Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профконсультация: подходы и методы.




Организационная психология, психология менеджмента, психология труда психология труда: предметно-объектный анализ.

Организационная психология или психология менеджмента применение психологических теорий и исследовательских методик к проблемам организации, управления и бизнеса. Затрагивает вопросы подбора персонала, мотивации, обучения и развития сотрудников, организационного поведения и т. д.

Из организационной психологии в конце 1980-х гг. как самостоятельное направление выделился коучинг.

В бывшем СССР организационная психология не представляла собой самостоятельной дисциплины и обычно рассматривалась в рамках инженерной психологии или социальной психологии. Пионерами организационной психологии в СССР были Дж. М.Гвишиани, А. И. Китов, В. И. Терещенко. В России представлен сайт Ассоциации организационной психологии.

Организационная психология или психология менеджмента — это раздел психологии, целью которого является практическое применение психологических теорий и исследовательских методик к проблемам организации, управления и бизнеса. Конечной целью применения организационной психологии является повышение производительности труда и удовлетворённости работой в различных организациях. В рамках этой дисциплины изучается очень широкий круг тем, а именно:

· стили управления,

· подбор персонала,

· мотивация персонала,

· обучение персонала,

и другие.

История развития организационной психологии началась в 1925 г. с обобщений результатов классических Хоторнских исследований. Эти эксперименты, помимо прочего, позволили сделать принципиальный вывод: изменения производительности труда рабочих невозможно объяснить одними объективными факторами, такими как материальные условия и режим труда. Для понимания трудового поведения большое значение имеют субъективные факторы, такие как моральный дух, стиль руководства, межличностные отношения сотрудников компании. В 80-х годах ХХ века как отдельное направление из организационной психологии выделился коучинг.

В бывшем СССР организационная психология не представляла собой самостоятельной дисциплины и обычно рассматривалась в рамках инженерной психологии или социальной психологии. Первыми учёными, занимающимися проблемами организационной психологии, в СССР были Дж. М.Гвишиани, А.И.Китов, В.И.Терещенко.

Психология труда — раздел психологии, который рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Главные задачи психологии труда на современном этапе непосредственно связаны с общественными задачами совершенствования производственных отношений и повышения качества труда, улучшения условий жизни, устранения аварийных ситуаций, демократизации и формирования психологического типа работника.

Профконсультация: подходы и методы.

Выбор методов определяется задачами, которые решает психолог-консультант. На первой встрече психолога-консультанта и оптанта обычно выясняется суть его проблемы, затем обсуждаются причины возникновения проблемы, и намечаются пути решения проблемы. Индивидуальная профконсультация оптантов на отдельных этапах может быть связана с частными задачами: коммуникативными, просветительскими, диагностическими, воспитательно-коррекционными. Соответственно арсенал методов и технологий работы профконсультанта должен включать: методы установления, поддержания контакта с клиентом, прекращения контакта; методы просвещения, информирования клиента о необхо­димых ему сведениях (работа с литературой, видеоматериалами, компьютерными базами данных, типологиями профессий, информацией о состоянии рынка труда и пр.) Профконсультанту необходимо владеть: методами диагностики склонностей, интересов эмоциональных предпочтений, мотивационных ожиданий, ценностных ориентации клиента; методами диагностики его познавательных способностей и психомоторики, особенностей темперамента, характера, личностных качеств, эмоциональной само, регуляции

Полезны психобиографические методы, каузометрия, беседа, анкетирование.

Консультанту следует придерживаться требований профессио­нальной этики в осуществлении диагностических процедур и вы­боре форм предоставления диагностической информации клиен­ту. Консультант должен владеть коммуникативными умениями, использовать корректные и убедительные формы воспитательных воздействий.

Важнейшими направлениями профориентации являются:

профессиональная информация — ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квали­фицированных кадрах, с содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, с требова­ниями профессий к работнику, с возможностями профессиональ­ного роста и развития;

профессиональная консультация — оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия им осо­знанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также по­требностей общества;

профессиональный подбор — предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельно­сти, наиболее соответствующих его психологическим, физиоло­гическим особенностям на основе результатов психологической и медицинской диагностики;

профессиональный отбор — определение степени профессиональ­ной пригодности человека к конкретной профессии (должности) в соответствии с нормативными требованиями;

профессиональная, производственная и социальная адаптация — система мер, способствующих профессиональному становлению

работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей в активном творческом труде, достижению высшего уровня профессионализма.

Профориентация должна помочь в обеспечении социальных гарантий свободного выбора профессий в условиях рыночных от­ношений, содействовать балансу интересов человека и рынка тру­па, способствовать росту профессионализма личности, развитию индивидуального потенциала, формированию здорового образа жизни, удовлетворенности трудом.

Методы осуществления профориентации — информирование (индивидуальное или групповое) в форме лекций, бесед или опо­средованно через СМИ; психологическое и медицинское консуль­тирование; использование методов психологической и медицин­ской диагностики; педагогические методы.

Психологическая поддержка — система социально-психологи­ческих способов и методов, способствующих социально-профес­сиональному самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентации и самосознания. Психоло­гическая поддержка направлена на повышение конкурентоспо­собности личности на рынке труда, на помощь в процессе реали­зации профессиональной карьеры, на предупреждение негатив­ных вариантов и тенденций развития личности, отклоняющегося

поведения.

Пути осуществления психологической поддержки — оптимиза­ция психологического состояния человека, помощь в решении актуальных психологических проблем, препятствующих профес­сиональной самореализации личности.

Основные направления психологической под­держки:

психологическая профилактика — содействие полноценному развитию личности, малых групп и коллективов, профилактика социально-психологических конфликтов;

психологическое консультирование — оказание помощи личнос­ти в самопознании, самооценке и адаптации в реальных жизнен­ных ситуациях, в преодолении кризисов личностного развития, в Достижении эмоциональной устойчивости (включая консульти­рование руководителей по вопросам работы с персоналом и се­мейные консультации);

психологическая коррекция — активное психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в пси­хическом и личностном развитии, гармонизацию личности и между личностных отношений.

Психологическая поддержка осуществляется с помощью мето­дов психологического просвещения, психологического и психо­терапевтического консультирования, психологической диагнос­тики, психологического тренинга и психологической коррекции.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...