Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Авгий. Автолик. Агамемнон. Адонис




Словарь греческой мифологии

 

Ирина Пигулевская

 

 

Издательство: Центрполиграф

 

ISBN 978-5-9524-3825-5; 2008 г.

 

 

АВГИЙ

Царь племени эпеев в Элиде, сын Гелиоса (варианты: Посейдона, Эпея, Форбанта) и Гирмины. А. владел подаренными ему от­цом бесчисленными стадами. За один день Геракл обещал А. очистить много лет не убиравшийся, заросший навозом скотный двор, за это А. должен был отдать Ге­раклу десятую часть своего скота. Тот отвел протекавшие неподалеку реки и направил их воды так, что они смыли все нечистоты (это один из подвигов Геракла — очистка Авгиевых конюшен). А., узнав, что Геракл действовал по приказу Эврисфея, не отдал ему условленный платы, что вызвало войну, сначала неудачную для Геракла, т. к. на помощь к А. пришли его племянники Молиониды. Затем Геракл убил А. и его сыновей, захватил его дочь Эпикасту (которая родила Г. сына Тестала). Существу­ет также миф о том, что А. не был убит Гераклом и вернул свое царство, где после смерти почитался как герой.

ABCOH

Сын Одиссея, рожденный ним­фой Калипсо или волшебницей Кир­кой (Цирцеей). А. считался родона­чальником авсонов — древнейшего племени юго-западной Италии.

АВТОЛИК

Ловкий разбойник, обитав­ший на Парнасе, «самый вороватый из людей», отец Антиклеи — матери Одиссея. А. получил от своего отца Гермеса дар плутовства, способность становиться невидимым или принимать любой об­раз. Автолик похитил стада Сизифа, последний уличил его и в наказание обес­честил его дочь Антиклею, которая вскоре была выдана замуж за Лаэрта. A. считали искусным в борьбе; он обучил борьбе Геракла.

АГАМЕМНОН

Сын Атрея и Аэропы, предводитель греческого войска во время Троянской войны. После убийства Атрея Эгисфом А. и Менелай вынуждены были бежать в Этолию, но царь Спарты Тиндарей, пойдя походом на Микены, заставил Фиеста уступить власть сыновьям Атрея. А. стал царем в Микенах и женился на дочери Тиндарея Клитеместре. От этого брака он имел трех дочерей и сына Ореста. Когда Парис похитил Елену и все ее бывшие женихи объединились в походе против Трои, А. как старший брат Менелая и наиболее могущественный из греческих царей был избран главой всей рати. Убив однажды на охоте лань, А. похвалялся, что такому выстрелу могла бы позавидовать Артемида; богиня разгневалась и лишила греческий флот попутного ветра. Греки долго не могли выйти из Авлиды, пока А. не принес в жертву богине свою дочь Ифигению; этим фактом греческая традиция объясняет вражду Клитеместры к мужу. После взятия Трои А., получив огромную добычу и Кассандру, возвратился на родину, где его ждала гибель в собственном доме: он пал во время пира от руки Эгисфа, успевшего за время отсутствия А. обольстигь Клитеместру. По более поздней версии мифа Клитеместра, встретив А. с лицемерной радостью, в ванне набросила на него тяжелое покрывало и нанесла три смертельных удара.

АДМЕТ

Царь города Фер в Фесса­лии, сын Ферета. В юности участвовал в калидонской охоте и походе арго­навтов. Когда Аполлон за убийство киклопов был осужден Зевсом пробыть год в услужении у смертного, он был отдан в пастухи А., который относился к нему с величайшим почтением. За это Аполлон выговорил у богинь судьбы (мойр) для А. право отсрочить его смерть, если кто-либо захочет заменить А. в подземном царстве. Аполлон также помог А. получить в жены Алкестиду. Отец Алкестиды царь Пелий соглашался отдать дочь в жены А. если он приедет на свадьбу в колеснице, запряженной львом и вепрем, Аполлон помог А. выполнить это требование. При совершении бракосочетания А. забыл принести жертву Артемиде, и разгневанная богиня наполнила спальню новобрачных змеями, что предвещало скорую смерть А. Смерть стала для А. реальной угрозой через несколько лет его счастливой супружеской жизни, и так как никто другой (даже родители) не соглашался сойти в Аид ради спасения А., эту жертву хотела принести мужу Алкестида, которую спас от смерти и возвратил Геракл.

АДОНИС

Божество финикийско-сирийского происхождения с ярко выраженными растительными функциями, связанными с периодическим умиранием и возрождением природы. А. — сын Феникса и Алфесибеи (варианты: ассирийского царя Тианта и его дочери Смирны или кипрского царя Киниры и его дочери Мирры). Богиня Афродита, рассердившись на не почитавшую ее царскую дочь (будущую мать А. ), внушает той страсть к родному отцу, который поддается соблазну, не подозревая, что вступает в связь с соб­ственной дочерью, и после этого про­клинает ее. Боги превращают несчастную в мир­ровое дерево, из треснувшего ствола которого рождается ребенок удиви­тельной красоты — А. Афродита передает младенца в ларце на воспитание Персефоне, не пожелав­шей в дальнейшем расстаться с А. Спор богинь разрешает Зевс, предна­значив А. часть года проводить в царстве мертвых у Персефоны и часть года на земле с Афродитой (в финик. варианте Астартой), спутником и воз­любленным которой он становится. Разгневанная оказанным Афродите предпочтением, Артемида насы­лает на юношу дикого кабана, ко­торый смертельно его ранит. По другой версии, A. — жертва гнева Аполлона (его месть Аф­родите за ослепленного ею сына Аполлона Эриманфа) или ревнивого супру­га богини Ареса (в финик, варианте Астара). Афро­дита горько оплакивает А. и превра­щает его в цветок, окропив нектаром пролитую кровь. Юношу оплакивают хариты и мойры, из крови его расцветают розы, из слез Афродиты — анемоны.

Культ А. существовал в Финикии, Сирии, Египте, на островах Кипр и Лесбос. В Библе было святилище Аф­родиты, где происходили оргии в честь А., сопровождавшиеся священной про­ституцией, причем первый день был посвящен плачу, а второй — радости по воскресшему А. В Аргосе женщины оплакивали А. в особом зда­нии. В Афинах во вре­мя праздника в честь А. под плач и погребальные песни повсюду выстав­лялись изображения умерших. Адонии — праздник в честь А. — были особенно популярны в эпоху эллинизма, когда распростра­нились греко-восточные культы Осириса, Таммуза и др. Поздней весной и ранней осенью женщины выставляли небольшие горшочки с быстро распу­скающейся и так же быстро увядаю­щей зеленью, т. н. «садики А. » — сим­вол мимолетности жизни. В Александ­рии пышно праздновали священный брак Афродиты и юного А., а на сле­дующий день с причитанием и плачем статую А. несли к морю и погружали в воду, символизируя возвращение его в царство смерти.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...