Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История создания Евразийского экономического союза




В 1995 году президенты Беларуси, Казахстана, России и позже присоединяющихся государств - Кыргызстана и Таджикистана подписали первые соглашения о создании Таможенного союза. На основе этих договоренностей в 2000 году было создано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).

Создание Евразийского таможенного союза было гарантировано 3 различными договорами, подписанными в 1995, 1999 и 2007 годах. Первый договор в 1995 году гарантировал его создание, второй в 1999 году гарантировал его формирование, а третий в 2007 году объявил о создании единой таможенной территории и формирование таможенного союза.

Перед тем, как Технические регламенты вступили в силу, основой для доступа на рынок стран-членов Таможенного союза являлись следующие правила:

1. Национальный сертификат - для доступа продукта на рынок страны, где было выдан этот сертификат.

2. Сертификат Таможенного союза - сертификат, выданный в соответствии с «Перечнем продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках таможенного союза", - такой сертификат действует во всех трех странах-членах Таможенного союза.

С 19 ноября 2011 года государства-члены реализовали работу совместной комиссии (Евразийской экономической комиссии) по укреплению более тесных экономических связей для создания Евразийского экономического союза к 2015 году.

С 1 января 2012 года три государства образовали Единое экономическое пространство для продвижения дальнейшей экономической интеграции. Все три страны ратифицировали базовый пакет из 17 соглашений, регулирующих запуск Единого экономического пространства (ЕЭП).

29 мая 2014 года в Астане (Казахстан) подписан договор о создании Евразийского экономического союза.

С 1 января 2015 года ЕАЭС начал функционировать в составе России, Белоруссии и Казахстана. Со 2 января 2015 года членом ЕАЭС стала Армения. Киргизия заявила о намерении участвовать в ЕАЭС.

 

55. Внешняя торговля, инструменты ее регулирования.

Классическим инструментом регулирования внешней торговли являются таможенные тарифы, которые по характеру действия относятся к экономическим регуляторам.

Таможенный тариф — это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях — при экспорте из данной страны.

Таможенная пошлина выполняет функцию налога, взимаемого при пересечении товаром таможенной границы, который повышает цену импортируемых (или экспортируемых) товаров и оказывает тем самым влияние на объем и структуру внешнеторгового оборота. В силу этого таможенные тарифы являются одним из важных инструментов регулирования внешней торговли, который позволяет осуществить с его помощью защиту национальных производителей от иностранной конкуренции. Одновременно таможенный тариф выполняет и другие функции. Например таможенная пошлина является во многих странах важным источником поступлений средств в государственный бюджет. К общим для всех стран формам регулирования внешнеэкономической деятельности можно отнести и нетарифные меры.

К числу наиболее распространенных инструментов прямого регулирования экспортно-импортных потоков относятся лицензии и контингенты (квоты). Лицензионная система предполагает, что государство через специально уполномоченное ведомство выдает разрешения на внешнюю торговлю определенными, включенными в списки лицензируемых по экспорту и импорту товарами. Системы лицензирования, применяемые странами, весьма различны, но основные виды лицензий можно свести к двум типам: автоматической (или генеральной)лицензии,разрешающей беспрепятственный ввоз или вывоз товара, который включен в списки в течение определенного периода времени, и неавтоматической (или разовой индивидуальной лицензии), разрешающей экспорт или импорт определенного товара с указанием количества товара, его стоимости, страны происхождения (или назначения), а иногда и таможенного пункта, через который ввозится(или вывозится)товар.

Наряду с лицензированием внешнеторговых операций применяется и такое их количественное ограничение, как квоты или контингенты, что означает ограничения по стоимости или количеству, вводимые на экспорт и импорт определенных товаров на определенное время.

Западные страны активно используют и такой нетарифный инструмент регулирования импорта, как антидемпинговые пошлины. Они применяются при импорте товаров по ценам ниже предполагаемых издержек на их производство. Применяют и компенсационные пошлины, когда установлено, что экспортер товара получил государственную субсидию на его производство.

 

56. Международные финансовые и экономические организации (МВФ, МБРР, ЕБРР, ВТО).

В современных международных отношениях международные организации играют существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии.

Начиная с создания в 1815 году Центральной комиссии навигации по Рейну международные организации наделяются собственной компетенцией и полномочиями.

Для современных международных организаций характерны дальнейшие расширение их компетенции и усложнение структуры.

Международные организации создаются государствами. Процесс создания международной организации проходит в три этапа: принятие учредительного документа, создание материальной структуры организации, созыв главных органов.

Первый шаг предполагает созыв международной конференции для выработки и принятия текста договора. Его наименование может быть различным, например, статут (Лига Наций), устав (ООН, ОАГ, ОАЕ), конвенция (ВПС, ВОИС).

Второй этап предполагает создание материальной структуры организации. В этих целях наиболее часто используются специально подготовленные органы, которые подготавливают проекты правил процедуры будущих органов организации, перерабатывают весь круг вопросов, касающийся создания штаб-квартиры и др.

Созыв главных органов завершает мероприятия по созданию международной организации.

В основе правовой природы лежит наличие общих целей и интересов государств-членов, причем существенным является то, что ее цели имеют согласованную договорную основу. В настоящее время широко признается положение, что государства, создавая международные организации, наделяют их определенной право - и дееспособностью. Этим признанием государства создают новый субъект международного права. Однако это не означает их приравнивание к государствам.

Компетенция международной организации – это объект или сфера ее предметной деятельности, а также представляемые ей для этого полномочия.

Под функциями следует понимать внешние проявления процессов ее деятельности по выполнению возложенных на нее задач. При этом организация вправе осуществлять свои функции только в пределах закрепленной за ней компетенции.

Компетенция международной организации имеет договорную основу и ограничена договорными рамками.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный валютный фонд (МВФ), Международная ассоциация развития (МАР), Международная финансовая корпорация (МФК).

МВФ начал функционировать в 1945 году. Банк – с 1946 года. МФК была создана в 1956 году, а МАР – в 1960 как филиалы МБРР.

Все четыре организации тесно связаны друг с другом. В организациях применяется система взвешенного голосования, при которой каждое государство получает количество голосов пропорционально размеру капитала, вложенного в ресурсы организации.

Целями МВФ являются координация валютно-финансовой политики государств-членов и предоставление им краткосрочных и среднесрочных займов для урегулирования платежных балансов и поддержания валютных курсов.

Целями МБРР являются содействие реконструкции и развитию экономики государств-членов Банка, предоставление займов для развития производства и др.

МАР и МФК, являющиеся филиалами Банка, созданые главным образом для содействия развивающимся странам.

 

57. Международная валютная система и валютный курс.

Международные валютно-финансовые отношения возникают в процессе функционирования денег в международном платёжном обороте и появляются вместе с международной торговлей.

С развитием международной торговли усилился поток товаров, капитала, рабочей силы, услуг. И всё это необходимо упорядочить, что приводит к необходимости формирования международных валютных систем – это исторически сложившаяся на базе развития товарного производства, денежного обращения и международных экономических отношений, порядок расчётов между участниками платёжного оборота.

Основа МФС – валюта.

Каждый национальный рынок имеет собственную валютную систему. Основу национальной валютной системы составляют: денежные единицы страны, валютные паритеты и курсы, система валютного рынка и ранка золота, международные расчёты и валютные ограничения.

А на базе национальных валютных систем функционирует мировая валютная система. Это форма организации международных валютных, расчётных и кредитных отношений, закреплённая межгосударственными соглашениями.

Прошла 4 этапа:

1. 1867г. – до начала I МВ действовала система золотого стандарта. Устанавливается золотое содержание денежной единицы, свободная чеканка золотой монеты, свободный обмен бумажных денег на золото.

2. 1922 – нач. II МВ. На Генуэзской конференции было достигнуто соглашение о золотослитковом и золотодевизном стандарте. Сильное вмешательство государства в экономику, таможенные барьеры. Великая депрессия 30-х. привела к девальвациям. Между государствами осуществился клиринговый расчёт – зачёт взаимных требований и обязательств.

3. кон. II МВ – 70-е – страны-члены антигитлеровской коалиции в г. Бреттенвудсе договорились об установлении твёрдых стабильных валютных курсов. Эта система должна была сохранить основы золотого стандарта и исключить её некоторые недостатки. Были созданы МВ-фонд и Мировой банк реконструкции и развития.

4. 70-е – система валютных отношений была основана на системе плавающих курсов валют стран-участниц МВФ. Нестабильность мировой валютной системы привело к тому, что страны могут найти свои пути расчётов с другими странами. В 2002 введена евро.

Валютный курс.

Обычно экспортер обменивает иностранную валюту, получаемую при продаже товара, на ненациональную, предоставляющую платежное средство на территории данного государства. Импортер обменивает нац. в. на иностранную для оплаты товаров, купленных за рубежом. Для обеспечения эквивалентности обмена необходимо знать валютный курс в виде соотношения между национальной и иностранной валютами.

Валютный курс - это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другой.

Валютные курсы могут иметь разные режимы: плавающие и фиксированные.

Фиксированные валютные курсы предполагают осуществление обмена одной валюты на другую на основе золотого паритета. Золотой паритет определяется равенством золотого содержания валют. Валютные курсы колеблется вокруг золотого паритета в зависимости от спроса и предложения. Однако эти ограничения не превышают 1% паритета. Иначе государство будет вынуждено повысить или понизить золотое содержание своей валюты.

Плавающий валютный курс предполагает обмен одной в. на другую в зависимости от спроса и предложения.

Виды плавающих валютных курсов:

- свободно плавать в.к. (исключительно под воздействием спроса и предложения на валютном рынке - доллар)

- могут плавать совместно (страны, использующие этот вид в.к. в расчетах друг с другом фиксируют колебания курсов, а с другими странами используют режим свободного плавания- страны "Общего рынка", кроме Великобр.)

- могут плавать связанно с другими валютами (страны, использующие данный вид устанавливают жесткую фиксацию своего валютного курса по отношению к валюте одной из ведущих стран к доллару).

Валютный курс определяется:

· покупательской способностью каждой из валют, которая зависит от спроса и предложения товара;

· их качественных признаков;

· спроса и предложения национальной валюты на валютном рынке;

· о6еспеченности валюты национальным богатством страны;

· устойчивости валюты;

· доверием к ней.

Помимо номинального курса существует и реальный валютный курс, который определяется относительно цен товаров из разных стран в одной валюте. Котировку валют осуществляют государственные или крупные коммерческие банки. Торговля иностранными в. ведется на валютных 6иржах (Лондонская биржа).

 

58. Процессы глобализации мирового хозяйства.

Глобализацией называется процесс превращения мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы и технологий. Это более высокая стадия интернационализации мировой экономики, поскольку мир становится единым рынком для десятков тысяч ТНК.

Основная цель современных корпораций на сегодняшний день — максимизировать захват рынков, и это более важно, чем максимизация прибыли. Иначе конкуренты из других регионов могут вытеснить их не только с зарубежных рынков, но и с национальных. В частности, такая ситуация в сфере потребительских и продовольственных товаров наблюдалась в России в 1990-х гг., когда многие отечественные компании были вытеснены с рынка зарубежными фирмами. Мировые рынки многих товаров поделены между ТНК. Последние присутствуют в большинстве стран мира на национальных рынках товаров и услуг. Таким образом, политика максимизации рынков приводит к ужесточению конкуренции между фирмами разных стран как на мировых, так и на национальных рынках. Это последствие глобализации мировой экономики приводит к уменьшению влияния многих национальных компаний либо к их полному вытеснению с рынков своей страны, которые ранее они могли рассматривать в качестве основы своей деятельности и где они конкурировали только с другими национальными компаниями, выпускающими товары-заменители. Следовательно, глобализация способствует международной конкуренции на внутренних рынках, превращая ее в обычное явление, что вызывает протест со стороны национальных компаний.

 

59. Система антиинфляционных мер.

Государство на усиливающуюся инфляцию может отреагировать двояко: Формирование условий наименее болезненных по адаптации населения. Разработать систему мер, способных противостоять инфляции. При умеренной инфляции вырабатывается тактика не противоборства с ней. Попытки заглушить ее негативные последствия (затормозить падение курса национальной валюты, заинтересовать бизнес в инвестировании). При глубокой инфляции надо погасить потери потребителей от нее, т.к. может быть снижен жизненный уровень. Государство может: индексировать доходы или компенсировать потери от инфляции.

Преимущества адаптационных мер: снижает социальную напряженность в обществе, барьеры для (от) снижения уровня жизни. Но тогда затягивается период выхода экономики из инфляции. Компенсации осуществляются за счет бюджета, что приводит к дефициту бюджета. Причины инфляции не устраняются, а только смягчаются.

Путь борьбы с инфляцией: Это может привести к значительным потерям в народном хозяйстве. Для снижения инфляции на 1% безработица должна быть на 2% выше своего естественного уровня. Реальный ВНП на 4% уменьшится по сравнению с потенциальным. Начиная с 1960 годов правительства многих стран проводят политику цен и доходов – ограничение зарплаты. Она означает административную политику, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией предполагает уничтожение ее причин. Государство должно обязательно включить 2 блока мер:

1. Регулирование совокупного спроса.

2. Регулирование совокупного предложения.

Сейчас есть 2 направления антиинфляционной политики: кейнсианское и монитористское.

Кейнс считал, что надо поднять уровень предложения, создав эффективный спрос и за счет дешевого кредита. Государство предоставляет частным фирмам государственные займы (создается прецедент дополнительного инвестирования).

Частные фирмы связаны со смежными фирмами, которым они дают дополнительные заказы, следовательно, сокращается спад производства, снижается безработица, само увеличенное предложение способствует снижению цен, следовательно, сокращается инфляция. Особенность – углубление бюджетного дефицита. Кейнс предлагает, что бы бюджетный дефицит не покрывался дополнительной эмиссией денег. Лучше прибегнуть к государственным займам, которые можно потом погасить.

Монитористское направление: в 1970 году была острая инфляция. Нужны были меры для ее погашения. Формируется монитористское направление. Его основа – сокращение совокупного спроса. Милтон Фридман – родоначальник направления. Реализация его стабилизационной программы позволила за 6 месяцев вывести из кризиса США. Монитористы акцентируют внимание на рост предложения, который не требует дополнительного инвестирования. Рекомендации:

· Продавать все, что только можно (ресурсы, информацию).

· Вести решительное наступление на монополизм.

· Поощрение малого и среднего бизнеса.

· Разумная приватизация.

· Либерализовать рынки.

· Убрать преграды для притока иностранного капитала.

Способы сокращения совокупного спроса:

· Осуществить денежную конфискационную реформу.

· Заморозить сбережения населения.

· Поощряются покупки недвижимости, дорогих вещей.

· Сокращение социальных программ.

· Прекратить поддержку неэффективного производства, следовательно, уменьшение дефицита бюджета.

Монитористские идеи осуществлялись в три этапа:

1. Конфискационная денежная реформа.

2. Сокращается бюджетный дефицит и дорожает кредит.

3. Снижаются налоговые ставки.

Если рассмотреть все меры борьбы с инфляций, то их можно поделить на прямые и косвенные.

Прямые – регулирование кредитов, цен, зарплаты, валютного курса и внешней торговли. Эти меры больше подходят для России в силу неразвитости у нас рыночных отношений.

Косвенные – регулирование общей массы денег через управление печатными станками, регулирование процентных ставок коммерческих банков через управление ими со стороны ЦБ, регулирование обязательных денежных резервов у коммерческих банков, регулирование и проведение операций с ценными бумагами на открытом рынке.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...