Масса с полной нагрузкой, кг
Наименьший радиус поворота, м
Мощность двигателя, кВт (л. с.)
Контрольный расход топлива, л/100 км.
9,5
85 (115)
Запас:
хода по топливу, км
порошка, кг
раствора пенообразователя, л.
Число огнетушащих установок
Рабочее давление воздуха в сосудах огнетушащих установок, МПа (кгс/см2)
Емкость баллонов со сжатым воздухом, л
Число баллонов
Время работы огнетушащих установок, с, при подаче огнетушащих средств:
через сдвоенный лафетный ствол
через сдвоенный ручной ствол
0,6...1(6...10)
Дальность подачи струи, м:
из лафетного ствола
из ручного ствола
Длина рукавной линии, м
Кратность воздушно-механической пены у среза ствола
20...25
8...10
7...10
Рабочая зона лафетного ствола от продольной оси автомобиля, град
вправо
влево
Рабочая зона лафетного ствола от горизонтали, град.:
вверх
вниз
Пожарные суда (табл. 3.11 и 3.12) предназначены для тушения пожаров на плавсредствах и береговых объектах. Они служат для доставки боевого расчета, пожарно-технического вооружения и огнетушащих средств к месту пожара. Подразделения, вооруженные пожарными судами, обеспечивают подачу стационарных и переносных лафетных стволов, а также ручных с высадкой десанта на береговые объекты и плавсредства. Данные подразделения осуществляют боевые действия по тушению пожаров воздушно-механической пеной любой кратности.
Пожарные суда можно использовать как плавучие насосные станции для подачи воды при тушении пожаров на береговых объектах.
Пожарные поезда предназначены для тушения пожаров на объектах железнодорожного транспорта и на других, имеющих железнодорожные подъезды. Они служат для доставки к месту пожара
ТАБЛИЦА 3.12. ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЖАРНЫХ СУДОВ
Показатели
Пожарный речной (судно) катер
Пожарный морской катер
(судно)
проект
проект
340П
1893Н
Габаритные размеры, м:
длина
ширина
21,0
4,0
26,9
5,0
13,3
3,3
28,5
5,8
34,9
6,2
68,6
10,2
Осадка, м
Водоизмещение, т
Скорость хода, км/ч
1,0
17,7
1,8
25,7
60,0
0,6
18,3
41,0
1,7
117,3
23,2
1,9
184,2
28,0
3,1
31,8
Пожарные насосы:
число, шт.
подача воды, м3/с
напор, м
0,28
98,1
0,3
68,2
0,1
88,2
0,3
93,1
0,2
91,2
0,28
Запас пенообразователя, л
Число стационарных лафетных стволов, шт.
7+1 гидро-пушка
Численность личного состава, чел.
5...6
4...5
Наличие бортового орошения
Есть
личного состава, пожарно-технического вооружения, запаса воды и пенообразователя. Подразделения, вооруженные пожарными поездами, осуществляют боевые действия по тушению пожаров водой и воздушно-механической пеной любой кратности, а также оказывают помощь при авариях, наводнениях и других стихийных бедствиях. Такие подразделения работают самостоятельно и во взаимодействии с подразделениями пожарной охраны гарнизона.
Пожарные поезда состоят из вагона водонасосной станции и одной-двух цистерн-водохранилищ. В вагоне — водонасосной станции расположены машинное отделение, где стационарно установлены две мотопомпы МП-1600, переносная мотопомпа МП-800 и электростанция, размещены котельное отделение, помещения для боевого расчета поезда, оборудованы места для хранения пожарно-технического вооружения и запаса пенообразователя. Цистерна-водохранилище объемом 50 м3 имеет приспособления для налива воды и забора ее стационарными мотопомпами. Она имеет утепление и систему подогрева воды.
Основные схемы боевого использования пожарных поездов приведены на рис. 3.9, а тактико-техническая характеристика поездов и тактические возможности подразделений — ниже.
Мотопомпа, шт.:
стационарная (МП-1600 или МП-1400)
переносная (МП-800)
Электростанция мощностью 4...6 кВт, шт.
Отопительный котел для отопления вагона и цистерны-водохранилища, шт.
Рукава всасывающие, шт.; длиной 4 м, диаметром, мм:
Рукава напорные, шт.:
прорезиненные диаметром 51 мм
льняные 51 мм
прорезиненные 66 мм
льняные 66 мм
Стволы, шт.:
лафетный переносной
СА
РС-А
РС-Б
КР-Б
СВП-4
Пеногенераторы ГПС-600, шт
Гидроэлеватор Г-600
Пенообразователь, л
Запас воды, м3
Лестница трехколенная выдвижная
50, (50X2)
Время работы от цистерны-водохранилища при подаче воды, мин
двух стволов Б или одного А
»» Б и» А
одного лафетного ствола ПЛС-П20 с диаметром насадка 28 мм.
Время работы воздушно-пенных стволов и генераторов от заправочных емкостей, мин:
одного СВП-4
двух СВП-4
одного ГПС-600
двух ГПС-600
Возможные площади тушения пеной низкой и средней кратности, м2:
двух СВП-4 [/s -=0,1… 0,15 л/(с м2)]
» ГПС-600 [/s = 0.05...0.08 л/(с м2)]
120...80
240...150
Количество пены средней кратности, которое можно получить при израсходовании собственного пенообразователя, м3
Возможный объем тушения пеной средней кратности при израсходовании запаса ПО-1 и К3=3, м3
Примечания: 1. При расчетах приняты стволы Б с диаметром насадка 13 мм, стволы А с диаметром насадка 19 мм. 2. Напоры у стволов Б и А приняты 40 м, а СВП-4 и ГПС-600 — 60 м. 3. Для получения пены низкой и средней кратности применяют 6 %-ный раствор пенообразователя в воде.
Пожарные мотопомпы (табл. 3.13 и 3.14) предназначены для подачи воды или воздушно-механической пены (при наличии переносных пеносмесителей и запаса пенообразователя) при тушении пожаров. Переносные мотопомпы широко используют при тушении лесных и торфяных пожаров, их можно применять на пункте заправки автоцистерн водой при подвозе ее с удаленных водоисточников, в условиях, когда к водоисточникам отсутствуют подъезды, при перекачке воды и т. д. Схемы боевого использования пожарных мотопомп приведены на рис. 3.10.
Автомобили газоводяного тушения (табл. 3.15—3.16) предназначены для тушения пожаров всех видов фонтанов: газовых, нефтяных, газонефтяных, распыленных, компактных, одиночных и групповых. В качестве огнетушащего средства используют газовые струи АГВТ-100 и АГВТ-150, которые представляют собой смесь отработанных газов турбореактивного двигателя и распыленной воды. Благодаря высокой теплоемкости, газоводяные струи можно также применять для охлаждения оборудования, металлоконструкций и устья скважины. Схемы боевого использования автомобилей газо-
ТАБЛИЦА 3.13. ОСНОВНАЯ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОТОПОМП
Показатели
МП-600
МП-800Б
МП-13 (модель 162)
МП-1400
МП-1600
Тип двигателя
Двухтактный
карбюраторный
Двухтактный бензиновый
ЗМЗ-451
ЗМЗ-24-01
Максимальная мощность, кВт (л. с)
10 (13)
17 (23,5)
18 (24)
51 (70)
63 (85)
Емкость топливного бака, л
17,5
Топливо
20 ч. А-66 или
А-72 и 1 ч. масла
АК-10 по объему
20 ч. бензина
А-72 и 1 ч. масла
АК-10 по объему
25 ч. бензина
А-72 или А-76 и
1 ч. масла АК-Ю по объему
Бензин
А-72
А-76
Расход топлива, л/ч
6,8
Тип насоса
Центробежный
консольный
Консольный
центробежный
Центробежный
одноступенчатый
Консольный
центробежный
Центробежный
консольный
Подача насоса (при геометрической высоте всасывания 3,5 м, а для МП-600—1,5 м), л/мин
Напор манометрический, м
Наибольшая геометрическая высота всасывания, м
Время забора воды с максимальной высоты всасывания, с
Число напорных патрубков, шт.
Габаритные размеры, мм:
длина
ширина
высота
Масса сухой мотопомпы без комплектующего пожарного оборудования, кг
Число, шт.
напорных рукавов диаметром:
66 мм
51»
стволов: А
Б
Разветвления, шт.
ТАБЛИЦА 3.14. ПРЕДЕЛЬНОЕ РАССТОЯНИЕ МАГИСТРАЛЬНЫХ РУКАВНЫХ ЛИНИЙ ПРИ ПОДАЧЕ ВОДЫ НАСОСАМИ ПОЖАРНЫХ МОТОПОМП
Диаметр выходного отверстия насадка, мм
Длина магистральной ЛИНИ из прорезиненных рукав диаметром 66 мм. при высоте подъема ствола, м.
Длина магистральной ЛИНИ из непрорезиненных рукав диаметром 66 мм. при высоте подъема ствола, м.
Мотопомпы МП-600, MП-800 и МП-13 (модель 162)
(220)
(120)
(20)
-
(40)
-
-
-
-
-
Мотопомпы МП-1200, MП-1400 и МП-1600
Примечания: 1. Рабочие линии во всех случаях из непрорезиненных рукавов диаметром 51 мм, длиной до 60 м, компактная часть струи 16...17 м. 2. В скобках указана длина рукавных линий при установке мотопомпы с высотой всасывания для насоса не более 3,5 м.
ТАБЛИЦА 3.15. ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Показатели
АГВТ-100
АГВТ-150
Марка шасси
Число мест для боевого расчета
Габаритные размеры, мм
длина
ширина
высота
ЗИЛ-131
УРАЛ-375Н
Масса автомобиля, кг
Наименьший радиус поворота, м
Максимальная скорость, км/ч
Марка турбореактивного двигателя (ТРД)
10,2
ВК-1
14 430
10,2
РПВ-300
Частота вращения вала, об/мин:
максимальная
оптимальная
Марка топлива
Емкость бака для топлива ТРД, л
Расход топлива на оптимальном режиме, кг/с
Угловая скорость перемещения газовой струи, град/с:
по вертикали
» горизонтали