4. «Веселая цепочка». Назовите слово и попросите ребенка придумать следующее, которое начинается на последнюю букву вашего (стол—лодка — арбуз—зуб и т.д.). Затем, усложняя задание, на третью букву от конца, предпоследнюю и т.д.
4. «Веселая цепочка». Назовите слово и попросите ребенка придумать следующее, которое начинается на последнюю букву вашего (стол—лодка — арбуз—зуб и т. д. ). Затем, усложняя задание, на третью букву от конца, предпоследнюю и т. д. 5. «Зашифрованное слово». Предложите ребенку последовательность слов, из первых звуков которых можно сложить новое слово. (Например: кролик, ослик, фиалка, торт, автобус — кофта. ) Попросите его составить такую же «шифровку» для вас. 6. « Скажи слово наоборот ». Попросите ребенка сказать предложенное вами слово с конца. Начинайте с коротких слов {кот, дом), постепенно переходя к более длинным. 7. « Игра в рифму ». Ребенку предлагается придумать рифму к различным словам. Например: кошка — мошка — поварешка, удочка — улочка — булочка и т. д. 8. «Запрещенный звук». Поставьте ребенку условие, что в своих ответах на вопросы взрослого он не должен употреблять слова с определенным звуком, например «м». Тогда на вопрос: «Какую ягоду ты любишь? » — ему нельзя назвать малину и землянику. Другой вариант: вместо запрещенного звука он хлопает в ладоши. 9. «Запомни слова». Предложите ребенку во время прослушивания небольшого рассказа (предложения) запоминать слова, начинающиеся с заданного звука. Он должен запомнить 5 — 7 таких слов в том порядке, в каком он их услышал, и затем воспроизвести эти слова вслух или на бумаге. 10. « Буква изменилась ». Ребенку предлагается определить (назвать и/или подчеркнуть) букву, от замены которой изменился смысл слова. Например: дом — дым, бак — бок, пить — петь, путь — пять, мак — рак — бак — лак — так, дом - том — ком — ром — сом, день — пень — тень — лень, ром — рог — рот — рок, роза — роса - рота, коза — коса — кожа, пашет — пишет — пышет, палка — полка — пилка, торт — порт — корт — борт — лорд — сорт и т. п.
11. « Магнитофон в помощники ». Прослушивание ребенком собственной речи или чтения хорошо сказывается на совершенствовании звукоразличения. Пусть он напишет диктант под собственный голос с кассеты. Дайте ему возможность прослушивать записи четкого, правильного, художественного чтения (например, записи актеров, читающих А. С. Пушкина) с одновременным отслеживанием по тексту. Предложите повторить стихотворение перед зеркалом, открывая только рот, но не произнося звуки под запись этого стихотворения (эффект фонограммы). И наоборот, декламировать вместе с исполнителем (эффект караоке). 12. « Кроссворденок ». Придумайте для ребенка простой кроссворд из 4 — 5 слов. Попросите его заполнить клеточки ответами на ваши вопросы. Предложите ему придумать кроссворд для вас. 13. « Слово рассыпалось ». Напишите на бумаге слово, в котором буквы перепутаны местами. Попросите ребенка расставить буквы по местам и сказать, какое слово « рассыпалось ». 14. « Составь много слов из одного ». Предложите ребенку из букв одного длинного слова составить как можно больше других слов. Например, из слова « государство » можно составить такие слова, как гора, город, рот, дар, дуга и др. 15. « Конец и начало ». Попросите ребенка написать в скобках такие буквы, чтобы они стали концом первого слова и началом второго: МЕ(... )ОЛАД (ответ: ШОК); БАР(... )НО (ответ: СУК); НО(... )ОЛ (ответ: СОК); ПОРЯ(... )ТОР (ответ: ДОК); ПО(... )ОТ (ответ: ТОП); ОБЫ(... )КА (ответ: ЧАЙ); ПО(... )АРЬ (ответ: ТОК); БЕГЕ(... )ОР (ответ: МОТ); ВАМ(... )АМИДА (ответ: ПИР); У(... )ОВА (ответ: ГОЛ); СВИР(... )НИК (ответ: ЕЛЬ); СНА(... )ОВОЙ (ответ: РЯД); ПЕ(... )ОЛ (ответ: СОК); БАЛ(... )ЕДА (ответ: БЕС) и т. п. 16. « Поиск ». Объясните ребенку, как работать со словарем. Предложите ему находить в нем слова с одинаковым количеством гласных; с одинаковым количеством слогов; слова, содержащие ь, и т. д. После этого ребенок записывает слова и объясняет их значение. Делая это, дети непроизвольно запоминают написание слов.
17. « Анаграммы ». Решите с ребенком анаграммы (слова с перепутанными буквами) и исключите лишнее слово, например: ААЛТЕРК КОЖАЛ ДМОНЧЕА ШКААЧ (ответ: лишнее — чемодан, так как все остальные слова обозначают посуду); НИАВД СЕОТТ СЛОТ ЛЕКСОР (ответ: лишнее — тесто, так как все остальные слова обозначают мебель); ЖААРБ ТЯХА НУССКА КОДАЛ (ответ: лишнее — скунс, так как остальные слова обозначают типы судов); АТСЕН ТИВОНОКР РАКЫШ КООН (ответ: лишнее — воротник, так как остальные слова обозначают части дома). 18. « Найди общее окончание слов ».
19. « Исправь ошибки ». Если ребенок делает много ошибок в письме и чтении, можно предложить ему задания, аналогичные предложенным ниже. Подготовьте бланки со словами и предложениями, заранее сделав « необходимые » ошибки. Предложите ребенку найти все ошибки и подчеркнуть их. Примеры сложных заданий (их можно давать как в печатном, так и в письменном варианте): Старые лебеди склонили перед ним горые шеи. Зимой в саду расцвели яблони. Внизу над ними расстилалась пустыня. В ответ я киваю ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки шипучи и плодовиты. Настоле лежала карта нашего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Для подобных заданий можно использовать и специально приготовленные тексты, и письменные работы самих детей. МНЕСТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|