п. Правдинский
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности 250110 Лесное и лесопарковое хозяйство. М.: УМЦ, 2011
В данном учебном пособии представлены учебные задания по изучению дисциплины, список литературы и нормативной документации, методические указания по изучению каждой темы и выполнению контрольной работы. Даны вопросы для самоконтроля студентов и домашней контрольной работы. Приведен перечень практических заданий.
Методические указания составлены в соответствии с примерной программой по дисциплине «Ботаника» специальности 250110 Лесное и лесопарковое хозяйство.
Целью изучения дисциплины «Ботаника» является профессиональная подготовка выпускников в области морфологии, анатомии, физиологии и систематики растений. Программой дисциплины предусматривается изучение теоретических положений биологии растений и приобретение практических умений определения основных видов лесных травянистых растений.
Ботанические знания необходимы специалисту лесного хозяйства для определения типов леса и лесорастительных условий, проектирования и выращивания лесных культур, проведения хозяйственных мероприятий в лесопарках и т. д. Для этого выпускник должен свободно ориентироваться в царстве растений, знать особенности взаимодействия лесных растений в естественных и трансформированных экосистемах, уметь описывать лесные ассоциации.
«Ботаника» входит в профессиональный цикл.
- распознавать основные типы различных органов растений и их частей.
- способы размножения, процессы жизнедеятельности растений, их зависимость от условий окружающей среды;
- главнейших представителей травянистых растений, их роль в формировании напочвенного покрова;
Дисциплина «Ботаника» изучается на первом курсе, выполняются две домашние контрольные работы в межсессионный период, а в период сессии лабораторно-практические работы.
Прежде чем приступить к выполнению контрольных работ, изучите программный материал в следующей последовательности:
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
| Объем часов
| Уровень освоения
|
|
|
|
|
| Содержание учебного материала
|
|
|
Введение
| Ботаника – наука о растениях. Роль растений в биосфере и жизни человека. Краткая история ботаники и эволюционной теории. Основные разделы ботаники. Ботаника, как теоретическая и практическая основа ряда общепрофессиональных и специальных лесохозяйственных дисциплин.
|
|
|
Раздел 1. Морфология растений
|
|
|
|
Тема 1. 1. Общие положения морфологии растений
| Цели и задачи морфологии растений, её значение для лесоводства. Основные органы растений. Метаморфозы органов. Вегетативные и генеративные органы.
|
|
|
Тема 1. 2. Основные вегетативные органы растений
| Стебель, его строение и функции. Побеги и его части. Почки, почкорасположение. Ветвление побегов. Метаморфозы побега, стебля.
Корень, его строение в связи с выполняемыми функциями. Зоны корня. Типы корневых систем. Метаморфозы корня. Микориза и клубеньки на корнях, их значение.
Лист, его функции и особенности строения. Типы жилкования. Формы листовой пластинки, вершины, основания, края листа и рассечённость листовой пластинки. Простые и сложные листья. Метаморфозы листа.
Жизненные формы растений. Гомологичные и аналогичные органы.
|
|
|
Практические занятия.
Изучение строения удлинённого и укороченного побегов; видов почек и почкорасположения; типов ветвления; метаморфозов побегов.
Изучение строения листа, типов жилкования; форм листовых пластинок, вершины, основания, края и рассечённости листьев; сложения и метаморфозов листьев. Изучение зон корня, типов корневых систем и метаморфозов корня.
|
|
|
Самостоятельная работа
Описать и зарисовать метаморфозы побега; метаморфозы корня и
метаморфозы листа.
|
|
|
Тема 1. 3. Размножение растений
| Размножение растений, его типы и сущность. Вегетативное размножение, его виды и способы, значение в природе и хозяйственной деятельности человека.
|
|
|
Самостоятельная работа
Презентация на тему: «Вегетативное размножение растений».
|
|
|
Тема 1. 4. Генеративные органы растений
| Цветок, его строение и функции. Формулы и диаграммы цветка. Соцветия и их типы. Опыление, типы опыления и приспособления к ним у растений. Оплодотворение. Плоды, их строение. Классификация плодов. Строение семян и всходов. Партенокарпия и партеноспермия. Распространение семян и плодов.
|
|
|
Практическое занятие
Изучение строения цветка, составление формул и диаграмм цветка.
Определение типов соцветий. Изучение строения плодов, морфологического строения семян.
|
|
|
Самостоятельная работа
Опишите, приспособления у растений к опылению. Распространение плодов и семян и их роль в жизни растений.
|
|
|
Раздел 2.
Анатомия растений
|
|
|
|
Тема 2. 1.
Общие положения анатомии растений
| Задачи и методы изучения анатомии растений. Клеточное строение живых организмов. Формы и размеры клеток.
|
|
|
Тема 2. 2.
Растительная клетка
| Строение растительной клетки. Цитоплазма, её химический состав и физические свойства. Ядро, его строение и роль в жизни клетки. Пластиды, их виды. Митохондрии. Рибосомы. Запасные питательные вещества. Вакуоли и клеточный сок. Оболочка клетки, химический состав, структурная организация. Поры. Видоизменения клеточной оболочки.
Деление клеток: митоз и мейоз.
|
|
|
Самостоятельная работа
Опишите видоизменения клеточной оболочки
|
|
|
Тема 2. 3. Ткани
| Ткани. Общее понятие. Классификация тканей.
Образовательные, покровные, механические, проводящие, основные и выделительные ткани.
|
|
|
Лабораторная работа.
Изучение особенностей анатомического строения различных видов растительных тканей.
|
|
|
Самостоятельная работа
Опишите и зарисуйте особенности строения сосудов, трахеид, ситовидных трубок; механизм работы устьиц, их значимость для растений.
|
|
|
Тема 2. 4
Анатомия вегетативных органов растений
| Анатомическое строение стебля. Первичное пучковое строение стебля однодольных и двудольных растений. Переход от первичного пучкового ко вторичному беспучковому строению. Работа камбия и образование годичных колец древесины. Анатомическое строение ствола хвойных деревьев. Анатомическое строение ствола лиственных деревьев. Возрастные изменения древесины. Образование пороков древесины. Анатомическое строение корня. Анатомическое строение плоского листа и хвои.
|
|
|
Самостоятельная работа
Заполнить таблицы: «Сходство и различие в анатомическом строении стебля однодольных и двудольных травянистых растений»; «Сходство и различие в анатомическом строении ствола хвойных и лиственных пород»; «Сходство и различие в анатомическом строении плоского листа и хвои»
|
|
|
Лабораторные работы.
Изучение анатомического строения стеблей однодольных и двудольных растений.
Изучение строения ствола хвойных и лиственных пород.
Изучение особенностей анатомического строения корня, плоского листа и хвои.
|
|
|
| Контрольная работа.
|
|
|
Раздел 3 Физиология растений
|
|
|
|
Тема 3. 1. Общие положения физиологии растений
| Физиология растений, её значение для лесоводства.
|
|
|
Тема 3. 2. Основы физиологии растительной клетки
| Свойства живой материи. Проникновение веществ и воды в клетку. Сосущая сила клетки. Строение цитоплазмы, её избирательная проницаемость.
|
|
|
Тема 3. 3.
Водный режим растений. Устойчивость растений к неблагоприятным условиям среды.
| Значение воды в жизни растений. Поглощение воды из почвы, проведение её по стволу и транспирация.
Засухоустойчивость, газоустойчивость растений. Морозоустойчивость растений и зимостойкость.
|
|
|
Самостоятельная работа
Отношение растений к неблагоприятным условиям среды.
|
|
|
Тема3. 4. Процессы ассимиляции и диссимиляции в растениях
| Сущность процесса фотосинтеза. Хлорофилл, его химическая природа, физические свойства и роль в фотосинтезе. Влияние внешних и внутренних факторов на фотосинтез. Связь фотосинтеза с урожаем.
Автотрофные и гетеротрофные растения.
Процесс дыхания и его значение для растений. Интенсивность дыхания.
Брожение, его виды. Химическая и энергетическая сторона процессов.
|
|
|
Тема 3. 5.
Почвенное
питание
| Усвоение зольных элементов и азота растениями из почвы. Значение макро и микроэлементов для растений. Понятия потребности и требовательности в почвенном питании. Особенности минерального питания деревьев в лесу. Азотное питание растений. Роль микоризы для лесных растений.
|
|
|
Самостоятельная работа
Опишите особенности почвенного питания дерева в лесу по сравнению с растением в поле.
|
|
|
Тема 3. 6.
Рост и развитие растений
| Понятия о росте и развитии растений. Условия, влияющие на рост. Особенности периода покоя. Действие гормонов роста на растение. Тропизмы, настии.
Влияние внешних факторов на развитие растений.
|
|
|
Раздел 4 Систематика растений
|
|
|
|
Тема 4. 1.
Общие положения
Систематики растений
| Задачи и методы систематики растений, её значение в лесоводстве. Краткая история развития систематики растений. Понятие вида и других систематических единиц. Низшие и высшие растения.
|
|
|
Тема 4. 2.
Царство дробянки. Подцарство бактерии
| Бактерии, их строение, размножение, питание, роль в природе и жизни человека.
|
|
|
Самостоятельная работа
Роль бактерий в природе и жизни человека
|
|
|
Тема 4. 3. Царство грибы
| Грибы, их строение, размножение, представители. Значение грибов.
|
|
|
Самостоятельная работа
Составить конспект: «Роль грибов в питании растений и лесном хозяйстве»
|
|
|
Тема 4. 4.
Царство растения. Низшие растения
| Водоросли, их характеристика и классификация.
Отдел зелёные водоросли: строение, размножение, роль.
Отдел лишайники: строение, размножение и роль в природе. Представители лишайников в живом напочвенном покрове.
|
|
|
Практические занятия.
Определение представителей отдела лишайники, изучение их морфологических признаков.
|
|
|
Тема 4. 5. Царство растения. Высшие споровые растения
| Отдел мохообразные: строение, цикл развития и классификация. Представители и роль в образовании растительного покрова различных мест произрастания.
Отделы папоротникообразные, плауновидные, хвощевидные: характеристика, строение, цикл развития.
Представители в напочвенном покрове леса.
|
|
|
Практические занятия.
Определение представителей отдела мохообразные изучение их морфологических признаков.
Определение представителей отделов папоротникообразные, плауновидные, хвощевидные. Изучение их морфологического строения.
|
|
|
Тема 4. 6.
Царство растения.
Высшие семенные
Растения
| Отдел голосеменные: характеристика, цикл развития, представители, значение.
Отдел покрытосеменные: особенности строения и развития. Двойное оплодотворение. Эволюция покрытосеменных.
Классы двудольные и однодольные. Краткая характеристика семейств, составляющих травянисто-кустарниковый покров лесных фитоценозов. Редкие и исчезающие растения региона, их охрана.
|
|
|
Самостоятельная работа
Составить конспект: «Практическое применение растений класса однодольных и двудольных »
|
|
|
Практические занятия
Определение представителей семейств класса Двудольные. Семейство: Гвоздичные, Лютиковые, Крестоцветные, Розоцветные, Бобовые, Кисличные, Зонтичные, Вересковые, Губоцветные, Сложноцветные.
Определение представителей семейств класса Однодольные: Злаки, Осоковые, Ситниковые, Лилейные
|
|
|
| Дифференцированный зачёт
|
|
|
| Максимальная нагрузка,
В том числе:
|
|
|
Обязательная нагрузка
|
|
|
Самостоятельная работа
|
|
|
Настоящий тематический план учебной дисциплины «Ботаника» предусматривает подробное, самостоятельное изучение студентами-заочниками теоретического материала в межсессионный период. На установочном занятии в учебном заведении студентов консультируют по методике выполнения самостоятельной работы с литературой при изучении программного материала, домашних контрольных работ и сбору гербария.
При самостоятельной работе вначале следует изучить методические указания по теме, разделу, основной и дополнительной литературе. После изучения каждой темы, для самоконтроля, постарайтесь ответить на поставленные в методических указаниях вопросы, далее приступить к выполнению двух контрольных работ.
Одновременно с работой над разделом «Систематика растений» надо собирать и изучать лесные травянистые растения. Всего в систематическом гербарии должно быть не менее 60 видов, методические рекомендации изложены после четвертого раздела.
Результатом положительного освоения дисциплины «Ботаника» является дифференцированный зачёт.