Время работы от заправочных емкостей автоцистерны, мин:
одного ствола Б
двух стволов Б или одного А
одного ствола СВП-4
8,4
8,4
одного генератора ГПС-600
8,4
8,4
Количество пены, м3:
низкой кратности (К=10)
средней» (К=100)
Возможная площадь тушения пенами, м2:
низкой кратности при Is=0,1...0,15 л/(с м2)
50...33
50... 33
средней кратности при Is=0,05...0,08 л/(с м2)
100…62
100...62
Возможный объем тушения пеной средней кратности при Кз=3, м3
С установкой на водоисточники
Время работы, мин:
одного ствола СВП-4
8,4
8,4
одного генератора ГПС-600
8,4
8,4
Количество пены, м>:
низкой кратности (К=10)
средней» (К=100)
Возможная площадь тушения, м2:
пеной низкой кратности при Is -0,1...0,15 л/(с м2)
50...33
50...33
пеной средней кратности при /s =0,05...0,08 л/(с м2)
100...62
100...62
Возможный объем тушения пеной средней кратности при Кз=3, м3
Примечание. См. примечание к табл. 3.2.
ТАБЛИЦА 3.4. ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСНОВНЫЕ
ТАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ НА ВЕЗДЕХОДЕ
ПОЖАРНОМ ЛЕСНОМ И АВТОЦИСТЕРНЕ ПОЖАРНОЙ ЛЕСНОЙ
Показатели
ВПЛ (модель 149)
АЦЛ-3 (66) (модель 141-01)
Тип шасси
Гусеничный
трактор ГТ-СМ
ГАЗ-66-01
Максимальная скорость, км/ч:
по шоссе
» воде
5...6
—
Число мест для боевого расчета
Масса с полной нагрузкой, кг
Наименьший радиус поворота, м
—
9,5
Мощность двигателя, кВт (л. с.)
85 (115)
85 (115)
Емкость бака для горючего, л
232+77
Марка насоса
—
НШН-600
Подача воды при высоте всасывания 3,5 м, л/с
—
Напор, м
—
Наибольшая высота всасывания, м
—
6,5
Емкость цистерны для воды, л
Рабочая скорость прокладки минера-
6,5...7,9
лизованной полосы, км/ч
Ширина минерализованной полосы, мм
Глубина канавки, мм
Время работы РСК-50 от емкости автоцистерны (Qст = 2,8 л/с), мин
2,6
5,0
Основные схемы боевого использования подразделений, вооруженных автоцистернами, при подаче воды и воздушно-механической пены различной кратности приведены на рис. 3.2...3.3.
Автоцистерна пожарная лесная (АЦЛ) и вездеход пожарный лесной (ВПЛ) (табл. 3.4) предназначены для тушения лесных и торфяных пожаров водой, водой со смачивателем, а также устройства заградительных минерализованных полос.
Рис. 3.4. Схемы боевого использования пожарной автонасосной станции ПНС-110 (указанные в схемах расстояния приняты без учета подъема местности)
Пожарные автонасосы (АН) и насосно-рукавные автомобили (АНР) (табл. 3 5) предназначены для тушения пожаров водой и воздушно-механической пеной, доставки к месту пожара боевого расчета, пожарно-технического вооружения и оборудования, а также запаса пенообразователя. Автонасосы отличаются от автоцистерн отсутствием бака для воды, увеличенным запасом рукавов и другого пожарно-технического вооружения, большей емкостью бака для пенообразователя, а также большим числом мест для боевого расчета. Высокие ходовые качества, повышенный запас рукавов, возможность прокладки на ходу одной или двух магистральных линий, наличие бензомоторной пилы «Дружба» позволяют успешно тушить пожары и проводить аварийно-спасательные работы.
Подразделения, вооруженные автонасосами и насосно-рукавными автомобилями, способны осуществлять боевые действия по тушению пожаров водой и воздушно-механической пеной различной кратности с установкой машин на водоисточники, а во взаимодействии с другими подразделениями на основных пожарных машинах могут быть использованы в перекачке воды с удаленных водоисточников.
Основные схемы боевого использования подразделений, вооруженных автомобилями при подаче воды и воздушно-механической пены различной кратности, приведены на рис. 3.2 и 3.3.
Пожарные насосные станции (ПНС) (табл. 3.6) предназначены
ТАБЛИЦА 3.5. ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСНОВНЫЕ
ТАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОТДЕЛЕНИЯ НА ПОЖАРНЫХ
АВТОНАСОСАХ И АНР
Показатели
АН-30 (130) (модель 64А)
АН-40 (130Е) (модель 127)
АНР-40 (130) (модель 127 А)
Максимальная скорость, км/ч
Число мест для боевого расчета, включая водителя
Масса с полной нагрузкой, кг
Наименьший радиус поворота, м
8,0
8,0
8,0
Мощность двигателя, кВт (л. с.)
Расход топлива на 100 км, л
Емкость бака для горючего, л
Марка насоса
110(150)
41,0
ПН-30КФ
110 (150)
41,0
ПН-40К
110 (150)
41,0
ПН-40У
Подача воды при высоте всасывания 3,5 и, л/мин
Напор, м
Наибольшая высота всасывания, м.
Емкость бака для пенообразователя, л.
Время всасывания воды с глубины 7 м, с
Производительность пеносмеснтеля, м3/мин
4; 8; 12
4; 8; 12; 24
4,7: 9,4; 14,1; 18,8; 23,5
Рабочий напор в напорной полости насоса при подаче пены, м
Наибольший максимальный допустимый подпор во всасывающей линии насоса при подаче пены, м
Число напорных рукавов, шт., диаметром, мм:
Число пожарных стволов, шт.:
переносных лафетных
А
Б
СВП
Число, шт.:
ГПС-600
Г-600
разветвлений РТ-80
Время работы, мин:
одного ствола СВП-4
двух стволов СВП-4
одного генератора ГПС-600
двух генераторов ГПС-600
11,5
11,5
Количество пены, полученной при израсходовании ПО-1 из пенобака. м3:
низкой кратности (К=10)
средней» (К-100)
Возможная площадь тушения пенами, м2:
низкой кратности при Is= 0,1...0,15 л/(см2)
139...92
97...65
97...65
средней кратности при /s -0.05...0.08 л/(с-м»)
278...174
195... 122
195...122
Возможный объем тушения пеной средней кратности при /С3 = 3, м*
Примечание. Для получения пены низкой и средней кратности используют 6 %-ный раствор ПО-1 в воде; напоры СПВ-4 и ГПС-600 равны 60 м,
для подачи воды из открытых водоисточников на большие расстояния по магистральным линиям диаметром 150 мм. Насосные станции питают водой пожарные автоцистерны и автонасосы, лафетные стволы пропускной способностью 60 л/с и более, а также воздушно-пенные стволы и генераторы для тушения крупных пожаров. Одна насосная станция одновременно может питать водой четыре пожарных автомобиля с насосными установками производительностью 30...40 л/с на расстоянии 4...5 км (в зависимости от рельефа местности). Насосные станции используют для заполнения искусственных водоемов при подготовке к тушению крупных пожаров. Совместно с рукавными автомобилями и передвижными лафетными стволами ПНС обеспечивают успешное тушение крупных пожаров на лесобиржах, а также нефтяных и газовых фонтанов.
Высокая скорость движения, небольшой расход топлива, возможность преодоления труднопроходимых участков позволяют успешно эксплуатировать насосные станции ПНС-100 и ПНС-110 в районах с температурой воздуха от —35 до +35 °С.
Подразделения, вооруженные насосными станциями, всегда работают на пожарах во взаимодействии с подразделениями на основных и специальных пожарных машинах. Основные схемы боевого использования приведены на рис. 3.4.
Пожарные аэродромные автомобили (табл. 3.7) предназначены для обеспечения пожарно-спасательной службы на стартовой полосе аэродромов, тушения пожаров в самолетах и вертолетах, работ по эвакуации пассажиров и членов экипажа из самолетов, потерпевших аварию, а также для тушения пожаров на объектах в районе аэропортов. Автомобили служат для доставки к месту аварии самолета или вертолета боевого расчета, пожарного оборудования и подачи в очаг пожара воды, воздушно-механической пены, высокоэффективных огнетушащих порошков, хладонов и жидких бромэтиловых составов. Аэродромные автомобили укомплектованы бензомоторными дисковыми пилами ПДС-400, предназначенными для вскрытия фюзеляжей самолетов. Для тушения пожаров в закрытых помещениях, отсеках самолетов, кабинах, подкапотных пространствах, а также на электроустановках, находящихся под напряжением, автомобили оборудованы огнетушащими установками СЖБ (состав жидкостный бромэтиловый) и порошковыми огнетушителями. Основные схемы боевого использования подразделений, вооруженных автомобилями аэродромной службы, приведены на рис. 3.5.
Тактико-технические характеристики порошкового огнетушителя ОП-100 приведены ниже, а огнегасительных установок СЖБ — в табл. 3.8. Подразделения, вооруженные пожарными аэродромными автомобилями, подают воду и воздушно-механическую пену различной кратности, огнетушащие порошки и бромэтиловые составы без установки и с установкой машин на водоисточники, создают на взлетно-посадочной полосе пенный покров из воздушно-механической пены средней кратности при аварийных посадках самолетов, вскрывают фюзеляжи, проводят спасательные работы при пожарах в самолетах, вертолетах и т. д.
После израсходования запасов огнетушащих средств подразделения на пожарных аэродромных автомобилях можно использовать для тушения пожаров водой с установкой машин на водоисточники.
ТАБЛИЦА 3.6. ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЖАРНЫХ НАСОСНЫХ СТАНЦИЙ
Показатели
ПНС-100 (150К) (модель 66)
ПНС-110 (131) (модель 131)
Максимальная скорость, км/ч
Число мест для боевого расчета
Масса с полной нагрузкой, кг
Габаритные размеры, мм:
длина
ширина
высота
Наименьший радиус поворота, м
Контрольный расход топлива на 100 км, л
Модель насоса
Подача воды при высоте всасывания 3,5 м, л/мин
Напор, м
Наибольшая геометрическая высота всасывания, м
Марка двигателя привода насоса
Мощность двигателя привода насоса, кВт (л. с.)
Время всасывания воды с глубины 7 м, с
Емкость топливного бака, л:
автомобиля
дизеля
11,2
ПН-100
2Д12Б
221 (300)
10,2
ПН-110
2Д12Б
221 (300)
Топливо
ДЛ; ДЗ; ДА; ДС
Число, шт.:
всасывающих рукавов диаметром 200 мм
тройников 200X150X150 мм
четырехходовых разветвлений 150Х Х80Х80Х80 мм
ТАБЛИЦА 3.7. ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСНОВНЫЕТАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ НА ПОЖАРНЫХ АЭРОДРОМНЫХ АВТОМОБИЛЯХ
Показатели
АА-30 (157К) (модель 56А)
АА-40 (131) (модель 139)
АА-60 (7310) (модель 160.01)
Максимальная скорость, км/ч
Число мест для боевого расчета
Габаритные размеры, мм:
длина
ширина
высота
14 300
Масса с полной нагрузкой, кг
Наименьший радиус поворота, м
Мощность двигателя автомобиля, кВт (л. с.)
Максимальная скорость движения автомобиля при работе пожарного насоса, км/ч
Контрольный расход топлива на 10 км, л
Марка насоса
Подача воды при высоте всасывания 3,5 м, л/мин
Напор, м
Наибольшая геометрическая высота всасывания, м
Время всасывания воды из глубины 7 м, с
Производительность пеносмесителя, м3/мин
Стационарный лафетный ствол пропускной способностью:
по воде, л/с
» пене, м3/мин
Генератор для дисковой пилы:
мощность, кВт
напряжение, В
-
-
-
-
Заправочная емкость, л:
цистерна для воды
бак пенообразователя
» топлива
12 000
Установка шт.:
переносная СЖБ-50
стационарная СЖБ-150
Пила для вскрытия фюзеляжа самолета ПДС-400
Число напорных рукавов, шт.;
диаметром, мм:
-
-
-
Число, шт.:
стволов:
А
Б
СВП-4
генераторов:
ГПС-600
ГПС-200
Огнетушитель порошковый ОП-100, шт.
-
-
-
-
-
Без установки на водоисточники
Время работы от заправочных емкостей автомобилей, мин:
одного ствола Б
одного ствола А или двух стволов Б
одного ствола СПВ-4
одного генератора ГПС-600
стационарного лафетного ствола
одного ствола распылителя от стационарной установки СЖБ-150 одного лома-распылителя от переносной установки СЖБ-50
трех подбамперных ГПС-600
четырех подбамперных ГПС-600
9,5
4,7
6,2
6,2
2,1
-
9,5
4,7
6,2
6,2
2,1
-
35,4
35,4
11,8
8,9
Количество пены, м3:
низкой кратности (К = 10)
средней» (К= 100)
22,3
22,4
Возможная площадь тушения пенами, м2:
низкой кратности при IS=0,1...0,15 л/(с м2)
средней кратности при IS = 0,05...0,08 л/(с м2)
37...25
74,5...46,5
37...25
74,8...46,7
212... 142
425...263
Возможный объем тушения, м3:
пеной средней кратности при К3 = 3
составом от стационарной установки СЖБ-150
составом от переносной установки СЖБ-50
С установкой на водоисточник
Время работы, мин:
одного-двух стволов СВП-4
»» генераторов ГПС-660
7... 3,5
7 … 3,5
7 … 3,5
7 … 3,5
42... 21
42... 21
Количество пены, м3:
низкой кратности (К = 10)
средней» (К=100)
Возможная площадь тушения пенами, м2:
низкой кратности при /s = 0,1...0,15 л/(с м2)
средней кратности при /s = 0,05...0,08 л/(с-м2)
42... 28
83... 52
42... 28
83... 52
250... 167
500... 313
Возможный объем тушения пеной средней кратности при К3=3, м8
Примечания: 1. В расчетах приняты стволы Б с диаметром насадка 13 мм, стволы А с диаметром насадка 19 мм, расход воды из лафетного ствола 1200 л/м. 2. Для получения пены низкой и средней кратности используют 6 %-ный водный раствор пенообразователя ПО-1.
Давление воздуха в баллоне, МПа (кгс/см2)
Рабочее давление в резервуаре, МПа (кгс/см2)
Величина давления срабатывания предохранительного клапана, кгс/см2
15 (150)
0,9 (9)
15 (150)
0,9 (9)
Резиновый рукав:
диаметр, мм
длина, м.
длина струи со ствола распылителя, м.
2,5
2,5
Ширина струи, и
Ствол-распылитель, шт.
Лом-распылитель, шт.
Примечание. Для зарядки установок СЖБ наиболее эффективными являются жидкостные составы БФ-1, БФ-2, хладон 114В2. Характеристику указанных составов см. в табл. 2.4.