Психологический аспект подготовки к сдаче ЕНТ.
Данный сборник тренинговых занятий разработа для психологов с целью оказания практической помощи в подготовки выпускников к экзаменам. Цель: отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к государственным экзаменам (ЕНТ); обучение навыкам саморегулирования и самоконтроля; повышение уверенности в себе и своих силах. Задачи: Повышение сопротивляемости стрессу. Отработка навыков уверенного поведения. Развитие эмоционально-волевой сферы. Развитие чувства эмпатии, внимания к себе и доверие к окружающим. Развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы. Помощь в осознании собственной ответственности за поступки, в анализе установок. Обучение навыкам конструктивного взаимодействия. Методы: групповая дискуссия, игровые методы, медитативные техник. Условия проведения: класс или любое другое просторное помещение. Группа формируется из учащихся одного класса. Тематический план:
2.1.1.Как лучше подготовиться к экзаменам.
Материалы: магнитофон с записями, ватман, различные изобразительные средства, белая бумага формата А4, мягкая игрушка. 1.Упражнение «Назови меня» Цель: развитие чувства принадлежности к группе, сближение друг с другом. Время: 10 минут. Инструкция: Сейчас этот веселый мяч побежит по вашим рукам. Тот, у кого он окажется, должен назвать свое имя. Как только круг завершится, мяч покатиться обратно, в другую сторону, и вы должны назвать имя, которым вас будут называть участники группы в период всего тренинга. Желательно, чтобы имена не повторялись.
А теперь напишите свое имя и оформите каточку. Анализ упражнения: Какие чувства у вас вызвало это упражнение? Как вы думаете, для чего именно в начале первого дня тренинга мы провели это упражнения? Что вы хотите пожелать на предстоящий тренинг? 2.Правило работы группы Цель: формирование единого рабочего пространства и выработка правил поведения в группе на протяжении всего тренинга. Время: 10 минут. Инструкция: Представь себе, что ты – король или королева, а наша аудитория – твое королевство. Ты можешь устанавливать здесь любые правила, которые кажутся тебе разумными и которые мы, будем соблюдать в течение всех тренинговых занятий, чтобы каждому было комфортно здесь, в нашей группе. Какие правила ты введешь в свое королевство? Придумай и напиши их на листе список своих правил. А теперь выработав единые общегрупповые правила поведения. Вы мне будете говорить, а я буду записывать на листе ватмана. Королевские правила Не опаздывать Не перебивать Не оценивать Возможно, помогать «Здесь и сейчас». Больше контактов. Конфиденциальность. Активность. Работа от начала до конца. Правило поднятой руки («один в эфире»). Правило «стоп». Правило «пирога» (не говори много). В знак того, что мы принимаем правило нашего коллектива, поаплодируем. 3. Тест «Моральная устойчивость» Цель: предоставить подросткам возможность задуматься над своим образом жизни, над тем, как к ним относятся окружающие, не ли они своим обычным поведением неприятностей людям. Время: 10 минут. Ключ к тесту За каждый ответ «да» поставите себе по одному баллу и найдите общую сумму. Я всегда держу данное слово и выполняю свои обязательство перед другими. Я охотно помогаю своим друзьям, причем делаю это бескорыстно. Мне обычно неприятно, когда я вижу несправедливость.
Грубость и невоспитанность людей вызывает во мне чувство досады. Я незлопамятный человек, не держу зла на других. Я очень люблю животных. Я уважаю возраст и мудрость пожилых людей. Стремлюсь быть честным не только по отношению к другим, но и с самим собой. Решая свои проблемы, я никогда не забываю о других. Люблю делать подарки, мне нравится, когда человек радуется. Определение результатов и его интерпретация 1 – 3 балла. У вас не очень высокая моральная устойчивость. Наверное, вы просто еще не вались над этим или берете пример с других людей. В этом случае вам не повезло. Советуем вам поработать над своим обычном поведением, если вы хотите измениться. Баллов. Ваш образ жизни свидетельствуют о том, что вы в основном придерживаетесь них нор, принятых в обществе. Но вам есть над, чем поработать, чтобы эти нормы стали внутренней потребностью. 10 баллов. Вы практически идеальный человек, на которого могут равняться окружающие. Но не следует расслабляться, нужно и дальше работать над собой. 4.Мини-лекция «Подготовка к экзаменам» Надо сообщить в доступной форме об эффективных способах подготовки к экзаменам. Время: 15 минут. Подготовиться психологически Для того чтобы в кризисной ситуации не терять голову, необходимо не ставить перед собой задач для достижения сверхцели. Не стоит дожидаться, пока ситуация станет катастрофической. Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям сохраняя спокойствие. Если очень трудно собраться с силами и с мыслями, постарайся запомнить сначала самое главное, а потом переходи к изучению трудного материала. Ежедневно выполняй упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения, дести, достижению расслабления. Что делать, если устали глаза? В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал и организм: ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули. Выполни упражнения: Посмотри попеременно вверх-вниз(25секунд), влево-вправо (15секунд); Напиши глазами свое имя, фамилию, отчество; Попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20секунд), потом на листе бумаги перед собой (20секунд);
Нарисуй квадрат, треугольник – сначала по часовой стрелки, потом в противоположную сторону. Режим дня Раздели день на три части: Готовься к экзаменам 8 часов в день; Занимайся спортом, гуляй на свежем воздухе, сходи на дискотеку потанцуй – 8 часов; Спи не менее 8 часов, если есть желание и потребность, сделай себе тихий час после обеда. Питание Питание должно быть 3-4-разовым, калорийным и богатым витаминами. Употреблять в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад. Еще один совет: перед экзаменами не следует наедаться. Место для занятий Организуй правильно свое рабочее пространство. Поставь на стол предметы или картинку в желтой или фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность. Как запомнить большое количество материала. Повторяй материал по вопросам. Вначале вспомни и обязательно кратко запиши все, что знаешь, и лишь затем проверь правильность дат, основных фактов. Читая учебник, выделяй главные мысли – то опорные пункты ответа. Научись составлять краткий план ответа отдельно на каждый вопрос на маленьких листочках. В последний день перед экзаменом просмотри листочки с кратким планом ответа. Как развивать мышление. Хочешь быть умным – научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и молчать, когда нечего больше сказать. Знания невозможно приобрести без мыслительных усилий, но и само мышление невозможно без знаний. Развивать мышление – это насыщать свой ум знаниями. Источники знаний могут быть самыми разнообразными: школа, книги, телевидение, люди. Они дают информацию о предметах и явлениях, о человеке. Мышление начинается с вопросов. Все открытия сделаны благодаря вопросам «Почему?» и «Как?». Учись ставить вопросы и искать ответы на них. Мышление активизируется тогда, когда готовые стандартные решение не дают возможности достичь желаемого результата. Поэтому для развития мышления важно формировать умение видеть предмет или явление с разных сторон, замечая новое в привычном.
Способность замечать в предметах или явлениях различные признаки, сравнивать между собой предметы или явления – необходимое свойство мышления. Чем больше число признаков, сторон объекта видит человек, тем более гибко и совершенно его мышление. Это умение можно тренировать в играх на сообразительность, в решение логических задач и головоломок. Мышление и речь неразрывны. Непременное условие развития мышления – свободное изложение прочитанного, участие в дискуссиях, активное использование письменной речи, пересказ другому того, что не до конца понимаешь сам. Некоторые закономерности запоминания. Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение. При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания. Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу. Эффективнее больше времени тратить на повторение по памяти, чем на простое многократное чтение. Если работать с двумя материалами – большим и меньше, разумно начать с большего. Условия поддержки работоспособности. Чередовать умственный и физический труд. В гимнастических упражнениях предпочтение следует отдавать кувырку, свече, стойке на голове, так как усиливается приток крови к клеткам мозга. Беречь глаза, делать перерыв каждые 20-30 минут (оторвав глаза от книги, посмотри вдоль). Минимум телевизионных передач! 5.Дискуссия в малых группах Цель: закрепление лекционного материала по подготовке к экзаменам. Время: 25 минут. Техника проведения: участники разбиваются на 4 малых группы, выбирают секретаря, спикера, таймера и председателя. Функции председателя: следить за тем, чтобы группы не отклонялись от темы обсуждения, наблюдать принципы «мозгового штурма», поощрять участие каждого. Функции секретаря: записывать идеи, предложения разборчиво, аккуратно; использовать ключевые слова и фразы членов группы. Функции спикера: излагать ясно, кратко и лаконично идеи и предложения, выдвинутые группой. Функции таймера: следить за временем, отведенным на дискуссию. Ведущий объясняет группе значение понятия «мозговой штурм» и его принципы: Выработайте как можно больше идей Все идеи записывайте Ни одна идея не отрицается Ни одна идея не обсуждается, для них еще придет время. Материал: 4листа ватмана, фломастеры. Инструкция: Я приветствую вас в нашем дискуссионном клубе! Для работы предлагаю разделиться на 4 малые группы. При формировании групп будем использовать следующую технику разделения: утро – день – вечер – ночь.
Предлагаем вам задания для обсуждения. Задание 1-й группе: как лучше подготовиться к экзаменам? Задание 2-й группе: как организовать рабочее место для подготовки к ЕНТ? Задание 3-й группе: как организовать день накануне экзамена? Задание 4-й группе: что нужно сделать, чтобы успешно сдать экзамен? Постарайтесь работать продуктивно, соблюдая правила ведения мозгового штурма и «Королевские правила группы». На обсуждение дается 2 минуты. Просим спикеров доложить выработанные групповые идеи по обсуждаемым вопросам. Упражнение «Найди свою звезду» Цель: возможность расслабиться и набраться оптимизма, уверенности в себе. Время: 20 минут. Инструкция: сядьте в круг и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха…(звучит музыка). А теперь представьте себе звездное небо. Звезды большие и маленькие, яркие и тусклые. Для одних – одна или несколько звезд, для других – бесчисленное множество ярких светящихся точек, то удаляющиеся, то приближающиеся на расстояние вытянутой руки. Посмотрите внимательно на звезды и выберите самую прекрасную звезду. Быть может, она похожа на вашу мечту детства, а может быть, она вам напомнила о минутах счастья, радости, удачи? Еще раз полюбуйтесь своей звездой и попробуйте до нее дотянуться. Старайтесь изо всех сил! И обязательно достанете свою звезду. Снимите ее с неба и бережно положите перед собой, рассмотрите поближе и постарайтесь запомнить, как она выглядит, какой свет излучает. А теперь проведите ладонями по коленям, вниз к ступням ног, и сладко потянитесь, откройте глаза, возьмите лист бумаги, цветные карандаши и нарисуйте свою звезду. Вырежьте и прикрепите ее на наше звездное небо. И теперь звезды будут нам светить каждое тренинговое занятие, излучая добро, дружбу, взаимопомощь, поддержку. А на последнем занятии вы их заберете с собой, они вас поведут дорогой знаний и будут сопровождать на всех экзаменах и дальше по жизни. Посмотрите внимательно на звезды: среди них нет ни одной одинаковой. Они все разные, как и мы с вами. 7.Упражнение «Итоги дня» Цель: получение обратной связи от участников группы о прошедшем дне тренинга. Время: 10 минут. Инструкция: сядьте поудобнее. Сейчас мы с вами будем передавать друг другу мягкую игрушку, делиться впечатлениями от сегодняшнего занятия и высказывать пожелание всем участникам группы. Когда кто-то будет говорить, прошу вас сидеть и внимательно слушать, не перебивая и не разговаривая, уважая своих одноклассников [24]. Анализ: Что принес нам первый тренинговый день? Каковы ваши впечатления от сегодняшнего занятия? Какие открытия вы сделали для себя? Что возьмете на вооружение и будете использовать в дальнейшем? 2.1.2. «Поведение на экзамене». Материалы: магнитофон с записями, ватман, различные изобразительные средства, белая бумага формата А4, бланки к проведению тестов и методик, карандаш. 1.Упражнение «Приветственное письмо» Цель: положительный настрой, повышение групповой сплоченности, развитие чувства эмпатии. Время: 5 минут. Инструкция: Я предлагаю вам написать свои приветствия на листах бумаги и положить их в ларец. А теперь я их перемешаю, и вы получите уже другое приветствие, которое прочитаете группе и оставите себе на память о нашей сегодняшней встречи. Анализ: Трудно ли было написать приветствие? Как вы себя чувствовали, когда зачитывали ваше приветствие? Готовы ли вы продолжать наше тренинговое занятие? 2.Упражнение «Чего я хочу достичь» Цель: настроить на успех, развивать актерский талант. Время: 15 минут. Инструкция: посидите несколько мгновений в тишине и подумайте о том, чего бы вы хотели достичь? Чему вам хотелось бы научиться? Подумайте, как вы могли бы без слов, с помощью мимики и жестов, рассказать группе об этом? Задача остальных: догадаться, о чем речь. Анализ: Трудно ли было выбрать нужную цель? Как вы себя чувствовали, когда рассказывали без слов о своей цели? Верите ли вы, что сможете достичь этой цели? Что нужно сделать для этого? Чему научились, узнав о том, к чему стремятся другие участники? Не слишком ли глобальны ваши цели? Или, может быть, слишком мелкие? Или как раз достижимые? 3.Тест «Умеете ли вы контролировать себя?» Цель: показать участникам, каким коммуникативным контролем они обладают, как реагируют на изменение ситуации, умеют ли предвидеть, какое впечатление производят на окружающих. Время: 15 минут. Инструкция: прочитайте высказывания и ответьте «да» или «нет». 1.Мне кажется трудным подражать другим людям. 2.Я бы, пожалуй, мог при случае свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих. 3.Из меня мог бы выйти неплохой актер. 4.Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубокое, чем это есть на самом деле. 5.В компании я редко оказываюсь в центре внимания. 6.В различных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по разному. 7.Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден. 8.Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми я стараюсь быть таким, каким меня ожидают увидеть. 9.Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу. 10.Я всегда такой, каким кажусь. Начислите себе по одному баллу за ответ «нет» на вопросы 1,5,7 и за ответ «да» на все остальные. Подсчитайте сумму баллов. Если вы отвечали искренне, то о вас, по-видимому, можно сказать следующее: 0 – 3 балла. У вас низкий коммуникативный контроль, и вы не считаете нужным его изменять в зависимости от ситуации. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают вас «неудобным» в общении по причине вашей прямолинейности. 4 – 6 баллов. У вас средний коммуникативный контроль. Вы искренни, но сдержанны в своих эмоциональных проявлениях. Вам следует больше считаться в своем поведении с окружающими людьми. 7 – 9 баллов. У вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменения ситуации и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое производите на окружающих. 4.Мини-лекция «Как вести себя во время экзамена» Цель: познакомить выпускников с правилами поведения до и во время экзамена. Время: 15 минут. Какую одежду лучше одеть на экзамен? Одежда должна быть спокойных тонов. Постарайтесь избегать чересчур ярких, кричащих цветовых сочетаний в одежде слишком вызывающих деталей костюма, чтобы не спровоцировать отрицательных эмоций у людей, с которыми предстоит вступить в контакт во время экзамена. Всегда помните о чувстве меры. Ничего лишнего! Рекомендации по поведению до и в момент экзамена. За день до начала экзамена постарайся ничего не делать. Если ты чего-то не доучил, лучше не пытайся. «Перед смертью не надышишься». Отдыхай, развлекайся и постарайся забыть о предстоящем экзамене. Перед экзаменом обязательно хорошо выспись. И вот ты перед дверью аудитории. Успокойся! Скажи несколько раз: «Я спокоен! Я совершенно спокоен». Приведи в порядок свои эмоции, соберись с мыслями. Смело входи в аудиторию с уверенностью, что все получится. Сядь удобно, выпрями спину. Подумай о том, что ты выше всех, умнее, хитрее и у тебя все получится. Сосредоточься на словах «Я спокоен, я совершенно спокоен». Повтори их не спеша несколько раз. Выполни дыхательные упражнения для снятия напряжения: - глубокий вдох через нос (4 – 6 секунд), -задержка дыхания (2 – 3 секунды). 8.Слушай внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать лишних вопросов об оформлении тестирования. 9.Постарайся сосредоточиться и забыть об окружающих. Не торопись, читай задания до конца. Спешка не должна приводить к тому, что ты поймешь задание по первым словам, а концовку придумаешь сам. 10.Просмотри все вопросы и начни с тех, в ответах на которые ты не сомневаешься. Тогда ты успокоишься и войдешь в рабочий ритм. В любом тесте есть вопросы, ответы на которые ты прекрасно знаешь, только соберись с мыслями. 11.Когда приступаешь к новому заданию, забудь все, что было в предыдущем, - как правило, задания в тестах не связаны друг с другом. 12.Действуй методом исключения! Последовательно исключай те ответы, которые явно не подходят. 13.Если ты сомневаешься в правильности ответа, тебе сложно сделать выбор. Доверься своей интуиции! 14. Оставь время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами. 15.Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Ведь тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, а для хорошей оценки достаточно одолеть % заданий. 4.Упражнение «Я хвалю себя за то, что…» Цель: развитие эмпатии, повышение самооценки. Время: 10 минут. Инструкция: я вам предлагаю похвалить себя за что-нибудь. Сейчас наступило время, когда хочется, чтобы больше хвалили, но это происходит так редко. И у вас есть сейчас возможность похвалить себя за что хотите! И так, продолжите фразу: «Я хвалю себя за то, что…». Анализ: Трудно ли было хвалить себя? Какие чувства вы испытывали при этом? 5.Дискуссия в малых группах Цель: закрепление лекционного материала по подготовке к экзаменам. Время: 25 минут. Техника проведения: участники разбиваются на 3 малые группы, выбирают секретаря, спикера, таймера и председателя. Каждой группе дается задание для обсуждения. Материал: 4 листа ватмана, фломастеры. Задания для обсуждения. Задание 1-й группе: плюсы и минусы в поведении во время экзамена. Задание 2-й группе: как сосредоточиться во время экзамена. Задание 3-й группе: как избежать неудачи во время экзамена. Инструкция: постарайтесь работать продуктивно, соблюдая правила ведения мозгового штурма и «королевские правила группы». На обсуждение дается 2 минуты. Итак, начали. Просим спикеров доложить выработанные групповые идеи по обсуждаемым вопросам. 6.Упражнение «Волшебный карандаш» Цель: получение обратной связи от участников группы о прошедшем дне тренинга. Время: 10 минут. Техника проведения: участники группы сидят в кругу. Инструкция: у меня есть волшебный карандаш. У кого он окажется в руках, должен рассказать о том, как ему сегодня работалось, что получилось, а что нет. Анализ: Что принес вам этот день? Помог ли он сделать для себя какие-то выводы, что-то осознать? Ваши впечатления от сегодняшнего тренинга. 2.1.3. Способы снятия нервно-психологического напряжения Материалы: магнитофон,с записями, ватман, различные изобразительные средства, белая бумага формата А4, бланки к проведению тестов и методик, мягкая игрушка «Солнышко». 1.Упражнение «Привет и комплимент в подарок» Цель: развитие коммуникативных умений, воображения, групповой сплоченности, сотрудничества. Время: 15 минут. Инструкция: как только я включу музыку, вы будете передвигаться по аудитории, подходить друг к другу, устанавливать контакт глаз, здороваться, дарить комплименты, записывая их на лист тому, кому они адресованы. После выполнения упражнения каждый зачитывает все подаренные ему комплименты. Анализ: Трудно ли было дарить комплименты? Что лучше – дарить или получать? Ваше состояние после выполнения упражнения? 2.Упражнение «Дорисуй и передай» Цель: снятие психофизического напряжения, сплочение группы. Время: 10 минут. Инструкция: возьмите по листу белой бумаги и выберите самый приятный цвет карандаша. Как только я хлопну в ладоши, вы начинаете рисовать что хотите. По хлопку передадите свой лист вместе с карандашом соседу слева, тот дорисовывает. Затем я опять хлопаю в ладоши, и лист передается дальше по кругу до тех пор, пока не вернется назад к хозяину. Может кто-то из вас хочет дополнить свои рисунок, а может быть, изменить что-то в нем или нарисовать новый? Анализ: Понравилось ли вам то, что получилось? Поделитесь своими чувствами, настроением. Трудно ли было поддержать тему рисунка другого человека? 4.Тест «Мое самочувствие» Цель: дать возможность поразмышлять над собой, своими привычками, индивидуальными особенностями. Время: 15 минут. Инструкция: вам следует ответить «да» или «нет» на утверждения, которые приведены ниже. Постарайтесь быть максимально откровенными. Информация, которую вы получите по итогам тестирования, нужно прежде всего вам. Она поможет при участии в тренинговых упражнениях, даст возможность поразмышлять над собой, своими привычками и индивидуальными особенностями. Анализируя утверждения теста, используйте принцип «как правило», то есть если данное утверждение характеризует вашу обычную манеру поведения, то вы отвечаете «да». Вопросы теста: 1.У меня часто плохое настроение, я плачу. 2.При встрече с человеком я избегаю смотреть ему прямо в глаза. 3.Часто выгляжу сердитым, подавленным 4.Большенство людей, которых я знаю или знал, разочаровали меня. 5.Я почти не интересуюсь тем, что для многих является очень важным в жизни (спорт, работа, отношение окружающих). 6.Последнее время очень редко бываю веселым, практически не смеюсь. 7.Я часто чувствую слабость, жалуюсь на жизнь своим близким и знакомым. 8.В настоящее время у меня нет собственной позиции по многим позициям. 9.Я говорю, как правило, очень тихо, так что меня с трудом понимают собеседники. 10.Часто я не знаю, как ответить на тот или иной вопрос собеседника, и просто пожимаю плечами. Ключ к тесту За каждый ответ «да» поставьте себе по одному баллу и суммируйте их. 1 – 2 балла. Несмотря на некоторые жизненные затруднения, вы видите жизнь в несколько розовом свете. Это те так уж плохо, но до определенного предела. 3 – 6 баллов. Ваше отношение к жизни в целом в норме, но уже чувствуется определенная доля скепсиса, усталости. Не рано ли? 7 – 10 баллов. Почти все, что с вами происходит вы воспринимаете негативно. Неужели в вашей жизни совсем нет радостных мгновений? Конечно вы вправе не согласиться с данной интерпретацией результатов. Но тем не менее есть смысл задуматься над полученной информацией. Тем более что впереди у вас целая серия тренинговых этюдов, упражнений, которые помогут вам лучше понять себя и изменить, если в этом есть необходимость. 4.Упражнение «Прощай напряжение!» Цель: обучить снимать напряжение приемлемым способом. Время: 10 минут. Инструкция: сейчас мы с вами посоревнуемся. Возьмите газетный лист, скомкайте его и вложите в него все напряжение. Закиньте подальше Анализ: Как вы себя чувствуете? Расстались ли вы со своим напряжением? Ощущение до и после упражнения. 7.Дискуссия в малых группах Цель: помочь участникам лучше понять себя, разобраться в своих чувствах, взглядах. Время: 25 минут. Материал: 4 листа ватмана, фломастеры. Инструкция: разделитесь на 4 малые группы по принципу: море – озеро – река – ручей. Выберите таймера, секретаря, спикера и председателя. Сейчас я вам раздам вопросы для обсуждения. Используйте при проведении дискуссии принципы мозгового штурма и соблюдайте правила группы. На работу вам дается 2 минуты. Задание 1-й группе: составьте портрет человека, уверенного в себе, своих силах. Задание 2-й группе: какими способами улучшить свое самочувствие, поднять настроение? Задание 3-й группе: как снять напряжение, возникшее на экзамене? Задание 4-й группе: как справиться с волнением перед входом в аудиторию? А теперь я попрошу спикеров доложить о групповых идеях, выработанных в ходе обсуждения. 8.Игра «Стряхни» Цель: избавиться от негативного, ненужного, мещающего и неприятного. Время: 10 минут. Инструкция: я хочу показать вам, как можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от негативных чувств. Порой мы носим в себе большие, и маленькие тяжести, что отнимает у нас много сил. Например, кому-нибудь из вас может прийти в голову мысль: «Опять у меня не получилось. Я не смогу хорошо подготовиться к экзаменам». Кто-то настраивает себя на то, что не сдаст экзамен, наделает кучу ошибок и обязательно получит двойку. А кто-то может сказать себе: «Я не такой умный, как другие. Что мне зря стараться?» Встаньте так, чтобы вокруг было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное – плохие чувства, тяжелые заботы и дурные мысли о самих себе – слетает с вас, как с гуся вода. Теперь отряхните лицо и прислушайтесь как смешно меняется ваш голос, когда трясется рот. Представьте, что весь неприятный груз с вас падает и вы становитесь все бодрее и веселее, будто заново родились. Анализ: Ваше самочувствие после выполнение упражнения? 9.Упражнение «До следующей встречи!» Цель: получение обратной связи от участников группы развитие доверия, взаимопонимания. Время: 5 минут. Материал: мягкая игрушка «солнышко». Инструкция: у меня в руках чудесное солнышко. Он излучает свет. Тепло, радость, счастье сегодняшнего дня. Вы будите передавать друг другу это волшебное солнышко и делиться впечатлениями о сегодняшнем дне тренинга, дарить свои пожелания участникам группы. Анализ: Что вам дало сегодняшнее занятие? Что нового узнали? Что будете использовать в дальнейшей жизни? 2.1.4. «Как бороться со стрессом». Материалы: магнитофон с записями, ватман, различные изобретательные средства, белая бумага формата А4, бланки к проведению тестов и методик, мягкая игрушка «Колобок». 1.Упражнение «Групповое приветствие» Цель: развитие коммуникативных навыков, группового взаимодействия, выявление лидерских тенденций, снятие напряжения. Время: 10 минут. Инструкция: начнем сегодняшний день с того, что разобьемся на 4 малые группы по принципу: зима, весна, лето, осень. Задача каждой группы – придумать приветствие и при помощи мимики и жестов показать другим группам. Анализ: Насколько вам понравилось упражнение? Как ваша группа справилась с заданием? Быстро ли созрел замысел способ приветствия? Кто из группы предложил идею, каким способом приветствовалось? Какое приветствие вам понравилось больше всего? Что вы чувствовали, когда приветствовали друг друга особым образом? 2.Анкета «Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу» Цель: выявить осведомленность участников в данном вопросе и обнаружить проблемы. Время: 10 минут. Вопросы анкеты: Как ты считаешь, подвержен ли ты стрессам? Читал ли ты что-нибудь о стрессах? Каковы, на твои взгляд, причины стресса? Знаешь ли ты признаки стресса? Как ты думаешь, на что влияет стресс? Как ты считаешь, какие продукты питания активизируют умственную деятельность? Знаешь ли ты упражнения, при помощи которых можно нейтрализовать стресс? Какие ощущения испытываешь в связи с предстоящими экзаменами? Как ты оцениваешь свою подготовиться к предстоящим экзаменам? Есть ли у тебя свои испытанные методы для успешного запоминания учебного материала? Какие? «Стресс-тест» Цель: выяснить, подвержен ли выпускник к стрессу. Время: 15 минут. Инструкция: вам необходимо прочитать утверждение и выразить степень своего согласия с ними, используя следующую шкалу: - почти никогда (1 балл); - редко (2 балла); - часто (3 балла); - почти всегда (4 балла). 1. Меня редко раздражают мелочи. 2. Я нервничаю, когда приходится кого-то ждать. 3. Когда я попадаю в неловкое положение, то краснею. 4. Когда я сержусь, то могу кого-нибудь обидеть. 5. Не переношу критики, выхожу из себя. 6. Если в транспорте меня толкнут, то отвечу тем же или говорю что-нибудь грубое. 7. Все свое свободное время чем-нибудь занят. 8. На встречу всегда прихожу заранее или опаздываю. 9. Не умею выслушивать, вставляю реплики. 10. Страдаю отсутствием аппетита. 11. Часто беспокоюсь без всякой причины. 12. По утрам чувствую себя плохо. 13. Чувствую себя уставшим, плохо сплю, не могу отключиться. 14. И после продолжительного сна не чувствую себя нормально. 15. Думаю, что сердце у меня не в порядке. 16. У меня бывают боли в спине и шее. 17. Когда я сижу за столом, барабаню пальцами по столу и покачиваю ногой. 18. Мечтаю о признании, хочу, чтобы меня хвалили за то, что я делаю. 19. Думаю, что я лучше многих. 20. Я не соблюдаю диету. Шкала оценки: 30 баллов и меньше. Вы живете спокойно и разумно, успеваете справиться с проблемами, которые возникают. Вы не страдаете ни ложным честолюбием, ни чрезмерной скромностью. Эти люди часто видят себя в розовом свете. 31 – 45 баллов. Ваша жизнь наполнена деятельностью и напряжением, страдаете от стресса как в положительном смысле этого слова (т.е. у вас есть стремление чего-нибудь достигать), так и в отрицательном. По всей видимости, вы не измените образу жизни, но оставьте немного времени и для себя. 46 – 60 баллов. Ваша жизнь – беспрестанная борьба. Вы честолюбивы и мечтаете о карьере. Для вас важно мнение других, и это держит вас в состоянии стресса. Если будете продолжать в том же духе, то многого добьетесь, но вряд ли это доставит вам радость. Избегайте лишних споров, усмиряйте свой гнев, вызванный мелочами. Не пытайтесь добиваться всегда максимального результата. Время от времени давайте себе полную передышку. 61 балл и больше. Вы живете, как водитель машины, который одновременно жмет на газ и на тормоз. Поменяйте образ жизни. Стресс, которому вы подвержены, угрожает и здоровью, и вашему будущему. Психолог обрабатывает, анализирует результаты анкетирования и тестирования и разрабатывает рекомендации родителям по оказанию помощи детям в период подготовки к ЕНТ. 4.Мини-лекция «Как бороться со стрессом» Цель: осветить теоретические аспекты и рекомендовать упражнение на нейтрализацию и снятие стресса. Время: 15 минут. В литературе много пишут о причинах возникновения стресса. Это чувство вины, утрата ценности, ненависть к учебе и т.д. Многие ненавидят школу, которая становится серьезным стрессогенным фактором. Что делать? Выход следующий: меняйте стиль жизни, меняйтесь сами! Хочется привести слова Уолтера Рассела: «Если делать то, что вы ненавидите, из-за ненависти в организме начинают вырабатываться разрушительные токсины, и в результате этого вы начинаете страдать от хронического переутомления или заболеваете. Вам нужно любить все, что вы делаете. Или, иначе, делайте то, что можете делать с любовью. Так гласит древняя восточная мудрость: «Делайте все с радостью, делайте все самым лучшим из известных вам способов. Любовь к учебе, урокам, которые вам придется выполнять, пополнят запас физических и духовных сил, спасет от утомления, от болезни, известной под названием «скука». Обратите внимание на состояние своего физического и психологического здоровья. Физиологические признаки стресса: бессонница, головные боли, сердцебиение, боли в спине, в желудке, в сердце, несварение желудка, спазмы. Психологические признаки стресса является рассеянность, расстройство памяти, тревожность, плаксивость, излишнее беспокойство, беспричинные страхи, раздражительность. Это приводит к потере уверенности в себе, к возникновению различных заболеваний, психическим расстройствам и к лекарственной зависимости. Что делать, чтобы нейтрализовать стресс? Во-первых, при стрессе быстро расходуется запас витаминов в организме, особенно группы В. Многие врачи советуют принимать ежедневно витамины, но помните о передозировке. Все должно быть в меру! Во-вторых, очень полезно физические упражнения. Ходите в спортивный зал, делайте зарядку, танцуйте, пойте, гуляйте по городу, посещайте бассейн, баню. В-третьих, необходимо психическая и физическая релаксация. Попробуйте следующие способы: слушайте расслабляющую музыку, смотрите на ночное небо, облака, мечтайте. В-четвертых, для гармоничной жизни необходимо поддержка семьи, друзей. Ходите на психологические тренинги, не отклоняйтесь от семейных торжеств, знакомьтесь с новыми интересными людьми. Уделяйте внимание родителям, бабушкам и дедушкам, сестре или брату, ведь они особенно нуждаются в вашей любви, заботе, ласке. 5.Упражнение «Что тебе пожелать, человек мой дорогой?» Цель: получение обратной связи от участников группы о прошедшем дне тренинге. Время: 10 минут. Инструкция: сядьте удобнее, образуя большой круг, и посмотрите на этого чудеснего Колобка, который находится у меня в руках. Сейчас он весело покатится по вашим рукам. Тот, у кого окажется Колобок, выскажет впечатления и пожелания участникам группы. Анализ: Что принес вам этот день? Помог ли он сделать для себя какие-то выводы, что-то осознать? Ваши впечатления от сегодняшнего тренинга. 2.1.5.Тема: «Эмоции и поведение» Материалы: магнитофон с записями, ватман, различные изобретательные средства, белая бумага формата А4, бланки к проведению тестов и методик, карточки с различными эмоциями, свеча. 1.Упражнение «Мои лица
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|