоровья. Цель и задачи эксперимента в основном достигнуты.

Дидактические свойства ЭСО в условиях практического занятия реализуются за счет обеспечения наглядности разучиваемого учебного материала. Однако для получения педагогически значимого эффекта необходимо обеспечить определенную коррекцию методики преподавания основ вида спорта. Изменения касаются процедур передачи школьникам учебного материала. Учитель должен уметь определять целесообразный объем сведений в зависимости от этапа обучения технике двигательных действий (ознакомление, изучение, закрепление, совершенствование). В нашем исследовании гипотеза о положительном влиянии новой методики проведения урока физической культуры на уровень технической подготовленности школьников подтвердилась лишь частично. Как в 6-х, так и в 10-х классах после цикла экспериментальных занятий статистически значимые различия между группами зафиксированы не были, кроме техники стоек и перемещений и остановок (p<0,05). В 7-х классах после цикла экспериментальных занятий наблюдались статистически значимые различия между ЭГ-1 и ЭГ-2, и между ЭГ-1 и КГ (p<0,05) в трех из пяти игровых приемах. Однако, на фоне позитивных сдвигов, фиксировались различные разнонаправленные изменения (в 6-х и 10-х классах), которые не позволили нам сделать однозначный вывод. Причина отсутствия однонаправленных положительных сдвигов в уровне владения школьниками техникой волейбола объясняется: 1) недостатком времени на проведение экспериментальных занятий; 2) необходимостью обеспечить адаптацию учителей физической культуры к новой методике проведения занятий (необходимо специальное обучение); 3) недостаточной информативностью диагностического инструментария; 4) отсутствием возможности обеспечить уравнивание различных экспериментальных групп (по исходному уровню физических способностей). Учитывая высокий уровень новизны методики проведения урока физической культуры с компьютерной поддержкой, отсутствием накопленных научных сведений по этому вопросу, результаты, полученные в ходе исследования дидактической эффективности электронного пособия следует признать положительными.

Применение ЭСО «Волейбол. 5-11 классы» указывают на принципиальную эффективность ЭСО в процессе освоения школьниками теоретического раздела волейбола. Преимущество ЭГ-1 в 7-х и 10-х классах доказано статистически (p<0,05).

Была предпринята попытка обеспечить увеличение моторной плотности уроков, которые по причине особенностей образовательного процесса, обладают невысоким объемом физической нагрузки (уроки, связанные с изучением новых и сложных для понимания движений). Полученные сведения зафиксировали высокие показатели моторной плотности урока.

Средства информатизации образования на практических занятиях по физической культуре должны применяться для обеспечения наглядности. В свою очередь это требует от педагога владения компьютером на уровне пользователя. Отметим, что педагоги использовали проекционную и компьютерную технику в условиях спортивного зала без дополнительной помощи со стороны специалистов (учителя информатики, лаборанта компьютерного класса).


 

Практические рекомендации

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...