Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Автоматическая/ Недискреционная.




Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное ма­нипулирование налогами и правительственными расходами с целью изме­нения реального объема национального производства и занятости, контро­ля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Выделяют два вида дискреционной политики:

- стимулирующую,

- рестриктивную.

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) осуществляется в период спада, депрессии, включает повышение государственных расходов, понижение налогов и приводит к дефициту бюджета. В краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комби­нирование этих мер.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) осуществляется в период бума и инфляции, включает снижение государственных расходов, повышение налогов и приводит к избытку госбюджета. Имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада произ­водства. Второй вид фискальной политики – недискреционная, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Ограниченные возможности дискреционной фискальной политики адаптироваться к потребностям, вызванным новыми хозяйственными пропорциями, делает необходимым дополнить ее иным видом фискальной политики, способной непрерывно корректировать налоговые поступления. Это осуществляется автоматически с помощью так называемых встроенных стабилизаторов. "Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономичес­кий механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качест­ве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продол­жительных временных лагов дискреционной фискальной поли­тики, так как эти механизмы "включаются" без непосредст­венного вмешательства парламента. Их суть заключается в увязке ставок налогов с величиной получаемого дохода. Почти все налоги постро­ены таким образом, что позволяют обеспечить рост налоговых поступлений с увеличением чистого национального продукта. Это касается подоходного налога на физических лиц, который имеет прогрессивный характер; налога на прибыль; на добавленную стоимость; налога с продаж, акцизов.

 

51. Экономические функции государства в рыночной экономике. Концепции классической, кейнсианской и неолиберальной школ по проблемам экономической роли государства.

Основные важнейшие экономические функции государства в рыночной экономике:

1. Создание правовой основы для принятия экономических решений, т.е. государство разрабатывает и принимает законы которые регулируют предпринимательскую деятельность, а так же определяют права и обязанности граждан.

2. Обеспечение стабильного развития экономики. Правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политики для преодоления спадов производства, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен, поддержания стабильного уровня национальной валюты.

3. Обеспечение социально-ориентированного распределения ресурсов. Государство обеспечивает, организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону страны, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения.

4. Обеспечение социальной защиты граждан и социальных гарантий гражданам. Государство обязано гарантировать минимальный размер заработной платы, пенсий, выплат по безработице.

Современная экономическая теория представлена 3-мя направлениями: Неоклассическое. Кейнсианское. Институционально-социологическое.

Неоклассическое направление. Возникло как реакция на экономическую теорию К. Маркса. Господствовало до 30 годов ХХ столетия. Взгляды в основном сформулированы в работах английского экономиста Мармалла. Очень широко известен как основоположник ценовой концепции. Сейчас: Манитаризм и Неолиберализм. Монитанризм – это теория о стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы. Основатель Минтон Фридман. Монитаристы сводят управление экономикой, прежде всего к контролю государства над: денежной массой; эмиссией денег; количеством денег в обращении и запасах; сбалансированность государственного бюджета; установление высокого кредитного банковского процента. Следовательно, государство должно как можно меньше и очень осторожно вмешиваться в рыночные отношения. Неолиберализм – необходимо сокращать роль государства в рыночной экономике. Заявляют, что частное предпринимательство способно вывести экономику из кризиса и обеспечить ее подъем и подъем благосостояния населения. Следовательно, необходимо предоставить максимальную свободу предпринимателям, торговцам в их хозяйственной деятельности. Представители: Мизес, Хайрек. Кейнсианское направление. Это направление теоретически обосновывает, доказывает государственное вмешательство в экономику. Дж. Мерйрон Кене (основатель) – 1936 год, «Общая теория занятости, процента и денег». Доказывают необходимость государственного регулирования рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса через изменение наличной и безналичной денежной массы. Это будет оказывать влияние на: инфляцию; занятость; будет устраняться неравномерность между спросом и предложением, это будет влиять на экономические кризисы, подавлять их. Институционально-социологическое направление. Представители: Веблен, Митчелл, Гэл Брэйт. Представители рассматривают экономику как систему, где отношения между хозяйствующими субъектами складываются под влиянием экономических и технико-экономических факторов. Среди последних упор на научно-технический прогресс. Ими очень широко трактуется понятие институт. В него включаются государство, корпорация, прав союзы, монополии, налоги, конкуренция, устойчивый образ мышления, юридические нормы. Сторонники институанализма полагают, что научно технический прогресс ведет к преодолению социальных противоречий, к бесконфликтной общественной эволюции общества от индустриального к пост индустриальному и супер-индустриальному обществам.

 

 

52. Возникновение и становление всемирного хозяйства. Важнейшие формы международных экономических отношений.

Мировое хозяйство – это совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений.

Мировое хозяйство – это совокупность национальных экономик стран мира, связанных между собой мобильными факторами производства.

Мировое хозяйство складывалось к концу 19 – началу 20 века.

Причины, способствующие развитию мирового хозяйства:

1. существует колониальная и полуколониальная система хозяйства.

2. международное разделение труда

3. деятельность транснациональных корпораций и банков.

Нет стран, которые не были бы вовлечены в производственные отношения.

Основные формы международных экономических отношений:

1. международное разделение труда

2. международная торговля

3. международное движение капиталов

4. международная интеграция рабочей силы

5. международный обмен в областях науки и техники

6. международная экономическая интеграция

7. международные валютно-финансовые отношения, кредитные отношения

Международные экономические отношения включают в себя правовые нормы, инструменты по реализации международных договоров, а деятельность международных экономических организаций:

1. Международный Валютный Фонд

2. Международный Банк Реконструкции и Развития

3. Европейское Сообщество

4. Организация Экономического Сотрудничества и Развития

5. Всемирная Торговая Организация (ВТО 125 стран)

6. Европейский Банк Реконструкции и Развития (~ 57 стран)

7. Организация Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК)

Мировое хозяйство, являясь целостной системой, состоит из нескольких подсистем. Существует более 200 стран, различающихся по экономическому развитию.

Все страны имеют свою историческую, географическую, национальную, религиозную, социально-экономическую специфику. Для выделения подсистем в мировом хозяйстве используется ряд критериев.

Пример: мировой банк обращает большое внимание на оценку уровня экономического развития каждой страны, а ООН обращает большое внимание на социальный, а демографический аспекты развития страны.

В современных условиях применяется стандартная классификация стран:

Существует 3 больших группы:

1. индустриальные страны

2. развивающиеся страны

3. страны с переходной экономикой

В мировой практике используется также классификация стран по уровню доходов.

Мировой банк охватывает 209 государств и выделяет страны с низким уровнем доходов (64 государства), с доходами ниже среднего (66 государств), с доходами выше среднего (35 стран), с высоким уровнем доходов (44 страны).

 

53. Вывоз капитала и его формы.

Международное движение капитала – это перемещение и функционирование капитала за рубежом с целью самовозрастания.

Сначала вывоз капитала был свойственен для небольшого числа развитых стран и осуществлялся в развитых странах.

Формирование мирового хозяйства раздвинуло рамки. Сейчас и развивающиеся страны, и особенно новые индустриальные страны (Южная Корея, Малайзия, Тайвань, Бразилия).

Причины вывоза капитала:

1. относительная избыточность капитала.

2. несовпадение спроса на капитал и его предложения.

3. наличие в странах дешевой рабочей силы и сырья.

4. нестабильность экономической и политической обстановки в стране.

5. постоянно растущая взаимосвязь и взаимозависимость между национальными хозяйствами.

Основные формы вывоза:

1. государственная и частная форма

2. международными организациями

3. в товарной и денежной формах

4. в краткосрочной и долгосрочной формах

5. в ссудной и предпринимательской форме (как правило, % в виде займов и кредитов)

(Предпринимательская форма – прямые инвестиции. С целью обладать контролем над предпринимателем; портфельные пакеты акций, которые не дают возможности устанавливать контроль за фирмой).

В мировом хозяйстве решающую роль играют транснациональные корпорации и банки. (Это когда капитал принадлежит какой-то одной стране как головной корпорации, а филиалы разбросаны по всему миру)

 

 

54.Развитие интеграционных процессов в мировой экономике на примере ЕС, НАФТА и АТЭС. Становление Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Интеграция – высшая форма экономических отношений.

Экономическая интеграция – это процесс экономического взаимодействия стран, приводящих к сближению хозяйственных механизмов, принимающих форму государственных соглашений к согласованию регулируемых межгосударственными органами.

Экономическая интеграция развивается в несколько этапов:

*Учреждённые зоны свободной торговли (без таможенных барьеров);

*Таможенный союз (группа стран, входящих в этот союз договариваются о тарифах, которые будут применяться по отношению к другим странам);

*Образование общественного рынка (договариваются о свободном перемещении рабочей силы, капиталов и различных факторов производства);

*Образование экономического союза.

Добавляется координация макроэкономических показателей между странами, входящих в экономический союз; унифицируются законодательства в ключевых областях экономики этих стран; создаются единые межгосударственные органы (издаёт парламент).

Европейский союз. Особенностью интеграции в Европе является сравнительная однородность экономических условий и схожесть политических режимов на стартовом этапе в странах, вступивших на путь создания общего рынка, длительный исторический опыт взаимных хозяйственных связей, европейских культурных и религиозных традиций.
Интеграция в Европе достигла наиболее высокого уровня - экономического союза. Из начального ядра, объединившего в 1957 г. рынки шести стран, она переросла в глубоко интегрированный Европейский союз, в который входят ныне 15 стран и который имеет тенденцию к дальнейшему расширению. В Европейском союзе происходит трудный процесс углубления интеграции при одновременной тенденции к расширению ЕС за счет вступления новых членов. Эти два процесса противоречат друг другу. В то время как углубление интеграции предполагает достижение странами соответствующей степени зрелости, вступление новых членов ставит союз перед необходимостью сверять темп движения не по лидерам интеграционного процесса, а по новичкам.
НАФТА. Договор о создании Североамериканской зоны свободной торговли вступил в силу 1 января 1994 г. в составе трех стран - США, Канады, Мексики. Североамериканской интеграции в отличие от ЕС свойственна асимметричная взаимозависимость США, Канады и Мексики, обусловленная превосходящим положением США в экономике региона и одновременно слабым экономическим взаимодействием Канады и Мексики. Северная Америка показала пример интеграции, межгосударственное регулирование которой долгое время происходило в рабочем порядке, без создания специальных наднациональных органов и заключения межправительственных соглашений. Главным процессом в рамках НАФТА будет углубление сотрудничества между тремя участниками группы и адаптация Мексики и Канады к новым условиям взаимодействия, которые открываются благодаря созданию зоны свободной торговли.
Это объединение привело к образованию обширного рынка, устранению барьеров для взаимной торговли, обеспечению равных условий для инвестиций, гарантированию правовой защиты коммерческих структур, установлению надлежащих арбитражных механизмов, стимулированию трехсторонней и многосторонней кооперации и т. д.
Вместе с тем создание НАФТА породило и ряд проблем. Открытие новых рынков сдерживает обновление промышленности США, давая возможность сохранять или расширять производство тем отраслям и компаниям, которые не соответствуют передовым требованиям. Большие проблемы для наемных работников США и Канады связаны с увеличением предложения дешевой рабочей силы со стороны Мексики. Предоставление Мексике льгот, предусмотренных членством в НАФТА, косвенно укрепляет позиции действующих в этой стране компаний, связанных с капиталом ФРГ, Японии и других конкурентов США, обеспечивая для них более благоприятные условия для расширения деятельности на рынке США.
АТЭС. Возникла в 1989 г. первоначально как форум для обмена мнениями по поводу актуальных экономических проблем, касающихся Азиатско-Тихоокеанского региона. В АТЭС входят и развитые, и развивающиеся страны, между которыми существует много различий. АТЭС - это новая форма интеграции, которая может стать примером эффективного взаимодействия стран, находящихся на различных уровнях развития, не имеющих общих границ, но связанных общими интересами.
Развитые страны, в особенности США и Япония, служат главными локомотивами роста и прогресса, источниками капитала и новых технологий. В этой роли во все большей степени выступают и некоторые развивающиеся страны - Южная Корея, Сянган, Тайвань, Сингапур, Малайзия, Индонезия и др. Особое место занимает Китай со своим потенциально огромным рынком, привлекающим всех остальных участников обширными возможностями.
Развитие АТЭС позволит придать энергию росту и движению к прогрессу не только непосредственно тем странам, которые входят в эту группу, но и другим странам, вовлеченным в этот процесс через членство в других группировках. Пример участия одной интеграции в другой интеграции, который демонстрирует АТЭС, включающий все страны - члены АСЕАН, свидетельствует о том, что в современном мире сложились условия для создания интеграционных объединений нового типа. Они становятся многослойной структурой, позволяющей активно взаимодействовать странам различного уровня и одновременно включаться в движение к экономическому росту развивающимся странам, для которых прямое участие в интеграции типа ЕС или НАФТА еще невозможно в силу большого разрыва между ними и мировыми лидерами.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...