Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Управление эмоциональным состоянием партнеров по общению




Искусство управления эмоциональными состояниями других людей состоит в том, чтобы усиливать и расши­рять положительные эмоциональные реакции, одновремен­но ослабляя или вовсе, исключая возникновение эмоцио­нально-отрицательных реакций окружающих людей, осо­бенно незнакомых или мало знакомых.

В каких условиях и по каким причинам у людей возни­кают нежелательные эмоциональные реакции? Чаще все­го они возникают в ситуациях повышенной эмоциональ-ной напряжённости, например, во время болезни, в состо­янии крайней усталости, во время фрустрации, когда люди Раздражены, их дела идут не так, как хотелось бы, а важные жизненные планы неожиданно рушатся. Причинами неже-лательных реакций могут быть также эмоциональная не­уравновешенность, нервозность, плохой характер.

Хроническая неудовлетворенность собой, другими людь-ми, сложившимся положением дел, плохое самочувствие или настроение способны вызвать отрицательную эмоци-ональную реакцию. Но это может быть и нежелание, а



Глава 5


р азвитие навыков коррекции эмоционального...


• 67


 


порой неспособность контролировать собственное меж­личностное поведение.

Названные условия и причины чаще всего появляются вместе, в комбинации друг с другом. В результате усили­вается, делается более устойчивой и, следовательно, ме­нее управляемой со стороны сознания и воли нежелатель­ная эмоциональная реакция. К примеру, неудача может сочетаться с плохим физическим самочувствием, неудов­летворённость собой — с нежелательными поступками окружающих, недовольство другими — с неудачно скла­дывающимся положением дел и т. д. В подобных случаях предупредить или полностью исключить отрицательную эмоциональную реакцию можно, воздействуя на все воз­можные вызывающие ее причины. Следует помнить о том, что эмоционально-отрицательная реакция может возник­нуть вновь, если хотя бы одно из существенных вызываю­щих ее условий останется неизменным.

Самыми сильными, длительными существующими и трудно управляемыми эмоциями являются настроения; аффекты, страсти, стрессы и особого рода отрицательная эмоция, связанная с проявлениями агрессивности. Поэто­му мы сосредоточили внимание в основном на них.

На настроение человека можно повлиять разными спо­собами. Прежде всего необходимо выяснить причину та­кого настроения и постараться создать условия, при кото­рых оно обязательно улучшится.

Аффект обычно легче предупредить, чем снять, если он уже возник. Предупреждать возникновение аффектов можно следующим образом. Зная по собственному про­шлому опыту о том, что данный человек индивидуально склонен к достаточно сильным аффективным реакциям, общаясь с ним, необходимо внимательно наблюдать за его эмоциональными состояниями, по мере возможности улав­ливая самые первые признаки, свидетельствующие о на­растании аффекта. При появлении первых отчетливы* признаков возникновения аффективной реакции нужно немедленно устранить их.

То же самое рекомендуется делать тогда, когда чело­век уже оказался в состоянии аффекта. В этом случае, однако, необходимо быть психологически готовым к тому, что уже возникший аффект не сразу прекратится и даже,


возможно, временно усилится при отсутствии вызываю­щих его причин. Это связано с тем, что внутренний аф­фективный психологический процесс, будучи активизи­рованным, начинает развиваться, разрастаться по своей собственной логике, относительно независимой от исход­но вызвавших его причин.

В конце концов, однако, любой аффект должен будет при отсутствии порождающих или поддерживающих его факторов пойти на убыль, если, конечно, в окружающей обстановке не появятся новые причины, поддерживающие или усиливающие его.

Если, к примеру, человек крайне раздражен и неадек­ватно реагирует на ситуацию, не может себя сдерживать, то в данном состоянии ему ни в коем случае нельзя делать замечания, активно возражать, так как он не будет пра­вильно воспринимать замечания в свой адрес и разумно реагировать на них. Скорее всего, произойдет обратное: возражения и замечания, даже если они справедливы, могут усилить аффективное состояние человека.

Страсти в психологии — это сильные чувства, связан­ные не менее сильным увлечением чем-либо или кем-либо. Причем такие увлечения обычно сопровождаются аффек­тивными переживаниями удач и неудач, связанных с объектом страстного увлечения.

Далеко не все страсти являются одинаково вредными, и с ними обязательно нужно бороться. Что касается па­губных страстей, то, борясь с ними, недостаточно бороть­ся только с аффектами. Необходимо также воздействовать и на предмет увлечения, делая его менее привлекатель­ным для данного человека.

Практически это сделать отнюдь не просто, так как, находясь в состоянии аффекта, человек обычно не замеча-ет указываемых ему недостатков или достоинств предме­та своего увлечения. Поэтому сначала необходимо добить­ся того, чтобы человек начал относиться к объекту своего Увлечения более спокойно и объективно, и только затем приступать к демонстрации того, что объект его страст­но увлечения на самом деле не стоит того, чтобы так безоглядно его любить или ненавидеть.

Стресс — это состояние крайнего эмоционального на-пряжения, характеризующееся тем, что человек в это вре-


 

68 т

Глава

мя находится во власти весьма сильных отрицательных эмоций, которые дезорганизуют его мышление, поведение и в конечном счете ухудшают состояние его психологи­ческого и физического здоровья.

Для успешной борьбы со стрессами необходимо по­мнить следующее. Человек, переживающий или пережив­ший стресс, апатичен, ослаблен, временно не способен принимать и реализовывать самостоятельные, разумные решения. Пережившему состояние стресса необходим длительный отдых. Успешно бороться со стрессами мож-; но, только устранив действие стрессогенных факторов или выработав к ним иммунитет.

Особого рода аффектом, требующим специфических способов поведения, является агрессивность, т. е. появ­ление неспровоцированной враждебности. Стремясь уменьшить агрессивные тенденции в поведении челове­ка, необходимо помнить о том, что агрессивность обычно усиливается ответной агрессивностью. Поэтому на дей­ствия человека, проявляющего враждебность, далеко не всегда разумно реагировать враждебностью. Правда, из этого правила есть исключение. Иногда агрессивного че^ ловека, для которого стали привычными проявления аг-> рессивности по отношению к окружающим предметам и людям, полезно припугнуть, вызвав у него чувство страха перед возможными последствиями его агрессивных дей­ствий. Иногда агрессивные тенденции человека, для ко^ торого агрессивность и порождаемое ею поведение стали привычками, можно временно исключить, противопоста­вив ему ещё более сильную агрессию в отношении его са^ мого, т. е. создав для него угрозу неотвратимого наказа­ния за агрессивные действия.

Однако это не будет исправлением человека и вряд ли приведёт к полному исключению агрессивности. Скорее всего, она возобновится или будет повторяться в отноше­нии тех людей, кто не в состоянии дать должный отпор агрессору.

Агрессивность можно снять или значительно умень* шить неизменно добрым поведением в отношении агрес1 сора. Самое важное — постараться полностью устранить те причины, которые он берет за основу своего агрессив­ного поведения.


Развитие навыков коррекции эмоционального... 69 Упражнения

Упражнение «Метафорическая вербализация» Цель:

• развитие умения снижать эмоциональное напряжение

с помощью юмористических метафор.

Дополнительные цели тренера: внесение элемента творчества (это помогает сделать отработку техник не слишком похожей на муштру).

Ведущий предлагает студентам объединиться в пары. Тот, кто сидит справа, нападет на того, кто сидит слева. Тот, на кого напали, должен будет ответить метафоричес­ким описанием своего состояния. Например, один участ­ник может сказать: «Почему вы оттягиваете процесс под­писания?» Второй участник может ответить: «Я чувствую себя как бабочка, которую протыкают иголкой, назначив ей место на планшете... А она еще хочет летать...»

Тренер может привести здесь собственные примеры. Участники, как правило, сразу понимают, что от них тре­буется, и начинают творить.

При обсуждении упражнения тренер может задать воп­рос: «Каковы возможности метафорического ответа на чужое нападение?»

Участники могут отметить удивительные возможнос­ти метафоры снизить напряжение, разрядить обстановку мягким юмором, причем сделать это, не принижая соб­ственного достоинства и достоинства партнера.

Использование метафор может оказаться более эффек­тивным, чем прямая вербализация эмоциональных состоя­ний, поскольку: 1) метафора допускает множество толко­ваний и, следовательно, не является навязанным мнением или «диагнозом»; 2) метафора позволяет использовать юмор, который смягчает неприятную остроту ситуации; 3) метафора — это творчество, в котором собственные неблагоприятные эмоции преобразуются в важный образ­ный сигнал.

Упражнение «Почтительная вербализация» Цель:

* развитие умения использовать более почтительные формулировки для вербализации эмоциональных состо­яний.


70 Ф

Глава 5

Ведущий предлагает участникам объединиться в пары по кругу. Те, кто в паре сидят справа, будут нападающи-1 ми. Те, кто слева — регулирующими напряжение. Задача тех, кто справа — агрессивно напасть. Задача тех, кто слева — снизить напряжение с помощью почтительно вы­полненной техники «вербализация чувств». Тренер может выдать всем участникам таблицу почтительных и непоч­тительных формул вербализации чувств и повесить ее в увеличенном виде на плакате. Вам дается две минуты, чтобы подготовить демонстрационную сценку.

Через две минуты пары по очереди должны продемон­стрировать свои сценки. Всякий раз после окончания сцен­ки тренер спрашивает у группы: «Было ли это сделано почтительно? Было ли это сделано эффективно?»

По окончании круга тренер задает вопрос группе: «Ка­кие формулировки оказались наиболее эффективными?», Часто в группах поражаются тому, сколь эффективно ис- а пользование формулы: «Вы удивлены?» и «Вас беспоко­ит...» Также эффективными признаются формулы выра­жения согласия: «Я согласен, что это может вызывать удивление... некоторые опасения... определенный диском-; форт, связанный с неопределенностью...» и т. п.

Тренеру нужно быть готовым к тому, что в процессе этого обсуждения будут сформулированы новые техники снижения эмоционального напряжения. Их нужно будет

записать.

В общем случае использование почтительных форму­лировок передает уважение к партнеру, что уже само по себе снижает его напряжение, В остальном «сухой оста­ток» будет зависеть от того, как пройдет упражнение.

Упражнение «Техника О'К и Хм-м-м» Цель:

• отработка паралингвистических и невербальных при*

емов снижения напряжения.

Инструкция ведущего: «Некоторые страны отличают­ся высокой контекстностью, а некоторые — низкой. Вы­сокая контекстность означает, что смысл слов в значи­тельной степени определяется ситуацией и множеством почти неуловимых сигналов, которыми обмениваются со­беседники.


 


Развитие навыков коррекции эмоционального... * 71

Российская культура характеризуется высокой контек­стностью, и, напротив, жителям Скандинавии, Швейца­рии и, в особенности, Германии свойственна наивная вера, в то, что в виду имеется именно то, что говорится.

Шведы, как жители Скандинавии, принадлежат к низ­коконтекстной культуре. Таким образом, они должны го­ворить то, что они имеют в виду. Однако с другой сторо­ны, шведы очень гордятся своим стремлением к компро­миссу и согласию. Поэтому в ситуациях, когда им нужно отказать собеседнику, отклонить его предложение, у них возникает борьба мотивов. С одной стороны, они должны говорить именно то, что имеют в виду, а с другой стороны — они не должны нарушить атмосферы согласия.

Шведский выход — паралингвистический ответ. На­пример, вежливый отказ в шведской технике может быть таким:

— Я предлагаю перенести это обсуждение на 15-е
число.

-— Хм-м-м... Вежливое несогласие:

— Можно было бы на эту конференцию в Стокгольм
отправить Марианну.

-У-у-у...

Отклонение предложения:

— Я мог бы уже сейчас перенести на дискету вашу
презентацию.

— Э-э-э..,

С помощью этих междометий шведам удается смягчить отказ. Иногда возникают ситуации, когда шведам нужно смягчить не свой, а чужой отказ. Для этого ими использу­ется техника О'К.

— Я не буду участвовать в презентации.

— О'К!!!

Важно, чтобы О'К следовало немедленно и звучало жиз­неутверждающе, с одной стороны, и как приглашение к совместному размышлению, с другой.

— Мне не нравится, как у нас в команде поставлено
дело с передачей информации друг другу.

— О'К!!!

Возможный русский аналог «О'К!!!» — «Так!!!» (но, ес­тественно, без язвительности).


 

 
72

Глава 5

Теперь давайте поэкспериментируем с этими техни­ками. Первая пара работает с паралингвистическим отка­зом, вторая — с техникой О'К и т. д. На подготовку дается 2 минуты».

(Возможен и другой вариант: тренер в случайном по­рядке обращается к каждому участнику, и они отвечают в одной из техник.)

Как правило, упражнение проходит весело, в нем бы­вает много интересных находок.

Ролевая игра «Сделай это неправильно» Цель:

• отработка техник вступления в контакт, активного

слушания и регуляции эмоционального напряжения.

Дополнительные цели тренера: развитие творческой атмосферы в группе.

Ведущий обговаривает ситуацию: «Мы долго трениро­вались в том, как правильно задавать вопросы, как слу­шать партнера и регулировать эмоциональное напряже­ние в беседе. Сейчас мы покажем все наоборот. Нужно будет все, абсолютно все делать неправильно! Первая ко­манда продемонстрирует нам ситуацию, когда кандидат пришел на собеседование для поступления на работу в фирму. Интервью будет вести менеджер по персоналу. Кандидат будет вести себя неправильно. Вторая команда подготовит диалог продавца и покупателя. Продавец бу­дет вести себя совершенно неправильно. Третья команда подготовит диалог консультанта и клиента. Консультант продемонстрирует нам образец неправильного поведения.

Победит та команда, которая допустит больше ошибок.

Однако это только первая победа. После этих сценок каждая команда должна будет продемонстрировать дру­гую сценку, в которой все должно быть сделано максималь­но правильно. Победит та команда, на чьей стороне будет большинство голосов.

Есть ли какие-нибудь вопросы?»

На подготовку сценок командам дается 15 минут.

После каждой «неправильной» сценки тренер должен спросить: «Что было неправильно?» После каждой пра­вильной: «Согласны ли мы, что это было сделано правиль­но?» Если игра проводится ближе к концу тренинга, то


развитие навыков коррекции эмоционального... 73

фактически это репетиция целостного действия, поэтому очень важно, чтобы участники оказались максимально эффективными в «правильных» действиях. Тренеру сле­дует помочь участникам, возможно, кое-где подсказать правильные слова и действия, «суфлировать» им. Можно прервать сценку, объявив: «Дубль два», и начать заново, чтобы добиться правильных действий со стороны участ­ников.

Упражнение «Дерево» Цель:

• осознание собственного умения снятия эмоционально­
го напряжения у партнера.

Группе предлагается представить свою аудиторию в виде дерева. Крона его находится у окна, а корни у проти­воположной стены. Участникам нужно найти свое место на этом дереве, но так, чтобы оно соответствовало их уме­нию выходить из конфликта, снимать эмоциональное на­пряжение у партнера. Упражнение требует осознания уровня развития у себя данного навыка и своего места в общей групповой шкале.

Упражнение «Стенка на стенку» Цель:

• формирование и развитие навыков снижения эмоцио­
нального напряжения у партнера.

Отбираются две равные по количеству группы участни­ков, занявшие в упражнении «Дерево» противоположные полюса или, по крайней мере, разные стороны от центра.

Команды садятся на два ряда стульев, поставленных друг против друга. Одного из тех, кто выбрал для себя по­ложение ближе к корням дерева, ведущий просит пред­ставить себе трудную конфликтную ситуацию, с которой он, может быть, не смог справиться в реальной жизни и обратиться к кому-то из сидящих в противоположной ше-ренге с претензией.

Задача его партнера — снять напряжение у нападаю­щего. Спустя 2 минуты диалог прерывается, даже если он еще не вполне закончен, и нападающего просят опреде­лить, снизилось его напряжение, осталось на прежнем Уровне или даже повысилось.


 

74

Глава S

Тренер с помощью группы анализирует результаты и называет техники, которыми пользовались участники. Часто способы взаимодействия с агрессивно настроен­ным партнером оказываются неконструктивными и не столько снижают напряжение, сколько, напротив, повы­шают его. Участникам группы предлагается разделить лист вертикальной чертой пополам: в левый столбец запи­сывать техники, снижающие напряжение, а в правый стол­бец — повышающие его. После окончания игры ведущий дополняет перечень техниками, которые не были спонтан­но использованы в разыгрываемых ситуациях.

Снижающие напряжение

1. Предоставление партнеру возможности выговориться.

2. Вербализация эмоционального состояния:

а) своего;

б) партнера.

3. Подчеркивание общности с партнером (сходство ин­
тересов, мнений, единство цели и др.).

4. Проявление интереса к проблемам партнера.

5. Подчеркивание значимости партнера, его мнения в ва­
ших глазах.

6. В случае вашей неправоты — немедленное признание ее.

7. Предложение конкретного выхода из сложившейся си­
туации.

8. Обращение к фактам.

9. Спокойный уверенный темп речи.

10. Поддержание оптимальной дистанции, угла поворота
и контакта глаз.

Повышающие напряжение

1. Перебивание партнера.

2. Игнорирование эмоционального состояния:

а) своего;

б) партнера.

3. Подчеркивание различий между собой и партнером,
преуменьшение вклада партнера в общее дела и пре­
увеличение своего.

4. Демонстрация незаинтересованности в проблеме парт­
нера.

5. Принижение партнера, негативная оценка личности
партнера.

6. Оттягивание момента признания своей неправоты или
отрицание ее.


р азвитие навыков коррекции эмоционального... 75

7. Поиск виноватых и обвинение партнера.

8. Переход на «личности».

9. Резкое убыстрение темпа речи.

10. Избегание пространственной близости и наклона тела.

Упражнение «Отработка снятия эмоционального напряжения в парах» Цель:

• формирование и развитие навыков снижения эмоцио­нального напряжения у партнера. Участники разбиваются попарно и садятся друг про­тив друга в два круга: внутренний круг направлен нару­жу, внешний — к ним лицом. Участникам предлагается какая-то эмоционально заряженная ситуация, член пары, сидящий во внутреннем кругу, должен снять напряжение партнера, находящегося во внешнем кругу.

Ситуации обычно носят отвлеченный или даже фанта­стический характер, чтобы избежать излишней личност­ной вовлеченности участников. Например: студента фа­культета дизайна без его ведома перевели со специализа­ции «Дизайн костюма» на специализацию «Дизайн штамповочного оборудования», которая его не интересу­ет. Студент, возмущенный, приходит в деканат, чтобы отказаться. Задача — снизить его эмоциональное напря­жение, используя описанные техники. Другой вариант: клиент записался на прием к своему парикмахеру, но в назначенное время его ждет другой парикмахер, а не тот, которого он сам выбрал (менее опытный; мужчина, а не женщина, или наоборот и др.). Ситуации могут касаться валютной стипендии, в которой кому-то отказали по неиз­вестной причине; исключения из группы тренинга, кото­рого все давно ждали; отмены поощрительной поездки в Париж и т. п.

Время ограничено 2-3 минутами. Ситуаций предлага­ется, как правило, три. Каждый раз меняется партнер, сни­мающий напряжение, так как внешний круг после каждой ситуации перемещается на одного человека вправо.

По окончании упражнения происходит обсуждение того, какими приемами пользовались участники для сня-тия напряжения и кому из них это удалось лучше всего. Часто в процессе обсуждения участники обнаруживают,


Т


Глава 5


 


что разные техники в разных ситуациях работают по-раз­ному, и их эффективность зависит от индивидуальных особенностей партнеров.

Упражнение «Слепой и поводырь» Цель:

• дать возможность участникам группы выразить свои
чувства через «Я-высказывание».

Упражнение выполняется в парах. Один член пары за­вязывает (закрывает) глаза, другой получает следующую инструкцию: «Представьте себе, что Вы общаетесь с не­зрячим человеком. Вы имеете возможность в течение 10 минут ознакомить его с окружающим миром через тактиль­ные, слуховые, световые ощущения. Попробуйте сделать это, заново открыв для него мир. Упражнение выполняет­ся молча». В паре партнеры выполняют обе роли. В кругу участники упражнения должны выразить свои чувства и переживания через «Я-высказывания».

Упражнение «Чувство плюс поведение» Цель:

• выражение собственных чувств и поведения их вызы­
вающие.

Ведущий предлагает выбрать любое чувство и постро­ить фразу, в которой он открыто скажет своему партнеру о своем чувстве, а затем точно опишет поведение, кото** рое его вызвало.

Обсуждается:

— Насколько точно и конкретно описывалось поведе­
ние партнера, вызвавшее названное чувство?

— Кто это сделал лучше всех?

Пример: «Я очень волновалась, когда ты в пятницу при­шел в полвторого ночи вместо обычных восьми часов».


ГЛАВА 6.

РАЗВИТИЕ НАВЫКА ЦЕЛЕЛОЛАГАИИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ

Во многом правильность постановки цели и планиро­вания зависит от состояния их автора, что, в свою оче­редь, тесным образом связано с четкой интеграцией в че­ловеке двух составляющих: тела и разума. Для достиже­ния успеха человеку часто бывает необходимо осознать то, что с ним происходит как в психологическом, так и физиологическом плане. То есть предполагается фокуси­ровка на состоянии «здесь — и — сейчас». Очень важно понять, что настоящее — это все то, что есть сейчас. Про­шлое есть прошлое, и его уже никак не изменить, а буду­щее только еще должно наступить, в отношении его мы можем лишь строить свои предположения. Причем они могут быть весьма плодотворны и эффективны. От их правильности и соответствия желаемой действитель­ности зависит успешность деятельности и решения про­блем. В этом и есть главный смысл развития навыков целеполагания и планирования. Одна из общих целей всех нижеприведенных упражнений — сделать неосоз­наваемое осознанным. Эти упражнения могут быть ис­пользованы в качестве средства, позволяющего добить­ся лучшего осознавания как того, что относится к внеш­ней среде, так и того, что имеет непосредственное отношение к личным чувствам. Причем они направле­ны на поддержание чувств, как главного источника энер­гии для решения поставленных задач и одновременный индикатор правильности поставленных целей, а не на сопротивление им.

И все же если вас постигла неудача:

— Не отказывайтесь сразу от достижения цели; не ду­майте, что вы не способны сделать это. Неуспех — как знак «проезд по этой дороге закрыт». Но существует ведь множество других путей. Вы в тупике? Допустим. Мож-


 

78

Глава 6

но, конечно, в нем поселиться, обустроить его, украсить на все случаи жизни изречениями о собственной неудач­ливости и отсутствии способностей, используя их для за­щиты от требований действительности. Так в уюте и по­кое можно просуществовать очень долго. Но, может, про­ще вернуться назад (немного) и попробовать другой путь? Если, конечно, избранная цель еще манит вас.

— Проанализируйте, с чем связана неудача, в чем при­чина, где ошибка. Вот слово и названо. Ошибка — слово почти магическое. Сколько людей в страхе перед ней за­мирают, предпочитая вообще ничего не делать, лишь бы случайно не совершить ее. Сколько прекрасных замыслов остаются нереализованными, потому что на пути можно было повстречаться с ней. Сколько сил и труда затрачива­ется, чтобы скрыть ее. «Боязнь сделать ошибку», «ориен­тация на ошибку» — так называется в науке этот симп­том, являющийся краеугольным камнем «комплекса не­удачника».

Но ведь можно относиться к ошибкам и по-другому. Сказать себе: «Проверим, действительно ли эта стена камня. А если это так, можно ли ее обойти?» Или по извес­тному детскому стишку: «Разве это великан? Ха-ха-ха!» Чем больше вы стараетесь избегать ошибки, тем больше она раздувается. Совсем как упомянутый выше герой из сказки К. Чуковского. Но, как вы помните, достаточнс было непредвзято взглянуть на «великана», чтобы выяс­нилось, что победить его ничего не стоит.

Важно понять — ошибки неизбежны на любом пути. Проблема не в том, чтобы не совершить их, а в том, чтобь относиться к ним правильно, т. е. анализировать их и ис­пользовать для продвижения к цели, а не как повод в оче­редной раз все бросить и увлеченно муссировать свои не­удачи.

Действуйте! Ошибайтесь, проваливайтесь, но дей­ствуйте! Активное действие — главное, что отличает не­удачника от победителя!

Упражнения

Для того чтобы убедиться в силе воздействия постав­ленной цели, предлагаем следующее упражнение: встань­те и вытяните руки вперед, параллельно полу, затем по-


Развитие навыка целеполагания и планирования + 79

вернитесь всем корпусом назад и зафиксируйте взглядом то место, до которого удалось повернуться. Вернитесь в исходное положение и закройте глаза. Представьте себе, что в следующий раз вы сможете повернуть свой корпус значительно дальше. Откройте глаза и вновь повернитесь всем корпусом назад. А теперь сравните, насколько даль­ше вам удалось повернуться, когда вы поставили перед собой конкретную и реально достижимую цель. Сознатель­ный выбор и правильная постановка цели значительно об­легчают ее достижение.

Обучение этапам и правилам целеполагания.

1 ЭТАП

Студентам предлагается составить список того, о чем они мечтают, думая о будущем, кем хотят стать, где жить, чем заниматься, что иметь. Студенты при этом должны соблюдать правила целеполагания постановки целей, ко­торые даются под запись.

Правила целеполагания:

1. Формируйте свои мечты в позитивных терминах — не
пишите, чего бы вы хотели, только то, к чему вы стре-

2. Будьте предельно конкретны, постарайтесь ясно пред­
ставить себе, как это выглядит, как пахнет, как звучит,
каково на ощупь, чем чувственно богаче ваше описа­
ние, тем лучше задействуется мозг для достижения
цели.

3. Постарайтесь составить ясное представление о резуль­
тате
: что именно будет, когда вы достигнете своей цели,
что вы будете тогда чувствовать, как это будет выгля­
деть, как вообще узнать, что вы достигли цели.

4. Важно формулировать такие цели, достижение кото­
р ых в принципе зависит от вас, не надо рассчитывать
на то, что кто-то что-то должен сделать, и тогда все
будет хорошо, то, к чему вы стремитесь, должно при­
надлежать вам, исходить от вас, быть вашим.

5. Подумайте о последствиях: не нанесут ли ваши сегод­няшние цели ущерба другим людям? Ваши результаты должны приносить пользу и вам и другим. Эти правила нужно запомнить и учитывать всегда, оп-

ределяя для себя какие-либо цели.


Т


Глава 6


развитие навыка целеполагания и планирования


81


 


Инструкция:

А сейчас устройтесь поудобнее, не ставьте себе ника­ких ограничений. Сосредоточьтесь, в течение 10-15 ми­нут заставьте свою ручку беспрерывно работать. Где толь­ко можно, сокращайте слова и переходите к следующему желанию, чувствуйте себя хозяином своей судьбы, дайте волю воображению. Итак: ваше будущее и связанные с ним цели, желания, планы. Приготовьтесь, начали!

2 ЭТАП

Посмотрите составленный список, определите, како­ва временная перспектива ваших целей. Запишите, хоти­те ли вы иметь все то, что вы написали, сразу же после окончания ВУЗа, или эти цели относятся к отдаленному будущему. Соответственно, в первом случае надо поду­мать о дальнейшей перспективе, а во втором — о ближай­ших целях, планах, шагах. Важно иметь ясное представ­ление о первом шаге и о последнем.

З ЭТАП

Теперь из всего того, что вы написали, выберите четы­ре самые важные на ближайшие два года цели. Это то, что в случае реализации, достижения цели доставит вам са­мое большое удовольствие, то, что вас больше всего вол­нует. Выпишите четыре цели.

Теперь запишите, почему вы точно уверены, что это для вас так важно. Дело в том, что добиться чего угодно можно тогда, когда у вас есть для этого серьезные основа­ния, уверенность в необходимости достижения результа­та. Эти веские основания будут говорить о том, что вами движет не просто интерес, а необходимость. Значит, вы найдете и способ достижения цели.

4 ЭТАП

Вновь просмотрите ваши записи и определите, соот­ветствуют ли они тем правилам, с которыми мы знакоми­лись и которые вы записали. Если появится необходимость что-то исправить, надо эти исправления ввести.

Приведите цели в точное соответствие с правилами.

Упражнение 1 «Мои ресурсы»

Составьте список необходимых для достижения цели ресурсов, которыми вы обладаете. Опишите, что у вас уже есть. Это могут быть какие-то черты характера, знания


умения, люди, которые вам помогут, финансовые ресур­сы, время, которым вы располагаете, и т. п., ведь перед каждой плодотворной работой надо точно знать, какие в наличии материалы и инструменты.

Упражнение 2 «В основе успеха»

Попробуйте припомнить те случаи из жизни, когда вы чувствовали, что достигли успеха. Это может быть любое событие.

Какие из перечисленных ресурсов вы использовали максимально эффективно?

Припомните 3-5 таких случаев. Запишите их. Зафикси­руйте на бумаге, что вы тогда делали, какие свои качества, возможности, ресурсы вы тогда использовали. Что еще влияло на ваши ощущения успеха?

Упражнение 3 «Препятствия»

В нескольких тезисах сформулируйте, что препятству­ет тому, чтобы иметь все то, о чем вы мечтаете и к чему стремитесь, прямо сейчас. Что конкретно вам мешает? Что ограничивает? Чего вам не хватает для того, чтобы сделать первые шаги, которые могут быть следующими (записать)?

При необходимости ведущий сопровождает задание комментариями: «Возможно, вы не умеете планировать свое время. Или план есть, но вы никак не можете присту­пить к его реализации. Может быть, вы делаете слишком много дел одновременно, а может быть, сосредоточены на чем-то одном и упускаете все остальное. Может быть, вы просто боитесь, что у вас ничего не получится? Вспомни­те. Бывало ли так раньше в вашей жизни, что вы изначаль­но представляли себе плохой исход какого-то дела и имен­но поэтому вообще за него не брались. Наверное, у каждо­го человека есть свои способы ставить себе ограничения, свои личные «излюбленные стратегии, ведущие к пора­жению». Но если мы это осознаем, то можем избавиться от таких ограничений. Подумайте об этом.

Упражнения «Достижение цели»

Опишите, каким человеком вы должны были бы быть, Чтобы достигнуть своих целей. Может быть, следовало бы быть собранным, дисциплинированным, а может быть,


 

 

Глава 6

наоборот, более раскованным, спонтанным. Может быть, вы хотели бы научиться лучше распоряжаться своим вре­менем или повысить свою самооценку. Подумайте и за­полните такими записями о своей личности как минимум одну страничку.

Следующий шаг — составление плана действий для достижения этих целей. Цель может быть общей, напри­мер, приобретение профессии, могут быть и промежуточ­ные цели — повышение успеваемости по какому-то пред­мету, развитие определенного качества личности и т. д.

Упражнение 1 «План достижения цели»

Вам необходимо для каждой из четырех поставленных целей составить план ее достижения. Вначале составля­ется черновик пошагового плана. Начните с конечного результата, а потом, шаг за шагом, спланируйте весь путь, вплоть до того, что вы можете сделать прямо сегодня по этому плану. Если такой вариант сложен, то можно на­чать составлять план с того, что, подумав о цели, решить, что самое первое вы должны сделать, чтобы ее достичь?

В любом варианте необходимо составить пошаговый план достижения этой цели, который включал бы сегод­няшний день. Пользуйтесь опорной схемой.

Если у вас нет уверенности в том, каким должен быть этот план, спросите себя вновь, что уже сегодня мешает иметь то, к чему вы стремитесь. Возможно, ответом на этот вопрос будет что-то, над чем уже сейчас можно рабо­тать, чтобы изменить ситуацию. Решив такую промежу­точную задачу, вы сможете приблизиться к достижению вашей главной цели.

Упражнение 2 «Реализация плана»

Тщательно и ответственно разработайте план реали­зации своих намерений в чистовом варианте. Намерения ваши отражены в ваших четырех целях. Оцените, какой из четырех планов необходимо выполнить в первую оче­редь и т. д. и какой — в последнюю.

Следующий этап — психологический настрой на успеш­ную реализацию плана. Действия, направленные на реали­зацию плана, могут меняться в зависимости от ситуаций, неизменной должна оставаться уверенность в успехе.


Р азвитие навыка целеполагания и планирования * 83

Вам предлагается 4 упражнения, направленные на ак­тивизацию внутренних ресурсов личности для достиже­ния успеха.

Упражнение 1 «Совет»

Давайте сделаем следующее: каждый из вас попыта­ется смоделировать кого-то, кто уже достиг того, к чему вы стремитесь. Этими людьми могут быть те, кого вы хоро­шо знаете, а могут быть и просто известные люди, добив­шиеся необыкновенных успехов в жизни. Запишите име­на 3-5 человек, которые уже добились того, к чему вы стре­митесь. В нескольких словах опишите их личностные качества и поведение, которые привели к успеху. После этого закройте глаза и представьте себе как можно ярче каждого из описанных людей. Представили? Каждый из них собирается дать вам совет, как лучше достичь цели. Попробуйте услышать его и запишите основную идею того, что они скажут.

Может быть, это о том, как избежать ложного пути, может быть — о том, как освободиться от собственных ограничений. Пишите первое, что придет вам в голову. Даже если вы не знаете этих людей, они могут стать пре­красными советчиками.

Упражнение 2 «Уверенность»

Сделайте следующее полезное упражнение. Вспомни­те случай из своей жизни, когда вы переживали какой-то абсолютный успех. Закройте глаза и представьте себе это предельно ярко. Обратите внимание н

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...