В древности существовали цивилизации, чьи технические возможности превосходили современные! Именно они построили мегалитические сооружения
Тайна происхождения мегалитических построек – египетских или мезоамериканских пирамид, Стоунхенджа, статуй острова Пасхи – казалось бы, лежит далеко в стороне от моей главной темы – эволюции человека. Где Древний Египет, а где антропогенез! Поэтому поначалу я очень удивлялся, когда в спорах об эволюции внезапно звучало: «Но как вы объясните пирамиды? » Потом я, кажется, понял. В тех простых исторических схемах, которые среднестатистический гражданин смутно помнит с детства, эволюция подразумевает плавный и неуклонный прогресс: безмозглые мартышки – звероподобные пещерные люди в шкурах – убогие земледельцы с мотыгами – возвышенные древние римляне в тогах и так далее. Гигантские каменные сооружения – некий всплеск, клякса на школьной тетради, они из прямолинейной схемы выпадают. «Дело было в каменном веке», а построить подобное не под силу даже современной технике! Проверять последнее утверждение необязательно, если ты принял его сердцем и «верифицировал» личным житейским опытом. Посмотри, какие они огромные! Попробуй сдвинуть с места двухтонный камень. Не можешь? То‑ то. Бесспорный лидер популярности среди «древних каменных чудес» – египетские пирамиды. А почему, спрашивается, именно они? Во‑ первых, пирамиды действительно поражают своими размерами. Высота пирамиды Хеопса – 140 м, вплоть до Средневековья это было самое высокое архитектурное сооружение планеты. Находясь рядом, человек ощущает свою ничтожность, наш разум пасует перед каменной громадиной. А еще они очень древние, а культ старины у нас в крови. Наше детство наполнено рассказами о сказочных временах, всегда начинающимися со слов «давным‑ давно…». Предки были мудрее, им было доступно то, что их легкомысленные наследники растеряли. И чем древнее, тем больший трепет испытывает каждый из нас, прикасаясь к частице прошлого – будь то кусок камня, обломок горшка или медная монета. Ну а пирамиде Хеопса 4500 лет! В ту пору по земле, кажется, еще бродили мамонты?
Когда схлынет первая волна восхищения, возникает закономерный вопрос: зачем это все? Нам говорят, что пирамида – всего лишь гробница фараона. Но господа, вы утверждаете, будто тысячи людей строили ее 20 лет. Для современного горожанина, который меняет работу каждые полгода и не может совладать с двумя гастарбайтерами на даче, кажется абсурдным, что где‑ то и когда‑ то – даже в глубокой древности – могло быть по‑ другому. Египет – популярный курорт. Миллионы российских граждан искупались в Красном море, прокатились в Каир, сфотографировались на фоне сфинкса (надо поставить ладошку так, будто прикасаешься к его прекрасному каменному лику). А местные энергичные гиды старались развлечь туристов – в меру своей фантазии и скверного знания истории родной страны. С легкой руки предприимчивых туристов с видеокамерами их увеселительные поездки превращались в «экспедиции к неразгаданным тайнам Древнего Египта». Конечно, о древних цивилизациях должны что‑ то рассказывать в школе, однако школьная программа скудна. Колоссальным постройкам древности в учебнике отведено несколько абзацев. Авторы пособий заботливо уберегли неокрепший детский ум от скучных технических подробностей. Ребенок вырос… у него возникли вопросы. А знаний не прибавилось. В начале XXI века на планете Земля сформировался определенный тип бытового скептика, для которого создатель форума «Что могли древние»{126} Олег Кругляков придумал меткое название: «немо́ глик». Почему немоглик? Потому что сердито кричит «НЕ МОГЛИ! » при виде любого древнего сооружения, размерами и красотой превосходящего сарай. Этот персонаж представляет предков тупыми неумехами, способностей которых хватало максимум на то, чтобы ногтями выскоблить землянку в мерзлом грунте, забиться туда и затаиться – так не найдут динозавры. Немоглик считает себя профи в какой‑ нибудь технической профессии («я – дипломированный вагоностроитель»), историков – этих «диванных» гуманитариев! – люто презирает. В голове немоглика – все в кучу. Начав разговор с пирамид Египта, он перескакивает на Стоунхендж или полигональную кладку инков, а затем показывает вам фото храмового комплекса в Баальбеке (I век). Но моя мысль скачет не так шустро. Поэтому поговорим про них, родимых – про пирамиды Гизы.
Почему нам твердят, что те египтяне, о которых мы знаем из учебников, «не могли»? Ну, во‑ первых , в эпоху пирамид египтяне не знали железа, а медными или бронзовыми инструментами нельзя работать с твердыми породами камня – как же добывались каменные блоки? Во‑ вторых , у египтян не было даже колеса! Без техники невозможно двигать многотонные камни на большие расстояния. В‑ третьих, допустим, можно вытесать, перетащить, подогнать друг к другу несколько блоков, но в Великой пирамиде их 2 млн! Невозможно вообразить такой колоссальный труд! В‑ четвертых, традиционная версия разбивается элементарными расчетами. Берем 2 млн каменных блоков. Для того чтобы изготовить столько за 20 лет, новый блок должен вылетать из каменоломни каждые 5 минут! Безостановочно, 24 часа в сутки, год за годом. Разве это реально? В‑ пятых, если историки все знают, то почему бы им не повторить опыт древних египтян – построить пирамиду по якобы известным технологиям? Слабо? Пишут, что японцы в 70‑ е годы XX века пытались осуществить такой проект, но опростоволосились! И сроки сорвали, и пирамиду построили махонькую совсем, да и та через несколько лет полностью развалилась. Вот лишь часть доводов, взятых на вооружение «немогликами», – и этого достаточно, чтобы нокаутировать неподготовленного оппонента. Но мы не будем выбрасывать белый флаг. Я хотел бы обратить ваше внимание на очередную характерную ошибку «бытового мышления». Мы привыкли, что для любой обыденной задачи существует привычное решение. Зубы можно почистить зубной щеткой, банку открыть открывашкой, отверстие в стене просверлить перфоратором. А гранит надо пилить болгаркой с алмазным диском. Мы, люди XXI века, живем в удобном коконе из современных технологий и технических устройств. Однако одна и та же задача может решаться по‑ разному. Люди прошлых эпох, которым были неведомы электричество, сталь и даже колесо, тем не менее умудрялись решать непростые технические проблемы. Конечно, делали они это по‑ своему, пользуясь тем, что было доступно. Так, до развития металлургии главным материалом для орудий был камень, и за тысячелетия люди достигли высокого мастерства в его обработке и использовании. Разумеется, те технологии обладали низким КПД, работа велась медленно. Когда появилась возможность, люди стали решать те же задачи более эффективными способами, а старые решения забылись. Поэтому о том, как древние работали с камнем, ничего не знает ни современный строитель, ни даже работник камнерезной мастерской с болгаркой наперевес.
Итак, к одному и тому же решению можно прийти разными путями. Например, каменный блок можно перемещать с помощью: • крана; • тягача; • ручной лебедки и системы блоков (усилиями нескольких человек); • упряжки волов или группы людей по деревянным каткам.
Будем придерживаться фактов, а не фантазий. Поскольку древние болгарки и большегрузные тягачи не найдены – значит, древние ухитрялись обходиться без них.
В некоторых случаях именно скудностью технических возможностей можно объяснить особенности древних построек. Особое восхищение немогликов вызывает так называемая «полигональная кладка» инкских городов в Перу: сооружения из каменных блоков неправильной формы, плотно подогнанных друг к другу. Конечно, в воображении альтернативных историков тут отметились и инопланетяне, и «пластилиновые» технологии, позволявшие инкам лепить из камня любые формы. В реальности самобытность кладки здесь – следствие того, что имевшийся инструментарий не позволял древним каменщикам получать стандартные прямоугольные блоки. Инкские каменоломни представляли собой фактически «развалы» глыб, естественным образом отколовшихся от породы. Рубить твердый камень инкам было сложно. Вместо этого в россыпях выбирались примерно подходящие по форме валуны, которые после минимальной обработки тащили к месту строительства и уже там подгоняли друг к другу. Архитектор Жан‑ Пьер Протцен, изучавший сооружения и каменоломни инков в Ольянтайтамбо, полагает, что работа велась самыми примитивными инструментами – каменными молотами из гальки, которые в большом количестве найдены в местных каменоломнях{127}.
Судя по всему, похожие средства использовались египтянами в гранитных каменоломнях Асуана – в частности, для вырубки знаменитых обелисков. Самый большой из них, 42‑ метровый незаконченный гигант, весил более 1000 т. Неужели и его выстукивали камушками? Верится с трудом! Однако рядом с обелиском и в других египетских каменоломнях археологи нашли сотни каменных – долеритовых – шаров. Именно ими, по мнению ученых, египтяне дробили гранит. Работа с помощью таких инструментов изображена на некоторых древнеегипетских фресках. Сохранившаяся разметка, расчеты и эксперименты привели исследователей к мысли, что 150 работников, расположившихся вокруг будущего обелиска, при 10‑ часовом рабочем дне продолбят гранит вглубь на 5 м и вырубят обелиск целиком примерно за три года{128}. Вас пугает такой срок? Однако вспомните, что гранитную заготовку для Александровской колонны, установленной в Петербурге, вырубали из монолита и обрабатывали в течение тех же самых трех лет. В начале 2016 года технику работы древних египтян в очередной раз испытали энтузиасты из Санкт‑ Петербурга: выбрав гранитный валун и вооружившись гальками, экспериментаторы за час продолбили в граните углубление объемом 255 куб. см. Цифра примерно соответствует предполагаемой часовой норме для египтян{129}. Но существовали и более быстрые способы. Например, на поверхности гранита разводили специальные костры, а затем нагретую скалу поливали водой. От перепада температур камень становился хрупким. Археологи нашли в Асуане следы кострищ, уголь и обожженные кирпичи, которыми могли обкладывать область нагрева{130}.
Тем, кто интересуется темой обработки камня в Древнем Египте, рекомендую также книгу археолога‑ экспериментатора Дэниса Стокса Experiments in Egyptian Archaeology: Stoneworking Technology in Ancient Egypt{131}.
Раз мы заговорили про добычу камня, уместно вспомнить загадочные статуи острова Пасхи, или «моаи». Еще один яркий пример «каменных чудес», правда, не такой уж древний. Судя по всему, эти каменные идолы были изготовлены за несколько столетий до прибытия на остров европейцев, то есть уже во II тысячелетии. Тем не менее загадка остается загадкой. Жители острова не знали металла, однако это не помешало им изготовить около 900 статуй, некоторые из которых весили до 15 т. Большая часть статуй вырублена из вулканической породы – базальтового туфа.
Норвежский путешественник Тур Хейердал решил разгадать этот ребус. В книге «Аку Аку»{132} Хейердал пишет, как он, прибыв на остров, провел вместе с местными жителями несколько успешных опытов по изготовлению, транспортировке и установке статуй. Под руководством знаменитого норвежца шесть человек с помощью рубил из базальта (которые сотнями валялись в каменоломне) за три дня наметили в скале пятиметровую фигуру. По расчетам Хейердала, при таких темпах работы на полную статую ушел бы примерно год. Дальше группа помощников волоком переместила готовую 12‑ тонную статую к месту установки и поставила на ноги с помощью камней, подкладываемых под основание, и трех бревен в качестве рычагов. Как утверждает Хейердал, местные жители помнили, как это делается: это знание они передавали из поколения в поколение, хотя сами давно уже не делали статуй. Однако вернемся к разговору про пирамиды. Полагаю, вы знаете, что пирамиды построены не из гранита или базальта. Основной материал Великой пирамиды – известняк, а это достаточно мягкий камень. Его, как и другие строительные материалы, добывали в каменоломнях. К настоящему времени найдено уже 128 древнеегипетских каменоломен – в реальности, вероятно, их было гораздо больше{133}. Каменоломни, служившие источником известняка для пирамид Гизы, находятся буквально в паре сотен метров от каждой пирамиды. В них сохранилась даже разметка в виде горизонтальных канавок, а также каменные блоки на разных стадиях изготовления. Судя по тому, как добывают известняк до сих пор, это было не очень сложным делом благодаря слоистости камня. Примерную технологию описывают Кларк и Энгельбах в книге «Строительство и архитектура в Древнем Египте». С помощью медных либо каменных инструментов (долото или кирка) по контуру блока выбивались борозды, затем блок подрубался снизу и с помощью клиньев или рычагов отделялся от скалы. Я уже коснулся вопроса транспортировки блоков. Группе Хейердала удалось без использования колеса перетащить на приличное расстояние 12‑ тонную статую. Вспомним другой легендарный памятник древности – Стоунхендж. Опыты по реконструкции методов перемещения камней Стоунхенджа проводились в 1954 году группой археолога Ричарда Аткинсона. В экспериментах каменную глыбу весом несколько тонн таскали на волокуше по деревянным каткам, а также сплавляли на катамаране по реке Эйвон{134}. В 1996 году состоялся более масштабный эксперимент: в рамках съемок фильма BBC «Секреты потерянных империй: Стоунхендж» («Secrets of Lost Empires: Stonehenge») группа из 100 человек тащила по деревянным полозьям, смазанным жиром, глыбу весом 45 т. Протащили 18 миль! А Уолли Уоллингтон, энтузиаст из Мичигана, прославился тем, что в одиночку передвинул на 90 м 10‑ тонный бетонный блок{135}. Разумеется, это – реконструкции. А какие методы в действительности использовали древние? Обратимся к изображениям. На древнеегипетской фреске эпохи XII династии 170 человек тащат на салазках 60‑ тонную статую царского наместника Джехутихотепа (специальный человек льет под салазки воду или масло, чтобы снизить трение). На другой фреске, относимой к этой эпохе, мы видим каменный блок, в салазки с которым впряжены быки{136}.
Представьте себе, что аналогичная технология использовалась в XX веке. В Риме, посреди Итальянского форума, находится один из символов итальянского фашизма – Обелиск Муссолини, установленный здесь в 1929 году. Масса огромного куска мрамора – 300 т. Из каменоломен в Апуанских Альпах заготовку обелиска решили транспортировать в порт древним способом. Заключенную в защитный кожух (который весил еще 50 т) мраморную глыбу тащили 36 пар волов, по деревянным каткам, смазанным мылом. Таким образом обелиск преодолел 11 км. На YouTube есть кадры хроники 1929 года, запечатлевшие этот процесс{137}.
Как уже говорилось выше, основная часть известняка для Великой пирамиды добывалась в каменоломнях в непосредственной близости от строительства. Но некоторые материалы – например, белый известняк для облицовки – везли из других карьеров по Нилу с помощью специальных кораблей. В Фивах, в храме Дейр‑ эль‑ Бахри, есть изображение корабля, на котором перевозится два огромных обелиска царицы Хатшепсут{138}.
Кроме того, до нас дошли письменные свидетельства. В Вади аль‑ Джарф, на берегу Красного моря, найден папирус периода правления фараона Хеопса (4500 лет назад). Автор папируса – египетский «инспектор» Мерер (Mé rer), руководивший подразделением в 200 человек, и документ представляет собой отчеты о работе команды. Бригада Мерера занималась доставкой белого известняка из каменоломен Туры, к югу от Каира, на строительство Великой пирамиды в Гизе – известняк использовался для ее облицовки. Из папируса следует, что груженый транспорт проходил маршрут от каменоломен до места выгрузки за два дня, а обратно, налегке, преодолевал тот же путь за день{139}. На плато Гизы археологами найдены остатки многочисленных печей, предназначавшихся для выпечки сотен килограммов хлеба, и длинные скамьи для обработки нескольких тонн рыбы. Эти два продукта вместе с пивом, вероятно, составляли основу рациона рядовых строителей пирамид{140}. Перейдем к скорости производства блоков. Казалось бы, строительство требует невероятных темпов работ – блок каждые пять минут без сна и отдыха. Однако расчет верен, только если в каждый момент времени в каменоломне добывался один‑ единственный блок. Известно, что параллельное выполнение двух одинаковых операций увеличивает производительность вдвое. Давайте считать. Пусть одна бригада производит два каменных блока в час. Это 16 блоков за 8‑ часовой рабочий день. Пусть теперь в нашей каменоломне трудится одновременно 30 бригад. Получается уже 480 блоков ежедневно. Возьмем 300 рабочих дней в году (нужно же отдыхать! ) и умножим на 20 лет. 2 880 000 блоков! Не только на Великую пирамиду, но даже на еще одну пирамидку поменьше материала хватит. Обратимся к четвертому доводу пирамидиотов – о невообразимом объеме труда строителей пирамид. 20 лет совместных усилий тысяч египтян действительно сложно представить. А под силу ли вам представить строительство Великой Китайской стены – длиной тысячи километров? Можете ли вообразить труд безымянных каменотесов, в течение 90 лет вырубавших в скале 71‑ метровую статую Будды в Лэшане (Китай, VIII век)? Представляем ли мы, на что способен организованный коллектив людей при хорошей положительной (или отрицательной) мотивации? Посмотрим еще несколько примеров. Вот некоторые архитектурные достижения Средневековой Европы: • Страсбургский собор (1015–1439 годы) высотой 142 м; • Собор Св. Стефана в Вене (1433–1511 годы) высотой 136 м; • Собор Св. Петра в Ватикане (1506–1626 годы) высотой 132 м; • Собор Св. Мартина в Ландсхуте, Германия (~1500 год) высотой 130 м; • Церковь Св. Марии в Либеке, Германия (1350 год) высотой 125 м; • Церковь Св. Олафа в Таллине (1267 год) высотой 124 м, до 1625 года высота составляла 159 м; • Церковь Св. Петра в Риге (1209–1690 годы) высотой 123 м.
Но ближе к родине. Перенесемся в Санкт‑ Петербург. Здесь находятся: • Большая Колыванская ваза в Эрмитаже: вес 19 т, сделана из цельного куска яшмы. Технология документально известна: в 1828 году заготовку для вазы 567 человек на дровнях тащили из каменоломни в Колывань 30 км. А готовую вазу на санях, запряженных 154 лошадями, везли из Колывани в Барнаул 200 км, далее до реки Чусовая, далее по рекам на барже в Петербург. В 1849 году рабочие затащили вазу в здание Нового Эрмитажа. • Александрийская колонна (1829–1834 годы). Вес каменного ствола колонны составлял 600 т (исходная заготовка – не менее 1600 т). Навершие колонны весило еще 37 т. Колонна привезена в Санкт‑ Петербург из Выборгской губернии и установлена вертикально на Дворцовой площади силами 2000 солдат и 400 рабочих. Процесс установки длился менее двух часов. • Гром‑ камень (1769–1770 годы). Начальный вес камня 2000 т, после обработки – 1500 т. Огромную глыбу тащили около 8 км до берега Финского залива, далее транспортировали по воде. В подъеме, обработке и буксировке камня участвовали тысячи людей, для которых специально построили деревню{141}.
Но немогликам проще поверить в аннунаков с планеты Нибиру, чем в изобретательность и мощь совместных усилий обычных людей. А что же японский эксперимент – пирамида, которая развалилась? Мне удалось найти две газетные статьи про этот опыт, который действительно проводился в 1978 году. Из публикаций следует, что предприятие не было научным, речь шла о съемке шоу для японского телевидения, выделившего на проект 1 млн долларов. Японский египтолог Сайуки Йошимура, наняв около 100 египетских крестьян, собрался построить уменьшенную копию пирамиды 65 футов высотой. Однако египетские каменщики, прознав о проекте, взвинтили цены на известняк, а нанятые работники стали требовать оплаты повыше. Из‑ за этого проект пришлось урезать. Не верьте рассказам о том, что вскоре японская пирамида развалилась. Построенная в итоге 36‑ футовая конструкция была после съемок демонтирована, как того требовали египетские власти{142}. Так что, если вы задаетесь вопросом, почему в XXI веке никто не хочет построить что‑ то подобное пирамиде Хеопса по древним технологиям, подумайте о бюджете, необходимом для оплаты работы 7000 строителей в течение 20 лет. Заодно поинтересуйтесь нынешней стоимостью известняка и других материалов. Забавная деталь: как пишет российский историк Петр Стегний, находившийся в то время в Египте, после демонтажа японской пирамиды все ее блоки были скуплены некой мистической сектой Японии…{143} Затронув столь необъятную тему, как технологии древних, я оказываюсь в уязвимом положении. Теперь немоглику достаточно воскликнуть: «Ага! А как же пирамиды майя? Храмовый комплекс в Баальбеке? Дольмены Кавказа? Ничего не сказано про египетские саркофаги! Попробуйте‑ ка сделать такой! » Друзья, я не планировал писать энциклопедию «неуместных артефактов» и «загадок древности» – на это, боюсь, потребовалось бы времени больше, чем на строительство пирамиды. Мне кажется, что и тех примеров, которые я привел, достаточно, чтобы увидеть разницу между научным подходом, опирающимся на факты, и фантазиями немогликов. Я не утверждаю, будто современная наука непогрешима и в нашем прошлом нет белых пятен. Разумеется, это не так. Многие вопросы, касающиеся технологий древности, остаются открытыми. Однако специалисты ищут и находят ответы на эти вопросы, оставаясь в рамках науки, без привлечения пришельцев с альфы Центавра, и основываясь на реальных возможностях Человека разумного. В заключение – еще один пример, который вселяет в меня веру в силу человеческого разума. Знаете, что самое тяжелое архитектурное сооружение, которое когда‑ либо перемещалось человеком, находится в Москве? Это Саввинское подворье – дом, который решено было передвинуть в рамках проекта по расширению Тверской улицы в 1939 году. После сложных подготовительных работ за одну ночь здание весом 23 000 т (прописью: ДВАДЦАТЬ ТРИ ТЫСЯЧИ) переехало на 50 м в глубину квартала, где было установлено на новый фундамент. Жильцов на время «переезда» не выселяли. Водопровод, канализация, газ и свет продолжали работать благодаря подключенным временным коммуникациям{144}. Уверен: пройдет несколько лет, и в каком‑ нибудь блоге обязательно появится разоблачительная статья с картинками: «Шок! Сенсация! Дома в Москве перемещали дрессированные динозавры с Юпитера! Ведь люди не могли!.. »
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|