Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопросы для самоконтроля. Литература. ЛЕКЦИЯ 20




Вопросы для самоконтроля

1. Какова структура социально-педагогической деятельности с детьми,
склонными к употреблению алкоголя?

2. Раскройте содержание социально-педагогической деятельности с
детьми, склонными к употреблению алкоголя.

3. Каковы особенности социально-педагогической деятельности с раз­
личными возрастными категориями детей, склонных к употреблению
алкоголя.

Литература

1. Алмазов Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершенно­
летних. — Свердловск, 1986.

2. Баженов В. Г. Воспитание педагогически запущенных подростков.
- Киев, 1986.

3. Ветров Н. М. Профилактика правонарушений среди молодежи. —
М., 1986.

4. Закатова И. Н. Социальная педагогика в школе / Под ред. Г. К. Се-
левко. — М., 1996.

5. Трудные судьбы подростков — кто виноват? — М., 1991.


ЛЕКЦИЯ 20

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ

Индивидуальное профилактическое воздействие на личность несовершеннолетнего правонарушителя. Структура и содержание индивидуальной профилак­тической программы работы с несовершеннолетними правонарушителями. Уровни воспитательно-профи­лактического воздействия на личность несовершенно­летнего правонарушителя. Реабилитационные про­граммы социально-педагогической деятельности в вос­питательных колониях.

Индивидуальное профилактическое воздействие

на личность несовершеннолетнего

правонарушителя

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, являе­тся поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышения эффективности их профилактики. Необходи­мость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних, криминальными группировками, создан­ными подростками, совершаются опасные преступления, и чис­ло их неуклонно растет. Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. А такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.

Главная роль в решении этой острейшей проблемы отводится социальной педагогике, хотя, конечно, решить ее можно толь­ко комплексно, с привлечением всех сил общества. Однако ин­теграция усилий общества может осуществиться лишь в рамках научно обоснованной, обеспеченной эффективными технологи­ями социально-педагогической системы перевоспитания лич­ности несовершеннолетнего посредством последовательных педагогических и воспитательно-профилактических воздей-


ствий, обеспечивающих формирование личности с твердыми и правильными жизненными установками.

Социально-педагогическая концепция профилактики позво­ляет успешно преодолевать преобладавший на протяжении многих лет односторонний подход, рассматривавший личность только как продукт «воспитательного воздействия», а поэтому не учитывавший другие объективные факторы, например, со­циальные условия, оказывающие воздействие на личность.

Бесспорно, что процесс перевоспитания, как и в целом про­филактика правонарушений, выступает, с одной стороны, как процесс приобщения личности к культуре — материальной, интеллектуальной и нравственной, а с другой — как процесс индивидуального развития, коррекции поведения личности. Научно-техническая революция и последствия ее в сфере соци­альной жизни привели к тому, что появилась возможность бо­лее эффективно управлять процессом перевоспитания лично­сти. Это расширение сферы управляемого осуществляется:

- во-первых, за счет качественных изменений субъекта пе­
ревоспитания, так как воспитательно-профилактическое воз­
действие в настоящее время осуществляют не только педагоги,
социальные педагоги, специалисты по социальной работе, но и
силы общественности, производственные коллективы, учреж­
дения культуры, печать, радио, кино, телевидение;

- во-вторых, это происходит за счет углубления и расшире­
ния воспитательных и профилактических задач, поскольку об­
щественное производство, социально-политическая и культур­
ная жизнь активно способствуют эффективной организации
всей системы профилактики правонарушений, в частности сре­
ди несовершеннолетних, с учетом изменяющихся условий, осо­
бенностей различных возрастных групп, их занятости.

Многие издержки, упущения в воспитании являются след­ствием того, что нет должной системы в области индивидуаль­ной работы, организации воспитательно-профилактического процесса с конкретными правонарушителями. Важно при этом преодолеть ограниченное понимание самого индивидуального подхода, который нередко сводится к учету частных особенно­стей юношей и девушек, имеющих отклонения в поведении. «Индивидуальный подход, — писал А. С. Макаренко, — не оз­начает возню с уединенной капризничающей личностью. Под флагом индивидуального подхода не следует протаскивать ме­щанское индивидуалистическое воспитание. Беспомощен тот педагог, который потворствует недостаткам ученика, слепо сле­дует его капризу, подыгрывается и сюсюкает вместо того, что-


 бы воспитывать и переделывать его характер... Индивидуаль- ный подход в том и заключается, чтобы применительно к егоиндивидуальным способностям и склонностям сообщить ему качество личности, определяемое общественным характером воспитания»1.

В практике индивидуального подхода, по мнению А. С. Ма- каренко, встречаются наиболее часто две ошибки: первая заключается в стремлении «остричь всех под одну гребенку», I втиснуть человека в стандартный шаблон, воспитать узкую серию человеческих типов. Вторая — пассивное следование за каждым индивидуумом, безнадежная попытка справиться сразу со всеми при помощи разрозненной возни с каждым че­ловеком в отдельности. Это — гипертрофия «индивидуально­го подхода».

Индивидуальная профилактика правонарушений включает в себя исправительно-корректирующее воздействие в качестве одного из элементов, но не сводится только к нему. Это целенап­равленный процесс управления перевоспитанием личности, который заключается в том, что правонарушители под воздей­ствием воспитателей, общественности и коллективов вырабаты­вают у себя правильные взгляды и убеждения, овладевают на­выками и привычками социально-позитивного поведения, раз­вивают свои чувства и волю, изменяют таким образом интере-, сы, стремления и наклонности. С другой стороны, индивидуаль­ная профилактика направлена на устранение неблагоприятных влияний на конкретную личность окружающей среды. Чтобы эффективно управлять данным процессом, необходимо выби­рать профилактические методы, обеспечивающие:

• выработку нравственного сознания,

• формирование навыков и привычек позитивного поведе­
ния,

• воспитание волевых усилий, позволяющих противостоять
антиобщественным влияниям,

• социальное оздоровление микросреды.

Однако надо иметь в виду, что перевоспитание личности пра­вонарушителя несовершеннолетнего возраста, выработка поло­жительных навыков и привычек, волевых усилий связаны с различными, особыми сферами психологической деятельности, опираются на определенные физиологические факторы, специ­фика которых не может не учитываться при выборе методов профилактики.

Макаренко А. С. Соч.: В 7т. Т. 5. — С. 334.


 



11 М. А. Галагузова



В структуре индивидуальной профилактики правонаруше­ний можно выделить следующие основные задачи:

• своевременное выявление лиц с социально-отклоняющим­
ся поведением и склонных к совершению правонарушений, а
также родителей и других лиц, отрицательно влияющих на
них;

• изучение возрастных и психологических особенностей
личности несовершеннолетних правонарушителей с целью не
допущения конфликта молодого человека с обществом, устра­
нения способствующих ему причин и условий;

• разработка программы индивидуального воспитательно-
профилактического воздействия на правонарушителя и окру­
жающую его среду с учетом имеющихся форм и методов, ре­
зультативности их применения;

• организация взаимодействия и преемственности в воспи­
тательно-профилактической работе всех субъектов социально-
педагогической деятельности, повседневного и непрерывного
контроля за образом жизни подростков с девиантным поведени­
ем, реагирование на «срывы» и поощрение позитивных сдвигов.

Перевоспитание — процесс сложный, требующий огромных усилий, напряжения, использования разнообразного арсенала профилактического и нравственного воздействия, так как при­ходится иметь дело с наиболее запущенными в педагогическом, воспитательном отношении людьми, которым не смогли дать позитивных навыков поведения ни семья, ни школа, ни трудо­вой коллектив. Работа с ними нуждается в особом умении вы­делить потенциальные возможности личности и повлиять на человека в нужном направлении, помочь его исправлению и перевоспитанию. Успех здесь во многом зависит от того, как сам подросток стремится к устранению негативных сторон в своем поведении, социальном образе жизни.

Если по форме и цели индивидуальная профилактика право­нарушений заключается в выявлении лиц, склонных к совер­шению антиобщественных проявлений, и принятии по отноше­нию к ним мер воспитательного воздействия, то по существу она представляет собой организованный процесс перевоспитания отдельных лиц, осуществляемый в узкоспециальных целях, — не допустить совершения повторных правонарушений. При этом особое внимание должно быть обращено на следующие категории несовершеннолетних:

• возвратившихся из воспитательных колоний после отбы­
тия наказания, поведение которых, однако, вызывает беспокой­ство;


 

• осужденных несовершеннолетних, в отношении которых
исполнение приговора к лишению свободы отсрочено;

• совершивших преступления, но освобожденных от уголов­
ной ответственности в связи с применением мер общественно­
го либо административного воздействия или вследствие амни­
стии, а также совершивших общественно опасные действия до
достижения возраста, с которого наступает уголовная ответ­
ственность;

• вернувшихся из специальных учебно-воспитательных уч­
реждений;

 

• совершивших правонарушения, влекущие меры обще­
ственного или административного воздействия или применение
мер воспитательного характера;

• употребляющих спиртные напитки и наркотические веще­
ства;

• ранее не судимых, но привлеченных не менее двух раз за
год к административной ответственности либо повторному при­
воду для официального предостережения;

• злостно уклоняющихся от учебы;

• систематически занимающихся азартными играми, а так­
же ведущих антиобщественный образ жизни.

Специфика индивидуальной профилактики, а также особен­ность самих объектов изучения и воспитательного воздействия требуют учета:

— психологических процессов (особенности воображения,
внимания, мышления, памяти, восприятия и др. ), которые про­
исходят в сознании правонарушителя при формировании антиобщественных взглядов, убеждений, привычек, при зарожде­нии противоправных замыслов и осмыслении путей их реали­зации;

— уровня мировоззренческого и нравственного развития под­
ростка-правонарушителя, моральных мотивов, присущих дан­
ному ребенку (чувство стыда перед родными, знакомыми, бо­
язнь наказания, осуждения коллектива и т. п. ), которые, как
правило, заставляют его сохранять в тайне свои антиобщественные взгляды, вести «двойную жизнь». Поэтому не всегда уда­ется своевременно выявить таких подростков, определить при­чины отклонений в их поведении, образе жизни, а значит, и вовремя оказать на них эффективное воспитательное профилак­тическое воздействие;

— характерных особенностей личности правонарушителя, и. уровня его сознания, движущие им мотивы, а также его пове-дение до и после правонарушения;                         323


— обстоятельств, при которых у подростка возникли антиоб­щественные намерения, зрела и реализовывалась решимость со­вершить правонарушение или аморальный проступок;

- отрицательных факторов конкретной среды (ближайшее
окружение в школе, в семье, на улице), вызывающих эти моти­
вы противоправного поведения.

Зачастую отрицательное воздействие на молодого человека микросреды, жизненных неурядиц продолжается в течение длительного времени, изменяет его личность, способствует ста­новлению на антиобщественный путь. Своевременное вмеша­тельство в этот процесс социального педагога может предотвра­тить негативное влияние на юношу или девушку, изменить их взгляды, убеждения, направить энергию в общественно полез­ное русло.

Когда становятся известны субъективные представления, цели и намерения ребенка, совершившего правонарушение, поняты и оценены мотивы, убеждения, ценности личности, можно присту­пать к комплексной разработке программы воспитательно-про­филактического воздействия на правонарушителя.

Профилактическое воздействие становится оптимальным, если оно учитывает особенности и тенденции развития лично­сти и совпадает с ее внутренними побуждениями. Процесс внешнего профилактического воздействия тогда как бы слива­ется с процессом самовоспитания, саморазвития. Естественно, что результаты такого совпадения оказываются максимальны­ми. Очень часто этот эффект в профилактике правонарушений зависит не столько от силы внешнего воздействия, сколько от умения привести внешнее воздействие в соответствие с особен­ностями личности.

Структура и содержание индивидуальной

профилактической программы работы с несовершеннолетним правонарушителем

Оптимальный выбор индивидуально-профилактических мер воздействия на личность правонарушителя в значительной сте­пени зависит от того, насколько состоятельны профилактичес­кие программы ее социального оздоровления, которые должны включать следующие важнейшие компоненты:

• цели индивидуально-профилактического воздействия,
главная из которых — формирование у подростка убежденно­
сти в том, что необходимо неуклонно следовать требованиям
норм морали и права;


 

• методы и приемы воспитательного и контролирующего
воздействия на личность, учитывающие, какие недостающие
качества ей следует привить и какие отрицательные черты не­
обходимо устранить;

• формы воздействия на непосредственное окружение лич­
ности с тем, чтобы ликвидировать отрицательно влияющие на
нее факторы и утвердить способствующую перевоспитанию си­
стему межличностных отношений;

 

• средства индивидуально-профилактического воздействия,
ориентированные именно на те трудовые и учебные коллекти­
вы, социальные ячейки, общественные и государственные орга­
низации, которые в состоянии дать наибольший воспитатель­
ный эффект применительно к данному ребенку;

• основные этапы реализации профилактических программ
социального оздоровления личности.

При реализации профилактической программы необходимо соблюдение следующих требований:

- содержательность, направленность, непрерывность про­
цесса перевоспитания;

- осознание перспективности в перевоспитании;

— изучение, с одной стороны, требований общества к несовер­шеннолетнему правонарушителю, а с другой — индивидуаль­ных особенностей и общих законов развития личности подро­стка;

- поддержка и развитие внутренних, зачастую внешне не
проявляющихся, общественно полезных интересов и способно­
стей ребенка;

- отсутствие навязчивости и назойливости в перевоспита­
нии;

—терпение и выносливость всех участников воспитательно­
го профилактического процесса.

—активность самого подростка, чтобы он понимал оказыва­
емое на него воздействие, проявляя при этом свою инициативу
и волевое усилие.

При разработке программы индивидуального профилакти­ческого воздействия в качестве ведущей цели определяется из­менение личности несовершеннолетнего в сторону общеприня­тых норм, правил и иных социальных ценностей. Причем эта цель реализуется не сразу, а спустя месяцы или годы.

Исходя из поставленной цели, определяется круг задач. Основ­ными из них являются: восстановление и развитие нормальных позитивных интересов несовершеннолетнего; нормального обще­ния; чувства социальной ответственности и дисциплины.

Для достижения поставленных задач перевоспитания несо­вершеннолетнего важно составить психологический, соци­альный, моральный «портрет» данного ребенка с целью выяв­ления прежде всего позитивных моментов в образе жизни дан­ного подростка, их устойчивости, а также его потребностей, интересов, склонностей. Изучается прошлый опыт ребенка, конкретные криминогенные факторы среды, оценивается его готовность к восприятию оказываемого на него воспитательного воздействия и отношение к общественно полезным ценностям.

Обращается внимание на возможности семьи в перевоспита­нии и исправлении поведения несовершеннолетнего. В то же время, если родители не в силах управлять стремлениями сво­его ребенка и допускают развитие у него чрезмерных претензий, появление элементов пренебрежения к нормам общественной жизни, то социальному педагогу необходимо оценить роль се­мьи в процессе перевоспитания: либо включить семью в процесс исправления поведения подростка, либо, если речь идет об устойчивых вредных влияниях внутри семьи, — об изъятии подростка из этой среды.

Эти показатели являются важнейшими критериями оценки личности правонарушителя и играют существенную роль в пос­ледующем ее формировании. Конкретные факты поведения правонарушителя на производстве, в учебном заведении, в се­мье, его добросовестность или безответственность, инициатива или пассивность свидетельствуют о желании или противодей­ствии осознанию долга и ответственности перед обществом за свое дальнейшее поведение.

Далее социальным педагогом прогнозируется возможный результат работы с данным несовершеннолетним, выявляются трудности, продолжительность работы. Выбрать правомерный путь для молодого правонарушителя — значит «переключить» его внимание и энергию на другие общественно полезные цен­ности, «перекрыть» каналы социально негативного воздей­ствия, помочь создать благоприятные условия для правомерно­го поведения с реальным изменением внешней среды. Критери­ем для социально-педагогического прогноза служит отношение ребенка, совершившего правонарушение, к труду, учебе, семье, товарищам, участие в общественной и культурно-воспитатель­ной работе и т. д.

Выбор методов индивидуального профилактического воздей­ствия строится с учетом ведущей сферы деятельности ребенка. В индивидуальной профилактике правонарушений активно могут применяться методы стимулирования, торможения. По


своему содержанию они значительно богаче, чем традиционные методы поощрения и наказания.

К числу методических приемов стимулирования следует от­нести одобрение, похвалу, доверие, оценку, поощрение, благо­дарность, награду и т. д. Поощрять надо лишь те действия и поступки юноши или девушки, которые требовали от них воли и трудолюбия, а не те, которые они совершили без особой зат­раты сил и времени.

Приемы метода торможения выражаются в виде порицания, предупреждения, т. е. повышенных требований к личности правонарушителя. Они включают в себя особую форму обще­ственного требования к поведению человека, в которой одно­временно дается и осуждение того, что сделано неправильно, и предписание, как поступать в дальнейшем, а также предуп­реждение на будущее в целях предотвращения возможного по­вторения поступка. Однако и само поведение несовершенно­летнего нельзя рассматривать вне связи с формированием при­вычки тормозить себя. Торможение нужно человеку повсед­невно, и оно должно быть воспитано, превратиться в привыч­ку, выражаться в каждом физическом и психическом движе­нии, в особенности проявляться в спорах и ссорах. Приемы торможения могут оказать особенно благоприятное влияние, если их поддерживают коллектив, общественные организа­ции.

В целом торможение призвано выполнять три основные фун­кции: помочь осознать свои недостатки, понять их нетерпи­мость, устранить эти недостатки саморегулированием поведе­ния. Указанные моменты в перевоспитании молодого правона­рушителя сложно разграничить между собой. Они тесно пере­плетены, взаимосвязаны, но, опираясь на них, можно достиг­нуть многого в осуществлении поставленной цели — перевоспи­тания молодого человека, воспитания в нем общественно-полез­ных, социально значимых черт характера.

Далее определяются средства, соответствующие целям и учи­тывающие особенности личности, а также наиболее уязвимые периоды времяпрепровождения (для усиления контроля). Они должны включать самый разнообразный комплекс мер, а не подкрепляться лишь одними словесными нравоучениями, как это нередко делается. Профилактические средства, даже такие распространенные, как внушение, объяснение, беседа или об­щественное воздействие, не могут быть признаны всегда абсо­лютно полезными. Кроме того, любую систему средств нельзя рекомендовать как постоянную, так как личность ребенка в


процессе развития изменяется, вступает в новые отношения, меняются условия ее жизнедеятельности.

Одним из эффективных средств перевоспитания молодого правонарушителя является воздействие на его эмоционально-волевую сферу, которая по-своему индивидуальна, динамична, находится в сложных взаимодействиях со всеми другими сто­ронами внутреннего мира человека. Целенаправленное воспи­тательно-профилактическое воздействие должно вызывать у молодого человека движение мыслей и чувств, способствовать познанию действительности через конкретные образы, нрав­ственные идеалы.

Формы работы могут быть самые разнообразные: приобщение к чтению, искусству; введение в неформальную группу с пози­тивной направленностью; искоренение привычки к опоздани­ям, прогулам и т. д.

Известно, что у правонарушителей трансформированы или мало развиты непосредственные отношения с обществом. Вме­сте с тем человек нуждается в общественном признании и в удовлетворении чувства собственного достоинства. Поэтому важно, чтобы правонарушитель мог видеть не отчужденность по отношению к себе, а общественное расположение, заинтересо­ванность других людей в его жизни, помощь ему в трудоустрой­стве. Все это является важным стимулом его активности, утвер­ждения для себя правильных и твердых норм социального по­ведения и полного становления на путь формирования нормаль­ного образа жизни.

Выбор методов, средств и форм воспитательно-профилакти­ческого воздействия на личность правонарушителя молодежно­го возраста зависит от наличия многих обстоятельств, часть из которых была описана выше. Индивидуальная профилактика требует учета активности личности, ее желания способствовать либо препятствовать проведению соответствующих мероприя­тий, направленных на устранение отрицательных черт поведе­ния, утверждение позитивных принципов саморегуляции, ус­корение процесса формирования общей положительной направ­ленности поведения индивида.

Порядок проведения и содержание профилактических ме­роприятий индивидуализируются в зависимости от факторов, основными из которых являются: характеристика личности правонарушителя; ранее предпринимавшиеся усилия для пере­воспитания, их результаты; методы, еще не применявшиеся по отношению к нему; сложившееся общественное мнение; сте­пень готовности коллективов выполнять воспитательные фун-


кции, а также наличие опыта профилактической работы у лиц, непосредственно занимающихся данным контингентом (напри­мер, в милиции), и у общественников, уровень их интеллекта, авторитетности суждений и оценок для окружающих и тех, к кому применяется воспитательно-профилактическое воздей­ствие.

Уровни воспитательно-профилактического

воздействия на личность несовершеннолетнего

правонарушителя

При внимательном и глубоком рассмотрении индивидуаль­ной профилактики можно обнаружить три уровня воспитатель­но-профилактического воздействия на личность несовершенно­летнего.

Первый — воспитательно-профилактическое воздействие всей системы воспитания и обучения в многообразии форм нрав­ственно-воспитательной, культурно-воспитательной работы, содействие в бытовом и трудовом устройстве, овладении трудо­выми навыками, повышении производственной квалифика­ции, принятие мер, направленных на устранение обстоя­тельств, оказывающих отрицательное влияние на условия жиз­ни и воспитания несовершеннолетних правонарушителей, при­влечение их к участию в спортивных и других кружках, секци­ях, направление в летнее время в военизированные, спортивно-трудовые и другие специализированные лагеря и т. п.

Анализ практики, в частности возбужденных уголовных дел, показывает, что при вовлечении подростков в преступную и иную антиобщественную деятельность в 60% случаев имелись неблагоприятные условия их семейного воспитания, а более чем в 80% случаев несовершеннолетние имели контакты с лицами, характеризующимися отрицательно в сфере неформального окружения, и т. д. Поэтому одним из наиболее перспективных направлений повышения эффективности предупреждения пра­вонарушений несовершеннолетних является выявление и уст­ранение криминогенных факторов, обусловливающих противо­правное поведение подростков. Определенным типам кримино­генных факторов или причинных комплексов, обусловливаю­щих соответствующие виды и формы противоправного поведе­ния, должны соответствовать адекватные системы предупреди­тельных мер и механизм их реализации.

В связи с этим в оптимизации процесса предупреждения пра­вонарушений несовершеннолетними важнейшим звеном стано-


вится определение источников социально-негативного влияния на подростков, в том числе и взрослых лиц, характеризующих­ся антиобщественным поведением, а также разработка меха­низма защиты от их отрицательного воздействия.

Немаловажное значение в конкретизации программы и тех­нологии защиты несовершеннолетних имеет установление форм и способов негативного влияния взрослых на подростков, в качестве которых могут выступать: личный пример, уговор, дача советов, угрозы, принуждение, шантаж, подкуп, униже­ние, убеждение, запугивание, обман. Существенным здесь пред­ставляется также и то, что формы отрицательного воздействия нередко чередуются, дублируются, применяются интенсивно и в достаточно сжатые сроки.

Экстенсивность и интенсивность влияния во многом обуслов­ливается криминогенной характеристикой взрослого, которая может включать:

— наличие незначительных отклонений в поведении,

- совершение административных правонарушений,

- совершение в прошлом преступления,

- совершение в прошлом нескольких преступлений.
Естественно, что в данном процессе негативного влияния на

подростка преуспевают лица, имеющие наибольший антисоци­альный и преступный опыт.

Наиболее эффективно механизм защиты несовершеннолет­них от отрицательного воздействия взрослых правонарушите­лей может быть применен при учете условий социально-нега­тивного характера, таких как неблагоприятные условия семей­ного воспитания, неблагоприятное неформальное окружение подростков, низкая учебная дисциплина в учебном заведении, неудовлетворительная организация досуга по месту жительства несовершеннолетних, социально-психологические особенности несовершеннолетних, которые, естественно, должны быть уст­ранены.

При достаточно интенсивном воздействии взрослых правона­рушителей на подростков происходит образование у последних определенных морально-нравственных и правовых пробелов. В последующем отрицательное воздействие взрослых может трансформироваться непосредственно в вовлечение несовер­шеннолетних в антиобщественное поведение (употребление спиртных напитков, сильнодействующих наркотических или других одурманивающих средств, занятие попрошайниче­ством, проституцией, азартными играми, ведение паразитичес­кого образа жизни и т. д. ) или в преступную деятельность.


Возникновение и дальнейшее развитие отношений между взрослыми и подростками, в первую очередь, обусловливается пространственно-коммуникативными связями субъектов обще­ния. Так, в 66% случаев несовершеннолетние и будущие под­стрекатели проводили совместно досуг, в 29% случаев занима­лись в одних учебных заведениях, в 5% — работали на одних и тех же промышленных предприятиях.

Для нейтрализации негативного влияния ближайшего анти­социального окружения подростков учеными разработан меха­низм нейтрализации отрицательного влияния взрослых на не­совершеннолетних, субъектами которого являются:

- оперативные уполномоченные уголовного розыска,

- сотрудники инспекций по делам несовершеннолетних,

- участковые инспектора милиции,
— социальные педагоги,

- сотрудники иных организаций, связанных с профилакти­
кой правонарушений.

Объектами механизма нейтрализации выступают:

- несовершеннолетние, подвергнутые отрицательному воз­
действию,

— взрослые, оказывающие негативное воздействие на подро­стков,

- среда жизнедеятельности несовершеннолетних и взрос­
лых.

Основными целями функционирования механизма нейтра­лизации влияния взрослых правонарушителей являются:

- выявление несовершеннолетних, допускающих отклоне­
ния в поведении, совершающих правонарушения или преступ­
ления, а также взрослых, оказывающих отрицательное влия­
ние на них;

- установление форм и характера контактов взрослых с не­
совершеннолетними, фактов их отрицательного влияния на
подростков, а также социально-неблагоприятных условий жиз­
недеятельности подростков и взрослых;

— фиксация источников информации и доказательств о фор­мах и способах отрицательного влияния взрослых на подрост­ков, а также результатов их отрицательного влияния;

- профилактическое воздействие на несовершеннолетних,
допускающих отклонения в поведении, а также на взрослых,
оказывающих отрицательное влияние на подростков.

Для достижения этих целей могут применяться следующие формы нейтрализации отрицательного влияния взрослых на подростков:

 


• беседы с несовершеннолетними, допускающими отклоне­
ния в поведении, вовлечение их в секции, клубы, детские и мо­
лодежные общественные объединения (например, в скаутсткие
организации);

• встречи с учителями, кураторами, мастерами групп произ­
водственного обучения того учебного заведения, которое посе­
щает подросток или по каким-либо причинам перестал посе­
щать;

• посещение несовершеннолетних по месту их жительства;

• привлечение к воспитательной работе в качестве обще­
ственных воспитателей сослуживцев, положительно себя заре­
комендовавших;

• обсуждение поведения подростка в отделе по профилакти­
ке правонарушений несовершеннолетних;

• обсуждение поведения подростка на комиссии по делам не­
совершеннолетних и защите их прав;

• объявление официального предостережения правонаруши­
телям;

• наложение штрафа на родителей, уклоняющихся от воспи­
тания детей;

• доставление в органы внутренних дел лиц, совершающих
правонарушения и оказывающих отрицательное влияние на
подростков;

• при наличии законных оснований решение вопроса о нало­
жении на взрослых правонарушителей административного над­
зора;

• сбор материалов на взрослых лиц, вовлекающих подрост­
ков в антиобщественную деятельность, для решения вопроса об
их привлечении к уголовной ответственности по ст. 150 (Вовле­
чение несовершеннолетнего в совершение преступления),
ст. 151 (Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиоб­
щественных действий) УК РФ.

Однако данные статистических исследований показывают, что в деятельности органов внутренних дел и организаций, за­нимающихся профилактикой подростковой преступности и правонарушений, механизм нейтрализации негативного влия­ния на несовершеннолетних со стороны взрослых, ведущих антиобщественный образ жизни, пока еще не отработан. Так, только в 9% случаев удалось нейтрализовать отрицательное воздействие взрослых на несовершеннолетних, в 32% случаев взрослый привлечен к уголовной ответственности по статьям 150, 151УКРФ, в25% случаев — изобличен в совершении дру­гого преступления. Интересно и то, что в 17% случаев взрослый                                                                       332


 

отказался от вовлечения подростков в антисоциальные занятия и негативного воздействия на них, но продолжал сам вести ан­тиобщественный образ жизни. В17% взрослое лицо стало при­бегать к более ухищренным способам и средствам маскировки негативного воздействия на несовершеннолетних.

Таким образом, эта работа требует дальнейшего совершен­ствования.

Второй уровень — целенаправленная работа по перевоспита­нию отдельных трудных подростков, осуществляемая в школе, профессиональных училищах и других учебных заведениях: назначение общественных воспитателей, шефов, наставников для проведения с несовершеннолетними правонарушителями индивидуальной профилактической и воспитательной работы, привлечение к ней мастеров спорта, спортсменов-разрядников, тренеров, студентов и представителей творческой интеллиген­ции, представителей религиозных конфессий, бывших осуж­денных, положительно характеризующихся после освобожде­ния.

На-этом этапе могут применяться как индивидуальные, так и групповые формы работы. В качестве групповых форм рабо­ты в первую очередь следует отметить организацию правовой подготовки несовершеннолетних, проведение которой вменяе­тся в обязанность команды, состоящей в идеале из социальных педагогов, психологов, сотрудников правоохранительных орга­нов, специалистов по социальной работе, медиков. При этом главное внимание уделяется развитию у подростков чувства ответственности перед обществом, а также их социальному обу­чению.

В ряде государств организуемые полицейскими занятия для учеников и преподавателей являются составной частью школь­ной программы. В них затрагиваются такие темы, как роль полиции в обществе, соблюдение правил дорожного движения, опасность злоупотребления наркотиками, предупреждение пре­ступного поведения (в частности, вандализма и мелких хище­ний из магазинов), противопожарная безопасность и оказание первой помощи. Проведение лекций в образовательных учеб­ных заведениях важно еще и потому, что способствует выработ-1 ке у детей благоприятного отношения к представителям тех профессий, которые ведут обучение: социальным педагогам, представителям органов правопорядка и др.

Кроме того, правовая, психологическая, педагогическая по­мощь несовершеннолетним правонарушителям может оказы­ваться в различных социальных службах: реабилитационных

центрах, центрах психолого-педагогической помощи, по теле­фонам доверия и др.

Третий уровень — воспитательно-профилактический эффект повседневного человеческого общения в коллективе сверстни­ков, в ситуациях, когда подросток оказывается вне привычно­го коллектива, контактов, возникающих в школе, в быту, на отдыхе, на улице, словом, в процессе тех мимолетных, однора­зовых или более длительных контактов, перечислить которые невозможно.

Таким образом, система воспитательно-профил

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...