Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стиль руководства. Сравнительный анализ авторитарного, демократического и либерального стилей руководства




Стили руководства по Курту Левину1:

· авторитарныйили директивный;

· демократический или коллегиальный;

· либеральный или нейтрально-попуститель­ский.

Авторитарный стильруководства предполагает концентрацию монопольной власти в руках руководителя, единоличное приня­тие решений, определение лишь непосредственных задач (перс­пективные цели не доводятся) и способов их достижения.

Характерные черты авторитарного стиля:

· догматичность руководителя;

· отсут­ствие доверительности к подчиненным;

· запреты;

· жесткая требовательность к подчиненным;

· угроза наказания;

· позиция руководителя –вне коллектива;

· связи между подчиненными сведены до минимума и проходят, как правило, под контролем руководителя;

· офици­альная дистанция между руководителем и подчиненными;

· мелочная опека;

· оценка носит субъективный характер;

· эмоции в расчет не принимаются;

· расходуется много времени и энергии на поиск и «распекание» виновных.

Авторитарный руководитель ориентируется на формальную власть и применение прав, вытекающих из нее, на нем замкнута всяделовая информация, мнение руководителя решающее, деловые распоряжения краткие, в общении преобладает официальность, тоннеприветливый.

Такой стиль в сочетании с особыми чертами характера приво­дит к нетерпимости к любым возражениям и предложениям под­чиненных, которые расходятся с его личным мнением, унижению человеческого достоинства и проявлению грубости в общении с подчиненными.

Рассматривая ситуации проявления авторитарного стиля управления на практике, можно обнаружить две крайности. Авторитарный стиль, реализуемый руководителем в режиме собственных ощущений, можно описать с помощью метафор: «Я-командующий» или «Я-отец»1.

При позиции «Я-командующий» властная дистанция очень велика и в организации усиливается роль процедур и правил.

При позиции «Я-отец» сильная концентрация власти в рукахруководителя сохраняется, но при этом большую роль в его действияхиграет забота о своих подчиненных и ощуще­ние ответственности заусловия их существования, настоящее и будущее.

Авторитарный стиль руководства страдает недостатками и со­здает напряженность в коллективе, когда возрастает квалифика­ционный уровень, и тяготение к самостоятельности работников входит в противоречие с характерными его проявлениями.

Авторитарный стиль неизбежен в ситуациях, близких к экст­ре-мальным и кризисным, а также оправдан в коллективах с неразвитыми материальными и высшими потребностя­ми.

Демократический стильруководства предполагает делегирование части задач из сферы деятельности руководителя вместе снеобхо­димыми полномочиями подчиненным, выработку коллективных ре­шений с участием непосредственных исполнителей, умение ценить мнение подчиненных.

Характерные черты демократического стиля:

· не монополизируется информация, она максимально открыта и доступна всем членам кол­лектива;

· инструкции выдаются в форме советов;

· предоставляется возможность подчиненным самим выбирать наилучший способ реше­ния возникающих проблем;

· руководитель остается до­ступным для дискуссий, обсуждений предложений и консультаций;

· позиция руководителя – внутри кол­лектива;

· оценка носит объективный характер;

· побуждение в сотрудниках чувства собственного достоинства;

· спо­собствование повышению инициативы, активности и самостоятельности;

· товарищеский тон.

Руководители демократического стиля хотя и пользуются формаль­ной властью, но серьезные административные наказания применяютредко, практикуют замечания и порицания в конструктивной и не оскорбительной форме.

Демократический стиль имеет своей главной чертой наличиепостоянного контакта с людьми, поощрение самостоятельности.

При этом стиле руководства отсутствует агрессивность в от­но-шениях друг к другу, поощряется творчество, дружелюбие. Его следуетпри­менять при условии заинтересованности работников в получе­ниирезультатов, инициативности и ответственности.

Однако немало ситуаций, когда ориентированный на человекадемократичный стиль не приводит к росту удовлетворенности. Например, в ситуациях, когда исполнители действуют на уровне более низких потребностей. Участие работников в принятии решений, как правило, оказывает положительное влияние на удовлетворенность большинства сотрудников, находящихся на более высоком иерархическом уровне, чем рабочие.

Демократический стиль на практике может реали­зоваться в системе следующих метафор: «равный среди рав­ных» и «первый средиравных».

Вариант «равный среди равных» – это стиль отношений между сотрудниками, когда необходимые обязан­ности по координации действий в организации выполняет кто-то из сотрудников при отсутствии должности руководите­ля (директора, начальника отдела, заведующего лабораторией и т. д.).

Вариант «первый среди равных» – реализуется в организациях,где доминирует культура деятельности и от­ношений. В этом случае руководитель признает профессиона­лизм подчиненных, их право на автономию и видит задачу в основном в координации деятельностиподчиненных.

Высокая степень удовлетворенности, как правило, снижает те­кучесть кадров, прогулы и производственные травмы. Но она, как ивысокий моральный дух, не всегда увеличивает произво­дительность.Низкая текучесть кадров необязательно свидетель­ствует о высокойстепени удовлетворенности.

Либеральный стильруководства предполагает такуюпозицию, при которой каж­дый сотрудник вносит свой творческий вкладв решение общей задачи. Такие руководители полагаются на своихподчиненных, предоставляя им возможность устанавливать свои собственные цели и способы их достижения. В крайнем случае, достигается соглашение о конечной цели деятельности и ограничениях, в рам­кахкоторых необходимо их достичь. И если такое соглашение руководителяс подчиненными по обоим направлениям (целям и ограничениям) достигнуто, руководитель разрешает им прини­мать решения самостоятельнои только изредка контролирует их действия. Руководитель либеральногостиля понимает свою за­дачу в том, чтобы облегчить работу своих подчиненных путем предоставления им необходимой информации и действовать глав­ным образом в качестве посредника с внешним окружением.

Данный стиль руководства эффективен в коллективах работ­ников с высоким уровнем знаний, умений, навыков, с потребнос­тями внезависимости, в творчестве, и в большей степени свой­ственен научным и проектным организациям. В то же время свидетель­ствует о нечеткости в определении целей группы и ее роли в производственном процессе.

Негативные последствия либерального стиля руководства про­являются:

· в слабом закреплении обязанностей и ответственности;

· в полном согласии с мнением подчиненных;

· в панибратских отно­шениях с ними;

· в непредсказуемых ситуациях и конфликтах во внутриколлективных отношениях;

· в со­стоянии неуверенности и отсутствии целеустремленности работни­ков.

Негативное проявление либерального стиля проистекает не из стремления способствовать большей самостоятельности подчи­ненных, а скорее из недостаточной способности руководителя ста­вить четкие цели, давать четкие указания, поощрять за заслуги и делать замечания.

Любой стиль поведения руководителя повлияет наудовлетворенность подчиненных только при соблюдении следующих двух усло­вий:

· если он приводит к повышению производительности;

· если высокая производительность вознаграждается, что ве­дет к большей удовлетворенности. Люди испытывают удов­летворенность благодаря высокой результативности, которая вознаграждается.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...