Главная | Обратная связь
МегаЛекции

РАСШИРЕНИЕ ДИАПАЗОНА ИНФОРМАЦИОННЫХ КАНАЛОВ ОБЩАЮЩИХСЯ





ВВЕДЕНИЕ


 


q 89 Суховершина Ю.В., Тихомирова Е,ПМ Скоромная Ю.Е.

Тренинг коммуникативной компетенции — М.: Акаде­мический Проект; Трикста, 2006. — 112 с. — (Инфор­мационные технологии).

ISBN 5-8291-0651-5 (Академический Проект)

ISBN 5-902358-71-Х (Трикста)

В настоящем пособии представлен набор методик (тех­ник), упражнений и деловых игр, направленных на форми­рование коммуникативных умений и навыков, а также ме­тодические рекомендации по их проведению. Они могут быть использованы в групповой психологической работе со студентами средних профессиональных и высших учеб­ных заведений. Представленные материалы прошли апро­бацию в деятельности службы практической психологии Московского открытого социального университета.

Пособие предназначено для студентов, аспирантов и практических психологов.


 


Мы рассматриваем коммуникативную компетентность как совокупность коммуникативных способностей, уме­ний и знаний, адекватных коммуникативным задачам и достаточных для их решения.

Основная цель тренинговых занятий — развитие ком­муникативной компетенции, так как на их основе происхо­дит овладение специальными навыками делового общения.

Универсальные коммуникативные навыки обеспечива­ют психологическое взаимодействие людей в процессе дви­жения к общей цели. Они являются общечеловеческой цен­ностью и поэтому позволяют наладить, сохранить и раз­вить взаимодействие даже в тех ситуациях, когда оно, казалось бы, обречено на неэффективность.

Эффективность коммуникации зависит от следующих факторов:

а) коммуникативных способностей (развития пра­
вильного использования средств коммуникации, культу­
ры речи, умения задавать вопросы и оценивать ответы и
др.), эмпатия, понимания;

б) способности осознавать и преодолевать коммуни­
кативные барьеры.

Цель тренинга:повышение коммуникативной компе­тенции. Задачи:Обучение:

• анализу и прогнозированию поведения партнеров;

• навыкам установления делового контакта;



• навыкам эффективного общения.
Развитие:

• навыка коррекции эмоционального состояния партнера;

• навыка целеполагания и планирования.

Ведущий может строить тренинг либо последовательно, в соответствии с предложенным в сборнике материалом, либо уделять больше внимания развитию отдельных умений и навыков. Желательно первое тренинговое занятие начи­нать с информирования участников тренинга о принципах и правилах работы в группе и совместного принятия их.


Введение


Введение


5


 


Такими групповыми правилами являются:

1. Правило равноценности. Нет статусных различий,
иерархии, сложившиеся в группе, субординации. Каж­
дый несет ответственность как за свои решения, так и
за групповые.

2. Правило активности. От активности каждого члена
группы выигрывают все.

3. Правило искренности. Каждый говорит то, что думает,
а не то, что (по его мнению) от него ждут, при этом
меру доверительности устанавливает сам.

4. Обсуждению подлежит только то, что происходит
«здесь и сейчас».

5. Правило конфиденциальности. Информация, обсужда­
емая в группе и касающаяся «личных» жизненных ис­
торий каждого, не выносится за пределы круга.

6. Правило конструктивной обратной связи. Говорить о
поведении, а не о личности. Анализ поведения детали­
зировать по эпизодам, а не обобщать недифференциро­
ванно.

Соблюдение этих норм (правил) необходимо для дости­жения цели тренинга и создания комфортной психологи­ческой атмосферы.

Каждый тренинговый день включает в себя следующие этапы:

1. Разминочный — подготовка и «разогрев» участников
группы для эффективной работы.

2. Основной — информирование о развиваемых умениях
и навыках, и собственно упражнения, направленные
на обучение, формирование и развитие данных качеств.
На этом этапе упражнения и деловые игры заканчива­
ются, как правило, обсуждением и рефлексией.

3. Заключительный — подведение итогов занятия (выс­
казывание участников о своем актуальном состоянии,
осмысление проделанной работы, пожелания и пред­
ложения ведущему). Резюме ведущего. Прощание.
Целесообразно чередовать основные упражнения с пси­
хогимнастическими для активизации работы, либо для
психологической и эмоциональной разрядки после основ­
ных упражнений.

Последний тренинговый день желательно завершить обсуждением, выполняя процедуру «упаковки чемоданов»,


требующим осознания успешности пройденного пути и того, что многому надо еще учиться. Тренер может позво­лить себе сесть за круг и еще раз реально оценить, кто, как и чему научился за это время. Процедура происходит та­ким образом, что каждый по очереди является руководи­телем дискуссии о качествах члена группы, вышедшего за дверь. Показателем успешности работы лидера обсуж­дения является скорость обсуждения, отработка всех эта­пов ведения партнерской беседы, отшлифовка и адекват­ность выбранных свойств личности. При сборе «чемода­нов» важно, чтобы плюсы уравновешивали минусы, качества назывались только такие, которые можно испра­вить, формулировки должны быть корректны.

Завершается тренинг высказыванием впечатлений, чувств и мыслей. Произносятся слова о пройденном пути каждым, и тренером в том числе. Тренинг закончен, и каж­дый получил столько, «сколько смог унести»...


ГЛАВА 1.

РАСШИРЕНИЕ ДИАПАЗОНА ИНФОРМАЦИОННЫХ КАНАЛОВ ОБЩАЮЩИХСЯ

Ничто не поверхностно

для глубокого наблюдателя!

В мелочах выдает себя характер.

Э. Булвер-Литтон

Достижение желаемого результата в общении с парт­нером зависит от того, насколько вы сможете предвидеть его реакцию на ваши слова и поступки и построить в свя­зи с этим свое поведение.

Для этого, очевидно, нужно иметь правильное пред­ставление о партнере и уметь взглянуть на ситуацию с его позиции. Важно учитывать характер, привычки, убежде­ния, интеллектуальный и культурный уровень собеседни­ка, его образ жизни. Все это, составляя внутреннее содержа­ние человека, проявляется внешне: в его манере одевать­ся, походке, позах, жестикуляции, выражении лица, звучании голоса, интонации.

Наблюдательные люди часто с первого взгляда опреде­ляют, что за человек перед ними, как с ним нужно дер­жаться, чего от него можно ожидать. Чтобы иметь верное представление о человеке, нужно, во-первых, уметь на­блюдать, во-вторых — исключить возможные ошибки вос­приятия.

Глядя на человека, мы обычно воспринимаем его в целом.

Восприятие подвержено влиянию стереотипов («Я та­ких людей знаю») и предыдущего опыта. Именно опыт позволяет нам заметить в человеке то, на что порой не обращают внимание другие.

На результат восприятия значительно влияет установ­ка (предварительная информация о человеке).

Ваше состояние в момент общения с партнером так­же влияет на то, каким вы его воспринимаете. Раздраже-


Расширение диапазона информационных..._____ * 7

ние, усталость и даже радостное возбуждение — плохие помощники. Расстроенный человек видит мир через «чер­ные» очки, радостный — через «розовые».

Ваша оценка может быть необъективна также из-за того, что вы пристрастно относитесь к партнеру.

Существует известный закон восприятия, согласно которому в любом объекте восприятия мы выделяем нечто главное, а все остальное служит фоном.

От того, что именно мы считаем главным, а что фоном, зависит впечатление от объекта в целом.

Зная, что есть причины, приводящие к необъективнос­ти восприятия, можно попытаться учесть их влияние.

Опираясь на изложенные особенности восприятия, участнику тренинга можно посоветовать:

1. Развивать наблюдательность, обращать внимание на
все особенности внешнего облика и психологического
склада человека.

2. Стремиться получить полную информацию о человеке
(чтобы не домысливать).

3. Давать по возможности полную информацию о себе
(чтобы не было слухов).

4. Говорить с партнером на его языке (учитывать его при­
оритетный канал восприятия).

5. Беседовать в удобном месте, в спокойной обстановке
и в спокойном состоянии.

6. Не поддаваться влиянию предварительной информации
о партнере.

7. Пояснять свои действия. Говорить подчиненным о своих
ожиданиях (чтобы не было разочарований и претензий).

8- Не считать свое представление о нормах поведения

единственно возможным.

9. Делать для других не то, что ты считаешь нужным, а то, что бы они хотели, чтобы ты делал для них. Только тогда они будут воспринимать это положительно. Ю.Быть таким, каким хочешь, чтобы тебя видели. Чтобы оценка партнера была объективной, старайтесь наблю­дать, оценивать и делать выводы беспристрастно. Знание «языка» неречевого общения, с одной стороны позволяет более глубоко и верно понимать других людей, Распознавать наши чувства по отношению к ним и воз­действовать на них, а с другой — контролировать и изме-



Главаj|| рпг,шир?ние диапазона информационных.


 


нять то впечатление, которое мы производим на партнер ров по общению. Конечно же, не стоит воспринимать не] вербальные сигналы механически, забывая о культурным индивидуальных и ситуационных различиях.

Самый непосредственный показатель чувств — вырач жение лица. Положительные эмоции люди обычно не скры­вают. Проявление отрицательных эмоций во многих случа­ях не поощряется социальными нормами (например, про­явление гнева, отвращения). Поэтому такие эмоции нередко скрываются, хотя не всем людям это удается дос­таточно успешно, у большинства людей отрицательные эмоции более правдиво отражаются на левой половине лица, которая труднее поддается сознательному контролю.

«Диагноз» эмоционального состояния по мимике пред­ставляет значительные трудности, прежде всего, из-за со­знательного контроля за ней, а кроме того, из-за много­значности различных мимических проявлений. Так, улыб­ка может выражать одобрение, дружелюбие, может быть знаком почтения, готовности подчиняться или выраже­нием неловкости и т. д. Мимика зависит также от нацио­нальных и культурных стереотипов.

Гораздо более «правдивыми» оказываются многие дру­гие неречевые «знаки». Ими стоит дополнять свое впе­чатление от выражения лица собеседника, о многом мо­гут рассказать поза и жесты человека.

Например, если человек слушает, откинувшись назад и развалившись в кресле, это воспринимается как неува­жение, превосходство над собеседником. Напротив, нам приятно, если партнер по общению во время разговора слегка наклоняется к нам, так как это свидетельствует о его внимании и любезности. Непринужденную, спокой­ную позу, как правило, принимает человек, не испытыва­ющий дискомфорта в беседе. И наоборот, если человек бес­престанно ерзает, передвигает стул, меняет положение рук — это свидетельствует о его беспокойстве, а возмож­но, о желании скорее закончить разговор. Некоторые не­произвольные действия имеют и непосредственное сим­волическое значение. Так, если человек бессознательно переступает ногами, разговаривая с вами, это с большой долей вероятности означает, что ему не терпится уйти, так как ему неприятен разговор, или он торопится.


 


Скрещенные ноги и руки часто означают отчужден­ность, нежелание раскрыться. Руки, скрещенные на гру­ди в сочетании с прямой осанкой обычно воспринимают­ся как поза доминирования (превосходства, желания по­давить собеседника), но такая поза может выражать и защиту и приниматься в ситуации, когда человек чувству­ет себя униженным. Сходное психологическое содержа­ние имеют и некоторые другие позы. Так, доминирование выражается тогда, когда стоя, человек держит в карманах руки с высунутыми наружу большими пальцами. Это впе­чатление усиливает выдвинутая вперед нога, особенно, постукивающая носком по полу. Аналогично расшифро­вывается «поза Наполеона» — грудь вперед, одна рука за­сунута за борт пиджака или жилета, другая, как правило, в кармане. Руки, заведенные за голову, воспринимаются так же. Одна из типичных женских поз доминирования — ку­лаки, упертые в бока.

Принятие одним из собеседников позы доминирования резко нарушает ход беседы, вызывает у партнера недоволь­ство, напряжение, хотя он и не всегда понимает, в чем дело.

Целый ряд «закрытых» поз имеют явно защитный ха­рактер. Очень типично положение тела и рук, при кото­ром тем или иным способом неосознанно закрывается осо­бенно важное и наименее защищенное место — солнеч­ное сплетение. Это происходит вследствие того, что при ощущении психологической угрозы, страхе, напряжении человек инстинктивно прикрывает слабое место, хотя на рациональном уровне он вовсе не ожидает прямого физи­ческого удара. Это — символическая защита от удара пси­хологического. С этой целью могут использоваться скре­щенные на животе руки, сильное сгибание туловища впе­ред. Женщины часто прикрываются сумочкой, поставленной на колени перед животом, мужчины нередко отгоражива­ются газетой, папкой и т. д.

Крайнее выражение закрытости - одновременное со­четание опущенной головы, согнутого туловища, скрещен­ных рук и ног. Оно говорит о том, что человек полностью отгорожен и практически не воспринимает того, что мы питаемся донести до него. Его надо либо оставить в по­кое, либо каким-нибудь образом вывести из этого состоя-


 


 

Глава 1

ния, позаботившись об оживлении контакта, пробужде­нии интереса и т. д.

Большую роль в производимом впечатлении играет по­ложение головы. Кивание головой благоприятно действу­ет на собеседника, прочитывается им как наше согласие с ним (хотя это и не всегда верно).

Когда беседуют несколько человек, то говорящий, как правило, обращается чаще всего к тому, кто постоянно кивает, так как такая реакция действует ободряюще.

Резкий наклон или поворот головы в сторону, «всплеск» жестикуляции часто означает, что слушающий хочет выска­заться, «вставить слово».

Если человек сидит, подперев подбородок или щеку, это, как правило, означает внимательное слушание, за­думчивость. Хорошее впечатление на говорящего мужчи­ну производит женщина, слушающая его, слегка склонив голову набок. Если подбородок слушающего подпирает кулак с высунутым указательным пальцем, лежащим на щеке, это означает оценочное слушание, внимательное, настроенное на анализ высказывания (возможно, и кри­тический).

Если во время разговора собеседник начинает поти­рать нос, тереть щеку, ухо, чесать в затылке, то, как вы уже наверняка сами догадались, он озадачен, думает, что сказать, выигрывает время для принятия решения.

Если человек постоянно что-то вертит в руках, то и дело щелкает авторучкой и т. п., это говорит о беспокойстве, нервозности. Такое состояние может быть временным, вытекающим из затруднений в беседе, а может быть и устой­чивой чертой характера. Часто подобные действия объяс­няют «просто» привычкой. Но ведь любая привычка воз­никает не на пустом месте, а по определенным причинам. В данном случае мышечная активность помогает снять психологическое напряжение. Если ваш собеседник по­стоянно пользуется таким способом психологической раз­грузки, обратите внимание, в какие моменты эти движе­ния становятся наиболее активными, судорожными — это будет соответствовать самым «острым» точкам раз­говора.

Когда человек что-то грызет во время разговора (напри­мер, дужку очков), это также свидетельствует о психо-


Расширение диапазона информационных... # //

логическом напряжении, замешательстве. Такой жест как бы позволяет выиграть время, символически означая: «У меня занят рот, ответить вам сразу не могу». Аналогично рас­шифровываются вздохи, фырканье, покашливание, перше­ние в горле и т. п. Различные запинки, оговорки, повторы или неправильное употребление слов, обрыв фраз и т. п. отражают чувства людей и нередко выдают их истинные намерения. В целом речевые ошибки и недостатки обычно возникают, когда собеседник волнуется или хочет скрыть свои истинные намерения.

Когда человек говорит, прикрывая рот ладонью, сни­жая громкость речи, это может служить знаком его неуве­ренности в произносимом, стеснения, символически от­ражая то, что ему не хочется быть услышанным.

При противоречии «сигналов» стоит обратить внима­ние на нижнюю половину тела, так как она меньше контро­лируется сознанием, чем, например, лицо. К примеру, че­ловек разговаривает с вами, развернувшись к вам лицом и верхней половиной тела, а его колени и ноги направлены от вас. В этом случае очень вероятно, что ему не терпится уйти и прекратить общение.

Большое значение имеет взаимное расположение со­беседников и расстояние между ними. Разным видам об­щения соответствует разное пространственное положе­ние участников. Например, эмоционально близким отно­шениям (между родными, друзьями) благоприятствует расстояние до полуметра. Наиболее подходящим для не­формального, делового общения является расстояние между собеседниками около 1 метра. При большем рас­стоянии между партнерами разговор начинает носить бо­лее формальный характер. Необходимо учитывать также, что существуют значительные индивидуальные, нацио­нальные и другие различия в комфортном расстоянии при общении,-в так называемом «личном пространстве». Как правило, женщины, дети и старики стремятся находить­ся ближе к собеседнику, чем подростки и мужчины сред­них лет. Беспокойные, нервные люди обычно держатся «подальше». Чем выше статус нашего собеседника, тем больше расстояние от него, которое мы непроизвольно выбираем. Южане чувствуют себя хорошо на более близ­ком расстоянии от партнера, чем северяне.


Т


Глава 1


Расширение диапазона информационных...



 


Несоблюдение этих правил, нарушение границ лично­го пространства создает психологическую напряженность в отношениях.

Расстояние не только зависит от устойчивых характе­ристик личности, но может многое рассказать и о воспри­ятии беседы партнерами по общению. Если мы неприят­ны собеседнику или он нас опасается, то он с самого нача­ла садится «подальше». В ходе беседы он отстраняется, отодвигается, отклоняется назад, увеличивая расстояние в моменты возникновения аналогичных чувств или поте­ри интереса. Когда контакт налаживается, тема стано­вится интересной и приятной, то, напротив, человек при­двигается, наклоняется, приближается к нам.

Можно заставить партнера подражать себе и это необ­ходимо, если собеседник напряжен и насторожен, явно скрывает негативные мысли, свои возражения. В таком случае рекомендуется принять открытую позу, разжать руки. Через некоторое время партнер скорее сделает то же самое. При этом его настроение улучшится.

Во втором случае можно с улыбкой чуть приблизить корпус тела к партнеру и, слегка наклонив, голову, спро­сить его: «Я вижу, вы хотите возразить?» или «Какие у вас сомнения?», а затем откинуться на спинку стула. При этом в поле зрения партнера должна быть раскрытая ладонь. Выдержав паузу, вы вынудите партнера высказаться.

Вы заставите партнера разомкнуть сжатые руки и тем самым добьетесь изменения его состояния, предложив дотянуться до какого-нибудь предмета, например, доку­мента, ручки.

Случается, что партнер, возражая, говорит неправду. При этом он иногда прячет руки или контролирует их положе­ние. Выдать может взгляд, устремленный в сторону и вниз, иногда — почесывание века или оттягивание воротничка.

Порой человек владеет собой настолько, что говорит неправду, глядя вам в глаза. Его выдадут изломанные ли­нии бровей, напряженные уголки губ, напряженный взгляд, старательно подобранные слова. Уловив «ложь», рекомендуется доброжелательно (с легким наклоном кор­пуса, с улыбкой и открытой ладонью) попросить его: «Повто­рите, пожалуйста, что вы сказали!» Второй раз эффектно сказать неправду обычно не удается.


Упражнения

Упражнение «Пассажир» Цель:

• развитие навыков восприятия и понимания партнера
по общению.

Участники тренинга рассказывают, по каким показа­телям они определяют, с каким незнакомым пассажиром метро, в автобусе они готовы заговорить. Ведущий и осталь­ные студенты оценивают полноту и остроту наблюдений, обоснованность предположений, причины ошибок стерео-типизации.

Упражнение «Все мы особые» Цель:

• развитие наблюдательности.

Студенты, разбившись на пары, 6 секунд молча смот­рят друг на друга. Затем ведущий приглашает в круг пару. Не глядя на партнера, нужно будет описать черты его лица, назвать цвет глаз, волос, форму лица и т. п. Затем нужно назвать главную особенность внешности партнера.

Выполнение этого задания возможно только в обста­новке доброжелательности, уважения друг к другу, при стремлении отыскать что-то красивое и примечательное во внешности партнера.

Упражнение «Фото» Цель:

• изучение особенностей восприятия.
Упражнение может проходить в нескольких вариантах.

1. Ведущий показывает в течение 5-7 секунд слушате­
лям портрет известного ему человека и просит описать
его внешность, дать психологический портрет, угадать
профессию.

Интересно и полезно сравнить разные впечатления. Это задание позволяет проверить наблюдательность, сту­денты приходят к выводу об индивидуальности восприя­тия, различий между информацией и интерпретацией, влиянии стереотипов.

2. Ведущий показывает портрет какого-нибудь ученого
или другого известного человека, но представляет его


14


Глава 1


Расширение диапазона информационных...



 


аудитории, к примеру, как поэта. Предлагает описать чер­ты лица и дать психологический портрет. В ответах части слушателей явно обнаруживается влияние установки на восприятие.

Упражнение «Биография» Цель:

• умение выделять главное с позиции другого человека.
Ведущий читает изложенную в виде тезисов биогра­
фию или характеристику какого-нибудь разносторонне
развитого человека и просит студентов пересказать ее,
выделив самое главное. Выясняется, что это «главное» у
многих слушателей не совпадает, отражая то, что важно,
значимо для каждого.

Упражнение «Информация» Цель:

• определить способность студентов ставить себя на
место партнера по общению, понять его чувства.
Ведущий описывает, к примеру, следующую ситуацию.

«Предположим, что вы попросили друга собрать для вас какую-то информацию. Друг подходит к вам в хорошем настроении и сообщает, что сейчас подробно расскажет обо всем, что узнал. Но вам эта информация уже не нужна и у вас сейчас совершенно нет времени. Как пройдет ваше объяснение с другом?». Участники разбиваются на пары и разыгрывают подобные ситуации. Впечатления обсуж­даются в группе. Тренер задает вопросы, позволяющие выяснить способность каждого к децентрации.

Упражнение «Брачные объявления» Цели:

• развитие способности к децентрации, объективному
восприятию партнера, умению анализировать;

• развитие воображения и речи.

Ведущий сможет увидеть психологические проблемы некоторых участников игры.

Каждый студент получает карточку с названием како­го-то предмета, обладающего характерными свойствами: ему для полноты существования нужен другой предмет, дополняющий его.


Игра состоит в том, что каждый участник произносит текст «брачного объявления» от имени своего предмета. В первой части объявления, даваемого от третьего лица, нужно его представить: описать внешность, самые харак­терные черты, интересы и увлечения; вторая часть объявле­ния — «заказ» на будущего спутника жизни: его внешность, черты характера и интересы.

Объявление составлено правильно, если удалось най­ти те главные черты предмета и его «половины», сочета­ние которых образует прочный союз, наполнит смыслом «жизнь» обоих.

«Брачные объявления» звучат по очереди. Необходи­мо внимательно слушать, чтобы не пропустить «свою пару».

В конце концов, с помощью уточняющих и побуждаю­щих вопросов все находят друг друга и становятся рядом. Информативно и то, как образуются пары.

Ход игры обсуждается и комментируется.

Примеры «брачных пар»: галстук - сорочка; карандаш -бумага; подсвечник - свеча; проигрыватель - пластинка; руль - машина; диван - подушка; стол - скатерть; берег -река; бассейн - вода.

Упражнение «Повтор» Цель:

• развитие наблюдательности студентов.

Несколько человек выходят за дверь, остальные — на­блюдатели. Любой студент принимает определенную позу, сидя на стуле. В аудиторию входит участник, который не­сколько секунд смотрит на позу, занимает место показы­вающего и принимает то же положение. Затем входит сле­дующий слушатель, и все повторяется снова. Когда после­дний участник группы садится на стул, студент- скульптор располагается на стуле рядом и принимает исходную позу. У всех есть возможность сравнить позы и выявить самых наблюдательных.

Упражнение «Настроение» Цель:

развитие наблюдательности и умения читать позы со­беседника.


Т


Глава 1


Расширение диапазона информационных...


17


 


Студенты разбиваются на пары и садятся лицом друг к другу. Они поочередно принимают позы, соответствую­щие их состоянию и настроению, которые партнер дол­жен отгадать. Чтобы сделать это было легче, партнеру рекомендуется принять такую же позу. Интересно срав­нить толкование позы партнером до и после этого. Резуль­тат выполнения упражнения обсуждается в группе. Вы­ясняется, что большинство слушателей смогли отгадать настроение партнера по его позе и этому способствовало подражание позе.

Упражнение «Подражание» Цель:

• показать значение подражания по позе и «отзеркали-
вания» для создания благоприятной атмосферы обще­
ния.

Участники тренинга разбиваются на пары. Первые но­мера начинают рассказывать вторым о том, как они прове­ли вчерашний день.

У слушающих задание — в течение первых трех минут принять позу, подражающую позе рассказчика, и «отзер-каливать» его жесты. Затем принять произвольную позу (за исключением позы внимания) и. перестать «отзерка-ливать» партнера.

Как правило, вскоре после этого желание рассказывать пропадает, и партнер умолкает. Студенты меняются ро­лями, и упражнение повторяется. Результат — впечатле­ния, ощущения — обсуждается в группе.

Упражнение «Разжать кулаки» Цель:

• отработать прием, который позволяет добиться откро­
венности собеседника.

Студенты располагаются парами за столами друг про­тив друга.

Один принимает позу напряженности и недоверия (руки скрещены на груди). Второй пробует применить при­ем, снимающий это состояние. Задание выполняют все по очереди. Оно считается выполненным, если у напря­женного собеседника возникло желание разжать руки и заговорить.


Упражнение «Конкурс Мюнхгаузенов» Цель:

• тренировка контроля над телодвижениями и выраже­нием лица во время рассказа о чем-то неизвестном. Ведущий раскладывает на столе библиографические карточки (текстом вниз) с описанием книг или журналь­ных статей, не знакомых слушателям.

Студенты должны по очереди подойти к столу, взять карточку, рассказать о «прочитанной» книге, ответить на возможные вопросы, касающиеся обстоятельств «приоб­ретения» книги и ее содержания.

Во время выполнения задания остальные внимательно следят за:

1) походкой подошедшего к столу;

2) выражением его лица, когда он читает текст на кар­
точке;

3) положением его рук, выражением лица и глаз во время
рассказа;

4) самообладанием и находчивостью при ответах на воп­
росы.

Само содержание рассказа свидетельствует об эруди­ции и воображении исполнителя, но в данном упражне­нии не оценивается.

Можно предложить другой вариант «конкурса Мюнх­гаузенов»: слушатели берут карточки с заданием расска­зать о происшествиях, якобы случившихся с ними в дей­ствительности. Например: «Нам стало известно, что вас пригласили для съемок в главной роли в русско-японском телесериале. Расскажите, что это за фильм и почему имен­но на вас пал выбор».


Развитие навыков анализа и прогнозирования.,.


19


 


ГЛАВАХ

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ АНАЛИЗА





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2018 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.