Принятие чувств школьников
Учитель приобщается к эмоциональному состоянию учащихся или отдельного школьника, способен, как иногда говорят, вчувствоваться. Имеется в виду эмоциональное понимание («понимание сердцем»), получившее название эмпатии. Последняя может проявляться в том, что педагог утешает школьника, у которого что-то не получается, выразительно хвалит слабого ученика за предельно скромный успех, смеется вместе с детьми, если это никого не обижает, и др., наконец, делает «поправки на детство», которые, однако, не только не препятствуют достижению педагогических целей, но в конечном счете помогают этому. Выражение удовлетворенности. Педагог одобряет, хвалит или как-то иначе эмоционально поощряет школьников за удачную мысль, хорошо выполненную работу. Диапазон педагогических реакций в этом плане весьма широк: мимические выражения (как правило, знакомые учащимся), одобрительное похмыкивание или кивание головой, произнесение слов с соответствующей интонацией («Далее!», «Продолжай!» и т.д.), одобрительные высказывания о действиях учащихся, похвала, относящаяся к отдельному школьнику или классу, и др. Все это может рассматриваться как эмоциональная поддержка учебной деятельности школьников средствами общения. Сюда же относятся оценочные суждения при выставлении отметок. Обращение к мнению учащихся. Учитель стимулирует инициативу, вызывает школьников для ответа по желанию, интересуется мнением учащихся по некоторым аспектам совместной работы, вносит коррекции в урок по просьбе учеников, предлагает задания на выбор и т.д. Может быть, он приобщает школьников к формулированию целей урока или его фрагментов, к пересмотру этих целей под влиянием тех или иных обстоятельств. Говоря иначе, речь идет о таких взаимодействиях, которые могут создавать у школьников впечатление об их причастности к ведению урока, о сотрудничестве с педагогом.
Указания, распоряжения. Они связаны с ведением урока, организацией работы учащихся, в том числе это вызовы школьников для ответа без проявления желания с их стороны. Сюда же относятся акты общения тоном, подчеркивающим ролевую позицию педагога, его установку на общение «сверху вниз». Речь, однако, идет о случаях, не включающих выражение недовольства или дисциплинирующие воздействия. Выражение недовольства. Учащиеся или отдельный школьник могут не выполнить или недостаточно качественно выполнить задание учителя, осуществить некоторые отдельные учебные действия на уровне, не соответствующем ожиданиям педагога. Однако тут речь идет не столько о самих фактах такого рода, сколько о способах выражения негативного отношения к ним со стороны педагога. Дисциплинирующие воздействия. Имеются в виду паузы, предназначенные учителем для установления тишины; призывы и требования к учащимся прервать формы поведения, мешающие ведению урока; замечания в связи с нарушениями дисциплины, предупреждения и угрозы по этому поводу; наказания; любые действия, устраняющие условия для нарушений — пересаживание школьников, изъятие предметов и пр. Конфликтные взаимодействия. Такие взаимодействия возникают между учителем и учащимися и проявляются в различных формах неподчинения требованиям педагога, в препирательствах, взаимной грубости и т.д. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Итак, у нас есть некоторая последовательность позиций, а при посещении урока эти позиции должны как-то одновременно «дежурить» в голове с тем, чтобы в нужный момент наиболее подходящие из них оперативно «включались» и становились средством психологической оценки взаимодействий. Понятно, что такое умение приходит после проб, обсуждений и упражнений. Для наглядности рекомендуется вести запись урока на левой и правой страницах тетради (табл. 2). Во второй строке правой части даны сокращенные названия наших позиций.
Можно порекомендовать в самом общем плане отдельно сделать «снимок» взаимодействий, как это сделано в таблице 3. Так, в приведенном случае урок предстает перед нами с явным преобладанием эмоционально напряженных или отрицательных взаимодействий (6+9+1=16) относительно положительных (2+0+2+0=4). Притом репертуар первых в арсенале общения педагога довольно скуден. По позициям ПЧ и ОМ показатели нулевые. Судя по всему, педагог не был эффективен в общении.
Таблица № 1.
Всякая схема огрубляет действительность, наша — не исключение, поэтому важен качественный анализ взаимодействий учителя и учащихся. Уровень этого анализа будет существенно зависеть от богатства рассуждений студента, их обоснованности ссылками на конкретные факты взаимодействия, события урока, отраженные в его записи, от их соотнесенности с уроком в целом. Можно полагать, что данная часть работы является наиболее информативной относительно уровня развития профессионального мышления студента, посетившего урок. При этом важно осуществить конкретный подход. Так, вряд ли можно объявлять нецелесообразным во всех случаях искреннее выражение педагогом своей неудовлетворенности (ВН). Однако принято считать, что он должен делать это тактично, не ущемляя достоинства школьников, так, чтобы у них оставалось впечатление, что все же учитель верит в их способности. Поэтому недопустимы высказывания типа: «Вы очень плохо подготовились к уроку! Впрочем, ничего лучшего я от вас не ожидал». Или: «Твой ответ, Сидоров, никуда не годится, ты вообще в математике ничего не соображаешь». Тем более недопустимо чрезмерное повышение голоса, доходящее до крика. Совсем иначе воспринимаются школьниками другие оценки: «Я не ожидал, что вы так плохо подготовитесь. Но, зная вас, выражаю надежду, что это больше не повторится. Давайте вместе посмотрим, как нам лучше ликвидировать пробел». Так что выражения неудовольствия могут получать различную оценку и прежде всего — по причине их различной психологической грамотности.
Приблизительно так же надо отнестись к дисциплинирующим воздействиям (ДВ). По понятным причинам можно полагать, что их изобилие не соотносится с качественным педагогическим общением. К тому же в этом случае они бывают не индивидуализированными по содержанию. «Перестаньте сейчас же!», «Семенов, еще слово, и ты покинешь класс!» и т.д. Иногда их бывает так много, что они составляют основное содержание урока, цели которого при этом, конечно, не достигаются. При высоком уровне общения дисциплинирующие воздействия бывают редкими и личностно сориентированными: «Сережа, ты у нас известен как вдумчивый человек, может быть, хватит тебе отвлекаться?» Или: «Костя, на прошлом уроке ты вел себя гораздо лучше и ушел домой с «пятеркой», а сегодня что с тобой происходит?» В составе этих воздействий есть обращение к событиям жизни школьника, особенностям его личности и др. Тем более важны рассуждения относительно конфликтных взаимодействий (KB).
Таблица № 2.
То обстоятельство, что посещение урока осуществляется с целью анализа педагогического общения, означает только сосредоточенность в первую очередь на данном аспекте урока, специальную регистрацию фактов, к нему относящихся, наличие установки на оценку урока в данном аспекте. Было бы, однако, неправильно думать, что студент, посещающий урок, должен отрешиться от других аспектов урока — психологии организации познавательной активности школьников, мотивации их учебной деятельности. Данные три аспекта находятся в отношении взаимной обусловленности. Поэтому в рассуждениях по поводу общения на уроке следует иметь в виду, что коммуникативные неудачи (как и достижения) могут объясняться не только «общенческими качествами» педагога, но и его слабостью (или умелостью) в управлении умственной деятельностью учащихся, в его влиянии на мотивационные процессы.
Содержание отчета 1. Основные «параметры» урока (школа, класс, учебный предмет, тема урока). 2. Запись урока по рекомендованной форме (табл. 2). 3. Анализ педагогического общения на уроке, рассуждения в соответствии с рекомендованными позициями, методическими замечаниями исоветами по истолкованию результатов посещения. 4. Пожелания автору урока. 5. Выводы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|