Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопросы для самоконтроля. Литература. ЛЕКЦИЯ 17




Вопросы для самоконтроля

1. Что такое проституция? Назовите особенности детской проституции.

2. Раскройте основные причины половой деморализации подростков и
охарактеризуйте ее последствия.

3. Дайте типологию проституции и назовите факторы, сдерживающие
ее развитие.

Литература

1. Антология социальной работы. Т. 2. Феноменология социальной
патологии / Сост. М. В. Фирсов. — М., 1995.

2. МудрикА. В. Введение в социальную педагогику. — М., 1997.

3. Руководство по предупреждению насилия над детьми: Учеб. пособие
для психологов, дет. психиатров, психотерапевтов, студентов пед. вузов
/ Под ред. Я. К. Арестован. — М., 1997.

4. Сафонова Т. Я., Цымбал Е. И. Жестокое обращение с детьми: Сущ­
ность, причины, социально-правовая защита. — М., 1993.

5. Соковня-Семенова И. И. Основы здорового образа жизни и первая
медицинская помощь: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб, заве­
дений. —М., 1997.

6. Энциклопедия социальной работы: В 3 т. / Пер. с англ. Т. 2. — М.,
1994.



ЛЕКЦИЯ 17

ПРЕСТУПНОСТЬ КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

Проблема преступности несовершеннолетних. Специ­альные учебно-воспитательные учреждения для несо­вершеннолетних правонарушителей. Возрастные осо­бенности несовершеннолетних осужденных, находя­щихся в воспитательных колониях.

Проблема преступности несовершеннолетних

Преступность несовершеннолетних и молодежи во всем мире является одной из самых актуальных социальных проблем. Рост такой преступности характерен прежде всего для развитых капиталистических стран. К основным причинам преступности несовершеннолетних и молодежи западные специалисты отно­сят безработицу среди молодежи, неуверенность молодых лю­дей в будущем, неудовлетворенность современным способом управления обществом.

Так, по данным западногерманской полиции, 14% всех аре­стованных в 1996 г. правонарушителей не имели постоянной работы. Среди преступников, совершивших квалифицирован­ные кражи, безработные составили четвертую часть. Ими было совершено 28% преступлений против личности, 34% разбой­ных нападений.

Высказываются западными специалистами и другие мнения о причинах роста преступности среди несовершеннолетних. Так, руководитель федерального бюро по правосудию для несовер­шеннолетних и профилактике правонарушений США А. Регне-ри основными причинами подростковой преступности считает распад семей, жестокое обращение с детьми, нарушение неотъем­лемых прав детей на получение воспитания и образования, про­живание в нормальных условиях и, как результат, уход детей из дома. Обследование несовершеннолетних в штате Коннектикут показало, что 75% преступников, совершивших наиболее серь­езные акты насилия, сами подвергались жестокому обращению со стороны родителей и других лиц. Их доля от общего числа лиц, совершивших насильственные преступления, составила 33%.

Своеобразно оценивают причины нынешней волны преступ­ности несовершеннолетних в своей стране японские специали-


сты. Они считают, что этот рост преступности обусловлен ро­стом благосостояния и его последствиями — стрессами, связан­ными с учебой, недостатками воспитания в семье, разрушени­ем традиционных ценностей семьи, проявлениями индивидуа­лизма.

Необходимо отметить, что проведенные в Японии исследова­ния также показывают, что среди несовершеннолетних право­нарушителей чаще оказываются те, кто вырос без родителей, а также выходцы из малообеспеченных семей.

Серьезной проблемой для японских школ признается отсут­ствие в них специалистов по психотерапии. С этим связывается рост актов насилия над родителями, учителями и одноклассни­ками.

За последние годы преступность несовершеннолетних в на­шей стране также существенно возросла. Так, в Екатеринбур­ге, как одном из наиболее сложных по состоянию преступности городов России, подростковая преступность составляет около 14 %. В настоящее время подростки являются самой кримино­генно пораженной частью населения. Увеличилось среди пре­ступников также число девочек-подростков.

Согласно ст. 87 Уголовного кодекса России, несовершенно­летними правонарушителями признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет. Несовершеннолетний воз­раст в разделе 5 Уголовного кодекса РФ («Уголовная ответ­ственность несовершеннолетних», ст. 87 — 96) рассматривается в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность. Так, в отношении несовершеннолетних не предусмотрено примене­ние некоторых видов наказания, в частности — исключитель­ной меры, а максимальный срок лишения свободы составляет 10 лет (ст. 88 УК РФ).

Следует также отметить широкое применение в судебной практике отсрочки исполнения приговора, которая в настоящее время реализуется в отношении примерно половины всех несо­вершеннолетних, осуждаемых к лишению свободы. Кроме того, определенная часть нарушителей (более 20%) освобождается от наказания или уголовной ответственности: материалы по ним либо передаются в комиссии по делам несовершеннолетних, либо к ним применяются принудительные меры воспитательно­го характера: 1) предупреждение, 2) передача под надзор роди­телей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа, 3) возложение обязанности загладить причиненный вред, 4) ограничение досуга и установление осо-


бых требований к поведению несовершеннолетнего. В случае систематического неисполнения мер воспитательного воздей­ствия суд может привлечь правонарушителя к уголовной ответ­ственности (ст. 90 УК РФ).

Таким образом, реальное уголовное наказание исполняется в отношении менее чем половины подростков, совершающих уголовно наказуемые деяния. Учитывая то, что в отношении совершеннолетних не предусмотрено ряда наказаний, а отдель­ные (например, штраф, исправительные работы) применяются весьма ограниченно, основным видом реального (исполняемо­го) наказания является лишение свободы, которое лица, осуж­даемые в несовершеннолетнем возрасте, отбывают в воспита­тельных колониях.

Если же подросток, совершивший правонарушение, не достиг возраста привлечения к уголовной ответственности, т. е. ему не исполнилось 14 лет, или применение к нему меры уголовного наказания признается нецелесообразным, но он тем не менее нуждается в особых условиях воспитания, то такой подросток направляется в специальное учебно-воспитательное учрежде­ние.

Специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних правонарушителей

Специальные учебно-воспитательные учреждения для несо­вершеннолетних правонарушителей можно разделить на следу­ющие виды:

• специальные общеобразовательные школы;

• специальные профессиональные училища;

• специальные (коррекционные) общеобразовательные шко­
лы и специальные (коррекционные) профессиональные учили­
ща для детей и подростков с отклонениями в развитии (задер­
жкой психического развития и легкими формами умственной
отсталости), совершивших общественно опасные деяния.

Как правило, создаются отдельные учреждения для мальчи­ков и для девочек. Однако при наличии соответствующих усло­вий возможно создание смешанных учреждений с совместным содержанием и обучением мальчиков и девочек.

Учреждения могут быть открытого и закрытого типа.

Основной функцией специального учебно-воспитательного учреждения для несовершеннолетних правонарушителей явля­ется обеспечение их психологической, медицинской и социаль­ной реабилитацией, включая коррекцию их поведения и адап-


тацию в обществе, а также создание условий для получения ими начального общего, основного общего, среднего (полного) обще­го и профессионального образования.

Учреждение открытого типа выполняет профилактическую функцию и создается для детей и подростков:

— с устойчивым противоправным (девиантным) поведением;

— подвергшихся любым формам психологического насилия;

— отказывающихся посещать общеобразовательные учреж­
дения, испытывающих трудности в общении с родителями.

Учреждение открытого типа может быть государственным, муниципальным или негосударственным.

Учреждение закрытого типа создается для несовершеннолет­них с делинквентным поведением, т. е. совершивших обществен­но опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и тре­бующих специального педагогического подхода. Учреждение закрытого типа может быть только государственным.

Использование специальных учебных заведений в профилак­тике правонарушений несовершеннолетних — одно из направ­лений деятельности органов внутренних дел.

Основной задачей указанных учреждений является коррек­ция поведения, обучение и подготовка к общественно полезной деятельности несовершеннолетних путем применения к воспи­танникам педагогических методов с обязательным охватом об­щеобразовательным и профессиональным обучением и привле­чением их к труду. При этом проведение воспитательной, куль­турно-массовой и спортивной работы сочетается с определен­ным режимом содержания.

Обязательным условием для направления несовершеннолет­них в специальные учебные заведения является постановка на учет и проведение профилактической работы по месту их жи­тельства со стороны сотрудников органов внутренних дел соот­ветствующего уровня (района, города и т. д. ). Эти функции вы­полняют отделы по профилактике правонарушений несовер­шеннолетних (ОППН), которые есть в структуре Управлений внутренних дел всех уровней.

В том случае, если возникает необходимость направления несо­вершеннолетнего правонарушителя в специальное учебное заве­дение, сотрудники ОППН оформляют заявку на получение путе­вки для такого ребенка, которая направляется в Комиссию по де­лам несовершеннолетних и защите их прав при соответствующей Администрации (районной, городской и др. ). Комиссия рассмат­ривает заявку, выносит постановление о направлении несовершен-


нолетнего правонарушителя в специальное учреждение (11-14 лет — в специальные школы, 14-18 лет — в специальные профессио­нальные училища) и выписывает ему путевку.

Направление подростков в специальные учебные заведения осуществляется через Центры временной изоляции для несо­вершеннолетних правонарушителей (ЦВИНП) после получения путевки. С целью предупреждения правонарушений со сторо­ны несовершеннолетних в период ожидания путевок использу­ется предусмотренная Положением о комиссии по делам несо­вершеннолетних и защите их прав возможность содержания их в Центрах временной изоляции для несовершеннолетних пра­вонарушителей до 60 суток. То есть несовершеннолетние поме­щаются в ЦВИНПы не после получения путевки, а с момента направления заявки, что, в свою очередь, позволяет освободить ОППНы от контроля за ребенком в этот период.

Сотрудник ОППН Управления внутренних дел, в чьи функ­циональные обязанности входит взаимодействие со специаль­ными учебными заведениями, изучает личные дела подростков, проводит беседы с ними в Центре временной изоляции, поддер­живает связь с родителями.

После получения путевки сотрудники ОППН доставляют ре­бенка в специальное учебное заведение, куда он направлен, а затем в течение всего периода его пребывания в этом учрежде­нии осуществляют непосредственное взаимодействие с педаго­гическим коллективом и воспитанником в ходе выездов в спе­циальное учебное заведение, контроль за оформлением лично­го дела на подростка, оказание практической помощи в его ро­зыске и возвращении, если он самовольно оставил учебное за­ведение, а также принимают участие в выпуске воспитанника, в том числе в реабилитационный отпуск.

Реабилитационный отпуск является одним из действенных и опробованных средств по подготовке воспитанника к жизни за пределами специального учебного заведения. Если воспитан­ник, находясь в специальном учебном заведении, не допускает нарушений дисциплины, выполняет требования педагогов, то, по согласованию с Управлением внутренних дел, он может быть направлен в реабилитационный отпуск сроком от 3 до 6 меся­цев. Все это время он находится под контролем сотрудника ОППН, который следит за его поведением, а по окончании обо­значенного срока готовит на данного подростка объективную характеристику, на основании которой администрация прини­мает окончательное решение о выпуске подростка из специаль­ного учебного заведения. Важной особенностью является то, что


во время реабилитационного отпуска личное дело подростка остается в учебном заведении.

Благодаря введению такой формы работы с воспитанниками появилась реальная возможность сокращать сроки пребывания несовершеннолетних в специальных учебных заведениях. Это имеет очень большое значение, поскольку число таких учебных заведений ограниченно и они не могут сегодня принять на пе­ревоспитание всех правонарушителей, которые в этом нужда­ются.

Очевидно, что в современных условиях роста числа правона­рушений среди несовершеннолетних и возрастания необходи­мости совершенствования социально-педагогической работы с этим контингентом детей назрела и потребность в дальнейшем развитии системы специальных учебных заведений. Так, пред­ставляется целесообразным создание специализированных учебно-воспитательных заведений для различных категорий подростков-правонарушителей:

- для несовершеннолетних, состоящих на профилактичес­ком учете за различные правонарушения и допускающих от­клонения в поведении;

—для несовершеннолетних, состоящих на учете за противо­
правные действия, по которым вынесены постановления об от­
казе в возбуждении или о прекращении уголовного дела;

—для несовершеннолетних, состоящих на учете за употреб­
ление наркотических и токсичных веществ;

—для несовершеннолетних, состоящих на учете за правона­
рушения и имеющих отклонения в психическом развитии.

Кроме того, для более эффективного использования возмож­ностей по своевременной изоляции подростков-правонаруши­телей с помощью направления их в специальные учебно-воспи­тательные учреждения необходимо пересмотреть перечень ме­дицинских противопоказаний, который на сегодняшний день не позволяет изолировать значительное количество несовер­шеннолетних, в результате чего они очень скоро попадают на скамью подсудимых, а затем и в места лишения свободы.

Возрастные особенности несовершеннолетних

осужденных, находящихся в воспитательных

колониях

В соответствии с Уголовным кодексом РФ, в воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, осужденные к лишению свободы, а также осуж-


денные, оставленные в воспитательных колониях до достиже­ния ими возраста 21 года.

Общеизвестно, что возраст в значительной мере определяет физическое состояние человека, его поведение, интересы, пер­спективы жизни. Большое значение имеет возраст и при отбы­вании наказания: он учитывается при организации различных направлений воспитательного процесса, реализации основных средств исправления, формировании коллективов осужденных и т. п.

Характеристика личности несовершеннолетнего осужденно­го во многом обусловлена особенностями подросткового возра­ста, который отличается бурным физическим развитием орга­низма, энергией, инициативностью, активностью личности. Повышенная возбудимость, неуравновешенность, преоблада­ние процессов возбуждения над торможением могут служить причиной нарушения дисциплины. Несовершеннолетние осуж­денные весьма восприимчивы к внешним воздействиям, причем как к положительным, так и к отрицательным. Восприимчи­вость и впечатлительность являются теми внутренними услови­ями, которые способствуют формированию основ мировоззре­ния, черт характера, свойств и качеств личности. Некритичес­кое отношение к себе, неадекватная оценка действительности приводят к нравственной неустойчивости несовершеннолетних осужденных, которая снижает эффективность социальной ре­гуляции поведения и затрудняет формирование общественно полезных установок, взглядов и убеждений. В то же время нрав­ственная неустойчивость, стремление к «легкой и красивой» жизни, повышенная чувствительность к ситуационным влия­ниям, низкий культурный уровень несовершеннолетних осуж­денных расшатывают моральную саморегуляцию настолько, что переход от безнравственных поступков к противоправным становится весьма легким и вероятным.

Влияние на поведение и деятельность в таком возрасте, безус­ловно, оказывает самооценка, которая в большинстве своем является либо завышенной, либо заниженной. Это объясняется тем, что часто успех вызывает у подростков переоценку своих возможностей, а неудача порождает чувство неуверенности и даже неполноценности. При завышенной самооценке поведение воспитанника базируется на желании доказать свою исключи­тельность, выделиться среди других. Такие осужденные мало прислушиваются к советам сотрудников колонии, ироничны к попыткам воспитателей пробудить в них стремление к нрав­ственному самоусовершенствованию. Заниженная самооценка


осужденного приводит к регуляции его поведения преимуще­ственно внешними влияниями, зачастую случайными и неже­лательными, чему способствует неуверенность в себе, боязнь выглядеть хуже других.

У несовершеннолетних осужденных идет процесс интенсив­ного формирования воли и волевых качеств. В этот период вос­питанники, начиная осознавать себя как личность, способны к самовоспитанию, беря за образец сильных и волевых людей. Однако внешняя форма часто заслоняет у них содержание по­ступков, их нравственную направленность. В результате таким нравственным образцом (идеалом) становятся приверженцы уголовной романтики.

Для многих несовершеннолетних осужденных характерна противоречивость мировоззрения, проявляющаяся в непосле­довательности их взглядов и убеждений. Если эта непоследова­тельность осознается осужденными как недостаток, его легче переубедить в противоположном. Более педагогически и соци­ально запущенные несовершеннолетние осужденные стремятся выработать логическую последовательность своих ошибочных представлений, стараются аргументировано защитить их. Ра­бота с такой категорией подростков гораздо сложнее.

Несовершеннолетние проявляют большую склонность к об­щению и практически все свободное время проводят в группах. Отсюда и преступность их, как правило, носит групповой харак­тер. Наблюдается закономерность: чем меньше возраст несовер­шеннолетних преступников, тем больше состав группы. По мере взросления количество членов группы уменьшается, и в возра­сте 16-18 лет группа, обычно, состоит из 2-3 человек.

Как показывают социологические исследования, проводи­мые в воспитательных колониях, подавляющая часть тех, с кем общались подростки до осуждения, состояла на учете в мили­ции. Они мало увлекались чтением, музыкой. Лишь немногие проявляли интерес к спорту. Более 70% несовершеннолетних осужденных, как показали исследования, имели до осуждения 5-8 часов свободного времени, ничем не занятого (ни школой, ни работой, ни выполнением домашних обязанностей и т. п. ). В то же время их образовательный уровень обычно отстает на 2-3 класса; увеличилось число подростков вообще неграмот­ных.

Несовершеннолетние осужденные, в основном, не имеют спе­циальности, у большинства нет стажа работы. Нередко избыток свободного времени ведет к тому, что они приобщаются к алко­голю, наркотикам, рано начинают вести половую жизнь, что

 


отвлекает их от общественно полезных занятий, часто приводит к разрыву родственных связей, потере интереса к учебе, работе и, в конечном счете, к совершению преступления.

Большое количество осужденных (до 53%) воспитывались в неполных семьях, в детских домах и школах-интернатах. От­сутствие родителей или одного из них затрудняет нравственное воспитание, поскольку при этом, в основном, проявляется за­бота о том, чтобы ребенок был накормлен и одет. В семьях, где есть оба родителя, наблюдалось отсутствие понимания между взрослыми и детьми, пробелы в нравственном воспитании под­ростка, безразличие родителей к его проблемам, друзьям.

Изучение степени осведомленности родителей о ближайшем окружении ребенка показало, что 63, 5% знали всех и хорошо, 28, 6% знали не всех и плохо, 0, 5% вообще никого не знали, 7, 4% ответить на этот вопрос затруднялись.

В 91, 4% случаев родители получали информацию о месте, формах времяпрепровождения детей, их друзьях от самого ре­бенка, в 8, 1% случаев периодически узнавали об этом от сосе­дей, знакомых, учителей, 0, 5% вообще не располагали никакой информацией.

Анализ исследований по данному вопросу позволяет сделать следующие выводы:

1. В силу высокой степени занятости взрослых членов совре­менной семьи, отсутствия их надлежащего взаимодействия с педагогическими коллективами учебных заведений не обеспе­чивается полнота знаний и представлений родителей об истин­ном внутреннем мире подростка, его интересах и потребностях, формирующих обычно «слепую» любовь к ребенку. Такую од­носторонность родительских оценок и взглядов можно было бы устранить в результате улучшения контактов родителей со школой, где, как известно, более объективно фиксируются не­гативные черты поведения подростка как в виде деформации его правосознания, отклоняющегося поведения, так и антиоб­щественных проступков и правонарушений.

2. Осведомленность родителей о ближайшем окружении под­ростка вне семьи и контроль за ним обычно достигается:

• путем грубого, бестактного требования сообщать все инте­
ресующие их подробности о нем самом и о его товарищах;

• путем получения такой информации от третьих лиц;

• в результате своих собственных наблюдений за поведени­
ем ребенка, за его отдельными поступками.

Родители, как правило, пытаются навязать ребенку в товари­щи и друзья того, кто по нраву им, а не подростку, при этом дают


всевозможные оценки его сотоварищам. Именно это зачастую отталкивает ребенка от родителей, делает его неоткровенным, вызывает естественное противодействие.

Неумелость родителей в общении с детьми вызывает необхо­димость создания системы педагогического родительского все­обуча, например, путем проведения специальных семинаров, активного использования в этих целях средств массовой инфор­мации или же с помощью разработанной социальными педаго­гами и психологами системы «Служба семьи».

3. Мнения родителей о степени вероятности ребенка стать
потерпевшим от того или иного преступления можно рассмат­
ривать, во-первых, как отражение вполне естественной заботы
или тревоги за судьбу ребенка на основе имеющейся у них раз­
личной криминологической информации и, во-вторых, как
некоторую гиперболизацию существующей угрозы подростку
стать потерпевшим.

Тем не менее, такая ориентация родителей предполагает на­личие реально существующих «горячих» точек проблемы, что само по себе должно учитываться правоохранительными орга­нами и социально-педагогическими службами как в организа­ции работы по предупреждению преступлений в отношении детей, так и в ходе проведения разъяснительной работы среди родителей с целью изменения их не всегда верной ориентации, выработки адекватного восприятия реальной ситуации.

4. В большинстве своем сегодняшний родитель в силу право­
вой и педагогической неподготовленности не способен дать ка­
кие-либо рекомендации своему ребенку о правильной линии его
поведения в случае совершения против него преступного пося­
гательства. Отсюда возникает необходимость осуществления
профилактики среди самих родителей или более старших чле­
нов семьи. Родители должны объяснить ребенку, как вести себя
в конкретной создавшейся ситуации, научить ребенка быть
внимательным, осмотрительным, осторожным, особенно при
его знакомстве с неизвестными лицами или появлении в новых
(незнакомых) местах.

Опасность стать жертвой для подростка особенно возрастает в условиях крупного города. Главной линией поведения подро­стка здесь должно быть строгое выполнение запрета на посеще­ние опасных мест (зон) с применением в «необходимых случа­ях» метода «шоковой терапии».

5. Полученные сведения о подходах и современном состоянии
полового воспитания детей и подростков свидетельствуют о
наличии серьезных пробелов и недостатков при решении этой


проблемы. Ученики младших и старших классов получают лишь отрывочные сведения по вопросу полового воспитания и то исключительно эпизодически.

Степень актуальности борьбы с преступными посягательства­ми на половую неприкосновенность несовершеннолетних опре­деляется тем громадным моральным ущербом, который причи­няется не только конкретному малолетнему или подростку, но и его окружению.

Цинизм, жестокость способа совершения преступления при имеющихся изъянах в воспитании других подростков могут быть восприняты как стимулятор активной противоправной деятельности, как призыв к совершению аналогичных дей­ствий. С другой стороны, это может отрицательно повлиять на подростков в плане формирования настороженных (основанных на недоверии) межличностных отношений как со сверстника­ми, так и со взрослыми.

Отсюда возникает необходимость правильных оценок обще­ственной опасности таких преступлений, разъяснений необхо­димости и существа профилактической работы с привлечением средств массовой информации, педагогов, родителей.

Вполне оправданным здесь было бы объединение усилий ор­ганов здравоохранения и правоохранительных органов в своев­ременном выявлении лиц с агрессивным поведением на сексу­альной почве и соответствующем воздействии на них.

6. Проблема взаимоотношения полов возникает значительно раньше наступления возраста половой зрелости подростка. Све­дения об интимной сфере, отношениях полов в детской микро­среде, как правило, воспринимаются в искаженной форме.

Повышенный интерес к этой сфере возникает в тех случаях и тем интенсивнее, чем менее информирован об этом ребенок из достоверных источников. Поэтому основы полового воспитания должны быть заложены в раннем детском возрасте.

Образовавшийся сегодня разрыв между половым созревани­ем подростка в силу акселерации и более длительным процес­сом его социального становления породил целый ряд проблем, например, таких как длительное неудовлетворение половых инстинктов, постоянно подогреваемых кинематографом, видео­продукцией, публикациями в прессе и другими эротическими источниками. Возможное решение этой проблемы представля­ется путем вовлечения подростков в массовые занятия спортом, в общественно полезную деятельность (благоустройство микро­районов, работа в молодежных объединениях по интересам и т. п. ).


В этой связи высказываются верные, на наш взгляд, предло­жения о том, что центром такой работы, а также деятельности по предупреждению правонарушений подростков, равно как и преступных посягательств, направленных против них, может стать общеобразовательная школа, которая призвана осуществ­лять функции управления по отношению к семье и другим со­циальным институтам.

Действительно, школа должна быть регулятором оказания помощи семье, родителям. Привлечение школой к этому делу социальных педагогов, медицинских работников, сотрудников правоохранительных органов значительно расширит ее воспи­тательно-профилактические функции в преодолении осложне­ний в отношениях между родителями и детьми.

Велика в этой работе и роль учреждений дополнительного образования, досуга и творчества детей, детских и молодежных общественных объединений.

Мотивы совершения преступлений. Тяжелое материальное положение сокращает возможности подростков для удовлетво­рения своих интересов и желаний, что часто толкает несовер­шеннолетних на совершение преступлений. Недостаток средств для приобретения каких-либо вещей они восполняют противо­правным способом.

Для несовершеннолетних осужденных характерны такие преступления, как изнасилования, кражи, грабежи, разбои, убийства, телесные повреждения, нарушения правил безопас­ности движения, вымогательство, угон автотранспортных средств. Мотивами совершения корыстных преступлений явля­ются следующие побуждения: желание завладеть ценной ве­щью, потребность иметь собственные деньги для приобретения вещей, радиоаппаратуры, мотоцикла и т. д. В основе этих пре­ступлений лежит желание не отстать от моды, иметь то же, что и сверстники, хотя и добытое преступным путем. Наиболее рас­пространенные мотивы совершения насильственных преступ­лений: жажда мщения, проявление «мужских» качеств, «за­калка воли», «рисковать и ничего не бояться», «не быть белой вороной» и т. п. Многие преступления совершаются «в ответ на обиду», «чтобы не подвести друзей», «доказать друзьям». В числе мотивов рецидивов (повторных преступлений) встречаю­тся такие, как «пострадавшие не оказывали сопротивления», «появилось чувство уверенности», «хороший сбыт похищенно­го», «руководство опытного вожака».

Подавляющая часть тяжких преступлений, имеющих харак­тер немотивированной жестокости, таких как убийства, хули-


ганство, тяжкие телесные повреждения, совершается подрост­ками в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Совершение преступлений в таком состоянии считается отягча­ющим вину обстоятельством. Выявлено, что подавляющая часть осужденных стали рано курить, употреблять спиртные напитки, чему способствовал пример взрослых, в том числе и родителей, а также по примеру друзей вдыхать пары токсичных средств, применять наркотики.

Часть преступлений совершается несовершеннолетними совместно со взрослыми. Такие преступления обычно гото­вятся заблаговременно. Взрослый преступник надеется, что в случае разоблачения подросток возьмет на себя вину из-за «чувства товарищества» и клятвы, уверяет его, что в случае судебного разбирательства ему дадут небольшой срок, услов­ное осуждение или отсрочку приговора. Стремясь к незави­симости и самостоятельности, но неготовые к этому, подро­стки легко поддаются внушению и психологическому воздей­ствию антиобщественных элементов. То, на что несовершен­нолетний не решился бы в одиночку, становится реальностью в группе.

Часть подростков, совершая преступление, расценивает это как озорное действие. Они не видят грани, где нарушение пере­ходит в преступление. По проведенным опросам, лишь 50% несовершеннолетних осужденных знали, что совершают пре­ступление, 20% — предполагали, а остальные не знали и даже «не задумывались». Подавляющая часть из последней катего­рии правонарушителей расценивают свое нарушение как про­явление отваги, силы и смелости.

Отношение несовершеннолетних осужденных к воспита­тельной работе. Составным элементом педагогической харак­теристики несовершеннолетних осужденных является их отно­шение к основным средствам воспитательной работы и к режи­му отбывания наказания. Значительная часть из них соблюда­ет режим отбывания наказания, хорошо работает, учится, дис­циплинирована.

Однако другая часть ведет себя иначе. Эти осужденные не желают учиться и работать, отрицательно относятся к воспита­тельным мероприятиям, стремятся извлечь выгоду из различ­ных своих действий, завоевать авторитет любым способом, вплоть до нарушений режима и совершения преступлений. Вместе с тем и эта категория осужденных неоднородна, в ней можно выделить три основных типа поведения, каждый из ко­торых имеет свои особенности:


 

• Для первого типа характерны недисциплинированность,
проявление грубости, притеснение более слабых, участие в
группировках, т. е. допущение мелких нарушений.

• Второй тип характеризуется драками и избиением неугод­
ных, тягой к «воровским традициям», допущением грубых на­
рушений.

• Наиболее сложным является тип поведения, для которого
характерны стремление к созданию группировок отрицатель­
ной направленности, злобность, цинизм, мстительность, враж­
дебное отношение к администрации, склонность к нарушениям
режима и преступлениям, внушение окружающим идеи о сво­
ей исключительности, превосходстве над другими осужденны­
ми.

Особая категория несовершеннолетних осужденных — те, поведение которых только внешне соответствует режимным требованиям: они ведут скрытый образ жизни и при определен­ных условиях могут нарушать дисциплину и совершить пре­ступление.

Частыми нарушителями дисциплины являются и осужден­ные с отклонениями в психике, многие из которых до соверше­ния преступления состояли на учете в психдиспансере. Очевид­но, что необходимо отдельное содержание таких осужденных, однако в настоящее время они отбывают наказание в общих воспитательных колониях.

Особенности общения несовершеннолетних осужденных. На несовершеннолетних большое влияние оказывает начальный период пребывания в воспитательной колонии, адаптации к условиям жизни. Адаптация может быть положительной и от­рицательной, но может иметь черты и той и другой. В течение этого периода идет борьба за достойное место, распределяются социальные роли, обусловленные статусом подростка, который он имел до осуждения или приобрел в следственном изоляторе. Данный период характеризуется возрастанием числа наруше­ний режима и преступлений.

Условия изоляции значительно влияют на характер общения осужденных. Общение в режимных учреждениях делится на две сферы: официальную и неофициальную. Официальное об­щение регулируется режимом отбывания наказания и правила­ми внутреннего распорядка, неофициальное — нормами «дру­гой жизни», разграничивающими осужденных на категории в соответствии с местом, занимаемым в системе неформальных отношений. Стратификация заключается в жестком делении несовершеннолетних осужденных на «своих и чужих», в опре-


 



 



делении статуса осужденного в своей группе. Более высокий статус занимают осужденные-рецидивисты, имеющие широкие преступные связи.

Несмотря на большое количество группировок все осужден­ные делятся на две основные группы:

- с высоким статусом — устойчивые, «пацаны»;

- с низким статусом — отверженные, «опущенные», «оби­
женные».

Каждая из этих групп имеет собственные группировки, что порождает большое количество конфликтных ситуаций.

Статус новичка в воспитательной колонии обычно определя­ется путем «прописки». Новенького проверяют на находчи­вость, сообразительность, умение постоять за себя. Часто эти испытания носят жестокий и изощренный характер, существу­ет определенный риск для здоровья испытуемого.

Существенное отличие несовершеннолетних осужденных от взрослых заключается в отсутствии у большинства подростков определенных жизненных планов, перспектив на будущее, что значительно осложняет воспитательную работу с ними.

Итак, характеристика личности и групп осужденных несо­вершеннолетних обусловлена следующими особенностями:

1. возрастные особенности

- бурное физическое развитие организма,

— нравственная неустойчивость,

- неадекватная самооценка (завышенная, заниженная),

- процесс интенсивного формирования воли,

- противоречивость мировоззрения;

2. педагогическая и нравственная запущенность

- наличие неорганизованного свободного времени,

— низкий образовательный, духовный и профессиональный
уровень;

3. проблемы в семье

- отсутствие родителей или неполная семья,

— антиобщественные проявления родителей, родственников;

— разрыв родственных связей;

4. мотивы совершения преступлений

— иметь то, чего не может купить,

<
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...