Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендации по совершенствованию методики преподавания географии с учетом результатов ЕНТ 2007 г.

 

Положительные изменения в качестве географического образования экзаменуе­мых, зафиксированные в 2006 г., безуслов­но, стали результатом систематической работы учителей и психолога, направленной на дости­жение учащимися соответствующих тре­бований к уровню подготовки выпускни­ков. Это свидетельствует о необходимос­ти и в дальнейшем уделять особое внима­ние использованию в процессе обучения различных источников географических знаний (карт, статистических материалов, рисунков и текстов) и формированию умений учащихся самостоятельно их ис­пользовать для сравнения и объяснения изучаемых территорий,. географических объектов и явлений. Обучению учащихся этим важным видам деятельности необхо­димо систематически уделять внимание в учебном процессе, опираясь на рекомен­дации учителям, отраженные в методиче­ских письмах, разработанных по резуль­татам экзаменов 2004, 2005 гг.

Выявленные по результатам ЕНТ 2007 г. слабые места в географической подготов­ке выпускников, необходимость учета тре­бований новых государственных стандар­тов основного общего и среднего (полно­го) общего образования по географии, в соответствии с которыми разрабатывают­ся вопросы ЕНТ на 2008г., требуют внесения определенных корректив в об­разовательный процесс [10,22].

Индикатором слабых сторон географи­ческой подготовки выпускников являют­ся типичные ошибки, допускаемые ими при выполнении заданий экзаменацион­ной работы. Целенаправленная работа по предупреждению таких ошибок является важным аспектом работы учителя в тече­ние всех лет обучения географии.

Легче всего предупредить ошибки, яв­ляющиеся следствием ложных географи­ческих представлений, формирующихся у части учащихся в результате неверной интерпретации ими информации, содер­жащейся в СМИ, кинофильмах и художе­ственной литературе. В первую очередь это касается страноведческого материала.

Например, часть выпускников считает Францию и Италию преимущественно сельскохозяйственными странами, не представляет, что Сибирь — это не толь­ко бескрайние таежные просторы, но и густонаселенные промышленные районы. В таких случаях действенным средством повышения качества географических зна­ний может быть простое привлечение внимания учащихся к ошибкам, допуска­емым на экзамене, их анализ.

Но часто причиной типичных ошибок являются не пробелы в знаниях фактоло­гического характера, а недостаточная сформированность важных умений, непо­нимание ключевой географической тер­минологии, что является основой форми­рования главных предметных компетентностей.

Анализ типичных ошибок 2007 г. поз­волил установить, что для групп выпуск­ников, имеющих различный уровень под­готовки, характерны разные ошибки. Так, ошибки, допускаемые при ответах на за­дания базового уровня сложности, наибо­лее характерны для группы выпускников, имеющих невысокий уровень подготовки («отличники», как правило, не допускают ошибок при выполнении этих заданий). Ошибки при ответах на задания повышен­ного и высокого уровня трудности допус­каются группой более сильных учащихся, так как слабые учащиеся часто даже не приступают к выполнению таких заданий. В целях повышения эффективности рабо­ты по предупреждению типичных ошибок выпускников целесообразно использовать дифференцированный подход.

Целенаправленно формировать умение необходимо начиная с курса географии VI класса (при организации самостоятельной работы учащихся реко­мендуется использовать вопросы, требу­ющие сравнительно небольших письмен­ных ответов, и обязательно анализировать их на уроке). В старших классах также следует предлагать небольшие письмен­ные работы (в том числе и творческие), организуя взаимное рецензирование их учащимися [27,4].

Значительная часть типичных ошибок, допускаемых слабыми учащимися, связа­на с непониманием показателей, характе­ризующих географические объекты и яв­ления. Амплитуда температур; структура (хозяйства), процентная доля — эти тер­мины не являются чисто географически­ми. Предполагается, что учащиеся осваи­вают данную терминологию на уроках математики, физики и там же приобрета­ют необходимые навыки вычисления со­ответствующих показателей. Эти показа­тели широко используются на уроках ге­ографии, и от их понимания зависит ус­пешность выполнения многих заданий ЕНТ.

Многие слабо подготовленные выпуск­ники ошибаются при объяснении особен­ностей возрастной структуры населения стран, так как сравнивают абсолютные значения вместо процентных долей. При определении показателя естественного прироста населения они делят значение -сказателя рождаемости на значение показателя смертности и т. п. В действующих учебно-методических комплектах по гео­графии имеются тренировочные задания, предназначенные для отработки соответ­ствующих умений, но их, видимо, недоста­точно. В связи с этим для учащихся, не овладевших этими несложными умения­ми, целесообразно предусмотреть допол­нительные упражнения. В качестве разда­точного материала при этом могут быть использованы картосхемы, диаграммы и статистические таблицы.

Общими для всех групп выпускников являются ошибки, связанные с неумени­ем определить, какая информация являет­ся необходимой и достаточной для реше­ния той или иной задачи. В практике обу­чения преобладают задания, указывающие учащимся, какие именно данные в атласе или статистическом источнике следует найти, сравнить, проанализировать и т.д. В результате, встречаясь на ЕНТ с задани­ями, включающими избыточную (как лю­бой реальный источник географических знаний) информацию, экзаменуемые пытаются привлечь для решения той или иной задачи все сведения. Для форми­рования умений, нужных для решения таких задач, требуется соответствующая тренировка учащихся. При создании не­обходимых для этого заданий учителю также рекомендуется использовать опуб­ликованные материалы ЕНТ.

Способствовать повышению эффектив­ности образовательного процесса по гео­графии может использование в практике работы учителя не только отдельных задании, но и многих других элементов си­стемы оценивания образовательных до­стижений учащихся, апробированной в рамках ЕНТ [3,12].

В условиях отсутствия детализирован­ных требований к уровню подготовки учащихся по географии большинство учи­телей при определении планируемых ре­зультатов обучения по отдельным темам использует рекомендации, содержащиеся в методических пособиях, входящих в состав современных учебно-методичес­ких комплектов. Эти рекомендации поз­воляют правильно выделить элементы содержания, которым следует уделить ос­новное внимание в учебном процессе, определить основные виды деятельности учителя и учащихся на уроках. При опре­делении объема новых знаний главным ориентиром становится содержание учеб­ников. Некоторые из них включают избы­точный материал, что часто приводит к перегрузке учащихся, к нехватке учебно­го времени для отработки и закрепления многих ключевых знаний и умений.

Все задания, используемые в ЕНТ, про­ходят строгую экспертизу на предмет их соответствия обязательному минимуму содержания географического образова­ния, зафиксированным в стандартах тре­бованиям к уровню подготовки выпуск­ников. Опубликованные материалы от­крытого сегмента Федерального банка те­стовых заданий по географии включают подборки заданий по всем разделам и темам обязательных минимумов содер­жания школьного географического обра­зования. Хотя опубликованные задания не охватывают полностью все вопросы, изучаемые в курсах школьной географии, они могут являться дополнительным ори­ентиром при планировании глубины изу­чения того или иного материала, помочь при определении видов деятельности учителя и учащихся, необходимых для достижения того или иного уровня овла­дения географическими знаниями и уме­ниями, что будет содействовать более ра­циональному использованию учебного времени.

Задания, апробированные в рамках ЕНТ, целесообразно использовать при провер­ке соответствия достигнутых результатов обучения поставленным целям наряду с выпущенными в последнее время новыми пособиями, предназначенными для про­верки учебных достижений по географии. Эти пособия предназначены для тематического и итогового контроля и включа­ют значительное количество заданий, по форме и содержанию подобные задани­ям ЕНТ. Они ориентированы не только на проверку знаний фактологического ха­рактера, но и включают задания для про­верки сформированное умений пользо­ваться текстовыми, картографическими и статистическими источниками географи­ческих знаний, способности применять знания и умения для решения различных задач. Использование апробированных в рамках ЕНТ заданий при текущем контро­ле, с одной стороны, позволит учителю получать более полную картину состоя­ния сформированности знаний и умений, а с другой — подготовит учащихся к тема­тическому и итоговому контролю [21,28].

В то же время включение в практику работы учителя используемых в ЕНТ зада­ний не должно становиться самоцелью, а оставаться средством, помогающим лучше организовать познавательную деятель­ность учащихся, повысить эффективность образовательного процесса, направленно­го на достижение целей изучения геогра­фии в средних общеобразовательных уч­реждениях.

Естественным является то, что в усло­виях введения итоговой аттестации уча­щихся в форме ЕНТ каждый учитель стре­мится к тому, чтобы его выпускники про­демонстрировали на экзамене как можно более высокий уровень подготовки. К ЕНТ, как и любому другому экзамену, учащихся надо готовить, но эта подготов­ка не должна сводиться к простому «ната­скиванию» на выполнение различных за­даний.

Следует констатировать существование проблемы, связанной с организацией под­готовки выпускников к ЕНТ по географии в условиях отсутствия в учебных планах выпускного класса большинства школ предмета «География». Универсального решения этой проблемы не существует. Возможна организация факультативных занятий (имеются методические пособия для учителя, включающие подробные те­матические разработки для организации повторения школьного курса географии), но не в каждой школе в выпускных клас­сах найдется достаточное для организа­ции таких занятий количество выпускни­ков.

Важной задачей учителя является ква­лифицированная помощь ученикам при выборе пособий для подготовки к ЕНТ.

Единое национальное тестирование стало мощным фактором, влияющим на со­стояние и развитие школьного геогра­фического образования. Разработка кон­трольных измерительных материалов (КИМ) ведется под руководством Науч­но-методического совета, в который входят авторы школьных учебников ге­ографии, разработчики образователь­ных стандартов, видные ученые-методи­сты, преподаватели географических фа­культетов вузов. Все варианты КИМ про­ходят строгую экспертизу на предмет их соответствия обязательному минимуму содержания образовательных стандар­тов и зафиксированным в них требова­ниям к уровню подготовки выпускников. Публикуемые варианты КИМ дают учи­телям ориентиры, помогающие опреде­лить планируемые результаты обучения по отдельным темам.

Информация о результатах ЕНТ каждый год становится предметом пристального внимания широких кругов педагогичес­кой и географической общественности. Мини­стерством образования и науки ежегодно готовятся методические письма о препо­давании географии в средней школе с учетом результатов ЕНТ.

Об уровне трудности заданий ЕНТ су­ществуют два диаметрально противопо­ложных мнения. Некоторые учителя счи­тают, что часть вопросов выходит за рам­ки требований школьной программы, что «ответов на них нет ни в одном школьном учебнике». Действительно нет. Для ответа на них следует хоть чуть-чуть подумать. И учить детей думать гораздо важнее, чем требовать от них зазубривания содержа­ния учебников. От представителей вузов приходится слышать, что задания ЕНТ на­столько элементарны, что не позволяют выявить достойных стать студентами [25,31].

Задания базового уровня дей­ствительно элементарны для отличников, которых гораздо меньше, чем мест на ге­ографических факультетах вузов нашей страны, и непосильны для двоечников; задания высокого уровня трудности поз­воляют отделить «звездочек» от просто хорошо подготовленных детей.

При отнесении любого задания к тому или иному уровню трудности учитывает­ся два критерия: значимость проверяемо­го элемента содержания как части обще­образовательной подготовки выпускника (для заданий базового уровня) или как части подготовки абитуриента (для зада­ний повышенного и высокого уровней) и эмпирически выявляемая трудность зада­ния, показателем которой является реаль­ный процент правильного выполнения задания на экзамене.

Но если вспомнить, то в первые годы проведения ЕНТ по географии реальный уровень подготовки выпускников значи­тельно не дотягивал до планируемого. Так, с заданиями базового уровня должны справляться не менее 60% экзаменуемых.

Существует мнение, что полномасштаб­ное введение ЕНТ сведет обучение геогра­фии в школе к «натаскиванию» детей на выполнение экзаменационных заданий, выхолащиванию школьной географии. Но можно ли говорить о «натаскивании», ког­да речь идет о важнейших базовых эле­ментах содержания школьного географи­ческого образования?

Другое дело, что до сих пор многие действительно важные требования к уровню подготовки выпускников не вошли в содержание экзамена. Некоторые из них, такие, как умения работать с приборами, вести полевые наблюдения, не могут быть проверены в рамках ЕНТ [15,24].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная работа посвящена разработки методики подготовки к ЕНТ с учетом разностороннего подхода. Целью являлось разработка методики подготовки для эффективности педагогического процесса при подготовке к ЕНТ. Опытно-экспериментальная работа, проведенная нами позволила доказать гипотезу исследования.

Диагностика результатов обучения показала, что выпускники 2007года, с которыми регулярно проводилась психологическая и предметная подготовка, выше успеваемость учащихся. Результаты ЕНТ 2007г. показали более высокий уровень подготовки учащихся.

В период подготовки к ЕНТ учащиеся были ознакомлены с правилами поведения до и после ЕНТ. Психолог выяснил, подвержен ли выпускник к стрессу, проводил упражнения на нейтрализацию и снятие стресс, научил снижать психологическое напряжение и повышать уверенность в себе.

При подготовке учитывалось необходимость проверки географических умений школьников, к которым относятся:

умение определять географические объекты и явления по описанию и характерным признакам;

умение работать с географическими картами;

умение работать со статистическим материалом и другими источниками географической информации;

умение объяснять развитие и пространственное распро­странение географических процессов и явлений.

Проведенное исследование показало общедидактическую значимость внедрения результатов исследования и не исчерпывает содержание рассматриваемой проблемы. Дальнейшее развитие исследования может быть продолжено в следующих направлениях разработка системы диагностических процедур по формированию рефлексии, изучение изменений самооценки и самоконтроля в процессе реализации подготовки к ЕНТ, разработка методического оснащения педагогической технологии формирования рефлексии [11].


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...