Наименование Верховного Существа.
Понятие о Верховном Существе всегда было присуще человеческому сознанию. Но Бог абсолютен и в полной мере непостижим для человека. Нашему восприятию доступны лишь отдельные проявления Божественной Сущности. И вот эти отдельные признаки Бога в разных языках различно отражаются в Его наименованиях. Вспомним, что среди имен существительных различаются имена нарицательные и собственные. Возникает вопрос, может ли быть у Бога собственное имя? Напомним, что основная причина существования собственных имен состоит в том, чтобы различать окружающих нас людей. Простейший пример: учитель заходит в класс, там сидят тридцать ребят. Чтобы обратиться к ним, спросить или сделать замечание, учитель должен знать, как зовут сидящих перед ним детей. Эта важнейшая функция собственного имени называется апеллятивной (от лат. apellare 'называть, именовать, обращаться к кому-либо'). Но Бог один, следовательно, необходимость в собственном имени отсутствует, в данном случае нарицательное имя Бог является как бы собственным Его именем. Другое дело в религиях политеистических: если богов много, надо различать их по имени (например, у древних греков: Зевс, Афина, Посейдон, Аполлон, Гефест и мн. др.) [19]. Итак, как сказано выше, в основу наименования Верховного Существа кладется один из Его признаков. В любом языке существует множество слов, обозначающих эти признаки. Например, в русском - безгрешный, бестелесный, беспредельный, бессмертный, безначальный, бесконечный. Данные определения имеют отрицательный характер: они указывают на то, чего нет у Бога, называются они поэтому апофатическими (по-гречески apofasio 'отрицание'). Отметим определения с первой частью все-: всемогущий, всесильный, всемилостивый, Вседержитель (по-гречески Pantokratwr) или везде-: вездесущий [20].
Вспомните замечательную оду Г. Р. Державина "Бог". Но помимо этих определений-эпитетов, в каждом языке имеются одно или два основных наименований Верховного Существа. В русском языке их два, нередко они употребляются вместе: Бог и Господь, в латинском и греческом тоже два: Deus и Dominus, Theos и Kurios (означают то же, что и в русском - Бог и Господь). Сначала рассмотрим их этимологию. Бог - слово индоевропейского происхождения. Древнейшее звучание его корня *bhag-. Значение корня, вероятно, связано с представлением об изобилии, полноте. В своем исходном значении этот корень представлен в словах бог-ат, бог-ат-ство, означающих изобилие материальных благ, материальное благополучие; отсутствие такового представлено в словах у-бог, убогий, убожество. В слове Бог древний корень стал обозначать полноту бытия, лег в основу наименования Существа, обладающего всем, содержащим в себе всё (Вседержитель). Близкое значение имеем в греческом on 'Сущий' [21]. On - причастие настоящего времени глагола einai 'быть, существовать'. Применительно к Богу On - это основа всего сущего, это существующий вне времени и пространства, всё в себя вмещающий. Индоевропейский (далее - и.-е.) корень *bhag- находим в древнеиндийских словах bhagas 'счастье, благополучие, красота', второе значение этого слова - 'податель'. Слово bhagavant - 'великий, богатый, счастливый, блаженный, вышний, божественный'. Глагол bhaj- (3 л. наст. вр. bhajati) - 'делить, разделять, наделять'. Вероятно, на основе исходного значения и.-е. корня *bhag- развилось значение 'счастливый, блаженный, владеющий многим, податель', которое и легло в основу семантики славянского слова Бог. Второе наименование Высшего Существа Господь появилось значительно позже слова Бог. Исходное значение этого слова является достаточно актуальным в общеславянском праязыке, это - 'хозяин, владыка'. Производными от него являются прилагательное господский, существительные госпожа, господин, глагол господствовать. В церковном употреблении Господь - Владыка, Властитель.
По происхождению это слово сложное. В нем, как полагают, два корня: *gost- (и.-е. *ghost-) и *pod-ь. *Pod- восходит к и.-е. *pot-, *pot-i-s 'хозяин, глава дома'. В латинском hospes, род. hospitis 'хозяин, оказывающий гостеприимство' (и.-е. *ghost - 'пришелец, чужестранец, гость'), ср. также более позднее значение у латинского слова - 'враг'. В древнерусском языке гость имело значение 'пришелец, заморский купец'. Таким образом, *gost-pod-i-s первоначально значило 'гостеприимный хозяин, домовладыка' [22]. В древнерусском и старославянском слово господь встречаем еще в прежнем значении: и пьси едять отъ кроупиць падающихъ отъ трапеzы господии своихъ [23] (Остром. Ев.); ты ми буди отець, ты ми братъ стареи, что ми велиши, господи мои (Житие Бориса и Глеба). Но чаще слово употреблялось применительно к Богу. Вторую часть найдем в греческом posis (из *potis) 'владыка, хозяин, супруг', в санскрите pati 'господин, повелитель, хозяин', patis 'господин, владыка, супруг', в латышском pats 'хозяин дома, глава семейства'. Более древнее значение второго корня *pot- в праславянском изменилась в *pod-: *gost-pot-i-s > *gospodis господь, группа согласных stp упростилась в sp, а конечное -tь изменилось в -dь, вероятно, по аналогии с таким словом, как свободь (= свободный). Латинское Dominus первоначально значило 'господин, владыка, повелитель'. Это слово производное от глагола dominare 'господствовать, властвовать'. Греческое Kurios имеет такие родственные слова, как сущ. kuros, to 'сила, власть', глагол kuroo 'утверждать, решать, постановлять'. Kurios - 'господин, хозяин; глава семейства', от него образован глагол kurieuo 'быть господином, владеть'. Kurios применительно к Богу - 'Властитель, Владыка'. Главными названиями Бога в греческом и латинском языках являются Theos и Deus. Несмотря на близость звучания, корни у этих слов разные. Греческое Theos имеет древний и.-е. корень *dheu-, исходная форма *dheu-os > Theos, u между гласными выпадает, звонкое dh оглушается. О предположительной этимологии этого слова см. ниже. Латинское Deus из более древнего *dei-u-os имеет и.-е. корень *dei-/di-, связанный с представлением о свете и небе, источнике света. Корень *di- находим в лат. dies, dinum 'день', в рус. день (др.-рус. дь-н-ь), в санскрите в dyaus (из *di-eu-s) 'небо', devas 'бог'. В греческом в наименовании Громовержца Зевса Zeus из *di-eu-s, di-eu-s; в латинском в наименовании *di-u-pater (буквально 'отец неба' или 'небесный отец') - дало Juppiter (diu > ju, в pater a > i, удвоение p). Из латинского можно еще привести слова divum 'открытое небо', divus 'божественный', divinus 'то же', divinitas 'божественность'. В русском языке этот древний корень, осложненный суффиксом u- (v-), имеют также слова дивный, диво, удивиться, подивиться, удивительный, в украинском дивитися 'глядеть, смотреть'.
Ряд наименований Бога находим в Ветхом Завете. О слове Ягве было сказано выше. Саваоф - по-древнееврейски 'Господь воинств или сил небесных', Адонаи - 'Господь-Владыка', Элогим (Элохим) [24] - 'могущественный, сильный'.
Бог есть дух (Ин. IV, 24). Бог бестелесен, нематериален. Но вместе с тем Он - Творец материального мира. Бог пребывает в духовном мире, но Он Вездесущ, Он незримо присутствует и в материальном мире. Духовное и материальное в мире сосуществуют, но духовное начало не является производным от материального, как полагают материалисты. В чем различие между духовным и материальным? Проведем простой эксперимент. Подберем определения к предметам и явлениям материальным и к явлениям духовным. Возьмем для примера яблоко. Оно круглое, может быть румяным или зеленым, душистым, сладким, сочным, легким или тяжелым на вес, при падении его на землю услышим легкий звук удара. Все эти признаки яблока воспринимаются нашими органами чувств: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием. Возьмем еще пример: нас ужалила пчела. Мы ощутили боль укуса, увидели место укуса и вызванную им красноту кожи. Или у нас разболелась голова. Боль ее точно локализирована: у нас болит именно голова, а не поясница. Теперь обратимся к явлениям духовным. От неожиданной встречи с близким и дорогим для нас человеком мы ощутим в душе своей радость. Какова эта радость? Какими признаками мы можем ее определить? Можно сказать, что она круглая, зеленая, ароматная, сладкая? Все эти эпитеты абсолютно неприменимы к явлениям духовным. Правда, о радости можно сказать, что она легкая, светлая, о печали, что она тяжелая, об увлечении, что оно поверхностное, но все эти определения взяты нами не в их основном, а в переносном (метафорическом) значении. Вывод однозначен: духовные явления не определяются теми признаками, которые свойственны предметам и явлениям материального мира и воспринимаются нашими пятью органами чувств. Явления духовные могут быть определяемы с точки зрения времени, интенсивности, своего источника, эмоциональной окрашенности (легкое волнение, длительное спокойствие, тяжелые раздумья, радость от полученного письма и т. д.). Поэтому, как нам кажется, совершенно очевидно, что нельзя рассматривать духовные явления как материальные в своей основе, как "свойство высокоорганизованной материи". Представляется абсурдным утверждение, что материя (вещество), воспринимаемая в своих признаках посредством наших органов чувств, может быть носительницей нематериальных по своей сущности признаков.
Слово дух входит в довольно большое гнездо однокорневых слов. К нему относятся: душа, духовный, душевный, воздух, вздох, выдох, дышать, душный, духовой и нек. др. Исходный корень у этих слов и.-е. происхождения: *dheu-/dhou-/dhu-/dhu-. Наблюдения над историей слов этого гнезда очень интересны: мы можем узнать, как развивалось постепенно у наших предков представление о душе, о духе. Корень этих слов в его первоначальном значении сохранился в глаголе ду-ть, в старославянском с носовым гласным дути, 1 л. ед. ч. дъму. Древний, и.-е. вид корня *dhu-, в этом глаголе осложнен суффиксом m (*dhum-). Исходное значение корня было связано с представлением о движущемся воздухе, а также о поднимающемся вверх продукте горения __ дыме, о поднимающейся ветром пыли, ср. вздыматься (вид корня *dhum-). Слияние корня с суффиксом *m очень древнее, произошло еще в и.-е. праязыке, ср. однокорневые лат. fumus и греч. thumos. В словах дух, душа тот же корень, но слившийся с другим суффиксом - s (*dhous-), по законам славянской фонетики s после u дало х, а дифтонг ou > у: *dhous - дух (др.-рус. духъ). В слове душа х перед суффиксом j перешло в ш (*duх-j-a > душа). Итак, дух, душа, по представлениям древних, нечто подобное воздуху, нечто материальное, но очень тонкое, легкое, похожее на пар или дым. Возможно, что такое представление о жизненном начале человека возникло у наших прародителей в результате наблюдений над умирающими людьми и животными: с последним вздохом и выдохом уходит жизнь, следовательно, жизненное начало, душа и есть что-то похожее на этот выдыхаемый воздух.
Подобное происхождение имеют слова, обозначающие дух и душу в латинском и греческом языках [25]. В латинском: spirare (spiro) - 'дуть, веять; дышать, выдыхать; жить'; spiritus - 'веяние, дуновение; ветер; дыхание, вдыхание; жизнь; душа, дух', Spiritus Sanctus - 'Святой Дух'; animare (animo) - 'вдыхать, дуть, оживлять (ср. рус. реанимация), одушевлять'; anima - 'воздух, дуновение; дыхание; жизненное начало, жизнь; душа'; animus - 'дух, разумное начало, мысль; жизненное начало, сознание'. В греческом: thumoo - 'дыхание; дух, душа, жизнь; желание, мужество, гнев'; родственные слова: thuella - 'буря', thuesis - 'благовонный', thumiama, atos, to - 'благовоние, фимиам', thumiaterion - 'кадильница, жертвенник', thumiao - 'курить, кадить'. В этих словах исходный корень qu- (и.-е. *dhu-, см. выше), его находим и в глаголе thuo 'совершать жертвоприношение'. Первоначальное значение 'дуть, дышать', затем 'дымить, сжигать жертву, свершать жертвоприношение'. В греческом отметим еще слова с корнем pneu-: pneo 'дуть, веять; издавать запах, пахнуть; дышать; жить'; pneumatikos 'дыхательный, полный ветров; одушевленный', pneuma, atos, to - 'дуновение, ветер; дух, жизнь, Pneuma Agion - 'Святой Дух'. В латинском были указаны слова anima, animus, тот же корень имеем в греч. anemos 'дуновение, ветер'. Исходный корень находим и в лат. animal 'животное (обладающее 'животом' - жизнью)'. В русском языке и.-е. *an- дало у (через ступень носового on), корень у-, осложненный суффиксом х, находим в -ухать, ср. благоухать, нюхать. Итак, как видим, в славянских языках, в греческом и латинском наблюдается общая закономерность в развитии понятий о духе, душе, о жизненном начале в словах, первоначально означавших движение воздуха, дыхание. Постепенно изменяется взгляд людей на природу духовного начала человека. Оно перестает осознаваться как нечто подобное воздуху или пару. И сейчас мы воспринимаем душу, дух как нематериальные сущности, относящиеся к "миру невидимому", духовному. Слово душа в русском языке употребляется в двух значениях: жизненное начало, жизненная сила человека, таинственным образом соединенная с материальной (телесной) частью человека и та часть жизненного начала, которая непосредственно связана с телом, воспринимающая все ощущения, испытываемые телом. В этом значении душа противопоставлена духу - той части души (в первом значении слова), которая бессмертна, является носительницей разума, эмоций, воли. Материя. Слово материя имеет в русском языке несколько значений. Мы рассмотрим это слово в его научном, философском употреблении. Материя - это основа чувственного мира, субстанция. Синонимом слова материя в данном значении выступает слово вещество (т. е. то, из чего состоят вещи в широком смысле этого слова) или иначе предметы [26], нас окружающие. Материя - латинское слово, производное от слова mater 'мать'. Слово materia обозначает ствол, брус, балку, строительные материалы, древесину, вещество, первичное (исходное) начало (rerum - вещей). С точки зрения религии материя не первична, она вторична, результат творческого акта Высшего Начала, Бога: "В начале сотворил Бог небо и землю" (Быт. I, 1). Как произошло это, мы не знаем. Это тайна веры. Мы верим в то, что Бог сотворил мир видимый (материальный) и невидимый (духовный) [27]. Мы верим в единого Бога. Христианская религия и нехристианские монотеистические исповедания различаются разными представлениями о Высшем Начале. Мы веруем в Единого Бога [28], троичного в Лицах; во Святую Троицу. Три Лица Святой Троицы составляют Единую Сущность: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой. Лица Святой Троицы (ипостаси, от греч. upostasis 'основание, сущность') нераздельны. Наша вера во Святую Троицу основана на Евангелии. Последняя, 28-я глава Евангелия от Матфея заканчивается напутственными словами Иисуса Христа Его ученикам: "Итак, идите научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа". Бог-Отец - Вседержитель (Pantokrator), Творец мира видимого и невидимого. Его никто не видел: "Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, Сущий в недре Отчем, Он явил" (Ин. I, 18). Очень важное место в Евангелии: Бога никто никогда не видел, но Он, по милосердию Своему, послал Сына Своего Единородного в мир, и "Сын, Сущий в недре Отчем, Он явил". Предложение неоконченное, неполное, потому что нет дополнения при сказуемом явил. Кого явил Сын Божий? Из предыдущих слов совершенно ясен ответ: "явил Бога" людям. Люди увидели Бога, общаясь с Ним, слушали Его, и Сын Божий не оставил нас, вознесшись на небо: Он всегда с нами "до скончания века" (Мф. XXVIII, 20). В том же Евангелии от Иоанна Сын Божий именуется Словом. Вот начало первой главы: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Всё через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что нaчало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеком" (Ин. I, 1 - 4). Евангелие от Иоанна написано на греческом языке. В греческом тексте употреблено слово logos, основное значение которого - 'слово, речь, рассказ (устный), молва, разум, мысль'. В русском языке слово тоже многозначно: 'звучащее или написанное слово', 'речь' (выступил с приветственным словом), 'твердое намерение, решение' (дал слово, сдержал слово, твердое слово, мудрое слово, поверил его слову). В древнерусском языке еще 'поучение, наставление, проповедь' (например, известное произведение киевского митрополита Илариона "Слово о Законе и Благодати", XI в.). В приведенной цитате из Евангелия от Иоанна Слово, которое было у Бога и Само было Богом, - конечно, не звучащее слово, греческое logos, вероятно, "мысль, разум", при этом мысль творческая, активная, творящая [29]. Акт творения осуществляется через Слово, без Него не начало существовать то, что существует. Слово Божие не возникло в акте творения. Оно всегда, изначально было у Бога. В греческом тексте en arkhe en o Logos - в начале было Слово. В начале - исконно, всегда, ср. др.-рус. искони 'всегда, постоянно'. Воплощенное силою Святого Духа Слово Божие "стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины, и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца" (Ин. I, 14). Воплощенное Слово Божие - это Иисус Христос, Сын Божий. Иисус Христос - Богочеловек, в Нем таинственно соединены божественная и человеческая природа. Иисус - Сын Божий, Божественное Слово и Сын Человеческий. Родившись силою Святого Духа от Марии Девы, Сын Божий получил человеческое имя Иисус (др.-евр. Iehoshua, арам. Ieshua, что значит 'помощь Иеговы, Спаситель'). Христос - слово греческое: Khristos - буквально 'помазанник' от глагола khrio 'помазываю'. Это слово - перевод евр. Машуа с тем же значением. Еврейское Машуа греки стали произносить как Мессия (греч. messia). В древности был обряд помазания благовонными маслами при посвящении в царский или первосвященнический сан. Верующие в Сына Божиего впервые стали называться христианами в I в. в г. Антиохии: "Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, нашед его, привел в Антиохию. Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей; и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами" (Деян. XI, 25 - 26). В христианстве главное - это личность Самого Иисуса Христа. Стремящийся стать христианином должен принять Иисуса Христа в свою душу, сердцем почувствовать Его: "Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною" (Откр. III, 20); "кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое, и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим" (Ин. XIV, 23). Принять Иисуса Христа мы можем лишь в том случае, если возлюбим Его и будем следовать Его заповедям. Иисус Христос наш Спаситель, Искупитель, Агнец Божий, взявший на себя грехи мира. Не все признали Иисуса Христа Мессией. Многие из Его современников думали, что Мессией должен быть светский владыка, вождь, который избавит свой народ от порабощения римлянам. В шестой главе Евангелия от Иоанна повествуется о чудесном насыщении пятью хлебами множества народа, следовавшего за Иисусом. "Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир. Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился на гору один" (Ин. 6, 14 - 15). Не все люди, общавшиеся со Христом, в том числе и апостолы, сразу поняли, что царство Его "не от мира сего". Поразительны пророчества об Иисусе Христе в Ветхом Завете, сделанные за много веков до Его рождения. Особенно замечательно предвидение пророка Исаии, которого именуют ветхозаветным евангелистом. Приведем одно из них (гл. 53): "Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на себя наши немощи, и понес наши болезни, а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши, наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали как овцы, совратились каждый на свою дорогу, и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно, и не открывал уст Своих, как овца, веден был на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих... Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его" (Ис. 53, 2 - 9). В Евангелии от Матфея говорится, что когда настал вечер после совершения казни Иисуса Христа, богатый человек из Аримафея, именем Иосиф, который был одним из учеников Иисуса, "пришед к Пилату, просил Тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать Тело; и, взяв Тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился" (Мф. 27, 57 - 60). Третье Лицо Святой Троицы - Дух Святой, очищающее, освящающее и животворящее начало. В Символе веры сказано о Нем: "Верую... и в Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца исходящего". В православной Церкви есть хорошая молитва Святому Духу: "Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны и спаси, Блаже, души наша" - перевод: "Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, вездесущий и всё наполняющий. Сокровище всего доброго и Податель жизни! Приди и вселись в нас и очисти нас от всего скверного (нечистого) и спаси, Благой, души наши". Бог есть любовь (I-ое посл. ап. Иоанна IV, 7 - 8). В Единую Сущность ипостаси Святой Троицы, Отца, Сына, Святого Духа, соединяет великая божественная сила - сила любви. Бог по существу Своему, по природе Своей, есть Любовь. Апостол Иоанн в своем 1-ом послании пишет: "Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь" (IV, 7 - 8). "Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем" (IV, 15). Великий закон любви. Любовь может быть односторонняя (однонаправленная) и двусторонняя (двунаправленная). Любовь бывает направлена к живым существам (к людям, животным), в этом случае она или односторонняя, или двусторонняя; или к предметам (тогда она только односторонняя - любовь к роскоши, к богатству, к одежде, к сладостям, к книгам, к путешествиям и т. д.). Корень слова любовь индоевропейского происхождения. Его древнее звучание *leubh-/loubh-/lubh-. Можно указать на слова с этим корнем в санскрите: глагол lubh- (3 л. lubhyati) 'жаждать чего-либо, стремиться к чему-либо', существительное lobha (здесь корень *loubh-) 'жадность, алчность; страстное стремление к чему-либо, желание'; в латинском: безличная форма libet 'можно, дозволено' (из более древнего lubet), libido, -inis 'желание, влечение' (из lubido); в готском: liufs 'милый, дорогой, любимый'; в древневерхненемецком: liuben 'любить' (совр. нем. lieben); в русском: любить, любезный, любой, ср. в древнерусском языке краткая форма любъ, с ней исторически связано современное любой, безличная форма любо (мне любо). Исходное значение индоевропейского корня - 'стремиться, тяготеть к кому-либо, чему-либо, жаждать чего-либо, испытывать сильное влечение, привязанность к кому-либо, чему-либо'. Сделаем компонентный (семный) анализ русского слова любовь: 1) у человека это стремление, сильное тяготение к чему- или кому-либо; 2) сильное желание, жажда чего-либо. Например, любовь к детям - стремление быть с ними, заботиться о них, помогать им; любовь к книгам - желание иметь, читать их. Нам кажется, что основная, исходная сема слова любить и производного любовь - 'тяготение, стремление к кому-, чему-либо'. Если принять эту сему за исходную, то можно полагать, что любовь является одним из основных законов всего существующего. Наметим условно ступени закона любви в широком понимании этого слова. I. Мир неорганический. Закон всеобщего тяготения является основой материального мира (проявляется он в соединении атомов в молекуле, законе притяжения, в устройстве солнечной системы и во многом другом). II. Мир растений. Стремление растений к свету, к солнцу. Прорастание семян из земли по направлению к свету. III. Мир животных. Стремление самки и самца друг к другу, необходимое для продолжения рода. Любовь к детенышам, забота о них. Элементы супружеской любви (например, у голубей, у обезьян). Любовь к человеку, иногда к животным иной породы. IV. Мир людей. Более сложные и разнообразные проявления любви. Физическое влечение. Стремление к духовной и физической близости у супругов. Стремление к духовной близости (друзья, единомышленники и др.). Любовь родителей к детям, детей к родителям. Любовь, соединяющая родных, родственников. Любовь к ближним. Любовь к Богу. V. Любовь - сущность Бога. Любовь соединяет ипостаси Святой Троицы в Единую Сущность. Любовь Бога к Своему Творению, к людям, "меньшим братьям Божиим". Наряду с законом притяжения (двусторонним или односторонним) в мире и среди людей действует и противоположный закон взаимного или одностороннего отталкивания. В неорганическом мире это, например, отталкивание одинаково заряженных частиц, несовместимость совместного существования определенных видов растений и животных. Обе тенденции у людей могут быть добрыми или злыми, греховными. Так, сила притяжения греховна, если направлена в сторону пьянства, мздоимства, приобретения неправедными путями богатства, к распутству. Сила отталкивания греховна, если порождает вражду, неприязнь, недоброжелательство, но она оказывается необходимой, когда мы преодолеваем побуждение ко греху, ко всякому пороку, когда мы избегаем того, что может причинить вред или нам, или нашим ближним. Бог - Творец мира, Бог - Вседержитель (Pantokrator - Omnipotens). Когда и как происходило творение, мы не знаем. Это тайна. Нам известно только, что мир сотворен Богом. Мы не знаем также, были ли и будут ли еще подобные творения. Одно для нас несомненно: в творении мира, в котором мы живем, результат действия Божественного Разума [30]. В аллегорической форме акты творения обозначены в Библии словами: "И сказал Бог..." (Быт. I). Иначе нам не понять, как могла последовательно, разумно, без заложенной в нее программы, развиваться исходная масса первоматерии. Бог создал мир видимый (материальный) и мир невидимый (духовный). В человеке соединены оба эти начала - материальное (телесное) и духовное (дух, душа). Как говорится в Священном Писании, человек создан по образу и подобию Божиему [31]. Как понять это? Бог бестелесен, бесплотен, так что не может быть и речи о телесном подобии человека Богу. Человек подобен Богу духовной стороной своей природы. В этой стороне человек - образ Божий, подобен Ему (греховность человеческой натуры очень часто заслоняет, затемняет в нашей душе образ Божий). Духовное сходство человека с Богом и в том, что человек наделен тремя важнейшими свойствами духа: разумом, чувством и волей. О творении человека в аллегорической форме повествуется в Библии: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (Быт. II, 7). О Богопознании. Выше говорилось, что человеческий разум не может полностью познать Бога. Нашему восприятию доступны лишь отдельные проявления Божественной Сущности. Мы познаем Бога внутренним, душевным видением - интуицией. Основным путем внутреннего восприятия Бога является молитвенное общение с Ним. Кроме этого, в нашей душе временами звучит голос Божий - совесть. Совесть - это осознание, оценка правильности наших мыслей, чувств, желаний, нашего поведения. Совесть - калька с греческого sun-eidesis. Корень в слове совесть вед (вhд-) - тот же, что и в глаголе ведать (древнерусское вhдhти). Со-вhс(д)-ть - это как бы со-ведение, осознание правильности или ошибочности нашего поведения. Совесть в душе человека действует в трех временных направлениях: голос ее можно услышать в отношении уже совершенного, сделанного; того, что делается, творится нами в настоящее время, или того, что мы намереваемся сделать в будущем. Голос совести неумолим. Его трудно заглушить. Он может звучать помимо нашего желания, нашей воли. Но есть люди, которым удается заглушить этот голос. Это - люди бес-совестные. Но и те люди, у которых обычно звучит голос совести, в некоторых жизненных ситуациях могут стать бес-совестными. Богооткровение. Главным источником Богопознания является Богооткровение [32]. Сущность его в том, что Бог открывает Себя людям. Бог открывает Себя в душе человека (вспомним "Се стою у двери и стучу". Откровение святого Иоанна Богослова, III, 20), в молитвенном общении с человеком, в созданном Им мире. Созерцая картины великих художников, мы испытываем чувство преклонения перед их талантом. Еще в бoльшей степени мы благоговейно преклоняемся, созерцая творение великого Создателя видимого мира. Бог открывает Себя в этом мире, в его красоте, величии, гармонии. Мы молитвенно славим Творца, наблюдая восход солнца, освещенные им вершины гор, вдыхая аромат соснового леса, наслаждаясь красотой и благоуханием полевых цветов, слушая щебетание птиц. "Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес!... Когда взираю я на небеса Твои, - дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?" (Псалом 8, 2 - 5). "Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь" (Псалом 18, 2). "Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих" (Псалом 103, 24). Приведем замечательную молитву святого Франциска из итальянского города Ассизи (1182 - 1226 гг.), в которой Франциск, почти ослепший, тяжело больной, прославляет Творца за созданный им мир: "Высокий, добрый, всемогущий Боже, Тебе хвала, и слава, и все благословения: благословенны, Господи, с Тобой Твои создания, особенно и прежде всех брат солнце, что греет нас и веселит Тебе на славу. Прекрасный, лучезарный, в светлом нимбе - Тебя он, Высочайший, отраженье. Твои, о Господи, сестра луна и сестры звезды - Ты создал в небе их пресветлых, драгоценных. Благословен будь и за брата ветра, за дождь, и ясный день, и всякую погоду, какой даруешь Твоим тварям пропитанье. Благословен будь за сестрицу нашу воду, что так щедра, смиренна, драгоценна и невинна. За брата нашего огня благословен будь, Боже, которым освещаешь ночь беззвездну... Благословен будь, Господи, за матерь нашу, землю, что кормит и растит нас, дает плоды, и пестрые цветы, и травы". Православный священник Григорий Петров, скончавшийся в 40-х годах в заключении, написал вдохновенный акафист [33], названный им "Слава Богу за все" [34]. Приведем из него некоторые молитвы: "Господи, как хорошо гостить у Тебя: благоуханный ветер, горы, простертые в небо, воды, как беспредельные зеркала, отражающие золото лучей и легкость облаков. Вся природа таинственно шепчется, полна ласки, и птицы, и звери носят печать Твоей любви. Благословенна мать земля с ее скоротечной красотой, пробуждающей тоску по вечной отчизне, где в нетленной красоте звучит: Аллилуиа! Как Ты прекрасен в торжестве весны! Когда воскресает вся тварь и на тысячи ладов радостно взывает к Тебе: Ты источник жизни, Ты победитель смерти... Слава Тебе за радушие и ласку всей природы... Слава Тебе за глубину Твоего разума, отпечатленного во всем мире... Слава Тебе, зажегшему впереди яркий свет вечной жизни. Слава Тебе за надежду бессмертной идеальной нетленной красоты. Слава Тебе, Боже, во веки... Я вижу небо Твое, сияющее звездами. О, как Ты богат, сколько у Тебя света! Лучами далеких светил смотрит на меня вечность, я так мал и ничтожен, но со мною Господь, Его любящая десница всюду хранит меня... Слава Тебе за светлые минуты моей жизни, слава Тебе за ясные радости сердца, слава Тебе за счастье жить, двигаться и созерцать. Слава Тебе, Боже, во веки". Молитвенно славит Творца великий подвижник, мужественный исповедник веры православной, испытавший гонения, заключение в концентрационных лагерях, архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Архиепископ Лука был крупным ученым, талантливым врачом-хирургом, автором ряда известных работ по хирургии. Им написана замечательная книга: "Дух, душа и тело". Архиепископ Лука в ней пишет: "Мы говорим, что Дух направляет развитие тел человеческих в соответствующих себе формах. Теперь скажем, что не без творческого воздействия Духа создаются и формы неорганической природы, все формы мироздания. В том глубоком духовном, даже моральном воздействии, которое производят на нас овеянные духовной энергией красоты природы, надо видеть цель и значение красоты. Если бы мироздание было тем, чем оно представляется материалистам, то не было бы в нем красоты души, созидаемой Духом... Мне принесли букет цветов. О, сколько тонкой, чарующей красоты в этих дивных маленьких творениях Божиих! И вместе с тем, как они прелестны своей малостью, полной кротости, простотой. Тончайшее кружево нежных белых соцветий, голубенькие и розовые, фиолетовые и синие крошки глядят на нас чистыми глазками своих лепестков и венчиков, изливают на нас свой чудный аромат. Ну разве не очевидно, что это некая проповедь душевной чистоты? Надо иметь очень грубое сердце, чтобы не слышать этого голоса Божия, так ясно звучащего в красоте материальных форм природы" [35].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|