Расширение диапазона информационных каналов общающихся
Стр 1 из 7Следующая ⇒ ВВЕДЕНИЕ
q 89 Суховершина Ю.В., Тихомирова Е,ПМ Скоромная Ю.Е. Тренинг коммуникативной компетенции — М.: Академический Проект; Трикста, 2006. — 112 с. — (Информационные технологии). ISBN 5-8291-0651-5 (Академический Проект) ISBN 5-902358-71-Х (Трикста) В настоящем пособии представлен набор методик (техник), упражнений и деловых игр, направленных на формирование коммуникативных умений и навыков, а также методические рекомендации по их проведению. Они могут быть использованы в групповой психологической работе со студентами средних профессиональных и высших учебных заведений. Представленные материалы прошли апробацию в деятельности службы практической психологии Московского открытого социального университета. Пособие предназначено для студентов, аспирантов и практических психологов.
Мы рассматриваем коммуникативную компетентность как совокупность коммуникативных способностей, умений и знаний, адекватных коммуникативным задачам и достаточных для их решения. Основная цель тренинговых занятий — развитие коммуникативной компетенции, так как на их основе происходит овладение специальными навыками делового общения. Универсальные коммуникативные навыки обеспечивают психологическое взаимодействие людей в процессе движения к общей цели. Они являются общечеловеческой ценностью и поэтому позволяют наладить, сохранить и развить взаимодействие даже в тех ситуациях, когда оно, казалось бы, обречено на неэффективность. Эффективность коммуникации зависит от следующих факторов: а) коммуникативных способностей (развития пра
б) способности осознавать и преодолевать коммуни Цель тренинга: повышение коммуникативной компетенции. Задачи: Обучение: • анализу и прогнозированию поведения партнеров; • навыкам установления делового контакта; • навыкам эффективного общения. • навыка коррекции эмоционального состояния партнера; • навыка целеполагания и планирования. Ведущий может строить тренинг либо последовательно, в соответствии с предложенным в сборнике материалом, либо уделять больше внимания развитию отдельных умений и навыков. Желательно первое тренинговое занятие начинать с информирования участников тренинга о принципах и правилах работы в группе и совместного принятия их. Введение Введение • 5
Такими групповыми правилами являются: 1. Правило равноценности. Нет статусных различий, 2. Правило активности. От активности каждого члена 3. Правило искренности. Каждый говорит то, что думает, 4. Обсуждению подлежит только то, что происходит 5. Правило конфиденциальности. Информация, обсужда 6. Правило конструктивной обратной связи. Говорить о Соблюдение этих норм (правил) необходимо для достижения цели тренинга и создания комфортной психологической атмосферы. Каждый тренинговый день включает в себя следующие этапы: 1. Разминочный — подготовка и «разогрев» участников
2. Основной — информирование о развиваемых умениях 3. Заключительный — подведение итогов занятия (выс Последний тренинговый день желательно завершить обсуждением, выполняя процедуру «упаковки чемоданов», требующим осознания успешности пройденного пути и того, что многому надо еще учиться. Тренер может позволить себе сесть за круг и еще раз реально оценить, кто, как и чему научился за это время. Процедура происходит таким образом, что каждый по очереди является руководителем дискуссии о качествах члена группы, вышедшего за дверь. Показателем успешности работы лидера обсуждения является скорость обсуждения, отработка всех этапов ведения партнерской беседы, отшлифовка и адекватность выбранных свойств личности. При сборе «чемоданов» важно, чтобы плюсы уравновешивали минусы, качества назывались только такие, которые можно исправить, формулировки должны быть корректны. Завершается тренинг высказыванием впечатлений, чувств и мыслей. Произносятся слова о пройденном пути каждым, и тренером в том числе. Тренинг закончен, и каждый получил столько, «сколько смог унести»... ГЛАВА 1. РАСШИРЕНИЕ ДИАПАЗОНА ИНФОРМАЦИОННЫХ КАНАЛОВ ОБЩАЮЩИХСЯ Ничто не поверхностно для глубокого наблюдателя! В мелочах выдает себя характер. Э. Булвер-Литтон Достижение желаемого результата в общении с партнером зависит от того, насколько вы сможете предвидеть его реакцию на ваши слова и поступки и построить в связи с этим свое поведение. Для этого, очевидно, нужно иметь правильное представление о партнере и уметь взглянуть на ситуацию с его позиции. Важно учитывать характер, привычки, убеждения, интеллектуальный и культурный уровень собеседника, его образ жизни. Все это, составляя внутреннее содержание человека, проявляется внешне: в его манере одеваться, походке, позах, жестикуляции, выражении лица, звучании голоса, интонации.
Наблюдательные люди часто с первого взгляда определяют, что за человек перед ними, как с ним нужно держаться, чего от него можно ожидать. Чтобы иметь верное представление о человеке, нужно, во-первых, уметь наблюдать, во-вторых — исключить возможные ошибки восприятия. Глядя на человека, мы обычно воспринимаем его в целом. Восприятие подвержено влиянию стереотипов («Я таких людей знаю») и предыдущего опыта. Именно опыт позволяет нам заметить в человеке то, на что порой не обращают внимание другие. На результат восприятия значительно влияет установка (предварительная информация о человеке). Ваше состояние в момент общения с партнером также влияет на то, каким вы его воспринимаете. Раздраже- Рас ширение диапазона информационных ..._____ * 7 ние, усталость и даже радостное возбуждение — плохие помощники. Расстроенный человек видит мир через «черные» очки, радостный — через «розовые». Ваша оценка может быть необъективна также из-за того, что вы пристрастно относитесь к партнеру. Существует известный закон восприятия, согласно которому в любом объекте восприятия мы выделяем нечто главное, а все остальное служит фоном. От того, что именно мы считаем главным, а что — фоном, зависит впечатление от объекта в целом. Зная, что есть причины, приводящие к необъективности восприятия, можно попытаться учесть их влияние. Опираясь на изложенные особенности восприятия, участнику тренинга можно посоветовать: 1. Развивать наблюдательность, обращать внимание на 2. Стремиться получить полную информацию о человеке 3. Давать по возможности полную информацию о себе 4. Говорить с партнером на его языке (учитывать его при
5. Беседовать в удобном месте, в спокойной обстановке 6. Не поддаваться влиянию предварительной информации 7. Пояснять свои действия. Говорить подчиненным о своих 8- Не считать свое представление о нормах поведения единственно возможным. 9. Делать для других не то, что ты считаешь нужным, а то, что бы они хотели, чтобы ты делал для них. Только тогда они будут воспринимать это положительно. Ю.Быть таким, каким хочешь, чтобы тебя видели. Чтобы оценка партнера была объективной, старайтесь наблюдать, оценивать и делать выводы беспристрастно. Знание «языка» неречевого общения, с одной стороны позволяет более глубоко и верно понимать других людей, Распознавать наши чувства по отношению к ним и воздействовать на них, а с другой — контролировать и изме- Глава j || рпг,ши р?ние диапазона информационных.
нять то впечатление, которое мы производим на партнер ров по общению. Конечно же, не стоит воспринимать не] вербальные сигналы механически, забывая о культурным индивидуальных и ситуационных различиях. Самый непосредственный показатель чувств — вырач жение лица. Положительные эмоции люди обычно не скрывают. Проявление отрицательных эмоций во многих случаях не поощряется социальными нормами (например, проявление гнева, отвращения). Поэтому такие эмоции нередко скрываются, хотя не всем людям это удается достаточно успешно, у большинства людей отрицательные эмоции более правдиво отражаются на левой половине лица, которая труднее поддается сознательному контролю. «Диагноз» эмоционального состояния по мимике представляет значительные трудности, прежде всего, из-за сознательного контроля за ней, а кроме того, из-за многозначности различных мимических проявлений. Так, улыбка может выражать одобрение, дружелюбие, может быть знаком почтения, готовности подчиняться или выражением неловкости и т. д. Мимика зависит также от национальных и культурных стереотипов. Гораздо более «правдивыми» оказываются многие другие неречевые «знаки». Ими стоит дополнять свое впечатление от выражения лица собеседника, о многом могут рассказать поза и жесты человека. Например, если человек слушает, откинувшись назад и развалившись в кресле, это воспринимается как неуважение, превосходство над собеседником. Напротив, нам приятно, если партнер по общению во время разговора слегка наклоняется к нам, так как это свидетельствует о его внимании и любезности. Непринужденную, спокойную позу, как правило, принимает человек, не испытывающий дискомфорта в беседе. И наоборот, если человек беспрестанно ерзает, передвигает стул, меняет положение рук — это свидетельствует о его беспокойстве, а возможно, о желании скорее закончить разговор. Некоторые непроизвольные действия имеют и непосредственное символическое значение. Так, если человек бессознательно переступает ногами, разговаривая с вами, это с большой долей вероятности означает, что ему не терпится уйти, так как ему неприятен разговор, или он торопится.
Скрещенные ноги и руки часто означают отчужденность, нежелание раскрыться. Руки, скрещенные на груди в сочетании с прямой осанкой обычно воспринимаются как поза доминирования (превосходства, желания подавить собеседника), но такая поза может выражать и защиту и приниматься в ситуации, когда человек чувствует себя униженным. Сходное психологическое содержание имеют и некоторые другие позы. Так, доминирование выражается тогда, когда стоя, человек держит в карманах руки с высунутыми наружу большими пальцами. Это впечатление усиливает выдвинутая вперед нога, особенно, постукивающая носком по полу. Аналогично расшифровывается «поза Наполеона» — грудь вперед, одна рука засунута за борт пиджака или жилета, другая, как правило, в кармане. Руки, заведенные за голову, воспринимаются так же. Одна из типичных женских поз доминирования — кулаки, упертые в бока. Принятие одним из собеседников позы доминирования резко нарушает ход беседы, вызывает у партнера недовольство, напряжение, хотя он и не всегда понимает, в чем дело. Целый ряд «закрытых» поз имеют явно защитный характер. Очень типично положение тела и рук, при котором тем или иным способом неосознанно закрывается особенно важное и наименее защищенное место — солнечное сплетение. Это происходит вследствие того, что при ощущении психологической угрозы, страхе, напряжении человек инстинктивно прикрывает слабое место, хотя на рациональном уровне он вовсе не ожидает прямого физического удара. Это — символическая защита от удара психологического. С этой целью могут использоваться скрещенные на животе руки, сильное сгибание туловища вперед. Женщины часто прикрываются сумочкой, поставленной на колени перед животом, мужчины нередко отгораживаются газетой, папкой и т. д. Крайнее выражение закрытости - одновременное сочетание опущенной головы, согнутого туловища, скрещенных рук и ног. Оно говорит о том, что человек полностью отгорожен и практически не воспринимает того, что мы питаемся донести до него. Его надо либо оставить в покое, либо каким-нибудь образом вывести из этого состоя-
Глава 1 ния, позаботившись об оживлении контакта, пробуждении интереса и т. д. Большую роль в производимом впечатлении играет положение головы. Кивание головой благоприятно действует на собеседника, прочитывается им как наше согласие с ним (хотя это и не всегда верно). Когда беседуют несколько человек, то говорящий, как правило, обращается чаще всего к тому, кто постоянно кивает, так как такая реакция действует ободряюще. Резкий наклон или поворот головы в сторону, «всплеск» жестикуляции часто означает, что слушающий хочет высказаться, «вставить слово». Если человек сидит, подперев подбородок или щеку, это, как правило, означает внимательное слушание, задумчивость. Хорошее впечатление на говорящего мужчину производит женщина, слушающая его, слегка склонив голову набок. Если подбородок слушающего подпирает кулак с высунутым указательным пальцем, лежащим на щеке, это означает оценочное слушание, внимательное, настроенное на анализ высказывания (возможно, и критический). Если во время разговора собеседник начинает потирать нос, тереть щеку, ухо, чесать в затылке, то, как вы уже наверняка сами догадались, он озадачен, думает, что сказать, выигрывает время для принятия решения. Если человек постоянно что-то вертит в руках, то и дело щелкает авторучкой и т. п., это говорит о беспокойстве, нервозности. Такое состояние может быть временным, вытекающим из затруднений в беседе, а может быть и устойчивой чертой характера. Часто подобные действия объясняют «просто» привычкой. Но ведь любая привычка возникает не на пустом месте, а по определенным причинам. В данном случае мышечная активность помогает снять психологическое напряжение. Если ваш собеседник постоянно пользуется таким способом психологической разгрузки, обратите внимание, в какие моменты эти движения становятся наиболее активными, судорожными — это будет соответствовать самым «острым» точкам разговора. Когда человек что-то грызет во время разговора (например, дужку очков), это также свидетельствует о психо- Ра сширение диапазона информационных... # // логическом напряжении, замешательстве. Такой жест как бы позволяет выиграть время, символически означая: «У меня занят рот, ответить вам сразу не могу». Аналогично расшифровываются вздохи, фырканье, покашливание, першение в горле и т. п. Различные запинки, оговорки, повторы или неправильное употребление слов, обрыв фраз и т. п. отражают чувства людей и нередко выдают их истинные намерения. В целом речевые ошибки и недостатки обычно возникают, когда собеседник волнуется или хочет скрыть свои истинные намерения. Когда человек говорит, прикрывая рот ладонью, снижая громкость речи, это может служить знаком его неуверенности в произносимом, стеснения, символически отражая то, что ему не хочется быть услышанным. При противоречии «сигналов» стоит обратить внимание на нижнюю половину тела, так как она меньше контролируется сознанием, чем, например, лицо. К примеру, человек разговаривает с вами, развернувшись к вам лицом и верхней половиной тела, а его колени и ноги направлены от вас. В этом случае очень вероятно, что ему не терпится уйти и прекратить общение. Большое значение имеет взаимное расположение собеседников и расстояние между ними. Разным видам общения соответствует разное пространственное положение участников. Например, эмоционально близким отношениям (между родными, друзьями) благоприятствует расстояние до полуметра. Наиболее подходящим для неформального, делового общения является расстояние между собеседниками около 1 метра. При большем расстоянии между партнерами разговор начинает носить более формальный характер. Необходимо учитывать также, что существуют значительные индивидуальные, национальные и другие различия в комфортном расстоянии при общении,-в так называемом «личном пространстве». Как правило, женщины, дети и старики стремятся находиться ближе к собеседнику, чем подростки и мужчины средних лет. Беспокойные, нервные люди обычно держатся «подальше». Чем выше статус нашего собеседника, тем больше расстояние от него, которое мы непроизвольно выбираем. Южане чувствуют себя хорошо на более близком расстоянии от партнера, чем северяне. Т Глава 1 Расширение диапазона информационных...
Несоблюдение этих правил, нарушение границ личного пространства создает психологическую напряженность в отношениях. Расстояние не только зависит от устойчивых характеристик личности, но может многое рассказать и о восприятии беседы партнерами по общению. Если мы неприятны собеседнику или он нас опасается, то он с самого начала садится «подальше». В ходе беседы он отстраняется, отодвигается, отклоняется назад, увеличивая расстояние в моменты возникновения аналогичных чувств или потери интереса. Когда контакт налаживается, тема становится интересной и приятной, то, напротив, человек придвигается, наклоняется, приближается к нам. Можно заставить партнера подражать себе и это необходимо, если собеседник напряжен и насторожен, явно скрывает негативные мысли, свои возражения. В таком случае рекомендуется принять открытую позу, разжать руки. Через некоторое время партнер скорее сделает то же самое. При этом его настроение улучшится. Во втором случае можно с улыбкой чуть приблизить корпус тела к партнеру и, слегка наклонив, голову, спросить его: «Я вижу, вы хотите возразить?» или «Какие у вас сомнения?», а затем откинуться на спинку стула. При этом в поле зрения партнера должна быть раскрытая ладонь. Выдержав паузу, вы вынудите партнера высказаться. Вы заставите партнера разомкнуть сжатые руки и тем самым добьетесь изменения его состояния, предложив дотянуться до какого-нибудь предмета, например, документа, ручки. Случается, что партнер, возражая, говорит неправду. При этом он иногда прячет руки или контролирует их положение. Выдать может взгляд, устремленный в сторону и вниз, иногда — почесывание века или оттягивание воротничка. Порой человек владеет собой настолько, что говорит неправду, глядя вам в глаза. Его выдадут изломанные линии бровей, напряженные уголки губ, напряженный взгляд, старательно подобранные слова. Уловив «ложь», рекомендуется доброжелательно (с легким наклоном корпуса, с улыбкой и открытой ладонью) попросить его: «Повторите, пожалуйста, что вы сказали!» Второй раз эффектно сказать неправду обычно не удается. Упражнения Упражнение «Пассажир» Цель: • развитие навыков восприятия и понимания партнера Участники тренинга рассказывают, по каким показателям они определяют, с каким незнакомым пассажиром метро, в автобусе они готовы заговорить. Ведущий и остальные студенты оценивают полноту и остроту наблюдений, обоснованность предположений, причины ошибок стерео-типизации. Упражнение «Все мы особые» Цель: • развитие наблюдательности. Студенты, разбившись на пары, 6 секунд молча смотрят друг на друга. Затем ведущий приглашает в круг пару. Не глядя на партнера, нужно будет описать черты его лица, назвать цвет глаз, волос, форму лица и т. п. Затем нужно назвать главную особенность внешности партнера. Выполнение этого задания возможно только в обстановке доброжелательности, уважения друг к другу, при стремлении отыскать что-то красивое и примечательное во внешности партнера. Упражнение «Фото» Цель: • изучение особенностей восприятия. 1. Ведущий показывает в течение 5-7 секунд слушате Интересно и полезно сравнить разные впечатления. Это задание позволяет проверить наблюдательность, студенты приходят к выводу об индивидуальности восприятия, различий между информацией и интерпретацией, влиянии стереотипов. 2. Ведущий показывает портрет какого-нибудь ученого 14 Глава 1 Расширение диапазона информационных...
аудитории, к примеру, как поэта. Предлагает описать черты лица и дать психологический портрет. В ответах части слушателей явно обнаруживается влияние установки на восприятие. Упражнение «Биография» Цель: • умение выделять главное с позиции другого человека. Упражнение «Информация» Цель: • определить способность студентов ставить себя на «Предположим, что вы попросили друга собрать для вас какую-то информацию. Друг подходит к вам в хорошем настроении и сообщает, что сейчас подробно расскажет обо всем, что узнал. Но вам эта информация уже не нужна и у вас сейчас совершенно нет времени. Как пройдет ваше объяснение с другом?». Участники разбиваются на пары и разыгрывают подобные ситуации. Впечатления обсуждаются в группе. Тренер задает вопросы, позволяющие выяснить способность каждого к децентрации. Упражнение «Брачные объявления» Цели: • развитие способности к децентрации, объективному • развитие воображения и речи. Ведущий сможет увидеть психологические проблемы некоторых участников игры. Каждый студент получает карточку с названием какого-то предмета, обладающего характерными свойствами: ему для полноты существования нужен другой предмет, дополняющий его. Игра состоит в том, что каждый участник произносит текст «брачного объявления» от имени своего предмета. В первой части объявления, даваемого от третьего лица, нужно его представить: описать внешность, самые характерные черты, интересы и увлечения; вторая часть объявления — «заказ» на будущего спутника жизни: его внешность, черты характера и интересы. Объявление составлено правильно, если удалось найти те главные черты предмета и его «половины», сочетание которых образует прочный союз, наполнит смыслом «жизнь» обоих. «Брачные объявления» звучат по очереди. Необходимо внимательно слушать, чтобы не пропустить «свою пару». В конце концов, с помощью уточняющих и побуждающих вопросов все находят друг друга и становятся рядом. Информативно и то, как образуются пары. Ход игры обсуждается и комментируется. Примеры «брачных пар»: галстук - сорочка; карандаш -бумага; подсвечник - свеча; проигрыватель - пластинка; руль - машина; диван - подушка; стол - скатерть; берег -река; бассейн - вода. Упражнение «Повтор» Цель: • развитие наблюдательности студентов. Несколько человек выходят за дверь, остальные — наблюдатели. Любой студент принимает определенную позу, сидя на стуле. В аудиторию входит участник, который несколько секунд смотрит на позу, занимает место показывающего и принимает то же положение. Затем входит следующий слушатель, и все повторяется снова. Когда последний участник группы садится на стул, студент- скульптор располагается на стуле рядом и принимает исходную позу. У всех есть возможность сравнить позы и выявить самых наблюдательных. Упражнение «Настроение» Цель: развитие наблюдательности и умения читать позы собеседника. Т Глава 1 Рас ширение диа пазона информационных... 17
Студенты разбиваются на пары и садятся лицом друг к другу. Они поочередно принимают позы, соответствующие их состоянию и настроению, которые партнер должен отгадать. Чтобы сделать это было легче, партнеру рекомендуется принять такую же позу. Интересно сравнить толкование позы партнером до и после этого. Результат выполнения упражнения обсуждается в группе. Выясняется, что большинство слушателей смогли отгадать настроение партнера по его позе и этому способствовало подражание позе. Упражнение «Подражание» Цель: • показать значение подражания по позе и «отзеркали- Участники тренинга разбиваются на пары. Первые номера начинают рассказывать вторым о том, как они провели вчерашний день. У слушающих задание — в течение первых трех минут принять позу, подражающую позе рассказчика, и «отзер-каливать» его жесты. Затем принять произвольную позу (за исключением позы внимания) и. перестать «отзерка-ливать» партнера. Как правило, вскоре после этого желание рассказывать пропадает, и партнер умолкает. Студенты меняются ролями, и упражнение повторяется. Результат — впечатления, ощущения — обсуждается в группе. Упражнение «Разжать кулаки» Цель: • отработать прием, который позволяет добиться откро Студенты располагаются парами за столами друг против друга. Один принимает позу напряженности и недоверия (руки скрещены на груди). Второй пробует применить прием, снимающий это состояние. Задание выполняют все по очереди. Оно считается выполненным, если у напряженного собеседника возникло желание разжать руки и заговорить. Упражнение «Конкурс Мюнхгаузенов» Цель: • тренировка контроля над телодвижениями и выражением лица во время рассказа о чем-то неизвестном. Ведущий раскладывает на столе библиографические карточки (текстом вниз) с описанием книг или журнальных статей, не знакомых слушателям. Студенты должны по очереди подойти к столу, взять карточку, рассказать о «прочитанной» книге, ответить на возможные вопросы, касающиеся обстоятельств «приобретения» книги и ее содержания. Во время выполнения задания остальные внимательно следят за: 1) походкой подошедшего к столу; 2) выражением его лица, когда он читает текст на кар 3) положением его рук, выражением лица и глаз во время 4) самообладанием и находчивостью при ответах на воп Само содержание рассказа свидетельствует об эрудиции и воображении исполнителя, но в данном упражнении не оценивается. Можно предложить другой вариант «конкурса Мюнхгаузенов»: слушатели берут карточки с заданием рассказать о происшествиях, якобы случившихся с ними в действительности. Например: «Нам стало известно, что вас пригласили для съемок в главной роли в русско-японском телесериале. Расскажите, что это за фильм и почему именно на вас пал выбор». Развитие навыков анализа и прогнозирования.,. 19
ГЛАВАХ РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ АНАЛИЗА
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|