Представление о Боге. Наименование Верховного Начала.
РЕЛИГИОЗНАЯ ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ВЫРАЖЕНИЕ ХРИСТИАНСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ПРЕДИСЛОВИЕ Религиозную лексику русского языка можно разбить на три группы. Первую назовем общерелигиозной. Она включает слова, обозначающие понятия, свойственные всем монотеистическим религиям (Бог, душа, праведность, молитва и др.). Вторую группу составляют слова, обозначающие понятия, свойственные всем основным христианским конфессиям [1] (Святая Троица, Святой Дух, Спаситель, апостол, Евангелие, Церковь, исповедь и др.). Третью группу образуют слова, свойственные отдельным христианским конфессиям (например, наименования священнослужителей: батюшка, пастор, ксёндз, кюре, аббат, кардинал; богослужений: обедня, утреня, всенощная, месса, лития, литания; частей храма: иконостас, притвор, паперть и др.). Главное внимание в пособии будет уделено словам первой и второй групп. Должен предупредить, что автор пособия филолог, не богослов, поэтому комментирование религиозной лексики будет производиться с точки зрения рядового верующего христианина (православного). Должен сказать также, что автор пособия следует принципам веротерпимости, поэтому для него главным является показать то общее, что объединяет разные христианские конфессии, а не то, что их разъединяет. ВВЕДЕНИЕ Лексика - это словарный состав языка. Слова в языке делятся на два основных типа: одни из них имеют более или менее самостоятельное значение и в предложении выступают в качестве его членов (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, числительные, местоимения), другие (частицы, союзы, предлоги) выполняют служебную функцию и членами предложения не являются. Естественно, что наблюдения над религиозной лексикой касаются только самостоятельных слов [2].
По своей предметной соотнесенности самостоятельные слова делятся на классы. Различаются слова, обозначающие растения, животных, части тела, атмосферные явления, светила, водоемы и т. д. Среди предметных классов имеются и слова, выражающие религиозные понятия. Эти понятия не существуют раздельно. Они находятся в системных соотношениях друг с другом, и вместе взятые образуют то, что можно назвать религиозным мировоззрением. Мировоззрение - это "взгляд на мир", миропонимание, мировосприятие. Оно различно у разных людей, зависит от их возраста, занятий, воспитания, степени духовности и других факторов. Религиозное мировоззрение - это восприятие мира (в самом широком смысле этого слова) с точки зрения верующего человека. В каких направлениях будут рассматриваться слова религиозной лексики? Во-первых, нас будет интересовать происхождение слов, выражающих понятия религии; во-вторых, структура их значения; в-третьих, место выражаемых ими понятий в системе христианского религиозного мировоззрения. По своему содержанию предлагаемый курс будет носить лингвистический и религиозно-просветительский характер. Основная часть самостоятельных слов - это слова-названия (предметов, их признаков, действий, количеств и т. д.), некоторую (меньшую) часть самостоятельных слов составляют слова-указатели (местоимения). Естественно, что предметом нашего рассмотрения должны быть только слова-названия. Любой живой язык обладает замечательной способностью, реализация которой и делает язык живым. Способность эта - способность называния. Пока язык живет, в нем постоянно происходит называние всего того, что нуждается в наименовании. Язык человеческий - божественный дар, и возник он в результате заложенной в природу человеческого сознания потребности в назывании. В аллегорической форме об этом сказано в Библии: "Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел (их) к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным, и всем зверям полевым" (Быт. II, 19-20).
Как же даются названия всему тому, что окружает человека? Во все времена существования языка действует один универсальный закон называния (или номинации, от лат. nominare 'именовать, называть') - в основу названия того, что должно быть наименовано словом, кладется его признак. Этот признак обычно обозначается корнем. Например, доска (деревянная, мраморная, каменная и т. д.), на которой устанавливается оконная рама, называется подоконник (под-окон-ник); гриб, растущий под березами, - подберезовик; имеющий цвет сирени - сиреневый и т. д. Признак, лежащий в основе названия, не всегда сохраняется в значении слова, он может забываться по разным причинам. В этом случае корень сливается с соседней морфемой: или приставкой, или суффиксом, ср. су-пруг, в-суе, ду-ть и дух, дым, пи-ть и пир. Существует специальная лингвистическая наука, основной задачей которой является восстановление исходной морфемной структуры слова, его исходного значения и, следовательно, нахождение прежнего корня слова, обозначавшего тот признак, который был использован при номинации. Эта наука называется этимологией [3]. В слове принято различать две стороны: внешнюю - звуковую (на письме - буквенную) и внутреннюю - смысловую. Условно структуру слова можно обозначить формулой {A/B}. Как членится слово? {A} членится на звуки (буквы) и слоги. И то, и другое членение со смыслом слова (с {B}) никак не связано: отдельный звук (или буква на письме), слог сами по себе ничего не обозначают. Членение {B} может быть двояким: выделяются компоненты (части) значения слова. Одни из них соотносятся со звуковой стороной слова (с отдельными звуками или их сочетаниями). Такими двусторонними по своей природе компонентами являются морфемы (корни, приставки, суффиксы, окончания), входящие в морфемную структуру слова. Другие компоненты значения слова не соотносятся со звуковой (буквенной) стороной слова. Это внешне не выраженные "кусочки смысла". "Кусочки смысла" (как выраженные внешне, так и внешне не выраженные) называются семами [4]. Следовательно, есть семы, соотносящиеся с {A} и {B}, и есть семы, отражающие только членимость {B}. Приведем пример: глаголы иду, хожу в одном из своих значений обозначают передвижение человека с помощью ног. Это общая для них сема, но в них содержатся и дифференцирующие семы: иду - двигаюсь в определенном направлении, хожу - двигаюсь в разных направлениях, ср. иду через лес, хожу по лесу.
Итак, учитывая сказанное во вступительной части, можно установить следующее направление в рассмотрении религиозной лексики: 1) этимология слова и дальнейшее развитие его значения; 2) компонентный анализ его семантики; 3) место обозначаемого этим словом понятия в системе религиозного мировоззрения. После сделанных предварительных замечаний приступаем к рассмотрению религиозной лексики русского языка. Предлагаемые наблюдения не исчерпывают всей полноты религиозной лексики, очень богатой и многообразной. Здесь будут рассмотрены слова, выражающие основные понятия христианского мировоззрения, слова, раскрывающие семантику слова религия [5]. Начнем наш обзор со слова религия. Религия. До XVIII в. в русском языке этого слова не было. В древнерусском языке соответствующее понятие передавалось словом вера. Одно из значений его - 'сознание божественного закона, религия' (Срезневский. Т. I. С. 490). Слово религия в русском языке встречается с первой половины XVIII в. Проникло оно из западноевропейских языков (фр. religion, нем. Religion), в русском языке стало употребляться в латинизированном звучании религия. Первоисточником этого слова является латинское слово religio, род. п. religionis, буквальное значение его 'связь, соединение, присоединение'. В латинском языке оно употреблялось в переносном значении и обозначало связь, соединение человека с Богом, поклонение Богу, благочестие. Отметим два основных значения слова религия: 1) 'вера в Бога, почитание Бога'; 2) 'вероисповедание, конфессия'. Рассмотрим оба его значения.
Религия (1). Семантика этого слова содержит в себе следующие компоненты: 1) 'вера в Бога'; 2) 'определенное представление о Боге'; 3) 'поклонение Богу, почитание Бога (молитвенное общение с Ним, исполнение законов Божиих, соблюдение установленных обрядов - культ)'. Рассмотрим подробнее эти компоненты. Вера. Слово вера имеет широкое и более узкое значение. В первом случае это убежденность в истинности существования кого-либо или чего-либо: вера в Бога, в силу добра, честность кого-либо, в прогноз погоды, в приметы и т. д. В более узком значении слово вера обозначает только веру в Бога [6]. Разберем структуру семантики этого слова в данном значении. Вера в Бога - это убежденность в истинности существования, бытия Бога, доверие Ему, надежда на Него, любовь к Нему. Компоненты смысла этого слова (семы) в двух его значениях реализуются в словообразовательных связях: 'убежденность' - поверить, заверить, уверенность, уверенный; 'истинность' - верный (верная мысль, верные часы); 'доверие' - довериться, поверить (поверить слову, обещанию); 'надежда' - верить (верю, что он исполнит свое обещание). Упомянутым двум значениям существительного вера соответствуют два глагола: верить и веровать. Верить управляет двумя падежами: а) винительным (с предлогом в): верить в справедливость, в добро, в Бога, в силу молитвы. В этих производных словах реализуются семы 'убежденность', 'истинность'; б) дательным (без предлога): верю другу, его слову, его обещанию и т. д. Здесь реализуются семы 'доверие', 'надежда'. Глагол верую управляет винительным падежом с предлогом в и имеет более конкретное значение, полностью соотносимое со вторым значением слова вера. Верую только в Бога, т. е. в истинность Его бытия, доверяю Ему, надеюсь на Него, почитаю Его, молитвенно поклоняюсь Ему. Слова с корнем вер- имеют соответствие в латинском языке: verus 'истинный', veritas 'истина' [7]. Интересны семантические (смысловые) параллели с некоторыми другими языками. В греческом pisteuo - 'верю, верую, доверяю, вверяю, поручаю'; pistio - 'вера, доверие, убежденность, верность, вероисповедание'; peitho - 'убеждаю, убеждаюсь (в среднем залоге), доверяю, верю'. В латинском credo - 'вверяю, поручаю, доверяю, верю, верую' [8]; fides, ei - 'вера, доверие; истинность; обещание'; fido, fisus sum, ere - 'доверяю, полагаю'; fidus - 'верный, надежный'; fidelitas - 'верность, надежность'; fidelis - 'верный, надежный'. Приведем определение веры, данное апостолом Павлом: "Вера же есть осуществление ожидаемого [т. е. того, в чем мы уверены, в чем убеждены, на что надеемся. - К.Т.] и уверенность в невидимом [т. е. убежденность в существовании того, что мы не видим, невидимого мира. - К.Т.]" - Estin de pistio elpizomenon upostasin, pragmaton elegcon ou blepomenon (Евр. XI, 1), где upostasin - 'сущность, основание', elegcon - 'доказательство'.
Вера в Бога. Вера в Бога - не результат эксперимента или научных наблюдений. Она зарождается, а, может быть, было бы вернее сказать - пробуждается в недрах нашей души. Она - результат внутреннего видения Бога - интуиции [9]. Интуиция - 'непосредственное постижение истины без предварительного логического рассуждения' [10]. Вера - дар Божий, полученный от рождения или приобретенный позже. Нередко бывает, что убежденный атеист вдруг, неожиданным для себя образом, приходит к вере. В воспоминаниях известного современного православного богослова и проповедника митрополита Антония Cурожского, настоятеля православного собора в Лондоне, говорится, что в отроческие годы он был активно неверующим, крайне отрицательно настроенным к религии, к церкви. И вот, желая разделаться с верою в Бога, он решил прочитать Евангелие, чтобы окончательно убедиться в ложности всего того, что в нем написано. "И вот я у мамы попросил Евангелие... заперся в своем углу, посмотрел на книжку и обнаружил, что Евангелий четыре, а раз четыре, то одно из них, конечно, должно быть короче других. И так как я ничего хорошего не ожидал ни от одного из четырех, я решил прочесть самое короткое [Евангелие от Марка. - К. Т.]. И вот я сел читать; и тут вы, может быть, поверите мне на слово, потому что этого не докажешь. Со мной случилось то, что бывает иногда на улице, знаете, когда идешь и вдруг повернешься, потому что чувствуешь, что кто-то на тебя смотрит сзади... Я вдруг почувствовал, что по ту сторону стола, тут, стоит Христос... И это было настолько разительное чувство, что мне пришлось остановиться, перестать читать и посмотреть. Я долго смотрел; я ничего не видел, не слышал, чувствами ничего не ощущал. Но даже когда я смотрел прямо перед собой на то место, где ничего не было, у меня было то же самое яркое сознание, что тут стоит Христос, несомненно. Помню, что я тогда откинулся и подумал: если Христос живой стоит тут - значит, это воскресший Христос стоит тут - значит, я знаю достоверно и лично, в пределах моего личного, собственного опыта, что Христос воскрес, и, значит, все, что о Нем говорят, правда... Помню, я на следующее утро вышел, и я шел как в преображенном мире" [11]. Вера по существу своему противостоит знанию, основанному на наблюдениях и эксперименте. Но знание и вера не исключают друг друга, не противостоят друг другу. Напротив, знание укрепляет нашу веру, делает ее более твердой. Вера и неверие. Вера противопоставлена неверию, отрицанию Бога, атеизму. Глубочайшим заблуждением является положение, что будто бы атеизм отличается тем от веры, что он научен. В недавнее время в высших учебных заведениях читался курс "научного атеизма". Научным атеизм быть не может, т. к. он, как и вера, не основывается на знаниях, на научных изысканиях, на научном эксперименте. Научно, экспериментально доказать бытие Бога или, напротив, доказать, что Бога нет, невозможно. Атеизм тоже вера, которая может быть подкрепляема, по мнению его сторонников, данными науки, но, тем не менее, это вера, но вера со знаком "минус". Мы можем верить, что Бог есть, или верить, что Бога нет. Повторяем, доказать научно, с помощью наблюдений или эксперимента ни того, ни другого мы не можем. Научного атеизма нет и не может быть. В течение нашей жизни индикатор (стрелка) движется по шкале. Движение ее свидетельствует и о наших размышлениях, подчас возникающих сомнениях, преодоление которых нередко укрепляет нашу веру. Еще раз необходимо подчеркнуть, что знание не разрушает веру, напротив, оно способно укрепить ее. Познавая неоспоримую разумность мироздания, мы убеждаемся, что эта разумность не случайна, закономерность всего не могла возникнуть случайно, сама собой, но является результатом действия творческого начала. Вера и суеверие. Необходимо очень четко различать эти два понятия: вера наша разумна, суеверие - плод заблуждения. Этимология этого слова такова: в древнерусском языке было прилагательное суи - 'тщетный, напрасный, пустой, ложный'. Корень суй- находим в словах суета, суетливый, суетня, суетиться, суетный, в таких сложных словах, как суеверие, суесловие, суемудрие. Следовательно, суеверие - это ложная, пустая, ошибочная вера. Суеверие - результат невежества, состоящее в том, что 'чисто естественным вещам придается значение сверхъестественное' [12]. Суеверие - 'предрассудок, в силу которого многое происходящее представляется проявлением сверхъестественных сил, знамением судьбы или предзнаменованием будущего' [13]. Важнейшим проявлением суеверия является вера в приметы, например, что встреча с черной кошкой сулит неприятности. Верующему христианину необходимо твердо осознать, что вера в приметы никоим образом не связана с христианской верой, она - порождение язычества, весьма живучий его пережиток [14]. Суеверия тесно связаны с магией. Слова маг, магия - греческого происхождения. Маг - это чародей, волшебник, кудесник, волхв. В греческом языке magos, mageia, magikos - магический. Первоначально словом magos древние греки называли членов мидийско-персидской жреческой касты, а словом mageia - учение магов. Слово magos, вероятно, персидского происхождения, оно означало жреца. Из греческого проникло в латинский: magus, прилаг. magiens. Вспомним евангельский рассказ о поклонении родившемуся Иисусу пришедших с востока волхвов: magoi apo anatolon paregenonto (Мф. II, 1). Магия - это колдовство с помощью неведомых, подчас злых сил. Практика магии - это различные действия, заклинания с целью заставить, принудить эти силы послужить на пользу или, наоборот, во вред кому-либо. Принципиальное различие между верой и магией в том, что первая проявляет себя в молитве, т. е. в просьбе, обращенной к Богу. Результат молитвы - проявление милосердия Божьего. Магия же исключает молитву. Маг путем заклинаний пытается заставить злые силы исполнить то, что он требует. Длительная атеистическая пропаганда, происходившая у нас на государственном уровне, атеистическое воспитание нескольких поколений молодежи привели к резкому снижению уровня духовности, тяжелые последствия чего мы наблюдаем в современной действительности. Непосредственное внедрение атеизма, к счастью, закончилось, но, к сожалению, порожденная им бездуховность значительной части народа осталась. И эта бездуховность стала очень удобной почвой для развития оккультизма [15]. Оккультизм - это та же магия, только прикрытая псевдонаучной оболочкой. Распространение получила такая "оккультная наука", как астрология. В наших изданиях широко рекламируют свои услуги астрологи, заклинатели, предсказатели, целители. Интересна эволюция некогда антирелигиозного журнала "Наука и религия" [16], начавшего с 90-х гг. широко пропагандировать различные направления оккультизма. Продолжаем компонентный анализ слова религия. Напомним: религия - это убежденность, уверенность в бытии Бога, другим компонентом значения этого слова является 'определенное представление о Боге'. Представление о Боге. Наименование Верховного Начала. Среди религий различаются исповедующие Единого Бога (единобожие, монотеизм), многих богов (многобожие, политеизм), нераздельности Верховного Начала и мира (всебожие, пантеизм). В нашем пособии речь будет идти только о монотеизме в его наиболее высокой форме - христианстве. Во всех основных христианских вероисповеданиях [17], в общем, одинаковое представление о Боге. В виде основных положений выражено оно в Никео-Константинопольском Символе веры, принятом на двух вселенских соборах (в Никее в 325 г. и дополненном на Константинопольском соборе в 381 г.). Основные положения христианского вероучения называются догматами. В греческом языке глагол dokeo означает 'полагать, думать', производным от него является существительное dogma, род. п. dogmatos 'мнение, решение, постановление'. В русском языке греческому to dogma соответствуют два слова: дoгмат и дoгма. Первое относится к религиозной лексике, второе - к общеупотребительному языку и обозначает какое-либо положение, принимаемое на веру, без доказательств. Слово символ по происхождению также греческое, в русском языке отразилось в византийском произношении (в византийском b звучит как [v]). Греч. sumbolon - от глагола sum-ballo, буквально 'со-брасываю, бросаю вместе'. Глагол многозначный, среди его значений отметим: 'сбрасывать в одно место, сталкивать', в среднем залоге 'сталкиваться, сшибаться'; соответствующее этому глаголу существительное sumbolon 'знак, примета; условный знак, сигнал'. В древней Греции существовал обычай: друзья, расставаясь, брали какой-либо предмет (сосуд, статуэтку, навощенную дощечку и под.) и разламывали его пополам. По прошествии многих лет эти друзья или их потомки узнавали друг друга, убедившись, что обе части соединяются и образуют единое целое - символ. В рассматриваемом нами употреблении символ - 'знак веры, вероучения'. Символ веры в кратких положениях выражает основы христианской веры. Итак, представление о Боге в основных христианских конфессиях в общем одинаково. Некоторое различие между Восточными и Западными Церквами в учении об исхождении Духа Святого от Бога Отца (православные церкви) или от Отца и Сына (католическая церковь, протестантские церкви) [18]. Эта особенность вероучения западных христиан именуется латинским словом Filioque = и от Сына. Приведем полный текст Символа веры. 1. Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. 2. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, Которым всё было сотворено. 3. Ради нас, людей, и ради нашего спасения, сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечившегося. 4. Распятого же за нас при Понтии Пилате, и страдавшего и погребенного. 5. И воскресшего в третий день по Писанию. 6. И восшедшего на небеса и сидящего одесную (т. е. по правую руку) Отца. 7. И снова грядущего со славою судить живых и мертвых, Царству Его не будет конца. 8. И в Духа Святого, Господа животворящего, от Отца (и Сына - Filioque - у католиков и протестантов) исходящего, Ему вместе с Отцом и Сыном воздаем поклонение и славу. Он же вещал через пророков. 9. И во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь. 10. Исповедую единое крещение во оставление грехов. 11. Ожидаю Воскресения мертвых. 12. И жизни будущего века. Аминь.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|