Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 7. Социальное государство и либерализм




Возникновение и реализация идеи социального государства подчиняется логике внутреннего развития, обусловленной объективными процессами эволюции цивилизации. В тоже время не следует забывать, что социальное государство – это только понятие, описывающее определенную реальность или, точнее, наши представления о данной реальности. Наряду с понятием «социальное государство» существуют и другие теоретические представления, объясняющие ту же самую объективную действительность.

Одним из таких рядоположных социальному государству концептов является понятие «либеральное государство» и идеи либерализма. На всем протяжении своего развития идея социального государства соотносилась, а чаще противопоставлялась, с либеральной идеей. Социальное и либеральное государство теоретически и практически в большинстве случаев рассматривались как антиподы.

Это делает либерализм не просто одной из альтернативных понятию «социальное государство» теорий, а необходимым объектом анализа, без которого представления о социальном государстве будут неполными. Краеугольным принципом либерализма является идея индивидуальной свободы. Либерализм - это доктрина, обосновывающая необходимость ограничения власти государства и общества над индивидом.

В то же время, исходное для либерализма понятие «свобода», являясь философской категорией, неоднозначно и многогранно. Развитие представлений о свободе в рамках государства претерпело за последние три века значительные изменения – от требований свободы веры и неверия, свободы гражданина распоряжаться своей собственностью и личностью, представлений о «государстве как ночном стороже», не вмешивающемся в дела человека, до представлений неолибералов о неизбежности и необходимости ограничений свободы и признания за государством права обеспечения общественного блага через функцию перераспределения богатства.

Сравнительный анализ социальных и либеральных представлений о государстве и реальных воплощений данных идей в конкретную практику экономических и политических решений должен, на наш взгляд, базироваться на самых существенных, системообразующих свойствах данных теорий. В частности, понятие либерализма не может быть сведено к экономическому индивидуализму, неограниченной свободе предпринимательства, принципу «каждый за себя», минимизации государственного вмешательства в экономику, социальные отношения и личную жизнь граждан, являющихся ситуативными проявлениями принципа свободы, но не исчерпывающими собою всю систему либеральных и неолиберальных представлений.

Положенное в основание идей либерализма понятие индивидуальной свободы - это прежде всего свобода самореализации, свобода развития индивидуальных задатков, принцип Дж. Локка «человек есть хозяин собственной персоны», подчеркивающий активную, созидательную роль личности.

Индивидуальная свобода не есть независимость. Быть свободным означает не ограничивать свободу других. Понятие «свобода» в либерализме – предоставление свободы для всех. Она не только ограничивает социальную активность и социальную независимость человека, но и способствует реализации социальных целей общества. В воззрениях И.Канта, Г.Гегеля, М.Вебера, Г.Елинека и других право является способом охраны свободы и интересов всех.

Понятие свободы как ценности оформилось в идеологию одновременно с возникновением идей равенства и справедливости и неразрывно связано с ними. Знаменитый лозунг Великой Французской революции «Свобода, Равенство, Братство» отражает единую систему ценностей общества и требований к государству.

Возникнув, как неразрывная триада гражданских ценностей, принципы свободы, равенства и справедливости легли в основу двух различных моделей государства – либеральной и социальной.

Абсолютизация одной составляющей триады, противопоставление ей двух других ценностей породило антагонизм двух концепций государства, либеральных и социальных принципов.

Противостояние либеральной и социальной идеи шло в двух модальностях – политической и экономической. Приверженцы идеи антилиберального тоталитарного социализма, начиная с Бабефа, Сен-Симона, Вейтлинга, и кончая авторами «казарменного социализма», всегда стремились осуществить справедливость и равенство принудительно, ценой попрания свободы. В экономике приверженность либералов принципу свободы рыночных отношений и идеалу собственности как гарантии индивидуальной свободы всегда противостояли общественным и государственным ограничениям рынка, государственному перераспределению и общественным формам собственности.

Одно из существенных противоречий либеральной и социальной парадигм лежит в отношениях индивида и государства. Для либералов человек находится вне государства, которое противостоит ему. Для социалистического подхода характерно отождествление человека и государства в их целях и способах реализации этих целей. Говоря словами И.Ильина: «... государство не есть какая-то отвлеченность, носящаяся над гражданином. Государство находится не «там где-то» вне нас (правительство, полиция, армия, налоговое ведомство, чиновничий аппарат), нет, оно живет в нас, в виде нас самих, ибо мы, живые человеческие личности, мы есть его «части», или «члены», или «органы». В государство включаются (строят его, колеблют его, совершенствуют его или, наоборот, разрушают его) все свободные, частно-инициативные, духовно-творческие, внутренние настроения и внешние деяния граждан»[87].

В то же время необоснованность категорического противопоставления индивида и государства осознавалось уже при зарождении либерализма. Ж.-Ж.Руссо писал: «... как только кто-либо говорит о делах государства: что мне до этого? Следует считать, что государство погибло»[88]. Или, говоря словами В.Соловьева: «Нельзя по существу противопоставлять личность и общество, нельзя спрашивать, что из этих двух есть цель и что только средство»[89].

Сам факт постоянного противопоставления либеральных и социальных идей на всем протяжении исторического развития на их основе различных государственных форм свидетельствует о том, что они сохранили определенное единство при всех метаморфозах данных теорий и всегда представляли определенный социально-либеральный континуум.

Сложившиеся либеральная и социальная идеологии стали основаниями двух различных подходов к объяснению одних и тех же явлений. При этом необходимо отметить, что возникшая дихотомия понятий существенно раздвинула рамки наших представлений об обществе, государстве и личности. Теоретическое осмысление дихотомий - свобода и равенство, свобода и справедливость, индивид и общество, гражданин и государство, свобода и необходимость, права и обязанности, гражданские и социальные права, личное и общественное благо, индивидуализм и солидарность и т.п. - легло в основу концепций социального и либерального государств, либеральной и социально ориентированной экономик, правового государства и демократических институтов.

Либерализму мы обязаны современным парламентаризмом, принципом разделения властей, независимым судом и многим другим механизмам демократии, призванным гарантировать свободу человека от посягательств на неё со стороны власти.

В экономической теории из данных дихотомий возникло противопоставление рынка и планового хозяйства, экономической свободы и государственного регулирования, кейсинианства и монетаризма. Либеральная и социальная точки зрения являются определяющими при ситуативном анализе реальных исторических эпизодов в рамках научно-технического и общественного развития.

Либерализм, исходя из примата свободы, создал современную систему гражданских прав и обеспечивающих их институтов, без чего не возникла бы идея социальных прав и не было бы гражданского общества. Демократия и гражданское общество, порожденные либерализмом, стали обязательными условиями социального государства. Всеобщая доступность социальной поддержки, правовая природа социальных функций государства, наличие социальных бюджетов – эти основополагающие принципы социального государства имеют не только социальные, но и либеральные корни.

В самом определении «правовое социальное государство» уже содержится либеральная составляющая. Так, один из авторов правовой теории социального государства Ф.Нейман еще в 1932 г. предложил под социальным правовым государством понимать общественный строй, который построен на «правовой институционной основе свободы и собственности, целью которого является соучастие рабочих и профсоюзов в управлении экономикой и самоопределении своей рабочей судьбы»[90].

Либеральная идея не просто была одной из предпосылок возникновения идеи социального государства, но на всем протяжении его становления являлась одним из источников его развития. Многие авторы считают, что в определенной степени социальное государство есть результат противоборства и синтеза государства, основанного на либерально-демократических ценностях, и государства социалистического, провозгласившего обеспечение прав на достойное существование граждан главным направлением своей деятельности. М.Арагон утверждает, что социальное государство «претендует на поддержание равновесия между свободой и равенством, причем равновесие находится в постоянном напряжении и поэтому является динамическим, а не статическим, восприимчивым к постоянным усовершенствованиям и интеграциям»[91].

В конце XIX в. противопоставление либерализма и социализма переходит преимущественно в экономическую плоскость. Реализация либеральных принципов в экономике под воздействием социальных потребностей общества и объективных требований, связанных с развитием производительных сил, привела к появлению неолиберализма, который стал допускать необходимость государства ограничивать экономическую свободу, проводить социально-ориентированную политику и осуществлять перераспределение общественного богатства.

Принятие неолиберализмом данных постулатов не было безоговорочным. Например, известное допущение Джона Стюарта Милля о возможности распределения созданных обществом богатств на основе общественного соглашения рядом либералов (Ф.Хайек, Энтони де Ясан и др.), противников любого вмешательства в действие «невидимой руки» рынка, категорически отвергалось[92].

В целом же неолиберализм ХХ в. допускает определенные ограничения экономической свободы личности и усиление государственного регулирования экономических и социальных процессов. Неолиберализм разделяет положение социальной доктрины, что каждый человек имеет право на достойное существование и государство обязано обеспечить для этого необходимые условия. Государство должно предоставить человеку не только свободу, но и материальные возможности пользоваться ею. В либеральном манифесте 1947 г. провозглашается необходимость улучшения условий труда и жизни людей, признаются необходимость сотрудничества труда и капитала и важность социальных прав.

Современный либерализм выдвигает лозунги построения общества с высоким уровнем потребления, оказания помощи малоимущим, но выступает против требований всеобщего благоденствия, опасаясь породить у социальных низов завышенные ожидания и иждивенчество. При этом некоторые авторы не без основания, считают, что сам либерализм лежит в основе потребительского, иждивенческого отношения людей к государству – «государство мною любимо, когда представляет собой лишь сферу административного сервиса»[93].

Либеральный подход ограничивает роль социальных функций государства стабилизацией развития общества, сглаживанием конфликтов и утверждением в обществе отношений солидарности и партнерства. Социальное государство для либералов - это прежде всего государство социальных услуг.

Тезис об ориентации современной либеральной мысли на социальное государство услуг хорошо иллюстрируется неприятием либерализмом государства всеобщего благоденствия. Именно критика с либеральных позиций заставила многие страны отказаться от этой модели. Как замечает Р.Дарендорф: «... у либералов всегда были сложные отношения с категорией государства всеобщего благоденствия»[94]. Эта сложность обусловлена, в частности, тем, что неприятие либералами ограничений экономической свободы в пользу общественных целей, значительного вмешательства государства в стихийные процессы рынка и высокой доли перераспределяемого общественного продукта, сочетается с признанием ими за государством всеобщего благоденствия ряда важных значимых функций, таких, как удовлетворение социальных потребностей, обеспечение гарантий определенного уровня жизни и соответствующих этому свобод, создание реальных условий индивидуальной свободы от государства.

Отказ от модели государства всеобщего благоденствия и переход к либеральному социальному государству стали важной вехой и для развития самих либеральных представлений. В процессе критики государства всеобщего благоденствия и его разрушения произошло осознание того, что защита экономических прав имеет совершенно иную природу и иные механизмы, чем защита классических прав (политических и личных). В указанной сфере недостаточно обеспечение свободы индивида и создания защитных механизмов этой свободы: необходима многосторонняя деятельность государства, которое ставит цель стать социальным, то есть обеспечивающим реальность экономических прав граждан. По мнению Х.Байера «современное социальное государство – это централизовано управляемая забота об обеспечении всех граждан во всех жизненных положениях, которая раскрывается, как первейшее проявление современной демократии, притом что социальная справедливость основывается на экономическом либерализме»[95].

Таким образом, в середине 90-х годов ХХ в. произошло объединение двух грандиозных идей, лежащих в основе государства и экономики, – либерального и социального принципов.

Интеграция либеральных и социальных принципов в единую конструкцию социального государства, с одной стороны, стала результатом длительного процесса сближения позиций, а с другой - закономерным итогом объективных требований эволюционного процесса.

Выше было показано, что более развитые формы социального государства уже не могут быть реализованы в рамках тоталитарных режимов, в условиях отсутствия демократических механизмов социального целеполагания. Тезис о том, что «нет социального государства без свободы»[96], на определенных этапах развития социального государства из лозунга трансформировался в его сущностное свойство, обеспечивающее необходимые функции. Таким свойством стало наличие гражданского общества. Но в основе гражданского общества как высшей ступени демократии лежит классический постулат либерализма о противопоставлении личности государству. Развитые институты гражданского общества одновременно обеспечивают достижение целей социального государства и обеспечение реальных свобод и гарантий личности.

Развитые формы социального государства не могут просто механически объединять в единую систему либеральный и социальный векторы. Системные качества предполагают функциональную интеграцию на основе конкретной цели, которая порождает принципиально новое системное качество.

В случае социального государства новым системным качеством, возникшим из интеграции принципов свободы, равенства и справедливости, является снятие противоречий, изначально существовавших между ними, и появления у государства ряда специфических функций.

В рамках и либерального государства, и государства всеобщего благоденствия накопились внутренние противоречия, которые не могли быть сняты собственным развитием этих систем. В рамках либерального государства главными противоречиями были реальные ограничения индивидуальной свободы в обществе, противоречия между свободой и солидарностью и справедливостью. Для государства всеобщего благоденствия – это несоответствие формальных и реальных прав, свободы и солидарности, противопоставление индивидуальной активности человека и патернализма государства, несовпадение прав и обязанностей, прав и ответственности. Разрешение этих противоречий было возможно только через включение и социального, и либерального государств в иную систему, какой стало либеральное социальное государство.

Основой возникновения либерального социального государства стало снятие противоречия между правами и обязанностями человека, противоречия, которое взорвало государство всеобщего благоденствия. Это противоречие позволяет некоторым авторам считать не правовым социальную деятельность государства и само социальное государство.

Действительно, получателями благ в социальном государстве являются в основном не те, кто эти блага оплачивает, что ведет к тому, что у получателей «бесплатного образования», «бесплатного медицинского обслуживания», «бесплатных пособий», «бесплатного жилья», «бесплатного отдыха» и тому подобного сплошь и рядом рождается ощущение, будто подобные блага вообще даровые, лишены всякого стоимостного измерения. Государство на самом деле предоставляет эти блага получателям безвозмездно, однако они оплачиваются той частью общества, которая создает эти стоимости. Таким образом, возникает вопрос о правовой природе общественного перераспределения, которое всегда было объектом либеральной критики.

Многие юристы исходя из сущности права как соответствия прав и обязанностей субъектов трактуют несимметричность прав и обязанностей в государстве всеобщего благоденствия как принципиальное различие между правовым и социальным государством (Э.Форстхоф; Л.Мамут).

В отечественном правоведении сложились представления о «правах второго поколения» (В.А.Четвернин, Л.С.Мамут), являющихся производными от деятельности государства, основанными на законах, через которые государство их легализует. В то же время, как отмечают те же авторы, «большинство из них суть не права, а привилегии, льготы, преимущества социально слабых»[97].

Возникающие в этих условиях противоречия между равенством и справедливостью, несоразмерность между правами и обязанностями порождают асимметрию социальных отношений между различными социальными категориями.

Устранить эти противоречия невозможно на уровне горизонтальных симметричных отношений между участниками социального взаимодействия, взаимными соразмерными правами и обязанностями. Снять эти противопоставления возможно только в том случае, если государство берет на себя функцию компенсации асимметрии прав и обязанностей.

Современное социальное государство снимает извечное противостояние свободы и равенства через компромисс ограничения свободы ради того, чтобы накормить голодных и поддержать обездоленных. Именно асимметричность прав и обязанностей личности и породила особый статус государства как монопольного субъекта социальной деятельности. В современных условиях государство стало опосредующим звеном между всей совокупностью прав и обязанностей, нивелируя и делая их соразмерными через свою социальную политику.

Современное социальное государство, реализуя свои специфические свойства, в отличие от государства всеобщего благоденствия, абсолютизировавшего принцип перераспределения, осуществляет компромисс между свободой и равенством через снятие противоречий между законами рынка и социальными целями. В отличие от государства всеобщего благоденствия современное социальное государство отказывается от патерналистской роли и ориентировано на устранение иждивенчества и на создание благоприятных социальных условий через социально ориентированное рыночное хозяйство. Эффективность рынка обеспечивается социальными факторами – мотивация к труду, рост потребительского спроса, снятием социальных противоречий и др., а социальные потребности людей обеспечиваются за счет экономического роста. Социальное государство отказывается от тотального перераспределения доходов, данная функция перестает быть доминирующей и переориентируется на удовлетворение потребностей конкретных сегментов гражданского общества.

Качественное отличие либерального социального государства от государства всеобщего благоденствия заключается, таким образом, в появлении таких новых для государства функций, как компенсация асимметрии прав и обязанностей; устранение антагонизма между социальными целями и требованиями рынка; обеспечение достижения высоких экономических показателей за счет социальных факторов; защита от социальных, нестраховых рисков за счет эффективной экономики на основе принципа компенсации ущерба.

Идеи справедливости, вытекающие из принципа солидарности, обогащенные принципами права и свободы, в социальном государстве претерпевают определенную трансформацию. В современных условиях традиционные представления о коммутативной и распределительной справедливости получили развитие в представлениях о четырех категориях получателей социальной помощи:

· первая – это категория, имеющая право на возмещение ущерба;

· вторая – это те, кто по независящим от них причинам (возраст, состояние здоровья, стихийные бедствия и объективные жизненные ситуации) сам не может обеспечить себе определенный, принятый в данный момент в конкретном обществе минимальный стандарт жизни;

· третья – это те, кто не умеет или не хочет ценой собственных усилий обеспечить себе минимальный прожиточный минимум;

· четвертая – это те социальные категории, которые законодатель объявляет нуждающимися в получении социальных благ из государственного бюджета, как правило, в политических целях (различные категории ветеранов, «последний военный призыв», участники подразделений особого риска, некоторые категории «чернобыльцев» и др.).

Концепция социальной защиты социального государства в отличие от государства всеобщего благоденствия или социалистического ориентирована только на первую и вторую категории получателей поддержки. Третья категория рассматривается как объект оказания помощи в социальной адаптации и создания необходимых условий и возможностей для реализации личной ответственности за свою судьбу. То есть второй категории «дают рыбу», а третьей - «удочку для её ловли». Четвертая категория является рецидивом идеологизированного советского общества и не может быть объективно отнесена к объекту социальной поддержки.

Категории, получающие возмещение ущерба, представляют собой неоднородную группу, часть из которых, являясь жертвой определенных обстоятельств, получают возмещение ущерба на принципах гражданского права, не имея объективных социальных показателей нуждаемости, а другая часть понесла не восстановленный ущерб и имеет право на социальную поддержку не только как жертва, но и по социальным показателям.

Самой спорной и важной для понимания сущности социального государства является категория трудоспособных, но не имеющих средств к существованию. При этом речь не идет об оказавшихся в такой ситуации в силу объективных причин – безработица, экономических кризисов, общественных катаклизмов, социальной дезадаптации и др. Тестом принципов социального государства является относительно немногочисленная группа тех, кто сознательно не хочет прилагать индивидуальные усилия для обеспечения даже минимального уровня жизни.

Обязанность социального государства обеспечить всем гражданам приемлемый уровень жизни зафиксирована во многих действующих конституциях. По сути эта норма является отражением социалистического постулата о бедности как следствии несправедливого общественного устройства, переноса индивидуальной ответственности за свою жизнь на объективные общественные процессы. Проблема этой категории существовала всегда, но при массовой нищете, порождаемой действительно объективными причинами, например в России её практическая острота сгладилась. Кризис государства всеобщего благоденствия и переход к либеральному социальному государству привели к тому, что отношение к трудоспособным, но не желающим работать людям стало основным критерием идентификации уровня развития социальных функций.

Именно отношение к данной социальной группе породило современное противостояние крайнего либерализма идеям социального государства.

Современный либерализм не удовлетворен как императивом «каждый обязан работать», содержащимся в ряде конституций (преамбулы Конституции Франции 1946 г. и 1958 г.; ст. 27 Конституции Японии; ст. 58 Конституции Португалии; ст. 35 Конституции Испании; ст. 4 Конституции Итальянской Республики и др.), считая его принуждением к труду, так и социальной поддержкой неработающих по субъективным причинам. Для разрешения этой двойственности либералы выдвинули идею субсидиарного государства, основанного на принципе помощи человеку со стороны государства только в том случае, если ему самому не удается обеспечить приемлемое существование.

Нужно отметить, что идеи субсидиарного государства как антитезы социальному государству не получили широкого развития. Современное либеральное социальное государство допускает субсидиарный принцип по отношению к имеющим возможность, но не желающим обеспечить себя, однако отвергает его по отношению к другим категориям.

Солидарность и стремление к социальному равенству наряду с принципами справедливости и свободы стали основой формирования сбалансированного набора социальных функций современного правового социального государства, обеспечивающего реализацию взаимодополняющих друг друга либеральной и социальной идей. «На протяжении столетий люди стремились к свободе и равенству как к одним из первичных целей человеческой жизни, но полная свобода... для сильных и талантливых несовместима с правом на достойную жизнь для слабых и менее одаренных.... Но свобода может быть ограничена ради социального благосостояния, чтобы накормить голодных, приютить обездоленных»[98]. В этом заключается суть современной либеральной модели социального государства.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...