Оптимизация и абилитация функциональной роли лобных отделов мозга
Оптимизация и абилитация функциональной роли лобных отделов мозга ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ВНИМАНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ СТЕРЕОТИПОВ 1. « Стоп-упражнения ». Ребенок свободно двигается под музыку, делает какие-либо упражнения и т. д. По условному сигналу он должен замереть и держать позу, пока психолог не предложит ему продолжить. По этому же принципу построены известные упражнения « Море волнуется », « Замри — отомри » и др. 2. « Зеваки ». Дети идут по кругу. По сигналу (звонок, хлопок, свисток, колокольчик и т. п. ) все останавливаются, делают три хлопка и поворачиваются кругом, затем продолжают движение. Крайне важны упражнения на переключение, на преодоление стереотипа. Детям даются два-три условных сигнала, на которые они, быстро переключаясь, должны ответить соответствующим действием. 3. «Условный сигнал». Выполняя какое-либо действие (двигаясь, рисуя, участвуя в беседе и т. д. ) и услышав условный сигнал, дети должны (на каждом занятии выбирается что-то одно): посмотреть по сторонам и сказать, что изменилось в комнате (классе), встать и пробежать по кругу, проговорить скороговорку и т. д. 4. « Четыре стихии ». Дети сидят (стоят) в кругу. Психолог договаривается с ними, что, если он скажет слово земля, все должны опустить руки вниз (присесть; произнести слово, относящееся к земле, например трава; изобразить змею). Если сказано слово вода, надо вытянуть руки вперед (изобразить волны, водоросли; сказать водопад и т. п. ); при слове воздух — поднять руки вверх (встать на носочки; изобразить полет птицы; сказать солнце); при слове огонь — произвести вращение рук в лучезапястных и локтевых суставах (повернуться кругом; изобразить костер; сказать саламандра и т. п. ).
5. « Хлопки ». Дети свободно передвигаются по комнате. На один хлопок~ч психолога им надо присесть на корточки (или произнести звезда), на два — сделать « ласточку » (или произнести гроздь), на три — встать с поднятыми вверх -прямыми руками (или произнести крендель). ПРОГРАММИРОВАНИЕ, ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И САМОКОНТРОЛЬ. РИТУАЛЫ, ПРАВИЛА ИГРЫ И РОЛИ 1. « Поезд ». Дети в результате обсуждения (с участием психолога) приходят к решению построить, например, поезд из имеющегося в зале разнообразного подручного материала. Они обсуждают форму паровоза, количество вагонов, маршрут и т. д. В процессе самого выполнения замысла возникает необходимость учитывать действия других и согласовывать с ними возникающие разногласия. Затем вместе с психологом происходит обсуждение процесса взаимодействия детей и анализ полученного результата — подводится общий итог. 2. « Я — золотая рыбка ». Каждому участнику предлагается описать какой-нибудь известный сюжет, например сюжет « Сказки о рыбаке и рыбке », от лица каждого из персонажей: старика, старухи, рыбки, моря (можно разделить роли между разными детьми). При этом остальные участники должны внимательно следить за тем, чтобы рассказывалось именно то, в чем действительно прини1 мал участие данный герой, и задавать провокационные вопросы: « А что ты при этом чувствовал (а)? », « А зачем тебе быть столбовой дворянкой? » КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ 1. « Зеркало ». Дети разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу. Один из них делает замедленные движения, другой должен стать его точным « зеркальным » отражением. 2. « Тень ». Первый участник двигается определенным образом, а стоящий за ним ребенок, изображающий его тень, повторяет его движения. Особое внимаI ние уделяется тому, чтобы « тень » двигалась в том же ритме и постаралась догадаться о чувствах, мыслях и целях партнера, уловить нюансы его настроения.
3. Партнеры стоят спиной друг к другу, сцепляясь руками на уровне локтевых сгибов. Из этого положения оба приседают, а затем встают, опираясь друг на друга всей поверхностью спины. 4. Разбившись на пары, дети ложатся на спину ногами друг к другу. Затем ступни ног соединяются таким образом, что ноги образуют букву « Л ». Аккуратно и медленно дети начинают делать « велосипед », удерживая контакт ступнями и приспосабливаясь к темпу друг друга. 5. Дети встают боком друг к другу и « приклеиваются »: берут друг друга под руку и плотно присоединяются боковыми поверхностями ног, становясь « сиамскими близнецами ». Пара пробует двигаться в разных направлениях, с разной скоростью, выполнять какие-либо действия, писать и т. д. 6. « Слепой и поводырь ». Дети делятся на пары: один из них — слепой (ребенок закрывает глаза), а другой — поводырь. Держась за руки, они молча передвигаются по залу, не сталкиваясь с другими парами. Задача поводыря — познакомить слепого с окружающим его пространством (заполненным различными предметами); позволить ему получить максимум информации, оберегая при этом от возможных опасностей. Поводырю необходимо учитывать характер слепого, его темперамент. Задача слепого — максимально « вслушиваться » в поводыря, повторяя его действия и невербальные указания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|