Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ формирования доходов бюджетной системы от платежей по НДФЛ

 

Экономическую сущность налога на доходы физических лиц и его назначение можно оценить, уяснив место этого налога в налоговой системе государства и самой налоговой системы в экономической жизни государства.

Основой экономической жизни любого общества являются государственные финансы или бюджет. Важнейшими статьями доходов государственного бюджета являются: налоги, акцизные сборы, таможенные пошлины и неналоговые поступления: доходы от государственной собственности, как внутри страны, так и за рубежом, доходы государственного сектора в экономике и торговле. Расходная часть бюджета, направляемая на социальные услуги (здравоохранение, образование, социальную политику) хозяйственные нужды, развитие инфраструктуры, выполнение государственных программ, дотации и субсидии отстающим секторам экономики и субъектам хозяйствования, оборону, административную деятельность государственного аппарата, не должна превышать доходную для безинфляционного развития экономики.

В системе налогов и сборов в Российской Федерации работа, связанная с анализом и прогнозированием, позволяет составлять полную и систематизированную информацию о ходе поступления налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему Российской Федерации, в государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, в целях обеспечения исполнения доходной части федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.

Эффективность и качество проводимой указанной выше работы способствует добросовестное выполнение своих должностных обязанностей сотрудниками отдела анализа и налоговой статистики, ведь от их работы зависит достоверность информации, извлеченной из автоматизированной базы данных, получение от других подразделений ИФНС Новосибирской области сведений, необходимых для составления статистической отчетности, аналитических записок.

Это федеральный налог, взимаемый на всей территории РФ, форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения.

 

Таблица №1

Роль динамики НДФЛ в формировании бюджетов всех уровней

Показатели 2002 2003 2004 2005
1. Удельный вес НДФЛ в общей сумме доходов консолидированного бюджета 25,77 25,69 23,82 24,09
2. Удельный вес НДФЛ в общей сумме доходов федерального бюджета 36,11 37,48 34,62 36,11
3. Удельный вес НДФЛ в общей сумме доходов региональных бюджетов 13,04 12,48 13,02 15,76
4. Удельный вес НДФЛ в общей сумме налоговых доходов консолидированного бюджета 30,42 30,77 28,76 31,87
5. Удельный вес НДФЛ в сумме налоговых доходов федерального бюджета 46,55 49,01 44,36 45,77
6. Удельный вес НДФЛ в сумме налоговых доходов региональных бюджетов 16,56 16,32 16,81 17,07

 

Анализ динамики НДФЛ свидетельствует о ведущей роли этого налога в формировании доходов бюджетов всех уровней. В сумме налоговых бюджетов всех уровней доля НДФЛ, за анализируемый период составляла более половины всех налоговых поступлений. Несмотря на колебания уровня НДФЛ в доходах бюджетов, этот налог является главным источником пополнения казны государства. Это основной косвенный налог.

История российской правоприменительной практики в отношении исчисления и уплаты НДФЛ дает два основных свидетельства. Во-первых с точки зрения корпоративных финансовых интересов этот налог отвлекает существенные ресурсы из оборота предприятия, и все последние годы подвергался жесткой критике, вплоть до требования его отмены. Во-вторых, с позиции публичных финансовых интересов НДФЛ необходим как основной и наиболее стабильный доходный источник российского бюджета.

Оценка роли и места НДФЛ неоднозначна: практики полагают, что этот налог как нельзя лучше обеспечивает бюджетные потребности, а аналитики критикуют его за излишнюю фискальность, неотработанностью налоговой базы и чрезмерно высокие ставки. НДФЛ считают они не адаптирован к отечественной экономике на этапе её перехода к рынку, что объясняет существенные недостатки в формировании налоговой базы и исчисления НДФЛ. Органично вписывается НДФЛ в модели западных экономических систем и выполняет там важную роль в регулировании товарного спроса. Этот налог является основным налогов в экономике более чем 60 стран мира.

По результатам работы ИФНС Новосибирской области за 2005 года видно как сработала инспекция по сравнению с аналогичным периодом 2003 года. Так за 2005 год количество плательщиков увеличилось на 1270 организаций и 1080 физических лиц. Количество налогоплательщиков предприятий (организаций) состоящих на учете по состоянию на 01.01.2006 г. составляет 8495, физических лиц - 95409.

Увеличились поступления за 2005 г. у предприятий, относящихся к отросли промышленности "Связь".

Удельный вес недоимки в общем объеме платежей за отчетный период составил 4,3 % (на 01.01.05 г.)

В своей работе ИФНС Новосибирской области систематически анализирует информацию, поступающую из регистрирующих органов.

Сведения, поступающие в инспекцию от регистрирующих органов, отрабатываются путем сверки с данными, имеющимся в ЕГРН (единый государственный реестр).

Анализ и прогнозирование налоговых поступлений в бюджеты всех уровней дает возможность увидеть перспективу финансирования расходной части бюджета округа.

Представление информации о ходе поступления налогов и результатов работы инспекции в вышестоящие налоговые органы и в органы местного самоуправления занимает значительное место в работе отдела.

Немаловажное значение в своей работе мы придаем сверке налоговых поступлений и платежей с органами Федерального казначейства.

При подготовке информации по разовым запросам вышестоящих налоговых органов и других организаций, относящихся к деятельности отдела мы таким образом более детально вынуждены изучать тот или иной вопрос.

Как результат совместной деятельности является составление обоснованных поступлений платежей в бюджеты всех уровней.

Всего за 2004 г. в бюджет и во внебюджетные фонды Новосибирской области поступило платежей в сумме 4915274 тыс.руб. (что на 28% или на 108/5517 тыс.руб, больше по сравнению с 2005 г., в том числе:

2637890 тыс.руб.- налоговых платежей и других доходов

1249085 тыс.руб.- единого социального налога

9488052 тыс.руб. – страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в ПФ РФ.

80247 тыс.руб.- поступлений в счет погашения задолженности предыдущих лет.

Поступления в консолидированный бюджет составили 2637890 тыс.руб., что на 24% или на 505289 тыс.руб. больше по сравнению с поступлениями за 2006 г.

Поступления в территориальный бюджет составили 2282705 тыс.руб., что на 37% или на 617447 тыс.руб. больше по сравнению с поступлениями 2006г.

Инспекцией ФСН России по Новосибирской области план мобилизации доходов в федеральный бюджет выполнен на 102% (при плане 348235 тыс.руб.)

В 2005 г. фактическое выполнение плана мобилизации при плановом задание 399254 тыс.руб. составило 467343 тыс.руб.(101%)

В 2004 г.план по мобилизации в бюджет области доходов выполнен на 107%.

Выполнение плана мобилизации доходов в федеральный бюджет составило:

68% - по налогам и сборам

120% - по территориальному дорожному фонду

117% - по ЕСН

Невыполнение планового задания в федеральный бюджет допущено только по налогу на доходы физических лиц(табл.1), план по ЕСН выполнен на 80%.

 

Таблица 2

Анализ поступления доходов в федеральный бюджет

2004

план

факт

Отклонения

Темп роста

Налог на доходы физических лиц

122391

40128

-82263

32,79

ЕСН

476360

378796

-97564

79,52

всего

598751

418924

-179827

69,97

2005

план

факт

Отклонения

Темп роста

Налог на доходы физических лиц

25940

74000

48060

285,27

ЕСН

578900

420740

-158160

72,68

всего

604840

494740

-110100

81,80

2003

план

факт

Отклонения

Темп роста

Налог на доходы физических лиц

32770

45254

12484

138,10

ЕСН

288175

287724

-451

99,84

всего

320945

332978

12033

103,75

 

Задание по налогу на доходы физических лиц в федеральный бюджет за 2003 г. выполнено на 138% (при плане 32770 тыс.руб. факт составил 45254 тыс.руб) Перевыполнение плана объясняется поступлением налога на доходы физических лиц от предприятий, ранее не заявлявших и не производящих оплату в крупных размерах.

Сумма налога на доходы физических лиц организаций продолжает составлять значительную часть платежей, контролируемых МНС России. Поступления в бюджет налога на доходы физических лиц за 2003-2005 гг.

Поступление налога на доходы физических лиц в 2004 по сравнению с планом снизился 82263 или на 67,21 %, в 2005 план по поступлению был перевыполнен на 8 %, а в 2003 г. на 38,1% или 12484 тыс.руб.

В настоящее время в Новосибирской области насчитывается 19 инспекций МНС России по городам и районам и 2 -- межрайонного уровня с общей численностью около двух тысяч работников, включая Управление МНС России.

В налоговых органах Новосибирской области на учете находится более 24 тыс. юридических лиц и около 36 тыс. физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

В своей работе с налогоплательщиками налоговые инспекторы используют все имеющиеся у нас средства связи и компьютерной техники. Руководство Управления МНС России по Новосибирской области постоянно проводит работу по модернизации и обновлению имеющегося оборудования.

В работе по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней налоговые работники области применяют весь комплекс мер, предусмотренных законодательством, для сбора налогов.

Несомненной помощью в работе по сбору налогов являются тесные контакты с органами исполнительной власти, правоохранительными органами.

Необходимым условием для дальнейшего повышения собираемости налогов и сборов является систематическая работа по изучению и оценке налогооблагаемой базы.

Управление МНС России по Новосибирской области приступило к тщательному изучению налоговой базы региона. На основе поступающих отчетных и статистических данных делаются краткосрочные и долгосрочные прогнозы поступления налогов по видам и бюджетам. Анализируются все факторы: темпы инфляции (в стране и в области), показатели динамики производства и розничного товарооборота, факторы влияния на налоговую базу изменений законодательства, графики поступления налогов за ряд лет и т. д. Естественно, для такой работы необходима постоянно обновляющаяся информация о налогоплательщиках.

В настоящее время в области ведется работа по созданию Налогового паспорта региона. Он будет представлять собой всеобъемлющий документ, учитывающий специфические черты области, особенности экономического развития, наличие природных ресурсов, климатические условия и основные направления экономической деятельности. Налоговый паспорт региона будет способствовать определению налогового потенциала субъектов Российской Федерации и позволит спрогнозировать налоговую нагрузку для каждого из них, но его создание связано с трудностями.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...