Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И прогнозирования поведения партнеров




В процессе взаимодействия люди выдают огромное ко­личество информации в виде вербальных и невербальных сигналов. Следовательно, важно точно анализировать сиг­налы и понимать их. Только в том случае, если человек адекватно воспринимает эту информацию от других лю­дей, он может правильно не только выстроить стратегию общения и взаимодействия с другим человеком, но и вне­сти поправки в свое собственное поведение, которые не­обходимы для получения желаемого результата.

Таким образом, в ситуации общения более успешен тот, кто проявляет активность не только в самом процессе бе­седы, а тот, кто активно готовится и планирует его с уче­том индивидуальных особенностей своего оппонента.

Исходя из этого, объективно необходимым и важным является рассмотрение факторов, которые могут помочь в формировании целостного образа партнера по общению.

Но довольно часто на создание этого образа просто нет времени. Он должен быть сформирован уже в процессе бе­седы, т. е. возникнуть при первой встрече. Следовательно, необходимо иметь на вооружении ряд факторов, выделив которые, можно быстро осознать полученную информацию. Задачей первого впечатления является быстрая ориенти­ровка в ситуации. Для людей как социальных существ, глав­ное — определение вопроса о групповой принадлежности партнера. Поэтому можно сказать, что первое впечатле­ние почти всегда правильно. Ошибкой же является то, что стереотипизация вызывает определенную, не всегда вер­ную оценку неизвестных еще пока свойств и качеств. Та­кая ошибка может привести к неадекватному общению в дальнейшем. В постоянном и длительном общении первое впечатление (механизм «грубой настройки») не позволяет достаточно глубоко и объективно понять актуальное эмо­циональное состояние, намерения и отношение к нам парт-


нера по общению. «Тонкая настройка» восприятия и пони­мания при межличностном общении осуществляется за счет механизмов идентификации, эмпатии, аттракции, реф­лексии и каузальной атрибуции.

Наиболее простой способ понимания другого челове­ка обеспечивается идентификацией — перенесением свойств другого человека на себя. При идентификации человек прогнозирует свои мысли и поступки, уподобляя их мыслям и поступкам другого человека в подобной ситу­ации (как бы другой действовал на моем месте). Гораздо реже проявляется другой механизм — персонификация, т. е. перенесение своего «я» на других людей в процессе сравнения себя с ними.

Очень близка к идентификации эмпатия, сопережи­вание, т. е. понимание на уровне чувств, стремление эмо­ционально откликнуться на проблемы другого человека. Ситуация другого человека не столько продумывается, сколько прочувствуется. Через эмоциональный отклик мы понимаем внутреннее состояние другого. Реализация это­го механизма возможна в случае принятия партнера по общению в качестве безусловной ценности. Принятие дру­гого нерасторжимо связано с доверием, готовностью са­мому раскрыться навстречу другому, стать для него объек­том переживания.

Аттракция — умение добиться благоприятного, стой­кого, положительного отношения собеседника к нам; фор­мирование благосклонности другого человека; способ­ность позитивно расположить, настроить его по отноше­нию к нам. При этом используется подчеркивание незаурядности партнера по общению, благоприятное суж­дение о нем, оказание ему услуг. В данном случае понима­ние партнера по общению возникает благодаря формиро­ванию привязанности к нему, дружеского или глубокого интимно-личностного отношения.

Рефлексия — механизм самопознания в процессе об-Щения, в основе которого лежит способность человека пред­ставлять и осознавать то, как он воспринимается партне­ром по общению. Это уже не просто познание другого, но знание того, как другой понимает меня, т. е. своеобразный Удвоенный процесс зеркального отражения друг друга.

Каузальная атрибуция — механизм интерпретации поступков и чувств путем выяснения причин поведения


20%


Глава 2


Развитие навыков анализа и прогнозирования...



 


субъекта. Исследования показывают, что у каждого че­ловека есть свои «излюбленные» схемы причинности, т. е. привычные объяснения своего и чужого поведения. Так, например, люди с личностной атрибуцией в любой ситуа­ции склонны находить виновника случившегося, приписы­вать причину произошедшего конкретному человеку. В слу­чае же пристрастия к обстоятельной атрибуции люди склон­ны, прежде всего, винить обстоятельства, не утруждая себя поисками конкретного виновника. При стимульной атри­буции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие, или в самом себе. Кро­ме этих схем, были выявлены и некоторые закономерности процесса каузальной атрибуции. Например, причину успе­ха люди чаще всего приписывают себе, а неудачу — обстоя­тельствам. Характер приписывания зависит также и от меры участия человека в обсуждаемом событии. Оценка будет различна в зависимости от того, был ли он участни­ком (соучастником) или наблюдателем.

Естественно, что созданный образ партнера по обще­нию, будет связан с присущим именно вам способом толко­вания и объяснения мира. Следовательно, является зако­номерным стремление к выявлению факторов, способству­ющих наиболее объективному формированию этого образа, который служит основой адекватного отношения к партнеру.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...