Современные критерии классификаций профессий.
Существуют различные классификации профессий, которые можно разделить на две группы: 1) на основании содержания труда в этих профессиях, характеристики объекта труда (по предмету, цели, средствам, способам, условиям); 2) на основании характера требований к психике человека, то есть характеристики субъекта труда. Типы профессий (по Е.А.Климову): 1. "Человек – Природа" (Ч – П), 2. "Человек – Техника" (Ч – Т), 3. "Человек – Человек" (Ч – Ч), 4. "Человек – Знак" (Ч – З), 5. "Человек – Художественный образ" (Ч – Х). В пределах каждого типа профессий Е.А. Климовым выделены их классы по целям (второй ярус): – гностические профессии (Г); – преобразующие (П); – изыскательные (И). Целью труда здесь являются профессиональные задачи. Для гностических профессий это задачи: распознать, различить, определить, оценить, разобраться, проверить; для преобразующих – обработать, упорядочить, организовать, воздействовать; для изыскательных – изобрести, приду-мать, найти новый вариант. Профессии могут различаться по средствам их осуществления: профессии ручного труда; профессии машинно-ручного труда; профессии, связанные с применением автоматизированных систем. Профессии различаются по условиям: профессии, связанные с работой в условиях, близких к комфортным (бухгалтер, программист и др.); профессии, связанные с работой на открытом воздухе в любую погоду (агроном, инспектор ГАИ); профессии, связанные с работой в необычных условиях (водолаз, пожарный и др.); профессии, связанные с работой в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей (учитель, следователь, врач и др.); профессии, связанные с экстремальными ситуациями или повторяющимися монотонными условиями труда.
Для упорядочивания и классификации профессий применяется модульный подход. Модуль профессии — это единица анализа профессии, типовой элемент. Модуль профессии состоит из двух частей: объективных характеристик типового элемента и психологических характеристик требований, предъявляемых к человеку и соответствующих данному типовому элементу. Каждая профессия состоит обычно из нескольких модулей. Стратегии профотбора. Профессиональный отбор — процедура вероятностной оценки профессиональной пригодности человека, изучение возможности овладения им определенной специальностью, достижения требуемого уровня мастерства и эффективного выполнения профессиональных обязанностей. В профессиональном отборе выделяют 4 компонента: медицинский, физиологический, педагогический и психологический. По своей сути и критериям профотбор является социально-экономическим мероприятием, а по методам — медико-биологическим и психологическим. Основная цель отбора — привлечение работников с нужной квалификацией и необходимыми личностными качествами, способных решать поставленные перед ними задачи максимально эффективно. Следует отметить, что в широком смысле под эффективностью деятельности сотрудника понимается мера достижения не только производственных целей, но и социально-личностных, включая сохранение здоровья работника и его развития как личности. При профессиональном отборе определяется соответствие возможностей и взглядов кандидатов условиям и особенностям работы на конкретной должности. В малых фирмах, где нет специального подразделения по работе с персоналом, решение по отбору принимает менеджер соответствующего линейного профиля. В крупных и среднего размера фирмах к принятию решения при отборе, как правило, привлечены специалист (менеджер) по персоналу и линейный менеджер.
Результатом профессионального отбора должен стать выбор наиболее профпригодного работника (т.е. не самого наилучшего, а наиболее профессионально соответствующего данной деятельности). При нормальном (без специальных протекций) отборе предпочтение отдается соискателю, который более других кандидатов соответствует предъявляемым требованиям. Понятия «профессиональный отбор» и «психологический отбор» часто отождествляются, т.к. сущностью последнего является диагностика и прогнозирование способностей. Основные этапы психологического профессионального отбора: 1) Извлечение и первичная обработка необходимой исходной диагностической информации; 2) Формулирование прогнозов способности к данному виду профессиональной деятельности и оценка предполагаемого уровня пригодности обследуемого; 3) Верификация прогнозов на основе данных о фактической эффективности профессиональной деятельности отобранных лиц. Система психологического профессионального отбора включает комплекс специальных диагностических методик, технических средств и стандартизованных процедур. Также используются приемы обобщения, интерпретации полученной диагностической информации и составление прогнозов успешности деятельности. Существуют две основные стратегии профотбора: отбор персонала из имеющегося кадрового резерва – выпускников ВУЗов, временно неработающих и др., а также профподбор – когда задача работодателя привлечь к себе большинство желающих, предложив им различные сферы деятельности, альтернативу. Профподбор больше подходит в тех видах трудовой деятельности, где требуется невысокая или средняя квалификация работников, где их можно быстро переучить. Профотбор применяется, когда необходимо выбрать из небольшого количества претендентов – лучших.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|