Виды и требования к психологическому заключению
Психологическое заключение – вид рабочей документации психолога, фиксирующий особенности развития ребенка на данном возрастном этапе. Психологическое заключение предполагает его структурирование в соответствии с концептуальными представлениями психолога о процессе психического развития применительно к конкретному возрасту, где каждый возрастной этап имеет свою специфику (новообразования), количественную и качественную динамику развития. Опираясь на принцип системности, в психологическом заключении должны найти отражение показатели познавательного, личностно-эмоционально-коммуникативного развития ребенка, а также его психофизиологические и другие особенности. Кроме фиксации значений различных показателей, психологическое заключение включает в себя анализ соответствия возрастным уровням и этапам развития психики, общий вывод, а также необходимость коррекционно-профилактических мероприятий либо развивающих программ. В рамках итогового заключения отмечаются выявленные в процессе как первичного, так и последующих обследований проблемы (проблемные зоны) и трудности ребенка. Справка-заключение о результатах психологического обследования детей представляет собой сводные данные и их обобщенный анализ, свидетельствующий об уровне (особенностях) развития определенной совокупности детей (возрастная группа, класс, школьная параллель и пр.) по отношению к возрастным, социально-психологическим или другим, принятым за относительный эталон, нормам развития детей. Психологическая характеристика – документ, отражающий психологический портрет человека (ребенка), группы по ряду индивидуально специфичных показателей, например, особенности его познавательной и личностно-эмоциональной сферы, психофизиологические нюансы, коммуникативные предпочтения, наличие общих или специальных способностей и пр.
Характеристика составляется на основании всестороннего предварительного изучения субъекта. При изучении ребенка важно не только обращать внимание на проявление свойств личности, познавательной активности, но и стремиться к выяснению мотивов его поведения и действий. Основные требования к психологическому заключению: 1.Психологическое заключение должно соответствовать цели заказа, а также уровню подготовки заказчика к получению такого рода информации. 2.Содержание заключения должно вытекать из целей диагностики. 3.В содержание заключения должны входить конкретные рекомендации в зависимости от характера полученных данных, если таковые требовались заказчиком. 4.Заключение должно включать краткое описание процесса психодиагностики, то есть используемые методы, полученные с их помощью данные, интерпретация данных, выводы. 5.В заключении необходимо указывать наличие ситуационных переменных во время проведения исследования, таких как: o состояние респондента; o характер контакта испытуемого с психологом; o нестандартные условия тестирования; o др. Примечание: подбор методик для диагностики индивидуально-психологических особенностей ребенка в соответствии с целью заказа осуществляется самостоятельно, при этом необходимо учитывать возрастные особенности испытуемого и получить максимально полную информацию о нем.
Примерная схема характеристики школьника
1. Имя, возраст (лет и месяцев), класс. 2. Краткие сведения о семье (полная/неполная, нуклеарная/расширенная, количество детей, межличностные отношения в семье, стиль воспитания). 3. L – данные (только значимые). 4. Личностные особенности (по результатам диагностики и наблюдения).
5. Особенности познавательной сферы или уровень интеллектуального развития. Ресурсы и «зоны риска» (по результатам диагностики и наблюдения). 6. Особенности мотивационной сферы (по результатам диагностики). 7. Эмоциональное самочувствие в школе и классе. Стиль взаимоотношений со сверстниками (по результатам диагностики и наблюдения). 8. Рекомендации учителю по организации учебной и воспитательной работы с данным школьником.
Примечание! Протоколы диагностики обязательно прилагаются. В характеристике дается ссылка на конкретные результаты (баллы, стены и, соответственно, уровень развития функции или выраженности личностной черты).
Приложение № 6. Вопросы для анализа (самоанализа) тренингового занятия 1. Насколько цели и задачи групповой работы соответствуют возрастным и специфическим (гомо/гетерогенность, специфика личностных особенностей, коллективный состав и пр.), особенностям группы (с учетом количества занятий, отведенное на 1 занятие времени). 2. В какой степени применяемые тренинговые методы (групповая дискуссия, игровые методы – ситуационно-ролевые, творческие, имитационные, психодиагностические, деловые игры; методы, направленные на развитие социальной перцепции, медитативные техники и пр.) работают на общую цель и учитывают качественный состав группы. 3. Анализ групповой динамики (особенности работы в интерактивном режиме, включение сопротивления и психологических защит, качество рефлексии и «обратные связи», деструктивность группы или отдельного ее члена). 4. Анализ деятельности ведущего (особенности установления контакта, основная роль (активный руководитель, аналитик, фасилитатор, комментатор, посредник), стиль руководства (директивный/недирективный), умение видеть группу в целом и отдельных ее членов, умение организовать рефлексию и поддерживать групповую динамику). 5. Определение общей тренинговой парадигмы: 1. тренинг как своеобразная форма дрессуры, при которой жесткими манипулятивными приемами при помощи положительного подкрепления формулируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного подкрепления «стираются» вредные, ненужные, по мнению ведущего;
2. тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и обработка умений и навыков эффективного поведения; 3. тренинг как форма активного обучения, целью которого является, прежде всего, передача психологических знаний, а так же развитие некоторых умений и навыков; 4. тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем. 6) В какой степени результат соответствует цели и задачам. 7) Перспективы работы с группой (с точки зрения ведущего, с точки зрения супервизора). Приложение 7.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|