Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Речевое звукоразличение. Фонематический слух




13. «Определение времени по часам». Ребенка, освоившего счет в пер десятке, нужно на действующей модели познакомить с часами с арабскими цифрами. Вначалевведите понятие о минуте как малом промежутке времени. Засеките минуту (например, с помощью секундомера), дайте почувствовать ребенку, обсудите, что можно сделать за одну минуту, за две, за пять. Taк же можно обыграть «пятнадцать, сорок пять минут». Затем аналогично введите, понятие о часе и других промежутках времени.

Сколько раз за сутки часовая стрелка обходит циферблат? Почему есть понятия 7 часов утра и 7 часов вечера, 12 часов дня (полдень) и 12 часов ночи (полночь)? Нужно попросить ребенка показать время на часах, связывая его с определенными событиями дня: « Ты встаешь в 8 часов, завтракаешь в половине 9-го, в 11 часов идешь гулять » и т. д. Нужно почаще задавать ему вопрос « Сколько сейчас времени? ».

14. « Стрелки часов ». Для детей, освоившихся с часами и способных представить циферблат мысленно, можно предложить игру, где отгадывается задуманное ведущим время в интервале от получаса до 5 мин (по уговору). На вопросы можно отвечать только « да » или « нет ». Ведущему задают вопросы типа « Минутная стрелка расположена в верхней половине циферблата? Часовая стрелка расположена между 4 и 8? » Подразумевается, что границы интервала являются его частью. Поэтому если, например, минутная стрелка стоит на 12, тоона попадает и в интервал с 8 до 12, и в интервал с 12 до 3. Выигрывает определивший время за меньшее число вопросов, а также нарисовавший циферблат с соответствующим расположением стрелок.

СЛУХОВОЙ ГНОЗИС И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

 Неречевые звуки и бытовые шумы. Чувство ритма

1. «Чудо-звуки». Прослушайте с ребенком аудиозаписи звуков природы (шум дождя, морской прибой, журчание ручья, капель, голоса животных и птиц и т. д. ). Проанализируйте и обсудите услышанные звуки (их сходство и различие, где можно их услышать и т. д. ). Сначала прослушиваются хорошо отличающиеся между собой звуки, затем — сходные по звучанию.

2. « Послушай, как звучит ». Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, имеющихся под рукой (постучите, бросьте, поскребите, по дергайте и т. д. ), варьируя громкость и темп, нарастание и затухание звука.

3. «Угадай, чей звук». Попросите ребенка прислушаться к звукам вокруг. Проанализируйте бытовые шумы: скрип двери, телефонный звонок, шум транспорта, свисток, шум кипящей воды и т. д.

4. «Шумящие коробочки». Поиграйте с ребенком с коробочками, заполненными различными материалами (песок, крупа, скрепки, бумажные и ки и т. п. ), которые, если потрясти коробочку, создают различные шумы. Необходимо иметь два идентичных набора: для себя и ребенка. Взрослый берет коробочку из своего набора, трясет ее, ребенок внимательно прислушивается к шуму, закрыв глаза. Затем он берет по одной коробочке из своего набора и потряхивая, прислушиваясь, находит аналогично шумящую. Игра продолжается до тех пор, пока для каждой коробочки из набора взрослого не будет найдена пара.

Другой вариант игры: психолог трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок должен запомнить звуки и повторить их в том же порядке.

5. Воспроизведение ритмического рисунка руками и ногами (например, « 2 » — левой ногой, « 2 » — правой ногой, « 3 » — хлопки руками). Здесь же можно предложить ребенку « дирижирование » различными частями тела (например, лежа на спине или стоя у стены « 2 » — двумя локтями одновременно, « 2 » — 1 приподнимая и опуская левую руку, « 3 » — двумя ногами одновременно или « 2 » - правой рукой и левой ногой одновременно, « 2 » — левой рукой и правой 1 ногой одновременно, « 3 » удары одновременно правой рукой по правому бедру и левой рукой по левому бедру).

6. Ребенок считает, сколько ударов в каждой пачке, и подбирает слова с тем же количеством слогов. Если это вызывает затруднения, то ему дается дополнительная зрительная опора: сначала предлагается нарисовать ритм вертикальными черточками, например // // ///, а затем подбираются слова и под каждой чертой пишется соответствующий слог.

7. Упражнения с использованием специально подобранных музыкальных фрагментов с различной ритмической структурой. Детям предлагается произвольно (или повторяя уже усвоенные двигательные упражнения) двигаться под музыку в соответствии со звучащим ритмическим рисунком.

8. « Громко тихо ». Попросите ребенка произнести гласный звук, слово сначала громко, потом тихо, отрывисто протяжно, низким голосом высоким. Затем так же сочетания разных звуков.

Речевое звукоразличение. Фонематический слух

1. « Произнеси правильно ». Попросите ребенка четко произносить наиболее часто смешиваемые им звуки и одновременно смотреть на вас и свою артикуляцию в зеркале. Обратите его внимание на различия в положении языка, губ, зубов.

2. «Звук спрятался». Попросите ребенка запомнить звук, который вы произнесете. Затем произнесите несколько звуков подряд. Ребенок должен поднять руку, если прозвучит нужный звук.

Назовите ему несколько слов. Предложите поднимать руку каждый раз, когда он услышит нужный звук в начале, в конце, в середине слова.

3. « Найди общий звук ». Попросите ребенка внимательно прослушать слова и найти в них одинаковый звук, например: мох, март, муравей; удочка, кукла; грязь, зеркало, бизон и т. п. ). Затем задание можно усложнить: надо сосчитать, сколько раз встречается в слове один и тот же звук. Например: « о » в молоко, « б » в обрубок, « е » в переселение.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...