Утраты станции. Павелецкая
Утраты станции
1. Мозаичный плафон в центральном зале. Демонтирован при установке гермозатвора. 2. Изображение И. В. Сталина в мраморном панно. Сталина заменили Лениным в начале 60-х годов. Позже панно перенесли на площадку перехода при удлинении станции. 3. Светильники в проходах между пилонов, они располагались в потолке, в центре лепной окружности. Люстра и торшер в центральном зале рядом с эскалатором.
Павелецкая
Станция была открыта также во время Великой Отечественной войны, а именно 20 ноября 1943 года. Именно война повлияла на внешний вид станции, не позволившей ей стать такой богатой на панно или барельефы. Доработка и отделка станции велись уже на действующем участке Новокузнецкая — Завод им. Сталина. После конкурса проектов станций Третьей очереди за проектирование станции Павелецкая взялись архитекторы В. А и А. А. Веснины. Темой оформления они выбрали Донбасс — этому послужила близость станции к Павелецкому вокзалу, откуда отправляются поезда до Донецка. Станцию также предлагалось назвать «Донбасской». Проект станции был несколько похож на Маяковскую (те же колонны при глубоком заложении), и Веснины решили использовать смальтовую мозаику на своде центрального зала. Всего на станции предполагалось разместить 14 мозаик восьмигранной формы, 3 метра по диагонали. Для выполнения эскизов мозаичных плафонов Веснины обратились к Дейнеке. В проекте Павелецкой мозаики должны были размещаться прямо на своде, без углублений и куполов, что позволяло рассматривать их издалека, а также, по сравнению с Маяковской, размер плафонов был больше. Тема мозаик была задана проектным названием станции, она называлась «Донбасс — Всесоюзная кочегарка». Через некоторое время эскизы были закончены. Они были сделаны в том же стиле, как и на Маяковской — пассажир как бы «подсматривал» за происходящим на земле и видел всё происходившее снизу, как из окна в потолке.
Вскоре началась война, набор мозаик происходил в блокадном Ленинграде в мастерской В. Фролова. В 1942 году мозаики были доделаны и отправлены в Москву. Дейнека на заводском дворе заливал восьмигранники, чтобы сделать прочное основание для мозаик. Из-за регулярных бомбежек администрация приказала срочно убрать мозаики со двора, т. к. «они могут привлечь внимание своим золотым отражением». Залитые в цемент мозаики были опущены краном в ямы для временного хранения. Тем временем металлоконструкции, предназначенные для Павелецкой, попали на временно оккупированную территорию. Проект станции пришлось срочно менять и делать ее без центрального зала — двухсводчатой (проект А. Н. Душкина и Н. С. Князева). Мозаики становились ненужными. И. Г. Таранов, архитектор Новокузнецкой, узнав об этом, решил установить мозаики на своей станции. Из-за относительно небольшой длины центрального зала Новокузнецкой на своде удалось разместить 7 восьмигранных мозаик и еще одну — «Парад физкультурников» установили в наземном вестибюле. Остальные мозаики так и продолжали лежать в земле, и их дальнейшая судьба неизвестна. На утраченных мозаиках были изображены композиции: «Танец», «Футбол», «Заводы». В результате станция Павелецкая получилась лондонского типа: пассажир после эскалатора попадает в небольшой зал, из которого существует пара проходов на платформы. Это, конечно, была мера вынужденная и временная, но так как у нас в стране нет ничего более постоянного, чем временное, да и открывать бедную на архитектуру станцию не могли — была сооружена красивая станция. Черный цоколь, скамьи из красного дерева, стены вдоль платформ украсили барельефами на военную тему «Связь фронта и тыла» (скульптор И. С. Ефимов). На барельефах были изображены: девушка, делающая ручные гранаты, рабочий у станка, моряк около торпедного аппарата, водитель танка, летчик.
Ст. Павелецкая. Вид перронного зала до реконструкции станции, (из фонда РГЛКФД г. Красногорск, автор: Гаранин. 1947)
Ст. Павелецкая. Барельефы на станции до реконструкции
Вдоль свода боковых залов располагалось два орнаментальных валика. На валике, который ближе к платформе, были подвешены одноламповые светильники с открытыми молочными колпаками в виде тюльпанов. Аванзал около эскалатора освещался относительно большой круглой люстрой и оригинальными настенными светильниками с растительным орнаментом. Авторами наземного вестибюля также являются Душкин с Князевым. В настоящее время фасадная часть здания вестибюля расположена внутри Павелецкого вокзала. Наземный вестибюль внешне красив и лаконичен. Это мощное серое здание с четырьмя широкими пилястрами. Три пролета между пилястрами, покрытыми туфом использовались как вход и выход, а средний пролет — под большую мемориальную доску из полированного красного гранита. Внутри вестибюль имел полукруглую стену с небольшими подковообразными окошками. По бокам от эскалаторов располагались небольшие торшеры. Свод вестибюля был украшен плафоном: произведение художника В. Ф. Бордиченко на историческую тему, посвященную славе русского оружия. В центре потолка была изображена красноармейская звезда, а по круглой стене силуэты пехотинцев, кавалеристов, моряков, танки, пушки. Рядом в медальонах расположены воины и оружие Отечественной войны 1812 года. Плафон был также интересен своим оптическим эффектом: если на него смотреть с пола вестибюля, он казался абсолютно плоским, но если пассажир смотрел на него с поднимающегося эскалатора — появлялся эффект «купола», объема. Эта иллюзия пропадала лишь на верхних ступенях эскалатора. Стена за эскалатором украшена мраморной мозаикой по эскизам того же художника В. Ф. Бордиченко. Тема «Фанфарный салют народу и его вождю И. Сталину».
Ст. Павелецкая. Фасад наземного вестибюля
Ст. Павелецкая. Панно из мрамора на стене наземного вестибюля
Вскоре после окончания войны, в 1948 году, на станции началась реконструкция. Работу вели, не прекращая допуска пассажиров. Был утвержден проект, несколько повторяющий первый, очень близкий к Маяковской (с увеличенной высотой), но без мозаичных панно на своде — они уже заняли свое место на Новокузнецкой, а создавать что-то оригинальное снова, видимо, не было желания. Авторами архитектурного проекта стали С. В. Аященко и Е. С. Демченко. При реконструкции начало станции (юг) не трогали — через него проходили люди, а стали прорубать средний зал, одновременно сооружая эскалаторный ход с круглым аванзалом в северной части. Эскалатор вел в вестибюль кольцевой линии, что соединило две станции. Путевые стены облицовывали ночью, колонны были смонтированы за месяц. 21 февраля 1953 года открылась обновленная северная часть станции, включающая в себя аванзал и несколько пар колонн. Аванзал перед новым эскалатором венчал купол, обрамленный венками, бронзовым жгутом. Источники света спрятаны в кессонах свода станции и за картушами с изображением серпа и молота, расположенными между арок. Работы продолжались: реконструировалась центральная часть станции, и велось строительство перехода, который открылся 30 июля 1955 года и стал самым длинным в московском метро! Между лестницами перехода в центре станции установили постамент, возле которого оборудованы скамейки. На постаменте в дальнейшем должна была появиться скульптурная группа, но планы не сбылись… Окончательно реконструкция станции завершилась в 1959 году. Именно тогда был открыт третий участок станции и завершена отделка, включая монтаж бронзовых картушей. В итоге от первоначальной временной станции Павелецкая не осталось практически ничего, кроме массивных пилонов в южной части, через которые пассажиры проходили к платформам. Этот отрезок станции в целях экономии средств было решено не реконструировать.
Ст. Павелецкая. Аванзал у эскалатора, украшенный лепниной. (ЦАЭИАДМ, автор: ТАСС, Н. Ситников. 23. 02. 1953)
Ст. Павелецкая. Картуш в центральном зале
Так как Сталина на станции было немного, то и развенчание культа личности прошло практически безболезненно для архитектурно-художественного облика — всего лишь демонтировали его профиль с мраморной мозаики с фанфарами. В начале 1980-х годов стала производиться реконструкция Павелецкого вокзала, которая предусматривала его расширение вдоль площади в несколько раз, современный вокзал должен был иметь аналогичную старому зданию архитектуру. Расширению вокзала стал мешать наземный вестибюль Павелецкой радиальной. Архитекторы приняли хорошее решение: вестибюль полностью не разрушать, а «накрыть» его новым вокзалом, продолжая пропускать пассажиров через прежние вход-выход. В итоге, в ходе реконструкции от вестибюля осталась лишь фронтальная стена с проходами, а всё остальное пришлось снести. Вход через эту стену также перестал использоваться по назначению — в него вмонтировали фигурные решетки, а пассажиры стали проходить через другой вокзальный подъезд, сбоку, стен вестибюля уже не было… В апреле 1987 года произошел пожар в последнем вагоне поезда, следовавшем от Автозаводской до Павелецкой. Когда вагон выехал на станцию его стали тушить, но пламя было достаточно сильное, вследствие чего пострадала отделка в «старой» части Павелецкой. Станции срочно потребовалась реконструкция поврежденной части: была заменена отделка, сооружены современные светильники на потолке между пилонами. В итоге «старая» часть выглядит современнее «новой».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|