Примечания: 1. Огнетушитель ОП-100 предназначен для тушения загораний легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, лаков, красок, пластмасс и электроустановок под напряжением до 1000 В. 2. Огнетушитель заряжается огнетушащими порошками П-1А и ПС (кроме ПСБ-3).
Пожарные автомобили воздушно-пенного тушения предназначены для тушения пожаров на нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятиях, тушения нефти и нефтепродуктов в резервуарах и при разливе их, а также для объемного тушения пожаров воздушно-механической пеной средней кратности в кабельных туннелях, полуэтажах и крупных подвалах производственных зданий. Они служат для доставки к месту пожара боевого расчета,
пожарно-технического вооружения, пенообразователя и технических средств для подачи воздушно-механической пены. Системы водо-пенных коммуникаций этих автомобилей позволяют производить:
забор воды с открытого водоисточника или с гидранта при подпоре 30 м и подачу ее к стационарному лафетному стволу на кабине водителя или в напорные линии;
забор воды из водоисточника для заполнения цистерны;
забор воды из цистерны машины и подачу ее на стационарный лафетный ствол или в напорные линии;
забор пенообразователя из пенобака, дозирование его и подачу во всасывающую полость насоса, а раствора пенообразователя в напорные линии или стационарный лафетный ствол, установленный на кабине водителя;
забор пенообразователя из посторонней емкости, дозирование его и подачу во всасывающую полость насоса, а раствора пенообразователя в напорные линии или к стационарному лафетному стволу, установленному на кабине водителя.
Подразделения, вооруженные автомобилями воздушно-пенного тушения, работают на крупных пожарах совместно с подразделениями, вооруженными автонасосами, автоцистернами и пожарными насосными станциями.
После израсходования огнетушащих средств (пенообразователя) подразделения могут быть использованы для подвоза воды на пожар, забора ее из водоисточников с неудовлетворительными местами водозабора (заправив цистерну предварительно водой), а также для перекачки воды с удаленных водоисточников.
Основные схемы боевого использования подразделений на автомобиле воздушно-пенного тушения приведены на рис. 3.6 и 3.7, а тактико-технические характеристики и тактические возможности подразделений в табл. 3.9 и выводе.
ТАБЛИЦА 3.9. ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЕЙ ВОЗДУШНО-ПЕННОГО ТУШЕНИЯ
Показатели
АВ-40 (375) (модель Ц50)
АВ-40 (375Н) (модель Ц50А)
Максимальная скорость, км/ч
Число мест для боевого расчета
Габаритные размеры, мм:
длина
ширина
высота
Масса с полной нагрузкой, кг
Наименьший радиус поворота, м
Мощность двигателя, кВт (л. с.)
Контрольный расход топлива, л/100, км
Запас хода по топливу, км
Марка насоса
Подача воды при высоте всасывания 3,5 л/мин
Напор манометрический, м
Наибольшая геометрическая высота всасывания, м
Время всасывания воды из глубины 7 м, с
10,5
129 (175)
ПН-40К
14 926
10,5
129 (175)
ПН-40УА
Ствол стационарный лафетный: марка
ЛС-С40
пропускная способность по воде, л/с
пропускная способность по пене, м3/мин
Производительность пеносмесителя, м3/мин
Наибольший допустимый подпор во всасывающей линии насоса при подаче пены, м
4; 8; 12; 24
4,7; 9,4; 14,1; 18,6; 23,5
Емкость, л:
цистерны для пенообразователя
бака»»
топливного бака
-
Пеноподъемннк, шт.:
высота подъема генераторов, м
число пеногенераторов ГПС-600, шт.
давление воды или раствора пенообразователя, при котором идет автоматическое выдвижение, МПа (кгс/см3)
-
-
-
-
13,2
0,6 (6)
Число, шт.:
УППС-46
пеногенераторов ГПС-600
Рукава напорные длиной 20 м, диаметром 77 мм, шт. Разветвление РТ-80, шт.
-
Основные тактические возможности подразделений на автомобилях воздушно-пенного тушения АВ-40(375)Ц50 и АВ-40(375Н)Ц50А
Время работы пенных стволов и генераторов, мин:
а) при установке автомобиля на водоисточник:
2...4 СВП-4
1...2 СВП-8
2...4 ГПС-600
1 ГПС-2000
96...48
83...41
96...43
б) при подаче ПО-1 в дозирующие вставки на всасывающих и напорных линиях:
8...12 СВП-4
4...8 СВП-8
8...16 ГПС-600.
2...4 ГПС-2000
б) при подаче ПО-1 в дозирующие вставки на всасывающих и напорных линиях:
8 СВП-4 (IS =0,1...0,15 л/(с-м2))
4 СВП-8 (IS =0,1...0,15 л/(с-м2))
8 ГПС-600 (IS =0,05...0,08 л/(с м2))
2 ГПС-2000 (IS =0,05...0,08 л/(с-м2))
480...320
640...426
480...320
800...500
Возможный объем тушения пеной средней кратности КЗ =3, м3:
а) при установке автомобиля на водоисточник:
2...4 ГПС-600
1 ГПС-2000
б) при подаче ПО-1 в дозирующие вставки на всасывающих и напорных линиях:
8...16 ГПС-600
2...4 ГПС-2000
240...480
960...1900
800...1600
Примечания: 1. Для получения пены низкой и средней кратности используют 6 %-ный водный раствор пенообразователя ПО-1. 2. Напор у стволов и генераторов пены средней кратности принят равным 60 м.
Подразделения на автомобилях порошкового тушения (табл. ЗЛО) предназначены для тушения пожаров на промышленных объектах химической и нефтехимической промышленности. Автомобили служат для доставки к месту пожара личного состава боевого расчета, пожарного оборудования и порошковых огнетушащих составов ПС и ПСБ для тушения щелочных металлов, горящих нефтепродуктов, горючих газов и электроустановок. Подразделения на автомобилях порошкового тушения обеспечивают работу одного стационарного лафетного ствола, установленного на кабине водителя, или
таблица 3.10. тактико-техническая характеристика автомобилей порошкового тушения
Показатели
АП-3 (130)
(модель 148А)
АП-5 (53213)
(модель 196)
Тип шасси
ЗИЛ-130
КамАЗ-53213
Число мест для боевого расчета
Габаритные размеры, мм:
длина
ширина
высота
Масса с полной нагрузкой, кг
17 600
Наименьший радиус поворота, м
Максимальная скорость, км/ч
Мощность двигателя, кВт (л. с.)
110 (150)
154 (210)
Контрольный расход топлива, л/100 км
Полезная емкость цистерны для порошка, м3
3...3,5
5,5
Масса вывозимого порошка, кг
3000... 3200
5500... 6000
Неиспользуемый остаток, порошка, кг
Ствол лафетный, шт.:
пропускная способность, кг/с
30... 60
дальность центра зоны эффективной части порошковой струи, м
30....35
угол поворота в горизонтальной плоскости, град
угол поворота в вертикальной плоскости, град:
вверх
вниз
Способ выдачи огнетушащего порошка
Сжатым воздухом
Ствол ручной:
число, шт.
пропускная способность с рукавом длиной 40 м, кг/с
3...5
дальность центра зоны эффективной части порошковой струи, м
высота подачи порошка по рукавной линии длиной 40 м, м
12... 15
12...15
внутренний диаметр рукава, мм
Рабочее давление у порошковой установки, МПа (кгс/см2)
0,4 (4)
0,43 (4,3)
двух ручных порошковых Стволов по рукавным линиям длиной 40 м. Автомобили используют как самостоятельные тактические единицы, а также во взаимодействии с аэродромными автомобилями при тушении пожаров на самолетах и вертолетах. Автомобили порошкового тушения не предназначены для использования во взрывоопасной среде. Основные схемы боевого использования подразделений, вооруженных автомобилями порошкового тушения, приведены на рис. 3.8.
Автомобиль комбинированного тушения предназначен для тушения комбинированным -способом пожаров на машиностроительных предприятиях, объектах химической и нефтехимической промышленности, на авиационном и автомобильном транспорте, а также на других объектах промышленного назначения. Подразделения, вооруженные автомобилями комбинированного тушения, обеспечивают работу стационарного сдвоенного лафетного ствола, установленного на кабине водителя, или ручных сдвоенных стволов при подаче порошка, а также порошка и пены одновременно.
ТАБЛИЦА 3.11. ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТАЦИОНАРНЫХ ЛАФЕТНЫХ СТВОЛОВ МОРСКОГО ПРОТИВОПОЖАРНОГО СУДНА ПРОЕКТА 1893Н
Показатели
Стационарный лафетный ствол ПЛС-С60
Гидропушка
Диаметр насадка, мм
Напор у спрыска, м
Расход воды, м3/ч
Длина струи, м
50/65
300/530
100/110
95/110
1100/1400
130/145
Автомобиль комбинированного тушения в зависимости от охраняемого объекта используют в трех вариантах: порошковом, пенном и комбинированном без переоборудования конструкции огнетушащей установки. Лафетный сдвоенный ствол может работать с насадками для подачи порошка или пены, или один пенный, а второй порошковый в комбинированном варианте.
Сосуды в разных вариантах работы автомобиля комбинированного тушения заполняют следующим образом:
в порошковом варианте — все четыре сосуда по 250 л заполняют порошком;
в пенном варианте — водным раствором пенообразователя;
в комбинированном варианте — два сосуда заполняют водным раствором пенообразователя и два порошком.
Автомобиль может эксплуатироваться при температуре наружного воздуха от —35 до +35 °С при условии хранения в зимнее время в гаражах с температурой воздуха не ниже 10°С и времени следования на пожар не более 20 мин, если емкости заполнены водным раствором пенообразователя. При заправке только порошком и соблюдении специальных правил машина может эксплуатироваться и при более низких температурах воздуха.
Автомобиль комбинированного тушения нельзя использовать во взрывоопасной среде. Тактико-техническая характеристика автомобиля комбинированного тушения (по данным опытного образца) приведена ниже.