Субъекты прав на товарный знак. Исключительные права владельца товарного знака.
Субъектами права на товарный знак согласно Закону о товарных знаках являются юридические, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Как следует из п. 1 ст. 2 ГК, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Субъектами прав на товарный знак могут быть также объединения лиц. Закон о товарных знаках, как уже было отмечено, предусматривает институт коллективных знаков для обозначения продукции, обладающей едиными качественными или иными общими характеристиками, которая производится и (или) реализуется, входящими в объединение лицами. Обычно коллективные товарные знаки регистрируют союзы и ассоциации юридических лиц. К коллективным товарным знакам применяются те же правила, что и к обычному товарному знаку, однако коллективный знак не может быть переуступлен и на него не может быть выдана лицензия. Физическими лицами – правообладателями на товарный знак могут быть любые, не ограниченные в правах граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства при обязательном условии государственной регистрации их в качестве предпринимателей. Правовой формой охраны товарных знаков является свидетельство на товарный знак, которое удостоверяет факт регистрации товарного знака, его приоритет, исключительное право пользования и распоряжения товарным знаком, а также право запрещать использование товарного знака другим лицам. Свидетельства выдаются в соответствии с установленной процедурой федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности РФ на основании акта государственной регистрации товарного знака. Такие функции в настоящее время возложены на Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.
Срок действия свидетельства на товарный знак составляет десять лет и может неоднократно продлеваться (каждый раз на десять лет) в порядке, установленном ст. 16 Закона о товарных знаках и конкретизированном Приказом Роспатента от 25.02.2003 г. № 23 «О правилах продления срока действия свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара и внесения изменений в регистрацию и свидетельство». Согласно указанной статье Закона о товарных знаках регистрация товарного знака действует до истечения десяти лет, считая с даты подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. По ходатайству правообладателя для продления срока действия регистрации товарного знака ему может быть предоставлен шестимесячный срок после истечения срока действия регистрации при условии уплаты дополнительной пошлины. Запись о продлении срока действия регистрации товарного знака вносится федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в Реестр и свидетельство на товарный знак. В соответствии со ст. 4 Закона о товарных знаках владелец товарного знака имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком, а также запрещать его использование другими лицами (негативное правомочие). Таким образом, исключительное право на товарный знак - это абсолютное имущественное право, возникающее на основании государственной регистрации и включающее комплекс прав разрешительного и запретительного характера.
Как следует из п. 1 ст. 22 Закона о товарных знаках, под использованием понимается: применение его на товарах, для которых товарный знак зарегистрирован, и (или) их упаковке правообладателем или лицом, которому такое право предоставлено на основе лицензионного договора в соответствии со ст. 26 Закона о товарных знаках. Использованием может быть признано также применение товарного знака в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, проводимых в РФ, при наличии уважительных причин неприменения товарного знака на товарах и (или) их упаковке. Право на использование товарного знака действует только в отношении определенной группы товаров. В связи с этим исключительное право на определенный товарный знак не препятствует другому лицу зарегистрировать аналогичный товарный знак на собственное имя в отношении другой группы товаров или услуг. Такие группы товаров определяются на основании Международной классификации товаров и услуг, установленной Ниццким соглашением о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков 1957 г. Нарушением исключительных прав на товарный знак будет его несанкционированное использование. Перечень конкретных действий, составляющих несанкционированное использование, приведен в п. 2 ст. 4 Закона о товарных знаках. В соответствии с указанным пунктом нарушением исключительного права правообладателя (незаконным использованием товарного знака) признается использование без разрешения в гражданском обороте на территории РФ товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, в том числе размещение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения: - на товарах, на этикетках, упаковках этих товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории РФ, либо хранятся и (или) перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию РФ; - при выполнении работ, оказании услуг; - на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;
- в предложениях к продаже товаров; - в сети Интернет, в частности, в доменном имени и при других способах адресации. Товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными. Закон о товарных знаках не дает легального определения того, что следует считать производством товаров. Очевидно, сюда относится законченный технологический процесс создания товара (продукта), обозначенного чужим товарным знаком. Такое правонарушение считается наиболее распространенным. Изготовлением товаров с поддельными товарными знаками занимаются как российские фирмы, так и иностранные (наибольший размах это явление приобрело в странах Юго-Восточной Азии). Под предложением к продаже следует понимать любые конкретные действия, направленные на реализацию чужого товарного знака, товара, обозначенного таким товарным знаком, или обозначением, сходным с ним до степени смешения, однако при этом сама реализация отсутствует. Примером таким действий могут быть реклама товаров с поддельными товарными знаками, выставление их на витрине, информация в прайс-листах, каталогах и т.д. Под введением товарного знака в оборот понимается его использование способами, указанными выше. Под ввозом понимается перемещение товара, незаконно обозначенного чужим товарным знаком, через таможенную границу РФ. При этом целью такого ввоза должно быть его введение в хозяйственный оборот. Особую проблему представляет использование товарных знаков в Интернете, а именно в так называемых доменных именах. В таких случаях берется популярный товарный знак, принадлежащий известной фирме (самый известный случай произошел с фирмой «Кодак»), и присваивается регистрируемому домену. После того как эта фирма захочет зарегистрировать домен с таким же названием, выясняется, что сделать это нельзя. Это объясняется тем, что в Интернете действует принцип заявительной регистрации, который заключается в том, что тот, кто первым прислал заявку на определенное имя, тот и получает это имя (регистрацию осуществляет организация, которая называется РосНИИРОС). Для того чтобы прекратить неправомерное использование товарных знаков в качестве доменных имен, в Закон о товарных знаках и было введено правило о том, что исключительное право на использование товарного знака включает право на использование в сети Интернет, в том числе в доменном имени.
Следует иметь в виду, что исключительное право на товарный знак определяется только в отношении товаров, указанных в свидетельстве на товарный знак. Согласно п. 3 ст. 22 Закона о товарных знаках правовая охрана товарного знака может быть прекращена досрочно в отношении всех или части товаров в связи с неиспользованием товарного знака непрерывно в течение любых трех лет после его регистрации. Заявление о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в связи с его неиспользованием может быть подано любым лицом в Палату по патентным спорам по истечении указанных трех лет при условии, если этот товарный знак не используется до подачи такого заявления. Доказательства использования товарного знака представляются правообладателем. При этом использованием товарного знака признается также его использование с изменением отдельных элементов товарного знака, не меняющим его существа. При решении вопроса о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в связи с его неиспользованием могут быть приняты во внимание представленные правообладателем доказательства того, что товарный знак не использовался по не зависящим от него обстоятельствам (например, из-за стихийного бедствия, изменения профиля предприятия и др.). Таким образом, использование товарного знака является не только правом, но и обязанностью правообладателя. В качестве дополнительной меры, направленной на защиту исключительных прав владельца товарного знака, предусмотрено правило о предупредительной маркировке. Правообладатель на товарный знак может проставлять рядом с товарным знаком предупредительную маркировку, указывающую на то, что применяемое обозначение является товарным обозначением, зарегистрированным в РФ. Эта маркировка состоит из латинской буквы R или латинской буквы R в окружности либо словесного обозначения «товарный знак» или «зарегистрированный товарный знак», указывающую на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, зарегистрированным в РФ. Наличие предупредительной маркировки помогает потребителям, с одной стороны, лучше запомнить его, а с другой стороны, оповещает об особом статусе обозначения и наличия у определенного лица исключительных прав на знак. В мировой практике применяются такие обозначения, как Trademark, Registered Trademark. В тех случаях, когда предупредительная маркировка проставлена, а соответствующее обозначение не зарегистрировано в Роспатенте, такое действие будет рассматриваться как неправомерное, вводящее потребителя в заблуждение. Как следует из п. 5 ст. 46 Закона о товарных знаках, лицо, производящее предупредительную маркировку по отношению к незарегистрированному в РФ товарному знаку, несет ответственность в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|