Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ТЕМА 8. РАЗВИТИЕ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ТОРГОВ НА БИРЖАХ





В разделе рассматриваются вопросы, посвященные автоматизации биржевой деятельности, принципы построения систем управления на основе вычислительных комплексов.

 

B настоящее время широкое распространение средств автоматизации позволяет сформировать прочную технологическую базу для совершенствования организационного управления биржей. Правда, это позволит решить только часть проблем, связанных с неудержимым возрастанием объемов информации.

Круг проблем, связанных с автоматизацией биржевой деятельности, чрезвычайно широк. K ним относятся как общетехнологические задачи организации обработки информации (формирование оптимального диалога, определение коллективных форм переработки информации, выработка процедур общения с базами данных и др.), так и вопросы выбора эффективных технологических и технических средств, необходимых для проведения подобной работы.

Специалисты, занятые на бирже, с автоматизированной биржевой системы (АБС) получают возможность облегчить, в значительной степени упорядочить и интенсифицировать свою трудовую деятельность.

На первом этапе обычно автоматизируется рутинная работа, например регистрация брокеров и брокерских фирм, разработка биржевой ведомости, подготовка документов для регистрации сделок и т.д.

Следующий, более сложный этап – разработка специальных пользовательских запросов, с помощью которых специалист может самостоятельно выполнять на автоматизированном рабочем месте определенные действия, например, проводить анализ экономических показателей деятельности биржи, оценивать результативность работы той или иной брокерской фирмы и т.д.

Наконец, на третьем этапе – это наиболее сложный процесс – может быть частично автоматизирована и творческая деятельность специалиста. Автоматизированная биржевая система в этом случае выступает уже в роли квалифицированного хранителя ряда фактов (знаний) из данной предметной области. При работе над какой-либо проблемой, например анализ общего состояния биржи, АБС показывает альтернативные решения или предлагает уже известные в аналогичных ситуациях и т.д.



На всех трех этапах сотрудники 6ирж активно используют персональные ЭВМ в своей непосредственной деятельности.

Основной недостаток существующей информационной технологии на биржах (без применения ЭВМ) состоит в необходимости непрерывных конверсий информации, адаптируемых к конкретным технологическим методам и техническим средствам. Любое самое оперативное решение, прежде чем оно дойдет до исполнителей, "вязнет" на этапах обычной информационной технологии. Персональные ЭВМ (ПЭВМ), являющиеся основой новой информационной технологии, позволяют максимально интегрировать эти технологии на бирже путем перевода их на единый процесс обработки. При этом за счет универсальности используемых технических средств обеспечивается не только технологическая и методическая интеграция, но и организационная интеграция информационных систем и процессов в виде широкой сети автоматизированных рабочих мест брокеров, маклеров, служб биржи.

Для новой информационной технологии характерны:

- работа пользователя в режиме манипулирования (а не программирования) данными. Пользователь должен видеть, употребляя средства вывода (дисплей, принтер), и действовать, используя средства ввода (клавиатура, мышь, сканер), а не знать и помнить;

- сквозная информационная поддержка на всех этапах прохождения информации на основе интегрированной базы данных, предусматривающая единую унифицированную форму представления, хранения, поиска, отображения, восстановления и защиты данных;

- безбумажный процесс обработки документов, при котором на бумаге фиксируется только окончательный вариант того или иного документа, а промежуточные версии и необходимые данные записываются на машинные носители и доводятся до пользователя через экран дисплея персональной ЭВМ;

- интерактивный (диалоговый) режим решения задач с широкими возможностями для пользователя;

- возможности коллективного использования документов на основе нескольких персональных ЭВМ, объединенных в вычислительную сеть;

- возможности адаптивной перестройки формы и способа представления информации в процессе решения задачи.

Автоматизированные системы позволяют значительно сократить избыточность информационных потоков по всем ступеням управления биржей (за счет определенного агрегирования данных на рабочих местах ее сотрудников) и существенно повысить эффективность, прежде всего оперативного управления.

Новая информационная технология на базе АБС является основой децентрализованной системы организационного управления биржей. При этом обеспечиваются:

- ускорение обработки информации за счет максимального приближения средств обработки данных к объектам управления (операционный зал, служба регистрации сделок и т.д.) и обеспечения принятия оперативных решений;

- снижение расходов на содержание всей системы организационного управления биржей;

- рост гибкости организационной структуры биржи;

- повышение ответственности сотрудников биржи;

- возможность поэтапного (модульного) наращивания мощности системы автоматизированного управления биржей;

- уменьшение объемов документооборота на бирже;

- развитие информационной научно обоснованной системы организации управления биржей за счет увеличения количества необходимых для управления данных и повышения их достоверности и своевременности.

Децентрализованная система управления биржей предполагает применение децентрализованных баз данных, не требующих затрат на сбор информации в единый центр, создание громоздких и дорогостоящих систем для хранения больших объемов данных, вероятность ошибок в которых минимизирована. Уровень децентрализации может быть различным. Возможно распределение данных по отдельным базам при сохранении централизованного указателя их размещения.

B другом случае, при образовании локальных баз данных сохраняется общая их база в центре. Уровень децентрализации баз данных должен быть определен исходя из конкретных функциональных и экономических требований к реальной локальной или региональной организационной структуре биржи.

При децентрализации достигается и большая живучесть автоматизированной системы управления биржей, так как выход из строя одного сервера АБС не приводит к отказу всей системы управления.

Принципиальным достоинством децентрализованной системы является минимизация риска внедрения техники. B централизованной системе внедрение техники начинается с закупки мощного сервера (чаще всего с избыточным ресурсом) и организации каналов связи. B этом случае вкладываются значительные материальные средства и задействуются 6ольшие людские ресурсы. B децентрализованной же системе степень риска от внедрения минимальна, так как система наращивается поэтапно с незначительными сбалансированными материальными затратами на каждом этапе.

Защита данных. Одной из важнейших проблем при построении надежной АБС является обеспечение защиты информации. Она охватывает как физическую защиту данных и системных программ, так и защиту от несанкционированного доступа к данным, передаваемым по линиям связи. Таким образом, понятие "защита данных" рассматривает вопросы целостности данных и управления доступа к данным (санкционированность) на бирже.

Для наиболее эффективного использования отработанных на практике средств защиты данных их включение необходимо предусматривать уже на ранних стадиях проектирования системы управления биржей. Следует подчеркнуть, что организация локальных сетей на биржах имеет и обратную сторону деятельности. B этом случае все общепринятые процедуры физического ограничения доступа к автоматизированному рабочему месту (АРМ) становятся неэффективными, и центр проблем перемещается в организацию контроля за коллективным использованием данных. При этом для коллективного использования сохраняется и проблема защиты личной информации каждого пользователя сети.

Сохранение целостности данных имеет организационный и технологический аспекты. Организационный аспект включает следующие правила:

- носители информации необходимо хранить в местах, недоступных для посторонних лиц;

- важная информация должна иметь несколько копий на разных носителях;

- защиту данных на жестком магнитном диске следует поддерживать периодическим копированием на гибкие магнитные носители. Частота копирования выбирается согласно минимизации среднего времени на копирование и среднего времени на восстановление информации после последнего копирования в случае возникновения дефектов в модифицированной версии;

- данные, относящиеся к различным задачам, целесообразно хранить отдельно;

- необходимо строго руководствоваться правилами обращения с магнитными носителями.

Технологический аспект связан с различными видами ограничений, которые поддерживаются структурой системы управления базами данных (СУБД) и должны быть доступны пользователю. Существуют ограничения:

- обновления определенных атрибутов с целью сохранения требуемых пропорций между их старыми и новыми значениями;

- требующие сохранения значений поля показателя в некотором диапазоне;

- связанные с заданными функциями зависимости.

Обеспечение санкционированности использования данных неоднозначно и охватывает в основном вопросы защиты данных от нежелательной модификации или уничтожения, а также и от несанкционированного их чтения. Можно выделить три обобщенных механизма управления доступом к данным: идентификация пользователя, посредственная (физическая) зашита данных и поддержка прав доступа пользователя к данным с возможностью их передачи.

Структура АРМ сотрудников биржи. Концептуальное отличие АРМ сотрудника биржи на базе ПЭВМ от просто ПЭBМ на рабочем столе брокера, маклера, руководителя биржи состоит в том, что в АРМ открытая архитектура ПЭВМ функционально, физически и эргономически настраивается на конкретного пользователя (персональное АРМ) или группу пользователей (сеть АРМ). Этот процесс неоднозначен (особенно при автоматизации работы специалистов), поэтому нередко возникают довольно серьезные трудности в обосновании и определении общих требований к АРМ, ориентированных на решение различных задач. Действительно, с одной стороны, специалистам биржи (брокерам, дилерам, маклерам) важно предоставить возможность решать задачи, относящиеся к разным стадиям их работы и различным профессиональным ориентациям (поиск товаров для купли или продажи, анализ индекса биржевых цен и т.д.), а с другой – руководители биржи должны иметь возможность управлять этим процессом и интегрировать результаты работы специалистов в более крупные информационные массивы для принятия решений.

Автоматизированное рабочее место (АРМ) сотрудника биржи представляет собой совокупность методических, языковых и программных средств, обеспечивающих работу пользователей на ПЭВМ в области биржевой деятельности (Рис. 6).

Главная составляющая АРМ сотрудника биржи – это специальный язык диалога пользователя и ПЭВМ, а также программная система, реализующая этот язык и обеспечивающая ведение необходимой базы данных на бирже. Язык пользователя проектируется, как правило, непроцедурным и профессионально ориентирован. Его основу составляют термины, необходимые для работы в области биржевой торговли.

Обеспечивающая часть АРМ биржевика образует информационно-материальную основу и включает информационное, техническое и программное обеспечения, используемые специалистами биржи для решения своих управленческих и организационных задач.

 

    АРМ
  Технические средства
  Программные средства
Информационное обеспечение и методическая документация
Общее программное обеспечение (операционные системы, системы программирования)
Функциональное программное обеспечение (решение конкретных биржевых задач)
Управление ресурсами вычислительной системы, обеспечение сетевых возможностей
Средства для создания новых программных средств

 

Рис. 6. Структурная схема построения автоматизированного рабочего места сотрудника биржи

 

 

Информационное обеспечение АРМ сотрудников биржи – это совокупность реализованных решений по объему, размещению и формам организации информации, необходимой для функционирования АРМ сотрудника биржи. Оно включает нормативно-справочную информацию по биржевой деятельности, унифицированные и специальные классификаторы технико-экономической информации и системы документации (например, классификатор кодов товарных групп, система документации по брокерской деятельности). Формой представления и организации данных в АРМ служат документы, массивы и базы данных.

При проектировании АРМ сотрудника биржи информационное обеспечение находит свое выражение в создании так называемой информационной базы биржи (ИББ) как совокупности упорядоченной и формализованной соответствующим образом информации.

Различают внемашинную и внутримашинную информационные базы. Внемашинная ИББ – это часть информационной базы (ИБ), представляющая собой совокупность сообщений и документов, используемых при функционировании различных АРМ на бирже в форме, которая воспринимается пользователем этих АРМ без применения средств вычислительной техники. Внутримашинная ИББ – это часть ИБ, составляющая совокупность создаваемых и используемых данных на машинных носителях в виде информационных файлов и баз данных.

Однако следует отметить, что постепенно при использовании все более мощных ЭВМ практически стирается грань между внемашинной и внутримашинной базами, так как информация организуется и ведется непосредственно в ПЭВМ, их сетях и (или) вычислительных комплексах более высокого уровня.

Основой формирования информационной базы биржи служит концепция баз данных. Системы обработки, построенные на этой концепции, обладают следующими достоинствами:

- в памяти ЭBМ создаются, хранятся и обрабатываются не только элементарные данные, но и сложные структуры, объединяющие эти данные;

- структурирование данных сокращает их дублирование и приводит к экономии памяти на внешних носителях (это особенно важно для ПЭBМ, повышает надежность и достоверность информации (что имеет большое значение для АРМ на бирже);

- базы данных создаются, описываются, существуют и актуализируются независимо от прикладных программ;

- обеспечивается интеграция информации, поэтому эта информация становится объектом обработки многих пользователей АРМ;

- система обработки является более стройной и надежной, а затраты на ее ведение и обслуживание уменьшаются.

Для дальнейшей автоматизации деятельности конкретной биржи необходимо создание информационной базы самими пользователями – специалистами биржи на основе развитого программного обеспечения высокого уровня, различных инструментальных средств проектирования и диалогового режима работы.

Виды диалога между АБС и пользователем. При создании АРМ сотрудника биржи важнейшей задачей является рациональная организация диалога между пользователем и АБС. Сотрудники биржи по степени подготовленности к работе с АБС могут быть условно подразделены на четыре категории:

1 – владеющие программированием на базовом языке данной АБС;

2 – имеющие достаточно хорошую подготовку для работы на данном АРМ, знающие его программное обеспечение и освоившие работу с АБС;

3 – имеющие слабую подготовку для работы с данной АБС;

4 – не владеющие навыками программирования и методикой работы с АБС.

Большинство сотрудников среднего звена управления биржей (отдел регистрации брокерских фирм и брокеров, отдел организации торгов, бухгалтерия, планово-экономический отдел и др.), занятых вопросами организационного управления и решающих типовые экономические задачи, должны принадлежать ко второй и третьей категориям. Сотрудники высшего звена управления биржей (руководители биржи), решающие нетиповые задачи организационного управления, как правило, не владеют программированием.

Выполнение задач, связанных с достаточно сложным диалогом с АБС, требует использования знаний специалистов с высокой профессиональной подготовкой. Поэтому одновременно с основными языковыми и программными средствами АРМ пользователю должны быть в ряде случаев предоставлены дополнительные средства, позволяющие получить необходимые навыки работы с АБС в нужном режиме.

Tак, в системах автоматизации задач организационного управления используются различные типы диалога.

1. Диалог, инициируемый АБС, освобождает пользователя АРМ от изучения мнемоники или программных операторов. Характерным примером такого диалога является метод "меню", при котором пользователь выбирает один или несколько из предложенных АБС вариантов.

2. Диалог заполнения форм также инициируется АБС, при котором пользователь заполняет специально подобранные формы на экране дисплея, а затем анализирует и обрабатывает эти формы с помощью программного обеспечения АРМ. Он достаточно легок в освоении, но не очень гибок.

3. Диалог необученного пользователя имеет характерную особенность, а именно полную ясность ответов АБС, которые не должны оставлять у пользователей сомнений относительно его последующих действий.

4. Диалог с помощью фиксированных кадров информации предполагает, что АБС выбирает готовый ответ из списка имеющихся. Преимущество такого диалога в том, что основную информацию выдает АБС в виде подробных сообщений, а пользователь вводит только короткие ответы.

Программно-технологическое обеспечение АРМ сотрудников биржи. Наиболее важным компонентом программного обеспечения АРМ сотрудников биржи является операционная система (ОС), которая выполняет следующие основные функции: обеспечивает независимость прикладных программ от применяемых технических средств, облегчает перенос программ на другие вычислительные системы, обладает расширенными возможностями разработки и усовершенствования прикладных программ, ОС включает также средства поддержки машинной графики, управления базами данных, коммуникационными функциями (применительно к локальным и глобальным сетям) и взаимодействия пользователя с системой.

B основе автоматизации организационного управления биржей могут быть выделены следующие технологии:

- обработка текстов и деловая графика;

- обработка форматных данных (таблиц);

- работа с персональными базами данных;

- передача данных и документов через сети связи;

- совместный доступ к централизованным данным.

B настоящее время в экономических расчетах большое применение получили табличные процессоры. Эти программные средства предназначены, прежде всего, для индивидуального использования специалистами-экономистами и позволяют не только легко производить трудоемкие экономические расчеты, но и осуществлять анализ влияния различных взаимозависимых между собой экономических показателей, иллюстрировать материал наглядными графиками.

Для работы с персональными базами данных служат программные продукты, относящиеся к классу систем управления базами данных (СУБД). СУБД представляет собой программную систему, позволяющую пользователю создавать собственные файлы требуемой структуры, устанавливать взаимосвязи между данными, осуществлять ввод, корректировку и удаление информации из файлов, просматривать нужные данные, реорганизовывать базу данных, формировать отчеты той или иной степени сложности. Спектр предлагаемых на мировом рынке СУБД достаточно широк и включает в свой состав различные (как по принципам функционирования, так и по характеристикам) программные системы, ориентированные на применение различными группами пользователей.

Языковые средства СУБД являются важнейшей компонентой банков данных, так как, в конечном счете, они обеспечивают интерфейс пользователей разных категорий с банком данных.

Спектр языковых возможностей, используемых в СУБД, довольно широк. B развитии языковых средств можно выделить две концепции: разделения и интеграции. При использовании концепции разделения различают следующие языки: описания данных, манипулирования данными, запросов и др. B зависимости от особенностей СУБД в состав языков описания данных входят все или некоторые языки описания: схем, подсхем, хранимых данных, внешних данных (входных, выходных).

Языки манипулирования данными разделяются на две большие группы: процедурные и непроцедурные. При пользовании процедурными языками следует указать, какие действия и над какими объектами необходимо выполнить, чтобы получить результат. B непроцедурных языках указывается, что надо получить в совете, а не как этого достичь.

Процедурные языки различаются по основным информационным единицам, которыми они манипулируют: Это могут быть языки, ориентированные на позаписную обработку данных, и языки, направленные на операции над множеством записей.

Языковые средства предназначаются для пользователей разных категорий: конечных пользователей, системных аналитиков, профессиональных программистов. Повышение уровня языковых средств, их "дружелюбности" приводит к тому, что все большее число функций выполняются пользователями-непрограммистами самостоятельно, без посредников.

Проблема снижения сроков и затрат на разработку конкретного АРМ сотрудника биржи может быть эффективно разрешена путем создания унифицированного ряда АРМ, в каждом из которых выделено постоянное ядро – типовое АРМ с соответствующим базовым программным обеспечением. Tогда при формировании нового АРМ (например, АРМ брокера, АРМ маклера, АРМ бухгалтера биржи, АРМ сотрудника планового отдела биржи и т.д.) целесообразно заново создавать лишь отдельные компоненты системы, характерные только для данной конкретной области применения.

Классификация АРМ на бирже. Можно выделить три класса автоматизированных рабочих мест на бирже:

- АРМ руководства биржи;

- АРМ специалистов биржи;

- АРМ технического и вспомогательного персонала.

Независимо от выделенных классов АРМ могут существенно отличаться друг от друга по степени "интеллектуальности" – от простейших пакетов прикладных программ до самонастраивающихся систем под конкретную область деятельности сотрудников биржи.

Задачи, которые при этом решаются, можно подразделить на:

- информационно-справочные, сопутствующие, как правило, какому-либо технологическому процессу (например, биржевой процесс торгов);

- организационно-экономические, решаемые достаточно независимо друг от друга и не требующие специально поддерживающей базы данных;

- типовые организационно-экономические, информационно связанные между собой, требующие специальных средств организации БД и имеющие определенные алгоритмы поиска в базе данных и обработки этих данных (организация совместных торгов нескольких бирж и одновременных торгов нескольких секций и т.д.);

- нетиповые организационно-экономические, ориентированные на соответствующую БД и осуществляющие произвольный поиск данных и их обработку по указаниям пользователя.

Для инструментальной поддержки деятельности любого работника биржи при создании АРМ могут быть использованы различные стандартные и прикладные программные средства. Их состав зависит от функциональных задач и видов деятельности: административно-организационной, профессионально-творческой и технической (рутинной).

Административно-организационная работа характеризуется 6ольшим количеством интуитивных волевых решений на различных уровнях управления. K такой деятельности можно отнести: контроль над исполнением решений Биржевого совета, проведение совещаний и организационных мероприятий на бирже, работу с подчиненными, анализ текущего состояния дел и планирование и др.

Профессионально-творческая деятельность не регламентирована и включает в себя разработку документов, принятие управленческих решений, анализ информации и исследование проблем на математических моделях.

Tехническая (рутинная) работа характеризуется высокой степенью регламентации процедур и значительными затратами времени на их исполнение. K ней относятся: получение, передача, хранение и печать документальной информации, контроль над движением документов и ведение делопроизводства.

Для автоматизации каждой категории деятельности АРМ оснащены различного рода программными пакетами, обеспечивающими необходимый технологический уровень работы. Обязательным условием оптимального использования АРМ в любой из указанной выше деятельности является наличие в нем сервисной системы поддержки работы пользователя, включающей, например, программы самообучения работе на клавиатуре, правила защиты информации и обращения с накопителями на магнитных дисках, технологические руководства по проведению конкретных видов работ. Система должна выступать в роли оперативного консультанта, т.е. отвечать на вопросы пользователя: куда обратиться по обслуживанию, как расширить возможности его автоматизированного рабочего места и т.д.

АРМ руководства биржи. Наиболее сложным является вопрос о выборе структуры АРМ руководителя биржи. Рассмотрим два типа структур таких АРМ: распределенная и локальная.

B случае распределенной структуры АРМ руководства биржи непосредственно у руководителя находится только дисплей, а основная функциональная часть АРМ с дополнительным дисплеем хранится у помощника или секретаря. Руководитель осуществляет тактильное или речевое управление экранной информацией.

Для локальной структуры АРМ руководства биржи характерна функциональная замкнутость, обеспечивающая автономную работу. При переходе на новую информационную технологию для большинства руководителей бирж, пожалуй, целесообразно выбрать распределенную структуру АРМ.

Для успешного развития биржи ее руководство выполняет многообразные функции, главными из которых являются две базовые: оперативное управление и принятие решений. Они и определяют некоторые общие требования к АРМ руководства биржи.

1. Наличие достаточно развитой базы данных, постоянно пополняемой оперативной и достоверной информацией. K определенной части этой базы должны иметь доступ ограниченное число лиц, а к отдельным ее фрагментам – непосредственно только руководитель соответствующего уровня.

2. Обеспечение руководителю или его непосредственным помощникам оперативного поиска информации в базе данных.

3. Наглядность предоставления информации в форме, адаптивной к психологическим характеристикам руководителя (графической или цифровой, агрегированной или персонифицированной), при высоком уровне ее интеграции на экране, в том числе данных от различных источников.

4. Наличие диалоговых программных средств обеспечения принятия решений с максимальной адаптацией к конкретным ситуациям.

5. Наличие диалоговых программных средств, регулирующих организаторскую и административную деятельность.

6. Обеспечение оперативной связи с другими источниками информации в пределах организационной структуры биржи и особенно с непосредственными помощниками.

7. Простота работы при повышенной (практически 100%) надежности технических и программных средств.

8. Обеспечение возможности накопления в памяти ЭВМ опыта и решений.

Итак, программное обеспечение АРМ руководителя биржи должно содержать как минимум подсистемы обеспечения деловой деятельности (ОДД), обеспечения принятия решений (ОПР), обеспечения рутинных работ (ОРР) и обеспечения коммуникаций (ОК). Основное информационное накопление указанных подсистем в распредеяенной структуре АРМ руководителя биржи производит помощник или секретарь. При этом должны широко использоваться коммуникативные связи их рабочих мест с централизованными базами данных. Следует подчеркнуть, что АРМ руководителя может эффективно функционировать, если оно опирается по "вертикали" на всю информационную базу руководимой им биржи, включая не только централизованные базы данных, но и локальные информационные базы специалистов.

АРМ специалиста биржи. K специалистам биржи можно отнести сотрудников большинства ее подразделений, а также брокеров, аккредитованных на данной бирже. Все они являются профессионалами в определенной сфере деятельности, и их автоматизированные рабочие места должны предоставить каждому возможность, прежде всего, проводить аналитическую и текущую работы, максимально используя всевозможную информацию. Результатом их деятельности, как правило, является документ, разработанный специалистом. Подготовка документа включает творческий процесс составления самого документа и технический процесс его оформления. Причем нередко последний занимает около 40% общего времени разработки документа. Профессиональная ориентация специалиста определяет основные требования к программному и техническому обеспечению АРМ сотрудника биржи, а именно:

- возможность работы с персональной и биржевой базами данных;

- способность ведения коммуникационного диалога с дополнительными источниками информации;

- возможность моделирования анализируемых процессов с учетом накопленного опыта;

- обеспечение высокого уровня многофункциональности и гибкости системы.

Как и АРМ руководителя биржи, АРМ специалиста биржи включает те же подсистемы ОДД, ОРР, ОК, а также подсистему обеспечения профессиональной деятельности (ОПД). При этом подсистема ОДД обычно содержит деловой пакет специалиста (ДПС), обеспечивающий его повседневную деятельность. Основное назначение ДПС состоит в совершенствовании организации личной работы специалиста (электронная записная книжка, электронный секретарь, телефонный справочник, калькулятор, электронный план-график и т.д.). B ОПД входит развитая база данных, а также набор средств для проведения экономических расчетов и моделирования. Следует отметить возможность базы данных АРМ специалиста биржи обеспечивать близкий к естественному язык общения. Обычно специалисты самостоятельно загружают и сопровождают свою базу данных.

Данные, с которыми работает специалист биржи, в основном имеют документальный (табличный) характер и практически всегда ранжируются по составляющим ее категориям, годам, отраслям, видам товаров, индексам цен, конъюнктуре спроса и предложения и т.д. Bесьма полезным в этом случае является включение в состав базы данных биржи стандартных справочников, классификаторов, документов, а также программных пакетов, позволяющих проводить анализы, прогнозы, экспертизы и т.д.

Подсистема ОРР АРМ специалиста биржи по своему составу и назначению аналогична ОРР АРМ руководителя биржи. Их отличие заключается в интенсивности использования специалистом системы экранной обработки текстов (ЭОТ), дополненной системой ведения архива. Последняя позволяет создавать и вести архив стандАРМных текстов, шаблонов, структур и типов документов (образцов). Специалист вместо составления черновиков может воспользоваться необходимым текстом из архива, по которому с помощью системы ЭОT может быть подготовлен новый документ. Систему ведения архива дополняет и изменяет сам специалист биржи, так как архив является его личным файлом. Использование БД биржи для поиска информации при составлении документов значительно сокращает время рутинных операций и увеличивает время на творческую работу.

АРМ технического работника биржи. Технические работники, как правило, выполняют рутинную работу, требующую вполне определенных профессиональных навыков. Их основными функциями являются:

- ввод информации в память ПЭBТ;

- оформление документов (печать, тиражирование, рассылка и т.д.);

- ведение архивов;

- контроль ежедневного рабочего плана руководителей (секретари, помощники руководителей);

- обработка входящей и исходящей документации;

- контроль исполнительской деятельности.

Bсе эти функции с высокой степенью эффективности можно автоматизировать, используя АРМ технического работника на базе АБС. B этом случае обеспечивается не только снижение монотонности и утомительности труда, но и работа становится более разнообразной и интересной, расширяется функциональный диапазон исполнителя.

B общем случае АРМ технического работника является наиболее типовым, т.е. менее зависимым от специфики учреждения, организации. Массовое производство и распространение таких АРМ может стать одним из основных резервов повышения производительности управленческого труда.

Основное требование к программным и техническим средствам АРМ технического работника состоит в обеспечении максимальной "дружественности" и эргономичности: удобное расположение технических средств; высокое качество визуальной информации; простой диалог с подсказками при неправильных действиях пользователя; наличие технических средств для печати и тиражирования документов; возможность ведения архивов и пр.

Управленческие функции сотрудников биржи, подлежащие автоматизации. Автоматизированная система управления биржей (АСУБ) предназначена для централизованного сбора, хранения, обработки и предоставления пользователям информации, необходимой для функционирования центрального и региональных отделений биржи и ее брокерских фирм, а также проведения одновременных торгов в различных отделениях биржи. Помимо выполнения биржевых операций АСУБ должна обеспечивать проведение торгов с небиржевыми товарами. Пользователями системы являются сотрудники различных служб биржи и брокерских фирм, аккредитованные на бирже.

B соответствии с технологией проведения торговых операций на биржах автоматизации подлежат следующие процессы:

- деятельность брокерских фирм по обслуживанию клиентов и подготовке сопроводительных документов;

- передача заявок от брокерских фирм на биржу;

- формирование биржевой ведомости;

- корректировка биржевых ведомостей;

- подготовка документов для регистрации сделок;

- использование электронных табло в процессе торгов;

- передача заявок между региональными отделениями биржи и биржевым центром;

- проведение аукциона в течение одновременных торгов;

- согласование условий предложений между брокерами-продавцами и брокерами-покупателями;

- подготовка и распространение произвольной текстовой информации (писем, документов, уведомлений и т.д.) между отделениями биржи, биржей и брокерскими фирмами;

- внутрибиржевая деятельность, включающая создание АРМ различных служб биржи: руководства, котировального комитета, маклерской службы и т.д.

Средства автоматизации значительно упрощают деятельность биржи, повышают ее оперативность, позволяют увеличить количество представленных товаров и число обслуживаемых брокерских фирм, т.е. увеличивает оборот биржи. B процессе возрастания объемов торговли, открытия региональных отделений и увеличения количества клиентов биржи становится невозможным проведение многих операций без применения средств автоматизации. B то же время в процессе развития биржи на основе мощной вычислительной базы и устойчивых каналов связи представляется возможным организовывать качественно новую технологию проведения торговых операций, при которой брокеры, минуя все службы биржи, кроме контролирующей, непосредственно со своих АРМ вводят заявки в базу данных (БД), находят контрагентов, связываются с ними, корректируют свои предложения и заключают сделки. Таким образом, организуется электронная биржа.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.